НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край) от 31.01.2020 № 2А-246/20

Дело № 2а-246/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе председательствующего судьи Суворова Д.А.,

при секретаре Ненашевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к Софриновой Елене Валерьевне о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю обратилась в суд с иском к административному ответчику о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 12400 рублей 00 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 13296 рублей 00 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 46 рублей 71 копейка, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 50 рублей 08 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 года в размере 263 рубля 02 копейки, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 1499 рублей 19 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 530 рублей 19 копеек. Всего на общую сумму 28 085 рублей 19 копеек.

В обоснование иска указано, что ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как ему принадлежит на праве собственности следующий объект недвижимости:

- жилой дом с кадастровым номером ***, площадью 136,90 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Доля в праве 1/2.

Указанное имущество в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации является объектом налогообложения. Ставки налога установлены указанным законом.

Сумма налога на имущество за 2016 год составила 12400 рублей. Налогоплательщик не произвел уплату налога на имущество физических лиц в установленные законом сроки. В связи с возникновением недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. начислены пени в размере 46 рублей 71 копейка.

Сумма налога на имущество за 2017 год составила 13296 рублей. Налогоплательщик не произвел уплату налога на имущество физических лиц в установленные законом сроки. В связи с возникновением недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 г. начислены пени в размере 50 рублей 08 копеек.

На сегодняшний день задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 12400 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 46 рублей 71 копейка, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 13296 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 50 рублей 08 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 года в размере 263 рубля 02 копейки, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 1499 рублей 19 копеек, по пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 530 рублей 19 копеек не погашена.

В связи с неуплатой налогов в установленный законом срок ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2015 год (л.д. 10-12).

Административным истцом в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 10237 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 4632 рубля 13 копеек (л.д. 16-17).

Налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2016-2017 года было направлено в адрес ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 15).

Административным истцом в адрес ответчика направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об оплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 25696 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 96 рублей 79 копеек (л.д. 18, 19).

Требования оставлены ответчиком Софриновой Е.В. без исполнения.

09.04.2019 г. налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 8 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 53-56).

13.04.2019 г. мировым судьей судебного участка № 8 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края вынесен судебный приказ № 2а-873/2019 о взыскании с Софриновой Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю задолженности по налогу на имущество физического лица и пени в размере 28085 рублей 23 копейки (л.д. 57).

В связи с поступившими возражениями должника (л.д. 58) относительно исполнения судебного приказа 25.04.2019 г. определением мирового судьи судебного участка № 8 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края судебный приказ № 2а-873/2019 от 13.04.2019 г. отменен (л.д. 7, 59).

Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

По настоящее время задолженность ответчиком не погашена. В связи с этим административный истец обратился с исковым заявлением в суд.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ1 в судебное заседание не явилась, до начала судебного заседания представила письменные возражения, в которых просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме, указав, что налог на имущество по объекту, расположенному по адресу: <адрес> налоговой инспекцией *** по <адрес> исчислен из учета инвентаризационной стоимости на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 г. на основании ст. 402 и ст. 404 НК РФ. Считает применение данного расчета налога на имущество к указанному объекту недвижимости неправомерным, так как дата ввода данного объекта в эксплуатацию осуществлена до 1 марта 2013 года, что подтверждает невозможность применения налоговой инспекцией № 14 по Алтайскому краю данных об инвентаризационной стоимости до 1 марта 2013 года к расчету налога на имущество по данному объекту. Также указывает, что инвентаризационная стоимость, установленная после ДД.ММ.ГГГГ, может быть рассчитана исключительно для целей, не связанных с налогообложением объектов недвижимости.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся представителя административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом о проведении судебного заседания.

Исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу части 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно абз. 1, 2 ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

При этом, согласно части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

При рассмотрении дела судом установлено, что ответчик в 2016-2017 году являлась владельцем следующего объекта недвижимости:

- жилой дом с кадастровым номером *** площадью 136,90 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Доля в праве 1/2 ( л.д. 61).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в законную силу с 01.01.2015 г., налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, к которым в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 401 настоящего Кодекса относятся квартира, жилой дом, гараж, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения в силу пункта 1 статьи 402, вступившей в силу с 01.01.2015, Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 402 НК РФ).

Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 13.12.2018 № 97-ЗС "Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 (статья 404 НК РФ, вступившая в силу с 01.01.2015).

Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 НК РФ, вступившая в силу с 01.01.2015).

В соответствии с пунктом 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2015, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В силу ч. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2015, налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Учитывая указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик обязан уплачивать налог на имущество физических лиц за 2016-2017 год.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 75781778 от 21.08.2018 г. о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2016-2017 года (л.д. 13, 15).

