Дело № 2а-206/2019 УИД 29RS0026-01-2019-000461-56 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 апреля 2019 года село Холмогоры Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Доронина А.В., при секретаре Пузыревой О.Р., с участием административного истца Рудаковой Е.М., представителя административного истца – адвоката Немировой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры Холмогорского района Архангельской области административное дело по иску Рудаковой Е.М. к администрации муниципального образования «Емецкое» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа о взыскании государственной пошлины, и возложении обязанности по его исполнению, У С Т А Н О В И Л : административный истец Рудакова Е.М. обратилась в суд с иском к административному ответчику администрации муниципального образования «Емецкое» (далее администрация МО «Емецкое») о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа о взыскании государственной пошлины, и возложении обязанности по его исполнению. Свои требования обосновывает тем, что решением Архангельского областного суда от 30 января 2018 года с администрации МО «Емецкое» в ее пользу взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 15000 рублей и государственная пошлина в сумме 300 рублей, о чем выданы соответствующее исполнительные документы: исполнительный лист серии ФС № 006512425 – предмет исполнения компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 15000 рублей и исполнительный лист серии ФС № 026745317 – предмет исполнения государственная пошлина в сумме 300 рублей. Исполнительный лист серии ФС № 006512425 исполнен в полном объеме, а исполнительный лист серии ФС № 026745317, несмотря на ее неоднократные обращения в администрацию МО «Емецкое», до настоящего времени не исполнен. Исполнительный лист неоднократно возвращался ей с требованиями написать заявление в органы казначейства для получения денежных средств, однако в казначействе ей пояснили, что никакого заявления писать ненужно, и выплата зависит только от распоряжения главы администрации. Полагает, что такое бездействие администрации МО «Емецкое» является незаконным. Административный истец Рудакова Е.М. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, дополнительно пояснила, что в настоящий момент требования исполнительного документа административным ответчиком исполнены, 300 рублей ей перечислены 12 апреля 2019 года, однако никакого заявления и банковских реквизитов она не предоставляла. В заявлении от 17 апреля 2019 года, приобщенном к материалам дела в судебном заседании, административный истец Рудакова Е.М. просит взыскать с ответчика судебные издержки по оплате юридической помощи в размере 20000 рублей и государственной пошлины в размере 300 рублей. Представитель административного истца – адвокат Немирова Е.И. в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала, поскольку требования административным ответчиком были удовлетворены добровольно после предъявления иска в суд просила взыскать с ответчика судебные издержки по оплате юридической помощи в размере 20000 рублей и государственной пошлины в размере 300 рублей. Административный ответчик администрация МО «Емецкое» своего представителя в судебное заседание не направила, извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, предоставила в суд отзыв на иск, в котором с требованиями административного истца не согласилась, указав на выплату государственного пошлины в сумме 300 рублей Рудаковой Е.М. 12 апреля 2019 года, и просила рассмотреть дело в без их участия. Выслушав административного истца, его представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.2 ст.225 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца. Однако, прекращение оспариваемого действия (бездействия) в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если такое действие (бездействие) привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца. Как следует из материалов административного дела, оспариваемые действия (бездействие) администрации МО «Емецкое» вынудили Рудакову Е.М. обратиться за квалифицированной юридической помощью, что подтверждается соглашением на оказание правовой помощи, заключенным между адвокатом Немировой Е.И. и Рудаковой Е.М. 20 марта 2019 года, в результате чего Рудакова Е.М. понесла расходы в сумме 20000 рублей, что подтверждается квитанцией серии ОП № 041636. При таких обстоятельствах оснований для прекращения производства по административному делу у суда не имеется, а административное исковое заявление подлежит рассмотрению по существу. В соответствии с положениями ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Из материалов дела следует, что решением Архангельского областного суда от 30 января 2018 года удовлетворено административное исковое заявление Рудаковой Е.М. к администрации МО «Емецкое» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. С администрации МО «Емецкое» в пользу Рудаковой Е.М. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 15000 рублей и государственная пошлина в сумме 300 рублей, о чем выданы соответствующее исполнительные документы: исполнительный лист серии ФС № 006512425 – предмет исполнения компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 15000 рублей и исполнительный лист серии ФС № 026745317 – предмет исполнения государственная пошлина в сумме 300 рублей. В рамках действующего правового регулирования исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется в своей основе положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ). Они, в частности, устанавливают перечень документов, предоставляемых для исполнения взыскания, основания для возврата документов, поступивших на исполнение, определяют должностных лиц, обязанных обеспечить исполнение судебного акта, и предельный срок, в течение которого судебный акт должен быть исполнен (ст.