НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Игарского городского суда (Красноярский край) от 20.07.2021 № 2-49/2021

Дело № 2-49/2021

24RS0019-01-2021-000139-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 года Красноярский край

город Игарка

Игарский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Карповой Е.И.,

при секретаре Кузьминой С.А.,

с участием:

истца – заместителя прокурора г. Игарки Шульгина М.В.,

представителя ответчика – директора Муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» Закараевой О.А.,

представителя третьего лица – Администрации города Игарки Санниковой Е.А., действующей на основании доверенности от 26.05.2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюпрокурораг. Игарки в интересах неопределенногокругалиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Официальный информационный центр «Игарские новости» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Игарки обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Официальный информационный центр «Игарские новости» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей, с учетом уточненного искового заявления просит признать бездействие Муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» по непринятию мер по приведению «Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» в соответствии с нормами указанными в протесте прокуратуры г. Игарка от 18.03.2021 незаконными; возложить на Муниципальное бюджетного учреждение «Официальный информационный центр «Игарские новости» обязанность по приведению Положения «Об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» без даты и номера в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2019 № 40-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, ч.ч. 1 и 3 ст. 133, а также ч.ч. 1-4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова», а в частности внести изменения в вышеуказанное Положение, дополнив формулировкой «выплаты компенсационного характера, при выполнении конкретным работником трудовой функции в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и не рабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), не предполагают их включение в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда», действующего на территории г. Игарка, Туруханского района, Красноярского края.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой г. Игарка в ходе проведения проверки по поручения прокуратуры Красноярского края № 7/3-03-2021 от 10.03.2021 о проверки соблюдения трудового законодательства при начислении и выплаты заработной платы, проведена проверка действующих локальных актов Муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости». Согласно пункту 4.2.4. «Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» предусмотрена персональная выплата в целях обеспечения заработной платы, установленного в Красноярском крае, данная персональная (региональная) выплата устанавливается работнику, месячная заработная плата которого при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае. Размер определяется как разница между размером минимальной заработной платы и величины заработной платы конкретного работника за соответствующий период. Такая редакция нормы допускает возможность включения в состав минимального размера оплаты труда компенсационных выплат, что противоречит положения Трудового кодекса Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда РФ. Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ, компенсационные выплаты призваны компенсировать работнику неблагоприятное воздействие на него вредных производственных факторов, климатических условий либо дополнительной нагрузки (трудозатрат) и не подлежат включению в состав минимального размера оплаты труда (постановления №17-П от 11.04.2019 и № 40-П от 16.12.2019). По результатам проверки прокуратурой г. Игарка 18.03.2021 внесен протест в адрес учреждения с требованием привести «Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» без даты и номера, в соответствие с действующими нормами законодательства. Однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Заместитель прокурора г. Игарки Шульгин М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика – муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» Закараева О.А. исковые требования не признала. Согласно ранее направленным в адрес суда возражениям и отзыву на исковое заявление, учредителем МБУ «ОИЦ «Игарские новости» является администрация города Игарки, в адрес которой было направлено письмо об оказании методической и консультативной поддержки по вопросу приведения Положения об оплате труда в соответствие с законодательством. Из письменных ответов получается, что самостоятельное изменение Положения об оплате труда не представляется возможным. Данный нормативный документ новой редакции или внесенными в него поправками, дополнениями можно изменить только согласно решению Игарского городского Совета депутатов. 26 мая 2021 года в общественно-политической газете «Игарские новости» № 40-41 от 26.05.2021 опубликовано решение Игарского Совета депутатов № 46-170 от 20.05.2021 «О протесте прокурора города Игарки на решение Игарского городского Совета депутатов от 26.12.2016 № 42-230 «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений города Игарки и работников органов местного самоуправления, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими, финансируемых за счет средств городского бюджета», на основании которого также было разработано и утверждено Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости», об удовлетворении протеста прокурора города Игарки, о внесении изменений в решение № 42-230 от 26.12.2016, которое изложено в новой редакции. Согласно постановлению администрации № 195-п от 11.06.2021 «О внесении изменений в постановление администрации города Игарки от 07.11.2013 № 340-п «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников учреждений, в сфере печатных средств массовой информации, финансируемых за счет средств городского бюджета» постановлено внести изменения в раздел 4 Примерного положения об оплате труда работников учреждений, в сфере печатных средств массовой информации, финансируемых за счет средств городского бюджета», добавлен п.4.11 идентичного содержания решения Игарского городского Совета депутатов № 46-170 от 20.05.2021. На основании Постановления администрации № 195-п от 11.06.2021 в Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «официальный информационный центр «Игарские новости» внесены изменения в раздел «IV. Виды, Условия, Размер и Порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников» п. 4.2.1 (б) согласно приказу руководителя № 54 от 21.06.2021г. (п.4.2.4 изменен на п. 4.2.1 (б)). Кроме того, дополнительно пояснила, что действующая редакция Положения не предполагает начисление компенсационных выплат в пределах МРОТ. Расчет заработной платы производится в соответствии с трудовым законодательством, если человек отработал например, больше положенной ему нормы рабочего времени, то ему начислят выплату свыше МРОТ. Если же выявляется ошибка при расчете заработной платы, ее можно устранить и без внесения соответствующих изменений.

