Ильинский районный суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ильинский районный суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-244/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Ильинский 09 ноября 2011 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С.
с участием прокурора Ильинского муниципального района ФИО1
представителей администрации Ильинского муниципального района ФИО2, ФИО3
при секретаре Чижовой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского муниципального района о признании незаконным постановления главы администрации Ильинского муниципального района № 237 от 28.10.2009 года,
У С Т А Н О В И Л :
28.10.2009 года глава администрации Ильинского муниципального района принял постановление № 237 «Об отнесении общеотраслевых профессий рабочих бюджетных учреждений Ильинского муниципального района к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и установлении размеров окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих, а также о компенсационных, стимулирующих и социальных выплат рабочим бюджетных учреждений Ильинского муниципального района», которым утверждено (пункт 1) приложение о размерах окладов рабочих профессий. Размеры окладов установлены от 1477 до 3605 рублей по профессиям шести уровней.
Постановление носит нормативный характер, предусмотрено его официальное опубликование и оно вступило в силу с 01.11.2009 года.
Прокурор считает, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера труда, указанного в части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда, и просит признать недействующей графу 4 в части размеров окладов Приложения к вышеназванному постановлению.
В последующем прокурор изменил требования и просит признать недействующими пункты 1 (в части графы 4 Приложения), 2, 4, 7 Постановления главы администрации Ильинского муниципального района № 237 от 28.10.2009 года.
Свои требования прокурор мотивирует следующим. Пунктом 1 Постановления утверждено Приложение с установлением размеров окладов (графа 4) от 1477 до 3605 рублей по профессиям шести уровней.
Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что оплата труда рабочих бюджетных учреждений Ильинского муниципального района состоит из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что в бюджетных учреждениях Ильинского муниципального района рабочим могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещения профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- иные выплаты компенсационного характера.
Аналогично сформулирован и пункт 7 Постановления, содержащий перечень выплат стимулирующего характера. Четвёртым основанием в перечне указаны «Иные выплаты стимулирующего характера».
Пункты 1 (в части размера окладов, указанных в графе 4 Приложения), 2, 4, 7 Постановления противоречат действующему законодательству и подлежат признанию недействующими по следующим основаниям.
Как вытекает из требований ст. 57 Трудового кодекса РФ, условия оплаты труда работника должны включать в себя размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада), доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
В силу ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы.
На федеральном уровне утверждён Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях и даны разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера.
Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 года № 822 (действует в редакции от 17.09.2010 года) этот Перечень изложен с учётом требований статей 146 - 149 Трудового кодекса Российской Федерации.
Перечень не содержит в своём наименовании отсылочных норм и толкуется по аналогии с нормами трудового законодательства:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и, (или) опасными и иными особыми условиями труда (статья 147 ТК РФ).
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (статья 148 ТК РФ)- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149 ТК РФ).
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.09.2010 года № 810н (действует в редакции от 17.09.2010 года) аналогичный Перечень утверждён для выплат стимулирующего характера, который включает в себя четыре вида выплат:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы.
- выплаты за качество выполняемых работ.
- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет.
- премиальные выплаты по итогам работы.
Решением трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010 года (протокол №10) на 2011 год были приняты единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее Решение).
В Решении указано, что достигнута договорённость о применении видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнями видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, установление размеров выплат компенсационного характера не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права; установление размеров и определение условий осуществления выплат стимулирующего характера коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Таким образом, пункты 1 и 2 Постановления существенно изменили содержание заработной платы по сравнению с действующим законодательством ст.ст.57, 135 ТК РФ, а в пунктах 4 и 7 необходимо исключить фразы «иные выплаты компенсационного характера», «иные выплаты стимулирующего характера».
Введение Постановлением в оборот термина «иные выплаты стимулирующего характера» привело к тому, что при повышении на федеральном уровне размера минимальной оплаты труда, размер тарифной ставки остаётся без изменения, но возрастает доплата до минимального размера оплаты труда, которая расценивается как «иные выплаты стимулирующего характера».
Поскольку размер тарифной ставки не повышается, то доплата до минимального размера оплаты труда выше тарифной ставки (оклада) растёт и в настоящее время выше тарифной ставки.
Вместе с тем, действующим трудовым законодательством не предусмотрен такой вид оплаты труда как доплата до МРОТ.