ст.242.1, 242.2 и 242.5 БК РФ). Этой главой БК РФ регламентирован и порядок обращения взыскания на средства местных бюджетов. Согласно ст.242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям исполнительный лист и иные предусмотренные БК РФ документы направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (п.4); исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете; при исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (п.5); исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение (п.6). В силу положений п.2 ст.242.1 БК РФ исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена копия судебного акта, на основании которого он выдан. В соответствии с п.64 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» исполнительный лист и копия решения суда общей юрисдикции о присуждении компенсации направляются судом на исполнение не позднее следующего дня после принятия решения суда в окончательной форме. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами исполнительный документ – исполнительный лист серии ФС № 006512425 – предмет исполнения компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 15000 рублей администрацией МО «Емецкое» исполнен в полном объеме 14 февраля 2019 года (л.д.24). Исполнительный лист серии ФС № 026745317 – предмет исполнения государственная пошлина в сумме 300 рублей, возвращен взыскателю Рудаковой Е.М. с разъяснением необходимости написать заявление в органы казначейства (л.д.24). Доводы административного истца о том, что исполнительный лист серии ФС № 026745317 – предмет исполнения государственная пошлина в сумме 300 рублей, должен исполняться в том же порядке что и исполнительный документ о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок основаны на неверном толковании норм права. Согласно содержанию резолютивной части решения Архангельского областного суда от 30 января 2018 года решение подлежит немедленному исполнению только в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (л.д.4-9). Таким образом, данное решение суда в части взыскания государственной пошлины подлежит исполнению на общих основаниях. В соответствии с положениями п.2 ст.242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном ст.242.2 БК РФ), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. В силу положений п.3 ст.242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является, в том числе непредставление какого-либо документа, указанного в п.2 ст.242.1 БК РФ. В силу положений п.3 ст.156, ст.215.1 БК РФ и п.5.12 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Письмом за подписью главы МО «Емецкое» Савиной Н.В. от 19 сентября 2018 года № 1038 взыскателю Рудаковой Е.М. разъяснено, что функции главного распорядителя и получателя средств бюджета МО «Емецкое» осуществляет Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на основании двухстороннего соглашения (л.д.27). С учетом изложенного и принимая во внимание, что Рудаковой Е.М. при предъявлении для исполнения исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № 026745317 – предмет исполнения государственная пошлина в сумме 300 рублей, не были приложены документы, перечисленные в п.2 ст.242.1 БК РФ, действия администрации МО «Емецкое» по возвращению Рудаковой Е.М. указанного исполнительного документа с разъяснением необходимости написания заявления в органы казначейства, основаны на нормах действующего законодательства, права, свободы и законные интересы Рудаковой Е.М. не нарушают, препятствий к осуществлению ею своих прав, свобод и реализации законных интересов не создают, поскольку в силу положений п.4 ст.242.1 БК РФ возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. При таких обстоятельствах требование административного истца о признании незаконным бездействия администрации МО «Емецкое», выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа – исполнительного листа серии ФС № 026745317 о взыскании государственной пошлины в сумме 300 рублей необоснованно. Поскольку действия администрации МО «Емецкое» были основаны на нормах действующего законодательства, права Рудаковой Е.М. не нарушали, требования административного истца о взыскании судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей удовлетворению не подлежат. Перечисление администрацией МО «Емецкое» Рудаковой Е.М. 300 рублей 12 апреля 2019 года не свидетельствует об обоснованности предъявленного в суд административного иска Рудаковой Е.М. и о незаконности действий (бездействия) администрации МО «Емецкое» по неисполнению требований исполнительного листа серии ФС № 026745317 ранее. Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, Р Е Ш И Л : В удовлетворении административного иска Рудаковой Е.М. к администрации муниципального образования «Емецкое» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований исполнительного документа о взыскании государственной пошлины, и возложении обязанности по его исполнению отказать. В удовлетворении заявления Рудаковой Е.М. о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей и государственной пошлины в размере 300 рублей отказать. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд. Председательствующий судья А.В. Доронин |