НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хунзахского районного суда (Республика Дагестан) от 19.07.2023 № 2-126/2023

Дело

УИД: 05RS0-31

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Шамхаловой А.К., при секретаре ФИО6, с участием истцов ФИО4 и ФИО2, представителя истца ФИО4 по доверенности ФИО8, представителя ответчика – Администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 и ФИО2 к Администрации МР «<адрес>» о взыскании заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику, а также процентов за нарушение срока их выплаты при увольнении,

установил:

истцы ФИО4 и ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Администрации МР «<адрес>», указывая в обоснование заявленных требований, что истцы работали в МБУК «Культурно-досуговый центр» МР «<адрес>» им. Ш.Шамхалова (далее – МБУК «КДЦ»), что подтверждается записями в их трудовых книжках. Истцы неоднократно обращались к руководству и бухгалтеру учреждения за разъяснениями по поводу заработной платы, ссылаясь на то, что заработную плату им выплачивают не в полном объеме. Однако главный бухгалтер учреждения утверждала, что всем работникам все выплачивают в полном объеме, в связи с чем истцам пришлось обратиться в правоохранительные органы.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истцы были уволены с занимаемых должностей в связи с ликвидацией учреждения в соответствии с п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ. МБУК «КДЦ» ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ и создано новое муниципальное бюджетное учреждение «Отдел культуры» МР «<адрес>». Учредителем обеих организаций является Администрация МР «<адрес>» Республики Дагестан. Руководителем обоих учреждений является ФИО3.

Кроме того, истцы указывают, что в настоящее время материал проверки по их заявлению находится в производстве старшего следователя по ОВД СЧ СУ МВД по <адрес>. Согласно проведенной проверке установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главным бухгалтером МБУК «КДЦ» выплата работникам заработной платы осуществлялась без учета доведения согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, хотя в тарификационно-штатных расписаниях, согласно которым был сформирован бюджет МБУК «КДЦ» сумма была указана с учетом майского указа Президента. Проведенными оперативно-розыскными мероприятиями с привлечением ревизора ОДИ УЭБиПК МВД по РД установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ месячная заработная плата была выведена без учета майского Указа Президента РФ и сумма невыплаченной заработной платы составила 741 982 рублей. Указанные средства путем составления приказов о премировании (стимулировании) были похищены (согласно акту проверки).

По мнению истцов, размер компенсации, подлежащей уплате ответчиком истцу ФИО4 составляет 137 564, 39 рублей 39 копеек, истцу ФИО2 - 120 645, 34 рублей 34 копейки, исходя из приложенного к исковому заявлению расчета.

На основании изложенного, истцы просят суд взыскать с ответчика в пользу истца ФИО4 невыплаченную заработную плату, причитающуюся истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 395 300 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца ФИО2 невыплаченную заработную плату, причитающуюся истцу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 346 682 рублей; взыскать с ответчика в пользу истца ФИО4 сумму процентов за нарушение работодателем срока выплаты причитающейся работнику заработной платы в размере 137 564, 39 рублей 39 копеек; взыскать с ответчика в пользу истца ФИО2 сумму процентов за нарушение работодателем срока выплаты причитающейся работнику заработной платы в размере 120 645, 34 рублей 34 копеек.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика по доверенности ФИО7 выражает несогласие с доводами иска, указывая в обоснование возражений, что доводы истцов основаны на неправильном толковании Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по реализации государственной политики», поскольку данный указ носит рекомендательный характер и главной целью реализации указа является не всеобщее повышение заработной платы работникам сферы культуры и иных сфер, а осуществление стимулирующих выплат тем специалистам указанных сфер, деятельность которых была бы направлена на повышение качества и количества оказываемых услуг населению. При этом выплаты стимулирующего характера устанавливаются работодателем по своему усмотрению в целях стимулирования работников и являются его правом, а не обязанностью. Стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя. Относительно справки об исследовании документов от ДД.ММ.ГГГГ, представитель ответчика указывает, что действия специалиста-ревизора ОДИ УЭБиПК МВД по РД сведены лишь к сравнению заработных плат истцов с размером заработной платы, который рекомендуется достичь в соответствии с Указом Президента от ДД.ММ.ГГГГ. В данной справке не оговаривается, что стимулирующие выплаты истцам установлены приказами, но не выплачены им.