Представитель третьего лица – Администрации г.Игарки, Санникова Е.А. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. В Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 16.12.2019 № 40-П не содержится каких-либо указаний на необходимость внесения изменений в текущее законодательство. Положение об оплате труда является одним из локальных актов работодателя, в котором устанавливаются применяемые в организации системы оплаты труда, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера (ч.1, 2 ст. 135 ТК РФ). Принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя, за исключением случаев: утверждения графика ежегодных оплачиваемых отпусков, разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников, разработки документов организации, устанавливающих порядок обработки персональных данных работника. В ч. 4 ст. 8 ТК РФ закреплено, что в случае противоречий с действующим законодательством нормы локального нормативного акта не подлежат применению, т.е. они не порождают каких-либо правовых последствий. Примерные положения об оплате труда работников учреждений по ведомственной принадлежности с учетом видов экономической деятельности утверждаются администрацией <адрес>. На основании утвержденного примерного положения об оплате труда работников учреждений по ведомственной принадлежности с учетом видов экономической деятельности учреждения разрабатывают и утверждают приказом директора учреждения положения об оплате труда работников данного учреждения. Кроме того, прокурором <адрес> нарушены п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре и п.8.4 Приказа генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ. Имеющейся судебной практикой подтверждено, что способы устранения нарушений не могут и не должны содержаться в актах реагирования прокурора. Это связано с тем, что прокуратура не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты.

В соответствии с ч.1 ст. 133 данного Кодекса - минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 133.1 названного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (абз.1) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (абз.2); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (абз.3) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (абз.4); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч.3 и 4 ст. 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6-8 ст. 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (абз. 11).

Судом установлено, что Муниципальным бюджетным учреждением «Официальный информационный центр «Игарские новости» утверждено «Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» без даты и номера.

Согласно пункту 4.2.4. «Положения об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» предусмотрена персональная выплата в целях обеспечения заработной платы, установленного в Красноярском крае, данная персональная (региональная) выплата устанавливается работнику, месячная заработная плата которого при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Красноярском крае. Размер определяется как разница между размером минимальной заработной платы и величины заработной платы конкретного работника за соответствующий период.

Такая формулировка указанного пункта, допускает устанавливать работнику заработную плату, размер которой с учетом включения в ее состав компенсационных выплат (за работу во вредных условиях труда, оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие дни, доплаты за работу, выполняемую в порядке совмещения профессий (должностей) и др.), не превышающей минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, что нарушает право на повышенный размер оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных.

В соответствии с правовой позицией изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2019 N 40-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова" право на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия признается одним из важнейших прав в сфере труда Всеобщей декларацией прав человека (статья 23), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (статья 7), а также Европейской социальной хартией (пересмотренной), принятой в городе Страсбурге 3 мая 1996 года (статья 4 части II).

В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им заработной платы в размере, обусловленном объективными критериями, отражающими квалификацию работника, характер и содержание его трудовой деятельности и учитывающими условия ее осуществления, которые в совокупности определяют объем выплачиваемых работнику денежных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы. При этом определение конкретного размера заработной платы должно не только основываться на количестве и качестве труда, но и учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года N 38-П, от 28 июня 2018 года N 26-П и от 11 апреля 2019 года N 17-П).

Такое законодательное регулирование направлено на обеспечение надлежащей защиты работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении от произвольного возложения на него дополнительных обязанностей без соответствующей оплаты, призвано не только сгладить отрицательные последствия отклонения условий работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление работником права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства.

Наряду с этим в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 149 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях отклоняющихся от нормальных) и работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами.

Вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; это согласуется с социально-экономической природой минимального размера оплаты труда, которая предполагает обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П).

Положения статей 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (определения от 1 октября 2009 года N 1160-О-О и от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О).

В механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (Постановление от 7 декабря 2017 года N 38-П).

Из приведенных правовых позиций следует, что оспариваемые положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в системной связи с его статьями 60.2, 149 и 151 предполагают наряду с соблюдением гарантии об установлении заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) определение справедливой заработной платы для каждого работника в зависимости от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также повышенную оплату труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе при совмещении профессий (должностей).

Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная заработная плата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, т.е. работники, выполнявшие в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с основной трудовой функцией, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу в порядке совмещения профессий (должностей), оказывались бы в таком же положении, как и те, кто осуществлял работу только по профессии (должности), определенной трудовым договором (основную трудовую функцию).

Это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, согласившихся на выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей), т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных.

По результатам проведенной прокуратурой г. Игарка проверки соблюдения трудового законодательства при начислении и выплаты заработной платы, 18.03.2021 внесен протест в адрес учреждения с требованием привести «Положение об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости», утвержденное Муниципальным бюджетным учреждением «Официальный информационный центр «Игарские новости» без даты и номера, в соответствие с действующими нормами законодательства. Однако нарушения до настоящего времени не устранены.

Внесённые ответчиком Муниципальным бюджетным учреждением «Официальный информационный центр «Игарские новости» изменения в Положение об оплате труда не устраняют имеющиеся в нем нарушения.

Положение об оплате труда - это нормативный акт организации, который разрабатывается, чтобы установить единый порядок расчетов и эффективно взаимодействовать с персоналом по вопросам оплаты труда.

Работодателям рекомендуется фиксировать особенности стимулирующих и компенсационных выплат в положении об оплате труда, которое будет являться основой для их начисления. Также локальный акт с четким установлением критериев и рамок стимулирующих и компенсационных выплат позволит снизить возможные конфликтные ситуации с работниками.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Выявленный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2019 № 40-П конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Это утверждение базируется на норме ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в соответствии с которой с момента вступления постановления КС РФ в законную силу не допускается применять нормативный акт в истолковании, расходящимся с тем, что дал КС РФ в этом Постановлении. Как следует из Постановления, оно вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Текст Постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.12.2019.

Соответственно, начиная с указанной даты расчет оплаты за работу в условиях отличающихся от нормальных должен осуществляться в порядке, который изложен в Постановлении.

Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

В данном случае, если условия локального нормативного акта (Положения об оплате труда) ухудшают положение работников по сравнению со ст. 129, ч.1, ч.3 ст.133 и ч. 1-4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в их истолковании, которое дал Конституционный Суд РФ в Постановлении, такие условия не могут применяться и требуют внесения соответствующих изменений.

Кроме того, как установлено в судебном заседании Администрация города Игарка разрабатывает Примерное положение об оплате труда работников учреждений в сфере печатных средств массовой информации, финансируемых за счет средств городского бюджета, на основании которого ответчик МБУ «ОИЦ «Игарские новости» разрабатывает и утверждает свое Положение об оплате труда. При разработке своего положения ответчик не лишен права редактирования по своему усмотрению Примерного положения об оплате труда, его дополнении, при соблюдении норм трудового законодательства.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчика МБУ «ОИЦ «Игарские новости» обязанности привести Положение об оплате труда в соответствие с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2019 № 40-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, ч. 1 и ч.3 ст. 133, а также ч.1-4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова», а в частности внести изменения в вышеуказанное положение, дополнив формулировкой: «Выплаты компенсационного характера, при выполнении конкретным работником трудовой функции в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и не рабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), не предполагают их включение в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда», действующего на территории г. Игарка, Туруханского района, Красноярского края.

Разрешая требования истца о признании бездействия ответчика незаконным, суд руководствуется следующим.

Положениями ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 24 февраля 2005 года N 81-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего, в добровольном порядке.

Однако, прокурор в случае отклонения протеста может обратиться в суд непосредственно за защитой нарушенных по его мнению прав, что применительно к рассматриваемому делу и было сделано, путем подачи указанного искового заявления.

Учитывая указанные положения, а также то обстоятельство, что ответчик предпринимал действия для внесения соответствующих изменений в Положение об оплате труда, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части признания бездействия ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» по непринятию мер по приведению «Положение об оплате труда работников Муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости» в соответствии с нормами указанными в протесте прокуратуры г. Игарка от 18.03.2021 незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования прокурораг. Игарки в интересах неопределенногокругалиц к муниципальному бюджетному учреждению «Официальный информационный центр «Игарские новости» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей удовлетворить частично.

На муниципальное бюджетное учреждение «Официальный информационный центр «Игарские новости» возложить обязанность привести Положение «Об оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения «Официальный информационный центр «Игарские новости», без номера и даты в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации во взаимосвязи с правовыми позициями, приведенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2019 № 40-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 129, ч. 1 и ч.3 ст. 133, а также ч.1-4 и 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Г.П. Лукичова», внести изменения в вышеуказанное положение, дополнив формулировкой: «Выплаты компенсационного характера, при выполнении конкретным работником трудовой функции в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и не рабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), не предполагают их включение в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда», действующего на территории г. Игарка, Туруханского района, Красноярского края.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г. Игарки отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.



Судья Е.И. Карпова

Мотивированный текст решения составлен 26 июля 2021 года