Илекский районный суд Оренбургской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Илекский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-770/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Илек 19 августа 2011 года
Судья Илекского районного суда Оренбургской области Мругова Л.К.,
с участием: представителя истца помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., представителя администрации муниципального образования сельсовет Крючкова В.Г.,
при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО сельсовет и обязании оборудовать автомобильные дороги искусственными неровностями в местах массового пребывания,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО сельсовет и обязании оборудовать автомобильные дороги искусственными неровностями в местах массового пребывания, указав в заявлении, что прокуратурой Илекского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлены нарушения в части непринятия мер по установлению на автомобильных дорогах местного значения искусственных неровностей на территории .
Установлено, что искусственные неровности на напротив МОУ «» отсутствуют, что существенно влияет на безопасность участников дорожного движения, которыми являются учащиеся школ, в том числе несовершеннолетние, их родители, педагоги.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (в ред. 18.07.2011 - далее Федеральный закон № 257-ФЗ) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 части 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 11.07.2011 - далее по тексту Федеральный закон № 196-ФЗ) "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 года № 295-ст, утвержден Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52605 - 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» (далее - Национальный стандарт РФ), согласно пункту 6.2 которого искусственная неровность - специально устроенное возвышение на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенное перпендикулярно к оси дороги, - устанавливаются: перед детскими и юношескими учебно - воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах.
В соответствии с разделом 7 Национального стандарта РФ участки дорог, на которых устроены искусственные неровности, следует оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290, ГОСТР51256.
Однако, в нарушение вышеуказанных требований администрацией муниципального образования сельсовет, обеспечивающей согласно Уставу муниципального образования исполнение полномочий органов местного самоуправления сельсовета по решению вопросов местного значения, при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в ущерб безопасности дорожного движения в пренебрёг необходимостью применения Национального стандарта РФ и не принял меры по обустройству автомобильной дороги местного значения - искусственными неровностями, в местах массового пребывания неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, в том числе несовершеннолетних, учащихся образовательного учреждения - напротив МОУ «».
В результате невыполнения администрацией сельсовета требований Национального стандарта РФ указанная улица в местах движения неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, по пути в образовательное учреждение и обратно до настоящего времени не оборудована такими элементами обустройства как искусственные неровности - специально устроенные возвышения на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенные перпендикулярно к оси дороги.
Несоблюдение администрацией сельсовета требований Национального стандарта РФ в части оборудования автомобильной дороги по. , а так же напротив МОУ «» искусственными неровностями влияет на снижение уровня безопасности дорожного движения, особенно по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в том числе и детского.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 196-ФЗ задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения ДТП и снижение тяжести их последствий.
Согласно информации ОМВД РФ по на территории муниципального образования сельсовет, в которое входит , специально устроенные возвышенности на проезжей части для принудительного снижения скорости движения отсутствуют.
Обустройство напротив МОУ «» искусственными неровностями - специально устроенных возвышений на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенными перпендикулярно к оси дороги приведёт к улучшению безопасности дорожного движения и будет являться одной из мер профилактики дорожно - транспортного травматизма, в том числе и детского.
Неисполнение органом местного самоуправления - администрацией сельсовета полномочий в сфере дорожной деятельности в указанной части создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан -участников дорожного движения - на охрану их жизни, на безопасное дорожное движение, в том числе и нарушение прав несовершеннолетних, обучающихся в МОУ «».
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельсовет, выразившееся в непринятии мер по оборудованию искусственной неровностью , а так же напротив МОУ «».
Обязать администрацию муниципального образования сельский устранить нарушения Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605 - 2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 года № 295-ст, путём оборудования , напротив МОУ « , напротив МОУ «» искусственными неровностями в соответствии с ГОСТом Р 52605-2006 и участок дороги , оборудовать дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256.