Предусмотренные в пунктах 4 и 7 постановления «иные выплаты компенсационного характера», «иные выплаты стимулирующего характера» сформулированы с необоснованным установлением исключений из общего порядка для организаций по усмотрению органов местного самоуправления, что является коррупциогенным фактором (подпункт «в» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96).
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, указав также, что в соответствии со ст.ст.151-154 ТК РФ оплата труда за работу в условиях отклоняющихся от нормы должна быть выше, чем за выполненный труд в обычных условиях.
Путем допроса свидетелей установлено, что существующая система оплаты труда, утвержденная оспариваемым Постановлением, не позволяет выплачивать заработную плату с учетом норм трудового кодекса, без доплаты до МРОТ, поскольку оклады занижены. Пункты 4 и 7 оспариваемого Постановления в той части, в которой предусматривают существование иных выплат компенсационного и стимулирующего характера без определения наименования выплат, условий выплат и порядка осуществления выплат, создают ситуацию правового не урегулирования и не определенности в бюджетных учреждениях. Доплата до МРОТ не относится ни к выплатам компенсационного, ни стимулирующего характера, создает неопределенность в сходных бюджетных учреждениях, в связи с чем осуществляется различный подход к начислению заработной платы работников, что создает дискриминационные условия, так как фактически сводится к усмотрению руководителя бюджетного учреждения.
Доводы администрации, что нет оснований увеличить оклады, поскольку это повлечет дополнительное финансирование, являются несостоятельными, поскольку, формируя бюджет, учреждения учитывают в фонде оплаты труда доплаты до МРОТ, а прокуратурой не ставится вопрос, чтобы оклады были равны МРОТ. Таким образом, увеличение окладов позволит сделать прозрачной систему оплаты труда и не отразится на обязательствах администрации в части не увеличения расходов в рамках бюджетного процесса.
Администрация Ильинского муниципального района с заявленными требованиями не согласна, считают, что оспариваемое постановление не противоречит действующему законодательству, в связи с чем в удовлетворении требований прокурора следует отказать, указав своем отзыве следующее.
Статья 12 Конституции РФ закрепляет принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Данное положение раскрывается в Федеральном законе от 06.10.2006 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 53 вышеуказанного закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
Аналогичная норма содержится в части 4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, оспариваемое постановление администрации Ильинского муниципального района издано в пределах полномочий, установленных законом.
В соответствии со ст.144 ТК РФ заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов). Однако на сегодняшний день Правительством РФ базовые оклады заработной платы по профессиональным квалификационным группам не установлены.
Ни федеральным, ни региональным законодательством не устанавливается какое-либо обязательное пропорциональное соотношение размера оклада к размеру доплат.
Позиция прокурора о необходимости исключения из пунктов 4, 7 оспариваемого постановления фраз «иные выплаты компенсационного характера», «иные выплаты стимулирующего характера» и установлении закрытого перечня видов выплат приведет к нарушению ст. 135 ТК РФ.
Администрация муниципального района издала оспариваемое постановление, установив незакрытый перечень видов выплат компенсационного и стимулирующего характера. Муниципальные учреждения в соответствии с постановлением администрации района принимают на своем уровне локальные нормативные правовые акты, в которых могут быть предусмотрены дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера с учетом особенностей отрасли, специфики его деятельности, например, дотации работникам на проезд, дотации на питание и другие.
Не обоснована ссылка прокурора в заявлении на Единые рекомендации, поскольку они для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и могут лишь учитываться при разработке нормативно-правовых актов.
В статье 129 ТК РФ, давая определение понятию «заработная плата», законодатель допускает при правовом регулировании возможность использовать фразы «иные выплаты компенсационного характера» и «иные поощрительные выплаты».
Таким образом, пункты 4 и 7 оспариваемого постановления не противоречат действующему законодательству, а также не устанавливают исключений из общего порядка для организаций по усмотрению органов местного самоуправления, а следовательно, не относятся к коррупциогенным факторам.
Вывод прокурора о том, что оспариваемым постановлением устанавливается «доплата до минимального размера оплаты труда», которая расценивается как «иные выплаты стимулирующего характера» необоснованны, поскольку постановление не содержит такого вида доплат.
Доплата до минимального размера труда, осуществляемая на практике муниципальными учреждениями не относится ни к видам выплат стимулирующего характера, ни к видам выплат компенсационного характера, а является обязанностью работодателя, вытекающей из ст. 133 ТК РФ, в случае, если начисленная заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.
