НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иловлинского районного суда (Волгоградская область) от 30.11.2020 № 2А-694/20

Дело № 2а-694/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Иловля 30 ноября 2020 года

Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Ревенко О.В.,

при секретаре Савиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области к Лысенко Ю. Н. о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области) обратилась в Иловлинский районный суд с административным иском к Лысенко Ю.Н. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций.

В обоснование иска указано, что Лысенко Ю.Н. является плательщиком транспортного налога. Объектом налогообложения по транспортному налогу является автомобиль KIA LD, государственный регистрационный знак , ПТС 39МО79609005032008Z, VIN: XWELD225380000144, 2008 года выпуска.

Задолженность по транспортному налогу образовалась в связи с отсутствием оплаты а 2015, 2016, 2017 годы и составляет <данные изъяты>. Уведомлениями № 28038431 от 12 июля 2018 года, № 28287739 от 1 декабря 2017 года, № 81983521 от 29 июля 2016 года до налогоплательщика были доведены размер налоговой базы, ставки налога, их размер и сроки уплаты.

В установленные действующим законодательством сроки, обязанность по уплате соответствующих сумм задолженности налогоплательщиком выполнена не была, в связи с чем ответчику были направлены требования об уплате налогов и налоговое уведомление.

В установленный законом срок административный истец обращался с заявлениями о вынесении судебных приказов о взыскании задолженности по транспортному налогу с административного ответчика за указанные периоды. Судебные приказы были отменены мировым судьей в связи с поступившими от должника возражениями.

До настоящего времени обязанность по уплате задолженности по налогам не исполнена, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области обратилась в суд с данным административным исковым заявлением и просит взыскать с Лысенко Ю.Н. транспортный налог в размере <данные изъяты>, пери в размере <данные изъяты>.

Административный истец – МИФНС России №5 по Волгоградской области надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представитель административного истца в судебное заседание не явился. В административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя административного истца. От административного истца поступило уточнение исковых требований, в соответствии с которым просят взыскать с Лысенко Ю.Н. задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>, а всего -<данные изъяты>.

Административный ответчик Лысенко Ю.Н., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства. В предыдущих судебных заседаниях административный ответчик заявлял о непризнании иска, мотивируя тем, что задолженность по транспортному налогу им погашена в добровольном порядке.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку их явка в судебное заседание не признана обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьёй 57 Конституции России установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно положениям ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

На основании п.п. 1.п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Частью 2 статьи 44 НК РФ, предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании абз. 2 и абз. 3 ч. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В ч. 1 ст. 48 НК РФ указано, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество, банковской гарантией.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК).

На основании п. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, процентная ставка пени принимается равной - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В силу пункта ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В судебном заседании установлено, что Лысенко Ю.Н. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 5 по Волгоградской области и является плательщиком транспортного налога.

Объектом налогообложения по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы являются автомобиль KIA LD, государственный регистрационный знак , ПТС 39МО79609005032008Z, VIN: XWELD225380000144, 2008 года выпуска (л.д.14-15).

Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлялись уведомления о необходимости уплаты транспортного налога за 2015, 2016 и 2017 годы (л.д.9,11,13).

В связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога, административным истцом административному ответчику по адресу регистрации последнего направлялись требования № 24156 об уплате налога за 2015 год в срок до14 февраля 2017 года, требование № 4418 об уплате налога за 2016 год в срок до 4 апреля 2018 года, требование № 2663 об уплате налога за 2017 года в срок до 1 апреля 2019 года (л.д.8,10,12).

Мировым судьей судебного участка № 78 Волгоградской области – и.о. мирового судьи судебного участка № 125 Волгоградской области по заявлению налогового органа были вынесены судебные приказы от 30 июня 2017 года о взыскании задолженности по налогу за 2015 год, от 16 октября 2018 года о взыскании задолженности по налогу за 2016 год, от 13 сентября 2019 года о взыскании задолженности по налогу за 2017 год (л.д.43,58,72).

На основании определений мирового судьи от 6 марта 2020 года данные судебные приказы были отменены в связи с поступившими от налогоплательщика возражениями (л.д.5,6,7).

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, а в соответствии с пунктом 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящий административный иск в порядке искового производства подан в суд 4 июня 2020 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебных приказов.

Оценивая возражения административного ответчика о том, что задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017 годы им погашена в добровольном порядке, суд исходит из следующего.

Как следует из представленных суду доказательств, в производстве Ворошиловского РО СП УФССП по Волгоградской области, находились

исполнительное производство № 267197/18/34036-ИП о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>, возбужденное на основании исполнительного документа № 2а-135-1233/2017 от 30 июня 2017 года (о взыскании с Лысенко Ю.Н. задолженности по транспортному налогу за 2015 год);

исполнительное производство № 38035/19/34036-ИП о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>, возбужденное на основании исполнительного документа № 2а-135-1693/2018 от 16 октября 2018 года (о взыскании с Лысенко Ю.Н. задолженности по транспортному налогу за 2016 год);

исполнительное производство № 551839/19/34036-ИП о взыскании задолженности в размере <данные изъяты>, возбужденное на основании исполнительного документа № 2а-135-1720/2019 (о взыскании с Лысенко Ю.Н. задолженности по транспортному налогу за 2017 год) (л.д.145-149).

