НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хотынецкого районного суда (Орловская область) от 28.11.2017 № 12-2-2/17

Дело № 12-2-2/2017

Р Е Ш Е Н И Е

об изменении постановления

с. Знаменское 28 ноября 2017 г.

Судья Хотынецкого районного суда Орловской области Гузев В.А. с участием:

лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хотынецкого районного суда Орловской области (адрес: 303100, <...>) жалобу:

ФИО1, <--->

на постановление начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области ФИО2 от 06.09.2017 о привлечении его к административной ответственности по ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

постановлением начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области ФИО2 от 06.09.2017 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.

ФИО1 обжаловал данное постановление. В обоснование жалобы указал, что в соответствии с п.1 ст.97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 работодатели вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учёта ограничений по защите национального рынка труда, при этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. В связи с этим в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. Кроме того, он не был надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрения дела. Более того, считает совершённое им правонарушение малозначительным. ФИО1 просит суд обжалуемое постановление отменить ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал и пояснил, что В.Э. у него не работал, трудовой договор с ним не заключал, т.к. тот отказался его подписывать. Повестку о времени и месте рассмотрения дела получил, но тем не менее полагает, что не был извещён о времени и месте рассмотрения дела. При рассмотрении дела ему не был обеспечен переводчик.

Представитель УМВД России по Орловской области ФИО3 считала обжалуемое постановление законным и обоснованным. Пояснила, что Республика Азербайджан не является участником Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, в связи с чем на её граждан его положения не распространяются. Малозначительным деяние не является, т.к. ФИО1 как работодатель показал полное незнание миграционного и трудового законодательства и не принял все возможные меры к исполнению требований закона.

Выслушав объяснения ФИО1 и представителя УМВД России по Орловской области, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости изменить обжалуемое постановление по следующим основаниям.

Согласно п.3 ст.13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ, работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Согласно ч.3 ст.18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральнымзаконом, – влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей; на должностных лиц – от 35000 до 50000 рублей; на юридических лиц – от 400000 до 800000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Согласно п.1 примечания к ст.18.15 КоАП РФ, в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

Согласно примечанию к ст.18.1 КоАП РФ, за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица…

Постановлением начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области ФИО2 от 06.09.2017 установлено, что 20.04.2017 индивидуальный предприниматель ФИО1 заключил трудовой договор с иностранным гражданином – гражданином Республики Азербайджан В.Э., но не уведомил о его заключении УМВД России по Орловской области в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения, т.е. до 25.04.2017 включительно (л.д.).

Поскольку суду не представлено доказательств вручения ФИО1 копии обжалуемого постановления, суд считает возможным принять его объяснения о сроках вручения, изложенные в жалобе, и считать срок обжалования не пропущенным.

Изложенные в постановлении обстоятельства подтверждаются совокупностью следующих доказательств:

- протоколом об административном правонарушении, в котором изложены аналогичные обстоятельства (л.д.);

- письменными объяснениями ФИО1 от 25.05.2017, согласно которым он заключил с В.Э. трудовой договор и фактически допустил его к работе <---> (л.д.);

- письменными объяснениями В.Э.. от 29.04.2017, согласно которым он трудоустроен у своего дяди ФИО1 <--->. Также имеет действующий патент на работу (л.д.);

- копией паспорта В.Э.., <---> (л.д.);

- копией постановления Заводского районного суда г.Орла от 29.04.2017, согласно которому В.Э.. привлечён к административной ответственности по ч.2 ст.18.17 КоАП РФ. Постановлением установлено, что он 29.04.2017 в 10.30 ч. по адресу: <---> в нарушение постановления Правительства РФ от 08.12.2016 № 1315 осуществлял на территории рынка ООО «Золотой век» (Южный рынок) розничную торговлю фруктами и овощами у индивидуального предпринимателя ФИО1 на торговом месте .12. Также постановлением установлено, что В.Э. состоит в трудовых отношениях с ФИО1 с 20.04.2017 (л.д.);

- копией протокола судебного заседания по указанному выше делу, согласно которому В.Э. сообщил, что состоит в трудовых отношениях с ФИО1 (л.д.);

- выписками из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, согласно которым ФИО1 по состоянию на 20.04.2017 являлся индивидуальным предпринимателем, а 12.10.2017 прекратил деятельность (л.д.);

- копией трудового договора, заверенной лично ФИО1, согласно которому он как индивидуальный предприниматель трудоустроил у себя В.Э,. <--->. Договор подписан обеими сторонами, а ФИО1 дополнительно скреплён печатью (л.д.);

- журналом уведомлений прикладного программного обеспечения «Территория» и докладной запиской, согласно которым уведомление о трудоустройстве В.Э. в специализированные государственные органы не поступало (л.д.).