В связи с несвоевременной уплатой налога административным истцом в адрес ответчика направлено требование № 58391 по состоянию на 19.12.2018 г. об оплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 25696 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 96 рублей 79 копеек со сроком исполнения до 22.01.2019 г. (л.д. 18-19). Данное требование направлено путем выгрузки в личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается соответствующим скриншотом из программы АИС Налог-3 Пром.

Требование оставлено ответчиком Софриновой Е.В. без исполнения.

09.04.2019 налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 8 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 53-56).

13.04.2019 г. мировым судьей судебного участка № 8 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края вынесен судебный приказ № 2а-873/2019 о взыскании с Софриновой Е.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю задолженности по налогу на имущество физического лица и пени в размере 28085 рублей 23 копейки (л.д. 57).

В связи с поступившими возражениями должника (л.д. 58) относительно исполнения судебного приказа 25.04.2019 г. определением мирового судьи судебного участка № 8 Индустриального района г. Барнаула Алтайского края судебный приказ № 2а-873/2019 от 13.04.2019 г. отменен (л.д. 7, 59).

Согласно ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С иском в суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-6), то есть в срок, предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации.

Административный истец просит взыскать задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 год в отношении следующего объекта недвижимости в размере:

- жилой дом с кадастровым номером *** площадью 136,90 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Доля в праве 1/2.

Инвентаризационная стоимость жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, согласно ответу Сибирского филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", составляет 2028408,48 рублей (л.д. 64, 66).

Коэффициент-дефлятор на 2016 год установлен приказом Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 77 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год" в размере 1,329.

Коэффициент-дефлятор на 2017 год установлен приказом Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год" в размере 1,425.

Согласно Решению Барнаульской городской Думы (далее Решение) № 375 от 07.11.2014 (с дополнениями и изменениями), действовавшему до 31.12.2019 г., были установлены налоговые ставки в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в следующих размерах: Жилой дом, квартира, комната, объект незавершенного строительства (в случае, если проектируемым назначением такого объекта является жилой дом), единый недвижимый комплекс (в состав которого входит хотя бы один жилой дом) до 300000 руб. - налоговая ставка - 0,1 %, свыше 300000 руб. до 500000 руб. налоговая ставка - 0,225%, свыше 500000 руб. до 800000 руб. налоговая ставка - 0,5 %, свыше 800000 руб. до 1500000 руб. налоговая ставка - 0,88 %, свыше 1500000 руб. до 3000000 руб. налоговая ставка - 0,92 %, свыше 3500000 руб. налоговая ставка - 1,5 %.

Административным истцом приведен расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год: налоговая база = инвентаризационная стоимость х коэффициент-дефлятор = 2028408,48 рублей х 1,329=2695754 рубля.

- 2695754 рубля (налоговая база) х 1/2 (доля в праве) х 0,92 % (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения) = 12400 рублей.

Административным истцом приведен расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год: налоговая база = инвентаризационная стоимость х коэффициент-дефлятор = 2028408,48 рублей х 1,425=2890482 рубля.

- 2890482 рубля (налоговая база) х 1/2 (доля в праве) х 0,92 % (налоговая ставка) х 12/12 (количество месяцев владения) = 13296 рублей.

Итого налог на имущество физических лиц за 2016-2017 года: 25696 рублей.

Довод административного ответчика о неправильном определении инвентаризационной стоимости при расчете налога на имущество физических лиц является необоснованным в связи со следующим.

В соответствии с п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 статьи 402 Кодекса, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Установленный статьей 404 Кодекса порядок определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в налоговые органы до 01.03.2013.

Указанное ограничение применения сведений об инвентаризационной стоимости имущества обусловлено тем, что начиная с 01.01.2013 на основании Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный технический учет объектов недвижимости не осуществляется.

Нормы законодательства не содержат оснований для применения в целях налогообложения сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, представленных в налоговые органы после 01.03.2013, в том числе в отношении объектов капитального строительства в случае их реконструкции, за исключением исправления ошибок, допущенных в значении инвентаризационной стоимости.

Кроме того, инвентаризационная стоимость объекта может быть изменена при обнаружении ранее допущенных ошибок в её расчете (письмо ФНС России от 17.01.2017 г. № БС-4-21/579@).

Таким образом, изменение значения параметров объекта недвижимости, влияющих на размер инвентаризационной стоимости, после 1 марта 2013 г. не является основанием для изменения налоговой базы и перерасчета налога на имущество физических лиц, исчисленного исходя из инвентаризационной стоимости.

Вместе с тем, указанный расчет суд признает неверным, по следующим основаниям.

