Дело № 2а-20/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 января 2019 года пос. Ильинский
Ильинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пономарицыной Я.Ю.,
при секретаре судебного заседания Пчельниковой С.А.,
с участием административного ответчика Бородулиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Пермскому краю к Бородулиной Надежде Викторовне о взыскании налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени по налогам,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 с требованием о взыскании задолженности за 2016 год по налогу на имущество физических лиц в размере 6 203 рубля 00 копеек, земельного налога с физических лиц в размере 354 рубля 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 120 рублей 13 копеек, пени по земельному налогу в размере 6 рублей 86 копеек, на общую сумму 6683 рубля 99 копеек.
Требования мотивированы тем, что административный ответчик являлась собственником недвижимого имущества и в соответствии со ст.ст. 357, 388, 399 НК РФ является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц и обязана своевременно и в полном объеме вносить в бюджет причитающиеся к уплате суммы налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ должнику начислена пеня за неуплату налога в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
ФИО1 направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты налогов не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налог был не уплачен, в связи с чем ФИО1 направлено требование на уплату налогов и пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком добровольного погашения задолженности - ДД.ММ.ГГГГ. Однако в указанный срок суммы налогов и пени уплачены не были.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании требования в части уплаты налога на имущество не признала, пояснила, что действительно все указанное имущество принадлежит ей на праве собственности, однако считает, что инвентаризационная стоимость объектов недвижимости указанная в уведомлении является завышенной. С суммой задолженности по земельному налогу согласна в полном объеме.
Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п. 5 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 284-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым, введена глава 32 - налог на имущество физических лиц. Согласно названной главе налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой. Объектом налогообложения признаются, среди прочего, расположенные в пределах муниципального образования здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 400 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента - дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 403 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования.
Исчисление налогов производится налоговыми органами, налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
В соответствии со ст. 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Из материалов дела следует, что в 2016 году у ФИО1 находились в собственности объекты недвижимости: жилой дом по адресу <адрес>; жилой дом по адресу <адрес> (1/6 доли); жилой дом по адресу: <адрес>(л.д. 14-15).
Решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены ставки налога за 2016г. - 1,1%, 0,22%.
Административному ответчику начислен налог на имущество за 2016 год в размере 6 203 рубля 00 копеек, направлено уведомление по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8,9).
Налог был не уплачен, в связи с чем ФИО1 направлено требование на уплату налогов и пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком добровольного погашения задолженности - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Задолженность до настоящего времени ответчиком не погашена (л.д. 24,25).
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу п. 4 ст. 391 НК РФ, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В этой связи изменение категории земли, к которой принадлежит земельный участок, или изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка.
В силу ст.393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2016 году являлась собственником земельных участков, находящихся по адресу: <адрес> и <адрес>, и в соответствии со ст. 388 НК РФ является плательщиком земельного налога за 2016 год (л.д. 14-15).
На основании Положения о земельном налоге на территории <адрес>, ставка земельного налога за указанные земельные участки за 2016г. - 0,3%.
Административному ответчику начислен налог на имущество за 2016 год в размере 354 рубля 00 копеек, направлено уведомление по сроку уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8,9).
Налог был не уплачен, в связи с чем ФИО1 направлено требование на уплату налогов и пени № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком добровольного погашения задолженности - ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Задолженность до настоящего времени ответчиком не погашена (л.д. 24,25).
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
По смыслу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суде общей юрисдикции или арбитражные суды.
На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 2 ст. 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Мировым судьей судебного участка № Ильинского судебного района <адрес> на основании заявления инспекции ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ №а-1552/2018 о взыскании налогов и пени с ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Ильинского судебного района <адрес> вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями ответчика относительно исполнения судебного приказа.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Суд считает, что требование налогового органа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельного налога с ФИО1 законно и обоснованно, подлежит удовлетворению.
Довод ответчика ФИО1 о завышении налоговой базы в связи с неправильным определением инвентаризационной стоимости объектов налогообложения суд признает несостоятельным.
Так, из положений статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 284-ФЗ следует, что определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не производится, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 9.1 статьи 85 НК РФ (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ), органы, осуществляющие государственный технический учет, обязаны ежегодно до 01 марта представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 01 января текущего года.
В соответствии Порядком оценки строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 87 "Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности" обязанность по определению инвентаризационной стоимости возложена на местные бюро технической инвентаризации.
Налоговые органы не наделены полномочиями по проверке достоверности или изменению сведений об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке.
В соответствии со статьей 404 НК РФ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в случаях определения налоговой базы объекта налогообложения из его инвентаризационной стоимости, налоговый орган использует данные об инвентаризационной стоимости, представленные в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание изложенное, учитывая наличие у налогового органа сведений об инвентаризационной стоимости объектов - жилых домов, исчисление налога на имущество физических лиц за 2016 год, исходя из указанной инвентаризационной стоимости объекта, не противоречит положениям статьи 404 НК РФ.
При этом налоговая ставка определена налоговым органом согласно положению о налоге на имущество физических лиц в Ильинском муниципальном районе <адрес>, утвержденном решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Доказательств, подтверждающих доводы о завышении инвентаризационной стоимости объектов налогообложения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, 2017 годов, не представлено, а указанная ответчиком стоимость по состоянию на 2008, 2010 и 1996 года не может быть принята во внимание, так как налог исчисляется исходя из данных об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 01 января каждого года, представленных органами технической инвентаризации. В свою очередь исполнителями работ по оценке объектов налогообложения являются местные бюро технической инвентаризации, которые предоставляют в налоговый орган информацию о налоговой базе объектов, необходимую для исчисления налога на имущество физических лиц в соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" от ДД.ММ.ГГГГ N 2003-1.
При несогласии ответчика с установленной органом технической инвентаризации стоимостью имущества, последний не лишен возможности оспорить ее размер, в том числе и в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 400 рублей 00 копеек.
На основании изложенного руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
р е ш и л:
исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю удовлетворить.
Взыскать с Бородулиной Надежды Викторовны в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 9 по Пермскому краю задолженность:
- по налогу на имущество физических лиц в сумме 6 203 (шесть тысяч двести три) рубля 00 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 120 (сто двадцать) рублей 13 копеек,
- по земельному налогу с физических лиц в размере 354 (триста пятьдесят четыре) рубля 00 копеек, пени по налогу в размере 6 (шесть) рублей 86 копеек.
Взысканные суммы подлежат перечислению на р/счет № 40101810700000010003; Банк получателя: Отделение Пермь, БИК 045773001; Получатель УФК России по Пермскому краю (Межрайонная ИФНС России № 9 по Пермскому краю) ИНН 5907005546, КПП 590701001;
КБК 18210601030131000110 - налог на имущество физических лиц,
КБК 18210601030132100110 - пени по налогу на имущество физических лиц.
КБК 18210606043131000110 - земельный налог.
КБК 18210606043132100110 - пени по земельному налогу.
Взыскать с Бородулиной Надежды Викторовны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 копеек.
На решение суда в течение месяца может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Я.Ю. Пономарицына