НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Иланского районного суда (Красноярский край) от 26.08.2014 № 2-330/2014

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Иланский Красноярского края

 Иланский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Л.В. Сисюра,

 с участием представителя процессуального истца Красноярского природоохранного прокурора - помощника прокурора Иланского района Филимоновой Е.В., действующей на основании поручения (л.д. 104),

 представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Краевого государственного казенного учреждения «Иланское лесничество»Праведная Д.В., действующая на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.135), сроком действия на 1 год (л.д. 135),

 при секретаре Коровиной О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Красноярского природоохранного прокурора, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Омега»(далее ООО «Омега»), об обязании выполнить противопожарные мероприятия,

У С Т А Н О В И Л :

 Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с исковыми заявлениями, в защиту неопределенного круга лиц к ООО «Омега», с требованием обязать ответчика выполнить противопожарные мероприятия.

 Исковые требования мотивированы тем, что, согласно договора № в аренду ответчику передан лесной участок общей площадью № га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный по адресу: <адрес>, кварталы№, имеющий номер в государственном лесном реестре №, предназначенный для заготовки древесины.

 Согласно договора № в аренду ответчику передан лесной участок общей площадью № га, отнесенный к защитным и эксплуатационным лесам, расположенный по адресу: <адрес>, кварталы №, имеющий номер в государственном лесном реестре №, предназначенный для заготовки древесины.

 К вышеуказанным договорам аренды лесных участков, разработаны проекты освоения лесов, получившие положительное экспертное заключение. В проектах освоения лесов установлены виды и объемы необходимых мероприятий по противопожарному обустройству лесов.

 ДД.ММ.ГГГГ проверкой выявлены нарушения, то есть в ДД.ММ.ГГГГ объем противопожарных мероприятий не выполнен.

 По договору № в ДД.ММ.ГГГГ:

 - устройство противопожарных минерализованных полос (ежегодный объем 1,27км)

 - уход за минерализованными противопожарными полосами (ежегодный объем 1,27км);

 - устройство подъездов к источникам водоснабжения (ежегодный объем 1шт);

 - установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград (ежегодный объем 1шт);

 -устройство мест отдыха и курения в лесу(ежегодный объем 1шт.);

 -устройство и размещение стендов, аншлагов (ежегодный объем 1шт.).(л.д.2-5)

 по договору № в ДД.ММ.ГГГГ:

 - устройство противопожарных минерализованных полос (ежегодный объем 23,2км)

 - уход за минерализованными полосами (ежегодный объем 23,2км);

 - устройство подъездов к источникам водоснабжения (ежегодный объем 1шт);

 - установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград (ежегодный объем 1шт);

 - эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (ежегодный объем 0,78км);

 - устройство и размещение стендов, аншлагов (ежегодный объем 1шт.).(л.д.74-77).

 Бездействие ООО «Омега» в части невыполнения противопожарных мероприятий нарушает требования действующего лесного законодательства.

 ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило ходатайство Природоохранного прокурора Красноярского края, в котором поясняет, что ранее Министерством природных ресурсов и экологии края уже направлялось исковое заявление в Иланский районный суд к ООО «Омега» с требованиями об обязании выполнить противопожарные мероприятия по обоим договорам. Требования истца были удовлетворены частично, суд решением от ДД.ММ.ГГГГ. обязал ООО «Омега» выполнить по договору № ДД.ММ.ГГГГ устройство противопожарных минерализованных полос - 1,5км.; уход за противопожарными минерализованными полосами - 0,7км.

 Дополнительными соглашениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ. к договорам аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ № и № изменены объемы ежегодных противопожарных мероприятий.

 Так, по договору № исключена обязанность по устройству пожарных водоемов и подъездов к ним, устройство противопожарных минерализованных полос установлено в объеме 1,5км., прочистка и обслуживание минерализованных полос установлены в объеме 0,7км.

 По договору № исключена обязанность по устройству пожарных водоемов и подъездов к ним, устройство противопожарных минерализованных полос установлено в объеме 3 км., прочистка и обслуживание минерализованных полос установлены в объеме 1,5км., эксплуатация лесных дорог установлена в объеме 1,5км.

