Дело №2а-5/2022
46RS0026-01-2021-000314-07
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» февраля 2022 года п. Хомутовка Курская область
Хомутовский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Чевычеловой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стародубцевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хомутовского районного суда Курской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Курской области к Секериной Л.И. о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная ИФНС России №1 по Курской области обратилась в Хомутовский районный суд Курской области с административным иском к Секериной Л.И. о взыскании установленных законом обязательных платежей и санкций, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик в период времени с 28 сентября 2010 года по 13 января 2021 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Поскольку административный ответчик не исполнила возложенные на нее обязанности по уплате установленных законом обязательных платежей и санкций, налоговым органом, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени и выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на 19 января 2018 года, № по состоянию на 11 апреля 2018 года, № по состоянию на 07 августа 2018 года, № по состоянию на 04 октября 2018 года, № по состоянию на 16 января 2019 года, которые оставлены без удовлетворения. Поскольку административный ответчик являлась индивидуальным предпринимателем, образовавшаяся задолженность взыскивалась с налогоплательщика в порядке ст.ст. 46, 47 НК РФ. Исполнительные производства, возбужденные в отношении Секериной Л.И., окончены актами о невозможности взыскания. Несмотря на то обстоятельство, что срок предъявления исполнительных документов к взысканию до настоящего времени не истек, обращение в службу судебных приставов с исполнительными документами в пределах срока их предъявления невозможно, поскольку административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя. В отношении индивидуальных предпринимателей, снятых с учета в налоговом органе, по которым ранее производилось взыскание в рамках ст.ст. 46, 47 НК РФ и исполнительное производство окончено актом о невозможности взыскания, заявления о вынесении судебного приказа подлежат подаче в суд общей юрисдикции для взыскания в рамках ст. 48 НК РФ. Считает, что срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа был пропущен налоговым органом по уважительной причине, а именно в связи с принудительным взысканием задолженности в порядке ст.ст. 46, 47 НК РФ. Определением мирового судьи судебного участка Хомутовского судебного района Курской области от 16 июля 2021 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано. Просит восстановить пропущенный срок для подачи административного искового заявления, взыскать с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 1 994, 48 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017, 2018 годы в размере 8 705,60 рублей, пени в размере 391,23 рубля.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России №1 по Курской области не явился, о месте и времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении административного дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Секерина Л.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения административного дела извещена надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие сторон.
Изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Положениями п. 1 ст. 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Из подп. 1 п. 3.4 ст. 23 НК РФ следует, что плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы.
В силу п. 1 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Как установлено п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 1 ст. 52 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 57 НК РФ, сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 57 НК РФ).
Таким образом, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).
Из п. 1 ст. 72 НК РФ следует, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 75 НК РФ, пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 года №20-П, Определение от 08.02.2007 года №381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
Таким образом, пени по истечении пресекательного срока взыскания недоимки по страховым взносам не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, в связи с чем, в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по страховым взносам, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Положениями ст. 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 года N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При этом с 01 января 2017 года в соответствии с п. 2 ст. 4, ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 года N 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 420 НК РФ).
Из п. 1 ст. 423 НК РФ следует, что расчетным периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 года N 335-ФЗ), плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п. 1 ст. 432 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 432 НК РФ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный ответчик Секерина Л.И. в период с 28 сентября 2010 года по 13 января 2021 года являлась индивидуальным предпринимателем, то есть плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования? от их уплаты не освобождена, однако, страховые взносы за 2017, 2018 годы в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, не оплатила.
Учитывая, что за Секериной Л.И. образовалась недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за 2017 год, налоговым органом произведено начисление пени и выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 19 января 2018 года, согласно которому Секериной Л.И. предлагалось в срок до 08 февраля 2019 года уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 4 590 рублей, пени в размере 11, 86 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 23 400 рублей, пени в размере 60,45 рублей. В подтверждение направления указанного требования представлен реестр заказных отправлений с отметкой почтового отделения.