Данные доказательства логичны, последовательны и согласуются друг с другом, получены в соответствии с законом, отвечают критериям относимости и допустимости, в связи с чем суд принимает их в качестве доказательств.

Исследованные должностным лицом доказательства получили надлежащую оценку в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, в связи с чем оно обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ. К такому же выводу приходит и суд.

Письменным объяснениям ФИО1 от 27.06.2017 (в которых он утверждает, что иностранных граждан к работе не привлекал, трудовой договор В.Э.. не подписал, в связи с чем у него не возникло обязанности направлять уведомление) должностным лицом при рассмотрении дела дана надлежащая критическая оценка. Суд согласен с этой оценкой, т.к. в действительности договор подписан обеими сторонами и дополнительно скреплён печатью ФИО1, лично им заверенная копия представлена в Заводской районный суд г.Орла, а также даны соответствующие письменные объяснения от 25.05.2017. В связи с этим суд считает его письменные объяснения от 27.06.2017 лживыми и вызванными исключительно желанием запутать правоохранительные органы и, как следствие, избежать административной ответственности. По этой же причине суд отклоняет его аналогичные доводы, заявленные в суде (л.д.).

Ссылки ФИО1 на Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 суд отклоняет, т.к. Республика Азербайджан не является участником этого договора, в связи с чем его положения не распространяются на её граждан.

Доводы ФИО1 о его неизвещении о месте и времени рассмотрения дела должностным лицом суд отклоняет как не соответствующие действительности. В частности, он был лично под роспись и дополнительно по почте извещён повестками о составлении протокола об административном правонарушении, а также лично получил направленную ему почтой повестку о месте и времени рассмотрения дела (л.д.).

Доводы ФИО1 о непредоставлении при рассмотрении дела переводчика суд отклоняет, т.к.: 1).соответствующих ходатайств он не заявлял, 2).на рассмотрение дела всё равно не явился, 3).является гражданином РФ, ведёт необходимую документацию на русском языке, в том числе заключил трудовой договор на русском языке, 4).ранее давал подробные письменные объяснения на русском языке, в Заводском районном суде г.Орла являлся защитником по делу в отношении В.Э. и осуществлял защиту на русском языке, 5).при рассмотрении настоящего дела у суда не вызвало сомнений в том, что он владеет русским языком.

Доводы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения голословны и потому отклоняются судом.

Доводы жалобы о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не могут быть приняты во внимание, поскольку с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 и в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Кроме того, эти доводы являются взаимоисключающими с доводами об отсутствии состава административного правонарушения.

Все прочие доводы ФИО1 являются несущественными.

Местом совершения правонарушения, выраженного в форме бездействия, является место регистрации индивидуального предпринимателя, т.е. <адрес> (пп.«з» п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2006 № 5). В связи с этим рассмотрение жалобы подведомственно Хотынецкому районному суду Орловской области.

Поскольку уведомление должно быть направлено в срок, не превышающий трёх рабочих дней с даты заключения договора, т.е. до 24.00 ч. 25.04.2017, то по истечении этого времени состав административного правонарушения является оконченным. В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения. Обжалуемое постановление вынесено в пределах этого срока.

При назначении наказания должностным лицом обоснованно признано отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Не находит таковых и суд.

В связи с этим оснований для отмены обжалуемого постановления не усматривается.

Вместе с тем, суд усматривает основания для его изменения в части размера наказания.

Поскольку индивидуальные предприниматели по ч.3 ст.18.15 КоАП РФ несут ответственность как юридические лица, минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи, превышает 100000 руб., а также учитывая, что ФИО1 в настоящее время прекратил статус индивидуального предпринимателя и является физическим лицом, имеет на иждивении малолетнего ребёнка, правонарушение не повлекло каких-либо серьёзных последствий для охраняемых законом публичных интересов, суд считает это исключительными обстоятельствами и считает возможным применить положения ч.32 ст.4.1 КоАП РФ и уменьшить назначенный штраф до 200000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 КоАП РФ, суд

р е ш и л:

постановление начальника Управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области ФИО2 от 06.09.2017 о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, изменить, уменьшив размер назначенного административного штрафа до 200000 (двести тысяч) рублей.

В остальном указанное выше постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Хотынецкий районный суд Орловской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.А. Гузев