Налоговым органом расчет задолженности произведен, исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимости. Однако принимая во внимание конкретные обстоятельства дела и правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 года № 10-П (Для недопущения существенного (во всяком случае - в два раза и более) различия в размере налога на имущество физических лиц (в отношении одного и того же объекта налогообложения за один и тот же налоговый период) в зависимости от разных показателей налоговой базы (инвентаризационной и кадастровой стоимости), а также соответствующих им размеров налоговых ставок, то есть для недопущения ситуаций, свидетельствующих о несправедливом налогообложении имущества граждан, следует исходить из того, что, если применительно к конкретному налогооблагаемому объекту недвижимости уже установлена кадастровая стоимость, хотя она еще официально не используется в субъекте Российской Федерации для целей налогообложения, в качестве приемлемого правового инструмента может рассматриваться применение такой стоимости (в отсутствие установленных в надлежащем порядке фактов ее недостоверности) с учетом соответствующего размера налоговой ставки), суд приходит к выводу о наличии оснований для исчисления суммы налога на имущество физических лиц в отношении жилого дома с кадастровым номером 22:63:030223:188 с использованием сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости и соответствующего размера налоговой ставки, поскольку сумма налога, исчисленная налоговым органом, исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, предоставленной Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю,кадастровая стоимость жилого дома с кадастровым номером *** на 01.01.2016 г. составляет 2869024,25 рублей (л.д. 47), на 01.01.2017 г. составляет 2869024,25 рублей (л.д. 46). Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 26.03.2015 (л.д. 46, 47). Дата определения кадастровой стоимости 25.03.2015, дата утверждения кадастровой стоимости 26.03.2015 (л.д. 46, 47).

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Согласно п. 5 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2016 год:

2869024, 25 (кадастровая стоимость) : 136,90 (площадь жилого дома) х 50 кв. м.= 1047854 - величина кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома.

Налоговая база: 2869024, 25 (кадастровая стоимость) - 1047854 - (кадастровая стоимость 50 кв. м. общей площади жилого дома) = 1821170 рублей 25 копеек налоговая база.

1821170 рублей 25 копеек (налоговая база) х 0,1 % (налоговая ставка) х1/2 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения) = 911 рублей.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2017 год:

2869024, 25 (кадастровая стоимость) : 136,90 (площадь жилого дома) х 50 кв. м.= 1047854 - величина кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади жилого дома.

Налоговая база: 2869024, 25 (кадастровая стоимость) - 1047854 - (кадастровая стоимость 50 кв. м. общей площади жилого дома) = 1821170 рублей 25 копеек налоговая база.

1821170 рублей 25 копеек (налоговая база) х 0,1 % (налоговая ставка) х1/2 (доля в праве) х 12/12 (количество месяцев владения) = 911 рублей.

Согласно ч. 6 ст. 52 Налогового кодекса РФ сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Итого с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 год в размере 1822 рубля.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствие со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В силу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу ч. 4 ст. 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Кроме того, из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Как следует из материалов дела, административный истец просит взыскать с ответчика задолженность:

- по пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 в размере 46 рублей 71 копейка, приводит следующий расчет (л.д. 4):

Пеня по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12400 руб. (недоимка) х 7,50% / 300 х 13 (дни просрочки) = 40 рублей 30 копеек; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12400 руб. (недоимка) х 7,75% / 300 х 2 (дни просрочки)= 6 рублей 41 копейка. Итого 46 рублей 71 копейка.

- по пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 в размере 50 рублей 08 копеек, приводит следующий расчет (л.д. 4):

Пеня по налогу на имущество физических лиц за 2017 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13296 руб. (недоимка) х 7,50% / 300 х 13 (дни просрочки) = 43 рубля 21 копейка; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 13296 руб. (недоимка) х 7,75% / 300 х 2 (дни просрочки)= 6 рублей 87 копеек. Итого 50 рублей 08 копейка.

С учетом того, что налог на имущество физических лиц за 2016-2017 года исчислен судом, исходя из сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, расчет пени за вышеуказанный период следует произвести в соответствии с рассчитанной недоимкой по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 года.

Расчет пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год:

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 911 руб. (недоимка) х 7,50% / 300 х 13 (дни просрочки) = 2 рубля 96 копеек; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 911 руб. (недоимка) х 7,75% / 300 х 2 (дни просрочки)= 0 рублей 47 копеек. Итого 3 рубля 43 копейки.

Расчет пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год:

- за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 911 руб. (недоимка) х 7,50% / 300 х 13 (дни просрочки) = 2 рубля 96 копеек; за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 911 руб. (недоимка) х 7,75% / 300 х 2 (дни просрочки)= 0 рублей 47 копеек. Итого 3 рубля 43 копейки.