Кроме того, представитель ответчика полагает, что истцами пропущены сроки для обращения в суд с требованиями о взыскании заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику при увольнении, а также процентов за нарушение срока их выплаты, поскольку предусмотренный п.1 ст.392 Трудового кодекса РФ годичный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора истек ДД.ММ.ГГГГ, учитывая, что истцы были уволены ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, при обращении в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ, истцами пропущены сроки для обращения в суд за защитой своих прав. При этом требование о восстановлении данного срока не заявлено, не приведены уважительные причины пропуска данного срока. С учетом изложенного, представитель ответчика просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании истцы ФИО4 и ФИО2, а также представитель истца ФИО4 по доверенности ФИО8 настаивали на удовлетворении исковых требований, указывая, что истцы добросовестно выполняли свои трудовые обязанности, не были привлечены к дисциплинарной ответственности, при этом со стороны работодателя систематически нарушались их права. При этом истцы неоднократно обращались в различные органы, в том числе и в прокуратуру и государственную инспекцию труда, что подтверждается представленными суду ответами на обращения истцов из различных учреждений. Относительно доводов представителя ответчика о пропуске срока для обращения в суд, истцы указали, что о нарушении своих прав им стало известно в декабре 2021 года, после получения справки специалиста – ревизора ОДИ УЭБиПК МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ об исследовании документов в отношении МБУК «КДЦ».

Представитель ответчика – Администрации МР «<адрес>» РД по доверенности ФИО7 исковые требования не признала, указав, что стимулирующая выплата является правом работодателя и не носит обязательного характера. Просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск, в том числе и в связи с пропуском истцами предусмотренного трудовым законодательством срока для обращения в суд.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частям 1 и 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В силу ст. 15 ТК РФ под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работников правилам внутреннего трудового распорядка.

Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключенного ими трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

По смыслу положений статей 15, 16, 56 и 57 ТК РФ основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, должны предусматриваться условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 ТК РФ).

В соответствии со статьей 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с частью 1 статьи 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Стимулирующие выплаты осуществляются работодателем при реализации им прав, предусмотренных статьями 22, 191 ТК РФ и устанавливаются при наличии определенных критериев в целях стимулирования работников. При этом стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец ФИО4ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МБУК «КДЦ» на должность культорганизатора.

Приказом директора МБУК «КДЦ» ДД.ММ.ГГГГФИО4 уволена с указанной должности по сокращению штата работников организации на основании п.2 ст.81 ТК РФ.

В последующем, как следует из исследованной судом трудовой книжки ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ отменен вышеуказанный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с ФИО4 и она допущена к исполнению обязанностей кульорганизатора.

ДД.ММ.ГГГГ приказом директора МБУК «КДЦ» ФИО4 уволена в связи с ликвидацией учреждения на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Судом также установлено, что истец ФИО2, согласно записям в трудовой книжке, ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в МБУК «КДЦ» на должность секретаря-машинистки.

ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность сценического работника.

ДД.ММ.ГГГГ уволена с указанной должности по сокращению штата работников организации на основании п.2 ст.81 ТК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с ФИО2 отменен и она допущена к исполнению обязанностей сценического работника.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 уволена в связи с ликвидацией учреждения на основании п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы ФИО2 и ФИО4 ссылаются на то, что несмотря на указание в утвержденных штатно-тарификационных расписаниях суммы их заработной платы с учетом стимулирующих выплат, в соответствии с «майским» указом Президента РФ, заработная плата им выплачена без данных выплат.

Судом установлено, что Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановлено Правительству РФ обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Согласно данному Указу Президента РФ, а также п. 1 Информационного письма Министерства труда России от ДД.ММ.ГГГГ, при разработке региональных планов мероприятий («дорожных карт») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в 2013-2018 годах, в части расчетов динамики заработной платы отдельных категорий работников используется прогнозируемая среднемесячная заработная плата в субъектах Российской Федерации.

Повышение оплаты труда работников бюджетной сферы обусловлено повышением количества и качества оказываемых услуг.