Кроме того, за Секериной Л.И. образовалась недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за 2018 год, в связи с чем, налоговым органом произведено начисление пени и выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 16 января 2019 года, согласно которому Секериной Л.И. предлагалось в срок до 05 февраля 2019 года уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 5 840 рублей, пени в размере 134, 15 рублей, недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 26 545 рублей, пени в размере 678,25 рублей. В подтверждение направления указанного требования представлен реестр заказных отправлений с отметкой почтового отделения.
Также налоговым органом произведено начисление пени и выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 04 октября 2018 года, согласно которому Секериной Л.И. предлагалось в срок до 24 октября 2018 года уплатить пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 115,65 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 322,74 рублей. В подтверждение направления указанного требования представлен реестр заказных отправлений с отметкой почтового отделения.
Кроме того, налоговым органом произведено начисление пени и выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 07 августа 2018 года, согласно которому Секериной Л.И. предлагалось в срок до 27 августа 2018 года уплатить пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 255, 82 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 713,74 рублей. В подтверждение направления указанного требования представлен реестр заказных отправлений с отметкой почтового отделения.
Также налоговым органом произведено начисление пени и выставлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 11 апреля 2018 года, согласно которому Секериной Л.И. предлагалось в срок до 03 мая 2018 года уплатить пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 231,89 рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 1 181, 27 рубля. В подтверждение направления указанного требования представлен реестр заказных отправлений с отметкой почтового отделения.
В силу ст. 24 ГК РФ, гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Конституционный суд Российской Федерации в определении от 15.05.2001 года N 88-О разъяснил, что, исходя из особенности правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, поскольку юридически имущество индивидуального предпринимателя, используется им в личных целях, не обособлено от имущества, непосредственно используемого для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, он отвечает по обязательствам, в том числе связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Таким образом, утрата гражданином статуса индивидуального предпринимателя не освобождает его от обязанности отвечать по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Согласно п. 2 ст. 46 НК РФ, взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит, если иное не установлено настоящим пунктом. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Решение о взыскании принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем четвертым настоящего пункта. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию, такая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, решение о взыскании принимается в течение двух месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Из п. 1 ст. 47 НК РФ следует, что в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из разъяснений, данных в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», следует, что в силу положений ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации, а также применительно к п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления налоговых органов о взыскании налогов (страховых взносов) за счет имущества налогоплательщика (плательщика страховых взносов) являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Таким образом, нормами Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность взыскания недоимок с организации или индивидуального предпринимателя в бесспорном или в судебном порядке.
Кроме того, судом установлено и следует из материалов административного дела, что налоговым органом 06 февраля 2019 года в порядке ст. 46 НК РФ принято решение № о взыскании страховых взносов в размере 32 385 рублей, пени в размере 643,77 рублей за счет денежных средств плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств.
Впоследствии, а именно 29 марта 2019 года налоговым органом в порядке ст. 47 НК РФ принято решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, на основании которого 02 апреля 2019 года принято постановление № о взыскании страховых взносов в размере 32 385 рублей, пени в размере 643, 77 рублей.
На основании постановления № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества плательщика страховых взносов от 02 апреля 2019 года, судебным приставом -исполнителем ОСП по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам УФССП России по Курской области 10 апреля 2019 года возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено 10 июня 2019 года на основании п. 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ - акт органа, осуществляющего контрольные функции, возвращен взыскателю.
Кроме того, судом установлено и следует из материалов административного дела, что налоговым органом 29 августа 2018 года в порядке ст. 46 НК РФ принято решение № о взыскании пени в размере 969, 52 рублей за счет денежных средств плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств.
Впоследствии, а именно 05 сентября 2018 года налоговым органом в порядке ст. 47 НК РФ принято решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, на основании которого 05 сентября 2018 года принято постановление № о взыскании пени в размере 969,52 рублей.
На основании постановления № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества плательщика страховых взносов от 05 сентября 2018 года, судебным приставом -исполнителем ОСП по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам УФССП России по Курской области 11 сентября 2018 года возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено 04 декабря 2018 года на основании п. 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ - акт органа, осуществляющего контрольные функции, возвращен взыскателю.