Выслушав доводы прокурора, объяснения представителя главы администрации Ильинского муниципального района, выслушав свидетелей, исследовав представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Аналогичная норма содержится в части 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: в том числе и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, администрация Ильинского муниципального района вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Вопросы оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений Ильинского муниципального района регулируются положениями постановления № 237 «Об отнесении общеотраслевых профессий рабочих бюджетных учреждений Ильинского муниципального района к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и установлении размеров окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих, а также о компенсационных, стимулирующих и социальных выплат рабочим бюджетных учреждений Ильинского муниципального района», которым утверждено (пункт 1) приложение о размерах окладов рабочих профессий. Размеры окладов установлены от 1477 до 3605 рублей по профессиям шести уровней.
Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что оплата труда рабочих бюджетных учреждений Ильинского муниципального района состоит из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что в бюджетных учреждениях Ильинского муниципального района рабочим могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещения профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- иные выплаты компенсационного характера.
Аналогично сформулирован и пункт 7 Постановления, содержащий перечень выплат стимулирующего характера. Четвёртым основанием в перечне указаны «Иные выплаты стимулирующего характера».
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" исключена часть 2 статьи 129 Трудового кодекса РФ, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый Федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Проанализировав приведенные нормы Закона, суд пришел к выводу о том, что федеральный законодатель с 1 сентября 2007 года (статья 6 Федерального закона N 54-ФЗ) допускает установление размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы ниже минимального размера оплаты труда. Между тем, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (статья 133 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
Однако, нормативный правовой акт, устанавливающий базовые оклады, до настоящего времени не принят.
Пунктом 1 постановления № 237, принятым администрацией Ильинского муниципального района 28.10.2009 г. утверждено приложение, которым отнесены общеотраслевые профессии рабочих бюджетных учреждений Ильинского муниципального района к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и установлены размеры окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих, согласно которому установлены размеры окладов по профессиям шести уровней:
Оклад 1-го квалификационного уровня профессиональной группы «Отраслевые профессии рабочих первого уровня» установлен в размере 1477-1639 рублей;
2-го квалификационного уровня- 1576-1741 рубль.
Для профессиональной группы «Отраслевые профессии рабочих второго уровня» установлены следующие оклады:
1-ый квалификационный уровень- 1741-1889руб;
2-ой квалификационный уровень- 2091-2295 руб.;
3-ий квалификационный уровень- 2530 руб.;
4-ый квалификационный уровень-2778-3605 руб.
В ходе судебного заседания установлено, что заработная плата сотрудников бюджетных учреждений Ильинского района полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда выше минимального размера оплаты труда. Данное обстоятельство подтверждается показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО10, исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: расчетом заработной платы МДОУ «Солнышко», МОУДО Детско-юношеская спортивная школа «Обва», детсад «Росинка».
Судом с достоверностью установлено, что работникам бюджетных учреждений Ильинского муниципального района предусматривается доплата, обеспечивающая оплату труда работника не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, в пределах фонда оплаты труда.
Свидетели ФИО7, ФИО9, ФИО10также пояснили, что в тех случаях, когда сотрудниками данных учреждений выполняется работа за пределами норм труда, им рассчитывается заработная плата исходя из оклада и других надбавок, в том случае, если зарплата составила менее МРОТ, производится доплата до МРОТ, затем начисляется уральский коэффициент, после чего производится оплата за сверхурочную работу.
Показания свидетелей подтверждаются расчетом заработной платы МДОУ «Солнышко», МОУДО Детско-юношеская спортивная школа «Обва», детсад «Росинка».
Таким образом, судом установлено, что предусмотренный федеральным законодателем уровень гарантий для работников бюджетных учреждений Ильинского муниципального района, оспариваемым Постановлением не снижен.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что норма пункта 1 в части графы 4 Приложения, введенный в действие Постановлением № 237 от 28.10.2009 года, не противоречит предусмотренному федеральным законодательством уровню гарантий для работников бюджетных учреждений Ильинского муниципального района.
Суд считает, что фактически доводы прокурора свидетельствуют о несогласии с установленным Постановлением администрации Ильинского муниципального района размером окладов.
Между тем, органы местного самоуправления самостоятельны в определении размера и условий оплаты труда работников бюджетных муниципальных учреждений.