 По информации, предоставленной КГКУ «Иланское лесничество» на данный момент ООО «Омега» выполнены мероприятия по договору №: устройство места отдыха и курения в лесу - 1шт., устройство и размещение стендов, аншлагов - 1шт.; по договору №: устройство места отдыха и курения в лесу, - 1шт., устройство и размещение стендов, аншлагов - 1шт.

 Потому истец просит обязать ООО «Омега» выполнить по договору №, от ДД.ММ.ГГГГ.противопожарные мероприятия: установка и эксплуатация шлагбаумов; по договору №з от ДД.ММ.ГГГГ: устройствоминерализованных полос - 3,0 км; уход за минерализованными полосами - 1,5км; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград - 1шт.; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,5 км. (л.д. 132-133).

 Представитель процессуального истца Красноярского природоохранного прокурора - помощник прокурора Иланского района Филимонова Е.В., в судебном заседании заявленные исковые требования, поддержала в редакции искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ Не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.(л.д. 132-133).

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, КГКУ «Иланское лесничество»- Праведная Д.В., действующая на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ года(л.д.135), сроком действия на 1 год, в судебном заседании исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, с учетом их уточнения, поддержала.

 Ответчик ООО «Омега» - директор Черников О.А., действующий согласно приказа назначения на должность № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.118) и Устав ООО «Омега» (л.д. 119-125), надлежащим образом извещенный о времени, дате и месте судебного слушания дела, путем вручения повестки, которая получена им лично(л.д. 129), в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, доказательств уважительных причин неявки не представил.

 При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.233 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих лиц, суд полагает возможным дело рассмотреть в порядке заочного производства.

 Выслушав мнение представителя процессуального истца, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования, с учетом уточнения, Красноярского природоохранного прокурора, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Омега», об обязании выполнить противопожарные мероприятия, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации по пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

 Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

 В соответствии со ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

 Согласно ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности » граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством; участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу.

 Согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

 В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством, несут в том числе, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

 В соответствии со ст. 3 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ, правовой основой технического регулирования в области пожарной безопасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Федеральный закон «О пожарной безопасности» и настоящий Федеральный закон, в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

 Согласно ст. 51 ФЗ № 123-ФЗ, целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.

 Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.

 Согласно части 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

 На основании части 1 статьи 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

 В соответствии с п.1 ч.1 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров.

 Согласно части 2 статьи 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

 Согласно пункту 4 статьи 53 ЛК РФ, Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 В соответствии с п. 6 ст. 53 ЛК РФ, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе и иные меры пожарной безопасности в лесах.

 Правила пожарной безопасности в лесах утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил пожарной безопасности в леса» (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ № 417).

 Согласно пункта 3 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

 Согласно пункта 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № мера пожарной безопасности в лесах, заключающаяся в предупреждении лесных пожаров (противопожарном обустройстве лесов и обеспечении средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

 В проекте освоения лесов установлены виды и объемы необходимых мероприятий по противопожарному обустройству лесов.

 Согласно п. 1, 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земля, недра, почвы, лесная и иная растительность. Часть 1 ст. 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесное законодательство регулирует лесные отношения. В связи с чем, отношения по обязании произведения ответчиком действий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в лесах и обеспечению нормативного количества средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также содержанию их в готовности являются экологическими правоотношениями.

 Из материалов дела следует, в соответствии с договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Омега» Агентством лесной отрасли Красноярского края предоставлен в аренду лесной участок, общей площадью № га, расположенный по адресу: <адрес>, в кварталах: №, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №(л.д. 7-14).

 Актом приема-передачи лесных участков в аренду, лесной участок, общей площадью № га, расположенный по адресу: <адрес>, в кварталах: №, с номером учетной записи в государственном лесном реестре № передан руководителем Агентства лесной отрасли Красноярского края директору ООО «Омега» (л.д. 22-23).

 Подпунктом «е» пункта 13 Договора аренды лесного участка, установлена обязанность арендатора осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта лесов, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти(л.д. 10).

 Проектом освоения лесов, переданных в аренду ООО «Омега» для заготовки древесины на территории Иланского лесничества Красноярского края ( к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ г.) установлены обоснование и характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом Иланского лесничества (л.д. 29-34).