В обоснование своих доводов о погашении задолженности по транспортному налогу за спорные периоды Лысенко Ю.Н. представил выписку из лицевого счета № 4081780111008323441 в Волгоградском отделении Сбербанка № 8621/0449, из которой следовало, что исполнительные документы по исполнительным производствам № 267197/18/34036-ИП и № 551839/19/34036-ИП исполнены, исполнительный документ по исполнительному производству № 38035/19/34036-ИП исполнен частично (л.д.112-115).

Вместе с тем, как следует из копий постановлений СПИ, указанные исполнительные производства были прекращены в связи с отменой исполнительного документа, и по состоянию на дату вынесения постановлений (15 мая 2020 года) задолженность

по исполнительному производству № 551839/19/34036-ИП по основному долгу составляет <данные изъяты>;

по исполнительному производству № 38035/19/34036-ИП – <данные изъяты>;

по исполнительному производству № 267197/18/34036-ИП – <данные изъяты> (л.д.147,148,149).

Из уточнений к административному иску следует, что на сегодняшний день сумма основного долга Лысенко Ю.Н. по транспортному налогу за 2015 год составляет <данные изъяты>, за 2016 год – <данные изъяты>, за 2017 год – <данные изъяты>, а также пени в размере <данные изъяты>.

Таким образом, исходя из совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что задолженность по транспортному налогу до настоящего времени Лысенко Ю.Н. в полном объеме не погашена, в связи с чем доводы Лысенко Ю.Н. об отсутствии у него задолженности по транспортному налогу не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

23 сентября 2016 года в Арбитражный суд Волгоградской области поступило заявление Творогова А.А. о признании Лысенко Ю.Н. несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 25 октября 2016 года заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу о банкротстве Лысенко Ю.Н.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 декабря 2016 года по делу А12-55860/2016 Лысенко Ю.Н. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев.

15 августа 2018 года Арбитражным судом Волгоградской области вынесено определение о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) Лысенко Ю.Н. (л.д.134-136).

Согласно чч. 1 и 2 ст. 213.11 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей. Срок исполнения возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании гражданина банкротом денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей для целей участия в деле о банкротстве гражданина считается наступившим.

Требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Согласно правовой позиции, приведенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

В силу п. 1 ст. 38, п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы.

Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Это означает, что возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последнего дня срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен и уплачен.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога (п. 6 Обзора).

Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Согласно с п. 1 ст. 360 НК РФ для физических лиц, являющихся собственниками транспортных средств, налоговым периодом признается календарный год.

Применительно к транспортному налогу в данном споре налоговый период за 2015 год закончился 31 декабря 2015 года, следовательно, обязанность по уплате данного налога у Лысенко Ю.Н. возникла с 1 января 2016 года и в силу п. 1 ст. 363, ч. 1 ст. 409 НК РФ подлежала исполнению до 1 декабря 2016 года (что следует из налогового уведомления).

Поскольку заявление о признании банкротом подано в указанном платежном периоде, то платеж по транспортному налогу за 2015 год относится к реестровым платежам, а не к текущим, в связи с чем требование административного ответчика о взыскании недоимки по транспортному налогу с Лысенко Ю.Н. за 2015 год в порядке административного судопроизводства в суде общей юрисдикции удовлетворению не подлежит.

В то же время, поскольку налоговый период 2016 года заканчивается 31 декабря 2016 года (ч. 1 ст. 360 НК РФ), то обязанность по уплате транспортного налога у Лысенко Ю.Н. возникает с 1 января 2017 года, следовательно, данный обязательный платеж, а также платеж по транспортному налогу за 2017 год относятся к текущим платежам, возникшим после подачи заявления о признании банкротом, и данные налоговые обязательства подлежат исполнению административным ответчиком на основании направленных налоговым органом уведомлений.

Таким образом, отсутствуют основания для удовлетворения требований о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>.

При этом Лысенко Ю.Н. не подлежит освобождению от уплаты транспортного налога физических лиц за 2016 год и за 2017 год, поскольку данные платежи являются текущими.

Размер транспортного налога за 2016 год и за 2017 года исчислен в полном соответствии с требованиями Закона.

Согласно представленным стороной административного истца расчетам с учетом уточнений, по состоянию на дату вынесения решения Лысенко Ю.Н. имеет задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере <данные изъяты>, за 2017 год – в размере <данные изъяты>, размер пени составляет <данные изъяты> (л.д. 131-133).

Поскольку Лысенко Ю.Н. в установленный законом срок не исполнены обязательства по уплате недоимки по транспортному налогу физических лиц за 2016 год и 2017 год, заявленный налоговым органом административный иск в указанной части подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Учитывая, что административный иск о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворен, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>, что соответствует положениям подп. 1 п.1 ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Волгоградской области к Лысенко Ю. Н. о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций удовлетворить частично.

Взыскать с Лысенко Ю. Н., 14 декабря 1953 года рождения уроженца г. Волгоград, зарегистрированного и проживающего по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, р.п. Иловля, ул. Фабричная, д.16А, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы задолженность по транспортному налогу за 2016 года в размере <данные изъяты>, за 2017 год в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>, а всего на общую сумму <данные изъяты>.

Межрайонной инспекции Федерального налоговой службы № 5 по Волгоградской области в удовлетворении административного иска к Лысенко Ю. Н. в остальной части о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> отказать.

Взыскать с Лысенко Ю. Н. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) О.В. Ревенко

Мотивированное решение составлено 7 декабря 2020 года.

Председательствующий (подпись) О.В. Ревенко