Кроме того, прокурор просит исключить из пунктов 4 и 7 оспариваемого Постановления фразы «иные выплаты компенсационного характера» и «иные выплаты стимулирующего характера», поскольку сформулированы с необоснованным установлением исключений из общего порядка для организаций по усмотрению органов местного самоуправления, что является коррупциогенным фактором, а также существование иных выплат компенсационного и стимулирующего характера без определения наименования выплат, условий выплат и порядка осуществления выплат, создают ситуацию правового не урегулирования и неопределенности в бюджетных учреждениях, в связи с чем осуществляется различный подход к начислению заработной платы работников, что создает дискриминационные условия, так как фактически сводится к усмотрению руководителя бюджетного учреждения.
Пунктом 2 Постановления предусмотрено, что оплата труда рабочих бюджетных учреждений Ильинского муниципального района состоит из оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Пунктом 4 Постановления предусмотрено, что в бюджетных учреждениях Ильинского муниципального района рабочим могут быть установлены следующие выплаты компенсационного характера:
-выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
-выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
-выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещения профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- иные выплаты компенсационного характера.
Аналогично сформулирован и пункт 7 Постановления, содержащий перечень выплат стимулирующего характера:
-выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
-выплаты за высокие результаты и качество выполняемых работ;
-премиальные выплаты по итогам работы;
-иные выплаты стимулирующего характера.
Утверждение прокурора, что существование иных выплат компенсационного и стимулирующего характера без определения наименования выплат, условий выплат и порядка осуществления выплат, создают ситуацию правового не урегулирования и неопределенности в бюджетных учреждениях, в связи с чем осуществляется различный подход к начислению заработной платы работников, что создает дискриминационные условия, так как фактически сводится к усмотрению руководителя бюджетного учреждения не нашли подтверждения в ходе судебного заседания.
Как установлено судом, заработная плата сотрудникам бюджетных учреждений начисляется на основании Постановления № 237 от 28.10.2009 года администрации Ильинского муниципального района и коллективных договоров.
Суд пришел к выводу, что, фразы в п. 4 и 7 Постановления «иные выплаты компенсационного характера» и «иные выплаты стимулирующего характера не противоречат действующему законодательству, а также не устанавливают исключений из общего порядка для организаций по усмотрению органов местного самоуправления, а, следовательно, не относятся к коррупциогенным факторам.
Ссылка прокурора на Решение трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.12.2010 года (протокол №10) на 2011 год, которым были приняты единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений не обоснована на законе, поскольку в силу ст. 18 Единых рекомендаций в части применения видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер и могут при разработке муниципальных нормативных правовых актов лишь учитываться.
Законодатель в ст.129 ТК РФ допускает при правовом регулировании возможность использовать фразы «иные выплаты компенсационного характера», «иные поощрительные выплаты».
Согласно ст. 135 ТК РФ система оплаты труда, включающая в себя размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективным договором или внутренними нормативными актами организации.
В законодательстве не определен конкретный перечень стимулирующих выплат. Это означает, что в коллективном договоре или внутреннем нормативном документе (например, положении о премировании) могут быть установлены любые выплаты подобного рода. Их цель - стимулировать работников к повышению профессионального уровня, результатов их деятельности, снизить текучесть кадров, привлечь необходимых специалистов высокой квалификации.
В соответствии с постановлением администрации Ильинского муниципального района № 237 муниципальные учреждения на своем уровне принимают локальные нормативные правовые акты, в которых могут предусмотреть дополнительные выплаты компенсационного и стимулирующего характера с учетом особенностей отрасли, в которой создано учреждение и специфики ее деятельности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором нормативные положения не отменяют и не умаляют закрепленные законодательством о труде права работников бюджетных учреждений Ильинского муниципального района, находящихся на бюджетном финансировании, соответствуют конституционным нормам и требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования прокурора не могут быть признаны обоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований прокурора Ильинского района о признании пунктов 1 ( в части графы 4 Приложения), 2, 4 и 7 Постановления главы администрации Ильинского муниципального района № 237 от 28.10.2009 года «Об отнесении общеотраслевых профессий рабочих бюджетных учреждений Ильинского муниципального района к квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих и установлении размеров окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих, а также о компенсационных, стимулирующих и социальных выплат рабочим бюджетных учреждений Ильинского муниципального района» недействующими- отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: И.С. Шляпина