Согласно положениям, предусмотренным п. 3 вышеуказанного Информационного письма Министерства труда РФ, категории, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений, устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.

Таким образом, выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера. При этом заработная плата конкретного работника в соответствии со статьей 132 ТК РФ зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, и может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента РФ (п. 6 Информационного письма Министерства труда).

Во исполнение названного Указа Президента РФ распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.

Разделом IV указанной Программы также предусмотрено, что достижение показателей, определенных, в том числе Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ для соответствующей категории работников.

Таким образом, положения Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, предусматривают утверждение средних показателей заработной платы конкретных категорий работников в качестве индикативных значений в рамках реализации мероприятий по повышению заработной платы. При этом средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированным каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Суду стороной ответчика представлено Положение «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры и искусства», утвержденное ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы <адрес> РД, которое подготовлено в соответствии с постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных бюджетных, автономных и казенных учреждений Республики Дагестан».

Кроме того, истцом ФИО4 суду также представлен эффективный договор с работником государственного (муниципального) учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого она принята на работу в качестве культорганизатора МБУК «КДЦ», с установлением ей заработной платы в размере: должностной оклад, ставка заработной платы – 5 315 рублей в месяц; выплаты компенсационного характера: сельская местность 25 %, горная -15%; повышающий коэффициент 0,7; выплаты стимулирующего характера за выслугу лет от 1 года до 5 лет – 5%, от 5 до 10 - 10 % от 10 до 15 – 15%, свыше 15 - 20%, свыше 20 – 30%; выплата за звание – 25%; классность -25%

Также истцом ФИО4 представлено приложение к приказу – Положение о порядке и условиях установления выплат стимулирующего характера работникам культурно-досугового центра, утвержденное директором КДЦ ФИО9

В соответствии с указанными Положениями установлены следующие виды выплат стимулирующего характера работникам КДЦ: за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам года.

При этом установление стимулирующей надбавки осуществляется по решению комиссии и утверждается руководителем учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работникам учреждения, а также средств от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников.

В качестве основного доказательства, подтверждающего заявленные требования, истцами представлена справка об исследовании документов от ДД.ММ.ГГГГ, составленная специалистом-ревизором ОДИ УЭБиПК МВД по РД, в рамках проверки, проведенной по обращению истцов в органы МВД, о неправомерных действиях должностных лиц МБУК «КДЦ». Согласно выводам специалиста-ревизора, изложенным с справке, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ главным бухгалтером МБУК «КДЦ» ФИО10 некоторым работникам указанного учреждения, в том числе истцам ФИО4 и ФИО2 выплата заработной платы осуществлялась без учета доведения согласно указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ, хотя в тарификационно-штатных расписаниях, согласно которых был формирован бюджет КДЦ, сумма была указана с учетом названного Указа Президента. Невыплаченная сумма указанным работникам составила: ФИО4 395 300 рублей, ФИО2 – 346 682 рублей.

Из представленных суду сведений также следует, что материал проверки по обращению истцов зарегистрирован в дежурной части МВД по РД ДД.ММ.ГГГГ и направлен в СЧ МВД по РД для принятия решения. Согласно сведениям, поступившим на запрос суда из СЧ СУ МВД по РД, указанный материал проверки в отношении главного бухгалтера МБУК «КДЦ» ФИО10 направлен в СУ СК по РД для рассмотрения и принятия решения в порядке ст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Из пояснений истцов в судебном заседании также следует, что до настоящего времени окончательного решения по их обращению в правоохранительные органы о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела не принято.

С учетом изложенного, суд полагает, что данная справка об исследовании документов от ДД.ММ.ГГГГ, не может явиться достаточным основанием для подтверждения доводов искового заявления о том, что вышеуказанные невыплаченные работникам учреждения денежные средства были похищены, поскольку данный факт может быть установлен лишь вступившим в законную силу приговором суда.

Следовательно, вышеуказанная справка, по мнению суда, не может быть принята в качестве доказательства, подтверждающего обоснованность заявленных истцами требований.