В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. на исковых требованиях прокурора Илекского района Оренбургской области настаивала и просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель администрации МО сельский совет глава администрации МО сельсовет Крючков В.Г. исковые требования прокурора не признал, показав, что он избран главой муниципального образования сельсовет в октябре 2010 года. Все улицы , в том числе относится к уличной сети, и являются дорогами местного значения. Содержание указанных дорог возложено финансовыми расходными обязательствами администрации сельсовета. Ему известно, что Советом депутатов сельсовета первого созыва принималось решение об обустройстве автомобильных дорог расположенных вдоль и , т.е. искусственными неровностями. В настоящее время около школы установлен дорожный знак «Искусственная неровность». В 2010 году администрацией сельсовета устанавливался размер необходимых денежных средств на установку искусственных неровностей возле школ. Одно подобное устройство обойдется бюджету сельсовета в рублей, кроме того необходимо будет оборудовать и соответствующими дорожными знаками. В бюджете 2011 года на содержание дорожной уличной сети заложены денежные средства в размере более рублей. Монтаж искусственных неровностей планируется проводить на следующий год, так как в этом году свободных денежных средств в бюджете сельсовета нет. К тому же , на которой расположен вход в является закрытой улицей от движения и в этом участке дорог, массового скопления людей не бывает.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с положениями ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 18.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон) установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 12 Закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Суд соглашается с доводами прокурора, что обустройство , и напротив МОУ «» искусственными неровностями - специально устроенных возвышений на проезжей части для принудительного снижения скорости движения, расположенными перпендикулярно к оси дороги приведёт к улучшению безопасности дорожного движения и будет являться одной из мер профилактики дорожно - транспортного травматизма, в том числе и детского.
Неисполнение органом местного самоуправления - администрацией сельсовета полномочий в сфере дорожной деятельности в указанной части создает угрозу нарушения прав неопределенного круга граждан -участников дорожного движения - на охрану их жизни, на безопасное дорожное движение, в том числе и нарушение прав несовершеннолетних, обучающихся в .
Согласно пункту 6.2 "Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения. ГОСТ Р 52605-2006", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 N 295-ст искусственные неровности устраивают перед детскими и юношескими учебно-воспитательными учреждениями, детскими площадками, местами массового отдыха, стадионами, вокзалами, магазинами и другими объектами массовой концентрации пешеходов, на транспортно-пешеходных и пешеходно-транспортных магистральных улицах районного значения, на дорогах и улицах местного значения, на парковых дорогах и проездах; от 10 до 15 метров до наземных нерегулируемых пешеходных переходов у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, детских площадей, мест массового отдыха, стадионов, вокзалов, крупных магазинов, станций метрополитена; с чередованием через 50 метров друг от друга в зоне действия знака 1.23 "Дети".
Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля С.М.М. следует что он работает госинспектором оГИБДД МВД РФ по и из проведенного им анализа интенсивности движения транспортных средств по , среднее количество проезжающей техники составляет от 800 до 1200 единиц за сутки, в зависимости от дня недели и времени суток. Считает движение автомобилей и людей в районе массовым, в связи, с чем неоднократно в администрацию сельсовета направлялись рекомендательные письма о сооружении исскуственных неровностей в районе массового скопления людей, то есть напротив школы № и №.
В судебном заседании установлено, что органом ГИБДД в администрацию сельсовета неоднократно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлялись рекомендательные письма о необходимости в применении специальных средствах регулирования дорожного движения –специальных дорожных сооружений искусственная неровность.
Так же было установлено, что в нарушении вышеуказанных правовых норм действующего федерального законодательства на территории МО сельсовет требования Национального стандарта РФ в части оборудования автомобильной дороги по и напротив МОУ искусственными неровностями не исполняются.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие органа местного самоуправления МО сельсовет в данной сфере влияет на снижение уровня безопасности дорожного движения, особенно по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в том числе и детского, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО сельсовет и обязании оборудовать автомобильные дороги искусственными неровностями в местах массового пребывания – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельсовет района, выразившееся в непринятии мер по оборудованию искусственной неровностью и напротив МОУ
Обязать администрацию муниципального образования
сельсовет в срок устранить нарушения федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», национального стандарта РФ ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 года № 295-ст, путем оборудования напротив МОУ , , напротив МОУ искусственными неровностями в соответствии с ГОСТом Р 52605-2006 и оборудовать участок дороги дорожными знаками и дорожной разметкой в соответствии с ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52290 и ГОСТ Р 51256.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский суд через Илекский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Л.К.Мругова
Мотивировочная часть решения изготовлена 23.08.2011
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Л.К.Мругова