 В соответствии с договором аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Омега» Агентством лесной отрасли Красноярского края предоставлен в аренду лесной участок, общей площадью № га, расположенный по адресу: <адрес>, в кварталах: №, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №(л.д. 85-92).

 Подпунктом «е» пункта 13 Договора аренды лесного участка, установлена обязанность арендатора осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта лесов, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти(л.д. 88).

 Проектом освоения лесов, переданных в аренду ООО «Омега» для заготовки древесины на территории Иланского лесничества Красноярского края ( к договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ г.) установлены обоснование и характеристики видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом Иланского лесничества (л.д. 79-84).

 Как установлено по делу, ДД.ММ.ГГГГ проверкой выявлены нарушения, выразившиеся в том, что объем противопожарных мероприятий ООО «Омега» в ДД.ММ.ГГГГ не выполнен, а именно не выполнено: по договору № в ДД.ММ.ГГГГ: устройство противопожарных минерализованных полос (ежегодный объем 1,27км); уход за минерализованными противопожарными полосами (ежегодный объем 1,27км); устройство подъездов к источникам водоснабжения (ежегодный объем 1шт); установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград (ежегодный объем 1шт);устройство мест отдыха и курения в лесу(ежегодный объем 1шт.);устройство и размещение стендов, аншлагов (ежегодный объем 1шт.).(л.д.2-5). По договору № в ДД.ММ.ГГГГ: устройство противопожарных минерализованных полос (ежегодный объем 23,2км); уход за минерализованными полосами (ежегодный объем 23,2км); устройство подъездов к источникам водоснабжения (ежегодный объем 1шт); установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград (ежегодный объем 1шт); эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (ежегодный объем 0,78км); устройство и размещение стендов, аншлагов (ежегодный объем 1шт.).(л.д.74-77).

 Дополнительными соглашениями № и № от ДД.ММ.ГГГГ. к договорам аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ. № и № изменены объемы ежегодных противопожарных мероприятий.

 По договору № исключена обязанность по устройству пожарных водоемов и подъездов к ним, устройство противопожарных минерализованных полос установлено в объеме 1,5км., прочистка и обслуживание минерализованных полос установлены в объеме 0,7км.

 По договору № исключена обязанность по устройству пожарных водоемов и подъездов к ним, устройство противопожарных минерализованных полос установлено в объеме 3 км., прочистка и обслуживание минерализованных полос установлены в объеме 1,5км., эксплуатация лесных дорог установлена в объеме 1,5км.

 По информации, предоставленной КГКУ «Иланское лесничество» на данный момент ООО «Омега» выполнены мероприятия по договору №: устройство места отдыха и курения в лесу - 1шт., устройство и размещение стендов, аншлагов - 1шт.; по договору №: устройство места отдыха и курения в лесу, - 1шт., устройство и размещение стендов, аншлагов - 1шт.( л.д. 99-102).

 Потому, ООО«Омега» необходимо выполнить по договору №, от ДД.ММ.ГГГГ.противопожарные мероприятия: установка и эксплуатация шлагбаумов; по договору № от ДД.ММ.ГГГГ.: устройство минерализованных полос - 3,0 км; уход за минерализованными полосами - 1,5км; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград - 1шт.; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,5 км.

 Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела установлено, что арендатором лесного участка требования законодательства о пожарной безопасности в лесах в части выполнения противопожарных мероприятий за ДД.ММ.ГГГГ, не исполнено, которые являются обязательными для применения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, в связи с чем, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

 Поскольку судом выносится решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, суд по правилам ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а именно в срок в течение 2-х месяцев, со дня вступления решения в законную силу. Указанный срок устанавливается судом с учетом необходимости предоставления достаточного времени для проведения работ по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Омега», об обязании выполнить противопожарные мероприятия, удовлетворить частично.

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Бирюса-Лес» в течение 2-х месяцев, со дня вступления решения в законную силу, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в лесах, а именно выполнить противопожарные мероприятия за ДД.ММ.ГГГГ:

 -по договору №, от ДД.ММ.ГГГГ - установка и эксплуатация шлагбаумов;

 - по договору № от ДД.ММ.ГГГГ - устройство минерализованных полос - 3,0 км; уход за минерализованными полосами - 1,5км; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград - 1шт.; эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров - 1,5 км.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Л.В.Сисюра