Судом исследованы штатно-тарификационные расписания МБУК «КДЦ» за 2017-2021 годы, которые были изъяты в администрации района и в бухгалтерии МБУК «КДЦ» при проверке обращения истцов в правоохранительные органы и представлены по запросу суда следователем Хунзахского МРСО СУ СК по РД.

При этом судом установлено, что штатно-тарификационные расписания за 2017 год не утверждены главой администрации района, за 2018 год имеются лишь в виде ксерокопий, за 2019 год не утверждены главой района, за 2020 год представлены в виде ксерокопий, за 2021 год также не утверждены главой района и руководителем финансового отдела.

Судом также установлено, что в штатно-тарификационных расписаниях за 2017-2021 годы итоговые суммы в графе «всего» указаны суммы без учета доведения заработной платы согласно Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ, хотя в графе «примечания» указана сумма доведения.

Из показаний допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО3 следует, что она в настоящее время занимает должность начальника отдела культуры Администрации МР «<адрес>». Непосредственно перед ликвидацией МБУК «КДЦ» им. Шамхалова она с ДД.ММ.ГГГГ была назначена и.о. руководителя указанного учреждения и работала в данной должности в течении трех месяцев, до ликвидации учреждения. В указанный период действовало принятое еще до ее назначения Положение о стимулирующих выплатах, в котором были определены соответствующие критерии для начисления указанных выплат. В соответствии с данным Положением действовала специальная комиссия, состоящая из работников культурно-досугового центра. Руководитель учреждения в указанную комиссию не входил. Стимулирующая часть выплачивалась ежеквартально, по критериям, установленным в Положении, в частности, учитывалась трудовая дисциплина, участие в каких-либо общественных работах, участие в районных или республиканских мероприятиях, выполнение заданий особой важности и.т.д.

Кроме того, свидетель показала, что в начале года районной администрацией выделялась определенная сумма, предназначенная для доведения зарплаты работников до соответствующего уровня. Согласно вышеуказанному Положению работникам учреждения начислялись баллы и вся выделенная сумма делилась на количество этих баллов и определялась стоимость одного балла и соответствующая сумма начислялась работнику в зависимости от полученных им баллов. В период, когда она являлась руководителем учреждения, истец ФИО4 стимулирующую часть получала, так как участвовала в двух-трех мероприятиях. При этом стимулирующие выплаты получали не все работники, их распределение осуществлялось в зависимости от полученных работниками баллов, в связи с чем, в штатно-тарификационных расписаниях размер заработной платы не мог быть указан с учетом доведения в соответствии с майским указом Президента РФ, так как решение о стимулировании работников за счет указанных средств принималось комиссией ежеквартально с учетом полученных работниками баллов и на основании решения комиссии руководителем учреждения издавался приказ о стимулировании соответствующих работников.

Согласно исследованным судом копиям приказов руководителя МБУК «КДЦ» о стимулировании работников за спорный период, истцы ФИО4 и ФИО2 в них не включены.

Исходя из изложенного, доводы истцов о том, что вышеуказанные стимулирующие выплаты являются обязательными составными частями заработной платы истцов, приведенные со ссылкой на Указ Президента от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», судом отклоняются, поскольку само по себе включение в систему оплаты труда возможности материального стимулирования работника не влечет безусловную гарантированность таких выплат, так как основанием для стимулирования является соблюдение условий, предусмотренных локальными нормативными актами работодателя и заключенным с работником трудовым договором, а также бюджетным финансированием.

Анализируя положения Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что данный указ не содержит положений об обязательности стимулирующих выплат, а только программу действий для органов исполнительной власти по принятию планов мероприятий по повышению эффективности деятельности федеральных государственных учреждений и их работников, в целях повышения качества выполняемых данными учреждениями работ, оказываемых услуг на основе повышения эффективности деятельности учреждений и их работников, для чего устанавливаются новые механизмы зависимости уровня оплаты труда работников от количества и качества выполняемых работ, оказываемых услуг, путем оценки деятельности работников и соответствия уровня оплаты труда качеству труда.