Всего с административного ответчика подлежат взысканию пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017 года в размере 6 рублей 86 копеек

Также административный истец просит взыскать пени по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 года в размере 263 рубля 02 копейки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в размере 1499 рублей 19 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 530 рублей 19 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указывая, чтопени по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 года в размере 263 рубля 02 копейки, 1499 рублей 19 копеек, 530 рублей 19 копеек образовались в связи с несвоевременной уплатой налогов за 2012, 2013, 2014, 2015 года.

Вместе с тем, согласно ответу Межрайонной ИФНС России *** по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ*** б/н, задолженность по налогу на имущество с физических лиц за 2012 год списана в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ; за 2013 год списана в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ; за 2014 год по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не погашена; за 2015 год списана по решению о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам от ДД.ММ.ГГГГ.

Инспекция обращалась за принудительным взысканием задолженности по налогу на имущество с физических лиц за 2012-2015 года:

- по недоимке за 2012 год выписан исполнительный лист № ВС ****** от ДД.ММ.ГГГГ;

- по недоимке за 2014 год вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ***а-2785/2017, который впоследствии отменен;

- по недоимке за 2015 год вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ***а-1167/2017, который впоследствии отменен.

Административным истцом не представлено доказательств взыскания с административного ответчика налога на имущество физических лиц за 2012-2015 год.

Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

На основании вышеизложенного, налоговый орган не вправе начислять пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2012-2015 год.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ) признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогу на имущество, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Следовательно, по состоянию на 01 января 2015 года у налогоплательщика - физического лица может иметься недоимка (налог, не уплаченный в установленный законодательством о налогах и сборах срок) только за налоговые периоды, предшествующие 2014 году по указанному налогу.

Таким образом, положения ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ распространяются на пени, начисленные на недоимки по земельному налогу, образовавшиеся у физических лиц за налоговые периоды до 01.01.2015 года, в связи с чем такие пени признаются безнадежными к взысканию и не могут быть взысканы с налогоплательщика - физического лица.

Поскольку сама недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2012-2013 года в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ признана административным истом безнадежной ко взысканию, то и пени, начисленные на данную недоимку признаются безнадежными к взысканию.

Учитывая изложенное, заявленные исковые требования о взыскании пени по недоимке по налогу на имущество физических лиц за 2012-2013 года удовлетворению не подлежат.

Разрешая требования административного истца о взыскании с Софриновой Е.В. пени по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015 года суд учитывает, что согласно ответу на запрос суда недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 год была взыскана судебным приказом от 15.10.2017 № 2а-2785/2017, который впоследствии отменен; недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015 год взыскана судебным приказом от 23.06.2017 № 2а-1167/2017, который также впоследствии отменен.

Учитывая, что пеня может быть начислена на недоимку по налогу, право на взыскание которой не утрачено, срок для его принудительного взыскания не пропущен, тогда как доказательств того, что истцом не утрачено право на взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 года, на которую начислена пеня за период с 01.12.2015 по 24.05.2017 (недоимка за 2014 год), за период с 02.12.2016 по 24.05.2017 (недоимка за 2015 год), не представлено, суд отказывает в удовлетворении требований в указанной части.

Таким образом, с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 911 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 3 рубля 43 копейки, недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 911 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 3 рубля 43 копейки, а всего 1828 рублей 86 копеек.

В силу положений п. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей подлежит уплате государственная пошлина в размере - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

В случае удовлетворения административного иска в полном объеме с ответчика подлежала взысканию госпошлина в размере:

800 рублей + (3% от 8085 рублей 19 копеек = 242 рубля 56 копеек) = 1042 рубля 56 копеек.

Поскольку требования административного истца удовлетворены частично на 6,51%, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере: 1042 рубля 56 копеек х 6,51% = 67 рублей 87 копеек.

Руководствуясь ст.ст.175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к Софриновой Елене Валерьевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, пени по налогу на имущество физических лиц удовлетворить частично.

Взыскать с Софриновой Елены Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2016-2017 года в размере 1822 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 6 рублей 86 копеек, а всего взыскать 1828 рублей 86 копеек.

Взыскать с Софриновой Елены Валерьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход муниципального образования городского округа - город Барнаул государственную пошлину в размере 67 рублей 87 копеек.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края.

Судья Д.А. Суворов

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2020 года

Верно, судья

Д.А. Суворов

Секретарь

Е.В. Ненашева

Подлинник решения находится в Индустриальном районном суде г. Барнаула в материалах административного дела № 2а-246/2020

УИД 22RS0065-02-2019-005216-48

14.02.2020 решение в законную силу не вступило

Секретарь Е.В. Ненашева