Ичалковский районный суд Республики Мордовия
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ичалковский районный суд Республики Мордовия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение
Именем Российской Федерации
с.Кемля 17 августа 2011 года
Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Малова М.И., с участием помощника прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Ямашкина А.С., представителя ответчика - директора ООО «Троицкое» Л., при секретаре Капитоновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ичалковского района Республики Мордовия в защиту интересов Российской Федерации, в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Троицкое», третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год,
установил:
Прокурор Ичалковского района Республики Мордовия обратился в суд с заявлением к ООО «Троицкое» о возложении обязанности произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год.
В заявлении прокурор указал, что __.__.__ года прокуратурой Ичалковского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения экологического законодательства в деятельности ООО «Троицкое», в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства, а именно: ООО «Троицкое» осуществляет производственную деятельность, что связано с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу, осуществляемым через передвижные источники выбросов, а именно через следующие транспортные средства, стоящие на балансе ООО «Троицкое»: трактор ДТ-75 - 2 шт., трактор Т-150, трактор МТЗ -80 - 5 шт., трактор МТЗ -82, автомобиль ГАЗ-53, автомобиль ГАЗ-САЗ 3507, автомобиль ГАЗ САЗ 33507, автомобиль УАЗ 3303, трактор Беларусь - 82.1 - 2 шт. Данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается объяснениями руководителя ООО «Троицкое», информацией о количестве израсходованного ГСМ за 2010 год.
Между тем, ООО «Троицкое» в нарушение Федерального закона «Об охране окружающей среды» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году не осуществляло, в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия не предоставляло и соответственно плату не вносило.
Принимая во внимание, что не проведение расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, непредставление его в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия и, соответственно, неуплата названных платежей влечет неисполнение доходной части бюджета, повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика, нарушает права каждого на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Ичалковского района Республики Мордовия Ямашкин А.С. заявленные прокурором требования поддержал полностью, по изложенным основаниям и просит возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Троицкое» обязанность произвести расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года и представить их в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда.
Представитель ответчика - директор ООО «Троицкое» Л. исковые требования прокурора признал полностью, пояснив суду, что о необходимости представления расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия ему не было известно. За 1 и 2 квартал текущего года расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду обществом представлены. Обязуется в срок, указанный в заявлении прокурора, представить в Росприроднадзор по РМ расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за истекший год.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия в судебное заседание не явился, в деле имеется заявление заместителя руководителя Управления ... о рассмотрении настоящего гражданского дела без участия Управления. Одновременно в данном заявлении сообщается, что к настоящему времени ООО «Троицкое» не представлено информации о расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, в связи с чем Управление поддерживает требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковое заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7- ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 16 данного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632.
Нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду до 23.06.2010, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», осуществляла Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Ростехнадзор). Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 № 780 «Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» функции Ростехнадзора в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы со дня подписания настоящего Указа переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Приложение №2 к Приказу Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (пункт 1 Приложения).
Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (пункт 2 Приложения).
Если у плательщика на территории субъекта Российской Федерации имеется более одной производственной территории, более одного передвижного объекта негативного воздействия или объекта размещения отходов, то расчеты платы по ним включаются в единый Расчет (пункт 5 Приложения).
Плательщик производит уплату платы отдельно по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным транспортным средствам, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, передвижным дизель-генераторным установкам и иным передвижным установкам, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального деления (муниципального образования) (пункт 20 Приложения).
В соответствии с частью 4 статьи 20 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, платежи при пользовании природными ресурсами являются одними из видов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Согласно статьям 51, 57, 62 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в бюджет муниципальных образований по месту нахождения объекта негативного воздействия зачислению подлежит 40 % платы за негативное воздействие на окружающую среду, в республиканский бюджет - 40 % указанной платы и в Федеральный бюджет - 20 % платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с требованиями статьи 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Статья 12 ГК Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьей 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Нарушение ответчиком прав и интересов Российской Федерации заключается в невозможности последующего исполнения доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации: Ичалковского муниципального района, Республики Мордовия и бюджета Российской Федерации, и, соответственно, неуплата названных платежей повлечет финансовую невозможность принятия со стороны государства мер, направленных на предотвращение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека в результате хозяйственной деятельности ответчика.