Также судом установлено и следует из материалов административного дела, что налоговым органом 10 мая 2018 года в порядке ст. 46 НК РФ принято решение № о взыскании пени в размере 1 413,16 рублей за счет денежных средств плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств.
Впоследствии, а именно 10 июля 2018 года налоговым органом в порядке ст. 47 НК РФ принято решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, на основании которого 10 июля 2018 года принято постановление № о взыскании пени в размере 1 413,16 рублей.
На основании постановления № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества плательщика страховых взносов от 10 июля 2018 года, судебным приставом -исполнителем ОСП по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам УФССП России по Курской области 13 июля 2018 года возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено 24 августа 2018 года на основании п. 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительный документ - акт органа, осуществляющего контрольные функции, возвращен взыскателю.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что налоговым органом 15 февраля 2018 года в порядке ст. 46 НК РФ принято решение № о взыскании страховых взносов в размере 27 990 рублей, пени в размере 72,31 рублей за счет денежных средств плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств.
Впоследствии, а именно 27 марта 2018 года налоговым органом в порядке ст. 47 НК РФ принято решение № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, на основании которого 27 марта 2018 года принято постановление № о взыскании страховых взносов в размере 27 990 рублей, пени в размере 72,31 рублей.
На основании постановления № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества плательщика страховых взносов от 27 марта 2018 года, судебным приставом -исполнителем ОСП по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам УФССП России по Курской области 30 марта 2018 года возбуждено исполнительное производство №-ИП, которое окончено 20 апреля 2021 года на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
Кроме того, судом установлено и следует из материалов административного дела, что налоговым органом 29 октября 2018 года в порядке ст. 46 НК РФ принято решение № о взыскании пени в размере 438,39 рублей за счет денежных средств плательщика страховых взносов в банках, а также электронных денежных средств.
Сведений о том, что налоговым органом в порядке ст. 47 НК РФ принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, на основании которого принято постановление о взыскании пени в размере 438,39 рублей, которое предъявлено для принудительного исполнения в ОСП по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам УФССП России по Курской области не представлено.
Сведений о повторном предъявлении указанных постановлений к принудительному исполнению административным истцом в материалы дела не представлено.
Таким образом, предъявленная к взысканию задолженности по уплате страховых взносов, пени взыскана с административного ответчика в период осуществления им предпринимательской деятельности на основании постановлений налогового органа, обладающих силой исполнительного документа, путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика индивидуального предпринимателя в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Из п. 2 ст. 48 НК РФ следует, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, порядок взыскания налоговой задолженности зависит от статуса налогоплательщика, которым обладает физическое лицо на момент применения процедуры принудительного взыскания налогов, страховых вносов, пени, штрафа.
Каждая из применяемых процедур взыскания налоговой задолженности, предусмотренная статьями 46, 47 и 48 НК РФ, носит самостоятельный характер, применяется независимо друг от друга, имеет свои сроки, по истечении которых налоговый орган утрачивает саму возможность принудительного взыскания налоговой задолженности.
При этом налоговое законодательство исходит из принципа однократности взыскания налоговой задолженности и не допускает возможность повторного взыскания налоговой задолженности, которая уже взыскана в установленном законом порядке.
Возможность принудительного взыскания недоимок с индивидуального предпринимателя за соответствующий период утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47 НК РФ), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
Налоговый орган воспользовался правом на взыскание с Секериной Л.И., имевшей статус индивидуального предпринимателя, спорной недоимки и пени в соответствии с положениями ст. 47 НК РФ путем вынесения постановлений о взыскании страховых взносов, пеней за счет имущества налогоплательщика и их предъявления для исполнения в службу судебных приставов. Таким образом, административным истцом реализован способ принудительного взыскания задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика. Иное толкование норм материального права и взыскание с Секериной Л.И. задолженности в порядке ст. 48 НК РФ приведет к возможности повторного взыскания страховых взносов и пени за счет имущества налогоплательщика, что является недопустимым.
Согласно ч. 4 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в части 1 настоящей статьи, восстановлению не подлежат.
