Ичалковский районный суд Республики Мордовия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ичалковский районный суд Республики Мордовия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение
Именем Российской Федерации
с.Кемля 17 августа 2011 года
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием помощника прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Ямашкина А.С., представителя ответчика - ООО «Агропромсервис» А., при секретаре Капитоновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Агропромсервис», третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год,
установил:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением к ООО «Агропромсервис» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год.
В заявлении прокурор указал, что __.__.__ года прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения экологического законодательства в деятельности ООО «Агропромсервис», в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства, а именно: ООО «Агропромсервис» осуществляет производственную деятельность, что связано с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, осуществляемым через передвижные источники выбросов, а именно через следующие транспортные средства, стоящие на балансе ООО «Агропромсервис»: трактора Джон Дир 8430 - 4 единицы, трактора Белорус - 4 единицы, трактор ЛТЗ -155 - 1 единица, трактора МТЗ - 6 единицы, трактор Т-150 К, экскаватор ЭО 2626, комбайн «Джон Дир», свеклоуборочные комбайны - 3 единицы, автобусы КАВЗ - 2 единицы, автомобиль ГАЗ, автомобили ГАЗ-САЗ - 5 единиц, автомобиль 35071, автомобили ChevroletNiva, УАЗ, микроавтобус ГАЗ. Данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается объяснениями руководителя ООО «Агропромсервис».
Между тем, ООО «Агропромсервис» в нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году не осуществляло, в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия его не предоставляло и соответственно плату не вносило.
Принимая во внимание, что не проведение расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, непредставление его в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия и, соответственно, неуплата названных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика, нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Ямашкин А.С. заявленные прокурором требования поддержал полностью, по изложенным в нем основаниям и просит заявление удовлетворить.
Представитель ответчика - действующая на основании доверенности, А. заявленные требования прокурора признала полностью, пояснив суду, что на должность главного бухгалтера ООО «Агропромсервис» она поступила __.__.__. При составлении годового отчета за 2010 год ежеквартальные сведения по расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду среди документов она не обнаружила. В __.__.__ специалистом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в ООО «Агропромсервис» проводилась проверка в порядке экологического контроля. Им было дано предписание об устранении экологических правонарушений и общество обязали, в том числе вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством сроки. За 1 и 2 квартал текущего года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду обществом представлены, оплата произведена. Обязуется в срок, указанный в заявлении прокурора, представить в Росприроднадзор по РМ расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за истекший год.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление заместителя руководителя Управления ... о рассмотрении настоящего гражданского дела без участия Управления. Одновременно в данном заявлении сообщается, что к настоящему времени ООО «Агропромсервис» не представлено информации о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, в связи с чем, Управление поддерживает требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд считает, что заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7- ФЗ (далее по тексту Федерального закона № 7- ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона № 7- ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 7- ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающуюсреду утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду до 23.06.2010, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», осуществляла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Ростехнадзор). Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы со дня подписания настоящего Указа переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Приложение №2 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (пункт 1 Приложения).
Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 2 Приложения).
Если у плательщика на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то расчеты платы по ним включаются в единый Расчет (пункт 5 Приложения).
В каждой строке и соответствующей ей графе Расчета указывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных Расчетом, в строке соответствующей графы ставится прочерк (пункт 15 Приложения).
Плательщик производит уплату платы отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным транспортным средствам, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования) (пункт 20 Приложения).
В соответствии с частью 4 статьи 20 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, платежи при пользовании природными ресурсами являются одними из видов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно статьям 51, 57, 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в бюджет муниципальных образований по месту нахождения объекта негативного воздействия зачислению подлежит 40 % платы за негативное воздействие на окружающую среду, в республиканский бюджет - 40 % указанной платы и в Федеральный бюджет - 20 % платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с требованиями статьи 76 Федерального закона № 7- ФЗ споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Статья 12 ГК Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение ответчиком прав и интересов Российской Федерации заключается в невозможности последующего исполнения доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации: Ичалковского муниципального района, Республики Мордовия и бюджета Российской Федерации, и, соответственно, неуплата названных платежей повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.
Нарушение ответчиком прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в нарушении установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного законодательства и соблюдением установленных законодательством требований к своевременной уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующими субъектами.
Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии *** № ***, свидетельством о постановке на учет Российской организации по месту государственной регистрации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии *** № *** и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от __.__.__ № *** подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью «Агропромсервис» зарегистрировано в налоговом органе как юридическое лицо с __.__.__. Основным видом деятельности общества является выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группы, дополнительными - выращивание зерновых и зернобобовых культур; разведение крупного рогатого скота; разведение свиней; представление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур; представление услуг в области животноводства, кроме ветеринарных услуг.
Из копии устава Общество с ограниченной ответственностью «Агропромсервис» следует, что полное фирменное наименование Общества: Общество с ограниченной ответственностью «Агропромсервис», сокращенное фирменное наименование: ООО «Агропромсервис» (п.1.3. Устава). Местом нахождения Общества является основное место его деятельности (п.1.4. Устава). Почтовый адрес Общества: Российская Федерация, 436630, Республика Мордовия, Ичалковский район, с.Оброчное, ул.Юбилейная, д.25 (п.1.5. Устава). Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать(и) и штамп(ы) со своим наименованием и указанием места нахождения Общества, бланки установленного образца, товарный знак и знаки обслуживания (п.3.1.Устава). Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже (п.3.2. Устава). В пределах, разрешенных законодательством Российской Федерации, предметом деятельности Общества, среди прочего, являются: производство, хранение, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции; транспортные и экспедиторские услуги (п.2.2. Устава), то есть непосредственно связанные с воздействием на окружающую среду. Органами управления Обществом, в соответствии с п.8.1 Устава, являются: общее собрание участников и единоличный исполнительный орган - генеральный директор, последний из которых, согласно п.8.2. Устава, осуществляет руководство текущей деятельностью Общества. В соответствии с п.13.3 Устава, генеральный директор без доверенности действует от имени Общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки; выдает доверенности на право представительства от имени Общества; осуществляет иные полномочия, не отнесенные к компетенции общего собрания.
Согласно выписке из приказа №*** от __.__.__ ООО «Агропромсервис», на должность генерального директора вышеуказанного Общества принят Н., с __.__.__.
Из списков транспортных средств ООО «Агропромсервис» следует, что на балансе указанного общества состоят следующие транспортные средства: тракторов «Джон Дир» 8430 - 4 единицы, тракторов Белорус - 4 единицы, трактор ЛТЗ -155, тракторов МТЗ - 6 единицы, трактор Т-150 К, экскаватор ЭО 2626, комбайн «Джон Дир», свеклоуборочных комбайнов - 3 единицы, автобусов КАВЗ - 2 единицы, автомобиль ГАЗ, автомобилей ГАЗ-САЗ - 5 единиц, автомобиль 35071, автомобили ChevroletNiva, УАЗ, микроавтобус ГАЗ.
Из объяснения директора «Агропромсервис» Н. от __.__.__ следует, что на балансе ООО «Агропромсервис» для осуществления производственной деятельности числятся около 30 единиц техники, которые эксплуатируются в период полевых работ, а автомобили «УАЗ» и «Нива»- круглогодично. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 г. ООО «Агропромсервис» не делало и в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия не сдавало, соответственно платежи за негативное воздействие на окружающую среду не вносились.
Согласно письму зам. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия ... от __.__.__ и выписке из лицевого счета задолженности платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 кварталы 2011 года ООО «Агропромсервис» на __.__.__ не имеет, имеется переплата на сумму *** руб.*** коп., итого оплачено за 2011 год *** руб.
Из сообщения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия ... от __.__.__ усматривается, что ООО «Агропромсервис» выполнило обязанность по представлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 квартал 2011 года, а за 2010 год такую информацию не представило.
Предписанием об устранении экологических правонарушений от __.__.__ также подтверждается, что ООО «Агропромсервис» в лице Н. обязывалось, кроме прочего, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством сроки, а также представить платежные поручения и расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду до __.__.__
Из копии постановления по делу об административном правонарушении от __.__.__ усматривается, что юридическое лицо ООО «Агропромсервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 КоАП Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
На основании пункта 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации при признании иска ответчиком суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика А. заявленные требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия признала в полном объеме, поэтому по вышеизложенным основаниям, а также в связи с признанием иска суд принимает решение об удовлетворении заявления прокурора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статей 88 ГПК Российской Федерации и 333.19 НК Российской Федерации с ООО «Агропромсервис» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Агропромсервис» по неосуществлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года и непредставлению его в Управление Росприроднадзора по РМ.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Агропромсервис» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года, представив их в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с ООО «Агропромсервис» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Малов