Нарушение ответчиком прав и интересов неопределенного круга лиц заключается в нарушении установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного законодательства и соблюдением установленных законодательством требований к своевременной уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду хозяйствующими субъектами.
Свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии *** № *** и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц № *** от __.__.__ подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью «Троицкое» зарегистрировано в налоговом органе как юридическое лицо с __.__.__.
Свидетельством о постановке на учет Российской организации по месту государственной регистрации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии *** № *** подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью «Троицкое» поставлено на учет в налоговом органе с __.__.__.
Из копии устава Общества с ограниченной ответственностью «Троицкое» следует, что полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Троицкое» (п.1.3. Устава). Сокращенное фирменное наименование: ООО «Троицкое» (п.1.4. Устава). Место нахождения общества: Республика Мордовия, Ичалковский район, п.Троицкий, ул.Колхозная, д.1 (п.1.6. Устава). Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке (п. 2.1. Устава). Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.2.3. Устава). Среди основных видов деятельности общества, согласно п.3.3. Устава, значатся: животноводство, растениеводство. Органами управления обществом, в соответствии с п.8.1 Устава, являются: общее собрание участников и единоличный исполнительный орган - директор, последний из которых, согласно п.9.2. Устава, действует от имени Общества без доверенности, а в соответствии с п.п. 1, 5 п.9.4. Устава директор осуществляет оперативное руководство деятельностью Общества, распоряжается имуществом и средствами Общества для обеспечения его текущей деятельности в пределах, установленных действующим законодательством и Уставом Общества.
Согласно копии выписки из приказа №*** от __.__.__ ООО «Троицкое», на должность директора вышеуказанного Общества переизбран Л., с __.__.__ сроком на 5 лет.
Из списка основных средств ООО «Троицкое» следует, что на балансе Общества состоят 15 единиц техники, таких как: 2 трактора ДТ-75, 1 трактор Т-150, 4 трактора МТЗ-80, 1 трактор МТЗ-82, 2 трактора Беларус-82.1, 1 экскаватор МТЗ-80, по одному автомобилю ГАЗ-53, ГАЗ-САЗ-3507, ГАЗ-САЗ-33507, УАЗ-3303.
Из справки на л.д.*** следует, что расход горюче-смазочных материалов в ООО «Троицкое» за 2010 год составил: дизельное топливо - *** литров, бензин - *** литров.
Из объяснения директора ООО «Троицкое» Л. от __.__.__ следует, что ООО «Троицкое» в процессе осуществления своей производственной деятельности эксплуатирует 15 единиц техники, состоящих на балансе Общества. Данные транспортные средства эксплуатируются в период полевых работ, а автомобиль УАЗ-3303 круглогодично. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году ООО «Троицкое» не производился и в Управление Росприроднадзора по Республике Мордовия не предоставлялся, соответственно платежи за негативное воздействие на окружающую среду не вносились.
Согласно письму зам. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия ... от __.__.__ и выписке из лицевого счета задолженность платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Троицкое» на __.__.__ составляла *** руб.
Из сообщения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия ... от __.__.__ усматривается, что ООО «Троицкое» выполнило обязанность по представлению расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 и 2 квартал 2011 года, а за 2010 год такую информацию не представило.
На основании пункта 3 статьи 173 ГПК Российской Федерации при признании иска ответчиком суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика директор ООО «Троицкое» Л. заявленные требования прокурора Ичалковского района Республики Мордовия признал в полном объеме, поэтому по вышеизложенным основаниям, а также в связи с признанием иска суд принимает решение об удовлетворении заявления прокурора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу статей 88 ГПК Российской Федерации и 333.19 НК Российской Федерации с ООО «Троицкое» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Ичалковского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Троицкое» по неосуществлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года и непредставлению его в Управление Росприроднадзора по РМ.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Троицкое» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 и 4 кварталы 2010 года, представив их в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с ООО «Троицкое» государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: М.И. Малов