Доводы стороны истцов о том, что спорные выплаты установлены тарификационно-штатным расписанием и фонд заработной платы рассчитан с учетом стимулирующих выплат, суд не принимает во внимание при разрешении спора, поскольку данная выплата является выплатой стимулирующего характера и следовательно, установление критериев выплаты дополнительного материального стимулирования в зависимости от исполнения работниками своих обязанностей находится в компетенции работодателя. Стимулирующие выплаты устанавливаются работодателем при наличии определенных критериев в целях стимулирования работников, и их выплата является правом работодателя, а не обязанностью. При этом в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, что работодателем в установленном порядке принималось решение о назначении истцам указанных выплат стимулирующего характера.

Рассматривая доводы истцов о том, что они также как и остальные работники, которым выплачены спорные выплаты, добросовестно выполняли свои должностные обязанности, не допускали нарушений трудовой дисциплины, суд считает необходимым отметить, что в компетенцию суда не входит оценка результатов деятельности работника, поскольку она отнесена к компетенции работодателя.

Доводы истцов о дискриминации со стороны работодателя при установлении стимулирующих выплат в связи с тем, что истцы были уволены работодателем и в последующем восстановлены решением суда, суд также не принимает во внимание, поскольку указанные доводы ничем не подтверждены.

Представленные в материалы дела и исследованные судом расчетные листки заработной платы истцов свидетельствуют о начислении заработной платы в соответствии с условиями трудового договора, Положением об оплате труда, что указывает на соблюдение работодателем обязанности по начислению и выплате работникам заработной платы.

Таким образом, стимулирующая выплата не являются гарантированной частью заработной платы, и ее невыплата не нарушает прав истцов на гарантированное вознаграждение за труд в силу ст. 129 ТК РФ.

Каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих, что стимулирующие выплаты были установлены истцам соответствующими приказами, но не выплачены им, суду не представлено.

В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 ГПК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО4 и ФИО2 о взыскании невыплаченной им заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Относительно исковых требований о взыскании процентов за нарушение работодателем срока выплаты причитающейся работнику заработной платы суд отмечает, что в соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Согласно ч. 1 ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.

Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в ст. 236 ТК РФ.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (ч. 1 ст. 236 ТК РФ).

Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании недополученной части заработной платы с января 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ и взыскания денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы истцам отсутствуют.

Кроме того, суд полагает, что истцами пропущен срок на обращение в суд, о чем заявлено представителем ответчика.

Так, в силу ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Как следует из материалов дела, о предполагаемом нарушении своих прав истцы должны были быть осведомлены в период с 2017 года по май 2021 года, при получении в данный период заработной платы без спорных денежных средств.

Доводы истцов о том, что о предполагаемом нарушении их прав им стало известно в декабре 2021 года, после получения справки об исследовании документов, составленной специалистом - ревизором УБЭиПК МВД по <адрес>, суд считает необоснованными, поскольку они опровергаются материалами дела и пояснениями самих истцов в судебном заседании о том, что они неоднократно обращались к руководству МБУК «КДЦ» по поводу неполной выплаты заработной платы, зная о существовании Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также направляли неоднократные письменные обращения в прокуратуру района и Государственную инспекцию труда РД, что подтверждается представленными суду истцами для приобщения в материалы дела копиями ответов на указанные обращения, в которых указано на выявленные по результатам рассмотрения их обращений нарушения и заявителям разъяснено их право на обращение в суд для разрешения индивидуального трудового спора.

Из материалов дела также следует, что истцы были уволены в связи с ликвидацией МБУК «КДЦ» ДД.ММ.ГГГГ, тогда как исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с пропуском предусмотренного ст. 392 ТК РФ срока.

При этом оснований считать длящимися вмененные ответчику нарушения в соответствии с п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» у суда не имеется.

Поскольку никаких доказательств наличия уважительных причин пропуска данного срока, объективно исключающих возможность своевременного обращения в суд истцами не представлено, суд приходит к выводу, что оснований для его восстановления не имеется.

При указанных обстоятельствах и учитывая, что пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, исковые требования ФИО4 и ФИО2 подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 и ФИО2 к Администрации МР «<адрес>» о взыскании невыплаченной заработной платы, причитающейся истцам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также суммы процентов за нарушение работодателем срока выплаты причитающейся работнику заработной платы – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хунзахский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Шамхалова А.К.

В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.