Таким образом, налоговый орган был вправе повторно предъявить исполнительные документы к исполнению в пределах срока, установленного ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно в течение 6 месяцев с момента возвращения судебным приставом-исполнителем без исполнения постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества плательщика страховых взносов. Непринятие налоговым органом таких мер влечет утрату им права на принудительное взыскание задолженности с налогоплательщика.
Как указывалось ранее, исполнительное производство №-ИП окончено 24 августа 2018 года, исполнительное производство №-ИП окончено 04 декабря 2018 года, исполнительное производство № окончено 10 июня 2019 года, то есть с момента окончания исполнительных производств и до обращения в суд с настоящим административным иском, которое поступило в суд 08 ноября 2021 года прошло более двух лет, следовательно, срок предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов для принудительного исполнения истек, что свидетельствует о том, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания образовавшейся недоимки по пени в порядке ст. 47 НК РФ.
Кроме того, как указывалось ранее недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 4 590 рублей, пени в размере 11, 86 рублей, недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 23 400 рублей, пени в размере 60,45 рублей взысканы в порядке ст. 47 НК РФ в полном объеме.
Сведений о том, что налоговым органом в порядке ст. 47 НК РФ принято решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, на основании которого принято постановление о взыскании пени в размере 438,39 рублей по требованию № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, согласно которому Секериной Л.И. предлагалось в срок до 24 октября 2018 года уплатить пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в размере 115,65 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 322,74 рублей, которое предъявлено для принудительного исполнения в ОСП по Дмитриевскому, Хомутовскому и Конышевскому районам УФССП России по Курской области и на основании которого возбуждено исполнительное производство, не представлено.
При таких обстоятельствах, взыскание пени в размере 438,39 рублей в порядке ст. 47 НК РФ налоговым органом также утрачено, поскольку двухлетний срок для обращения в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога, исчисляемый со дня истечения срока исполнения требования № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, об уплате налога, пропущен.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд, которое мотивировано тем, что срок пропущен в виду того, что задолженность с индивидуального предпринимателя взыскивалась в соответствии со ст.ст. 46, 47 НК РФ, а также тем, что Секерина Л.И. утратила статус индивидуального предпринимателя лишь 13 января 2021 года, в связи с чем, возможность для обращения в суд ранее указанного срока у налогового органа отсутствовала.
Судом установлено, что налоговым органом были приняты меры по взысканию недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование с Секериной Л.И. как с индивидуального предпринимателя в бесспорном порядке, то есть в соответствии со ст.ст. 46, 47 НК РФ, однако, как указывалось ранее исполнительные производства окончены на основании п. 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов для принудительного исполнения истек, доказательств повторного предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов письменные материалы административного дела не содержат, не представлено таковых и стороной административного истца, как и не представлено доказательств обращения налогового органа в арбитражный суд с иском в период, когда административный ответчик имел статус индивидуального предпринимателя, таким образом, налоговым органом в отношении должника произведены не все действия, предусмотренные действующим законодательством для бесспорного взыскания, установленных законом обязательных платежей и санкций в сроки, установленные действующим законодательством, до утраты административным ответчиком статуса индивидуального предпринимателя, что свидетельствует о том, что налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания задолженности, оснований для взыскания спорной суммы задолженности в судебном порядке не имеется.
Оснований для восстановления процессуального срока на подачу административного иска в суд не имеется, поскольку утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не является основанием полагать, что у налогового органа имеется возможность для взыскания страховых взносов в судебном порядке при наличии решений об ее взыскании во внесудебном порядке.
Учитывая изложенное, суд считает правильным отказать в полном объеме в удовлетворении административных исковых требований о взыскании с административного ответчика Секериной Л.И. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 1 994, 48 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017, 2018 годы в размере 8 705,60 рублей, пени в размере 391,23 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175- 180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Курской области к Секериной Л.И. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, в размере 1 994, 48 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017, 2018 годы в размере 8 705,60 рублей, пени в размере 391,23 рубля - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.А. Чевычелова
Решение суда в окончательной форме изготовлено «15» февраля 2022 года.
Председательствующий судья Т.А. Чевычелова