НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Холмогорского районного суда (Архангельская область) от 26.01.2019 № 290026-01-2019-001142-50

Дело (УИД) № 29RS0026-01-2019-001142-50

Производство № 12-86/2019

Р Е Ш Е Н И Е

27 ноября 2019 года село Холмогоры

Судья Холмогорского районного суда Архангельской области Доронин А.В., рассмотрев жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 21 августа 2019 года,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 21 августа 2019 года федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 31000 рублей.

ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области в жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области является казенным учреждением, лицевой счет находится в казначействе и для перечисления денежных средств необходимо сделать заявку на кассовый расход, которая рассматривается два дня. Заработная плата осужденным к лишению свободы не выплачивается, а зачисляется на лицевые счета (депозиты), сроки зачисления устанавливаются в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством. Кроме этого, ссылается на отсутствие у трудовой инспекции полномочий на проверку ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области на предмет соблюдений норм трудового законодательства, обосновывая свою позицию ссылками на судебную практику по аналогичным делам.

При рассмотрении жалобы в районном суде защитник ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области Шубная А.С. доводы и требования, изложенные в жалобе, поддержала.

Прокурор – помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Сивченко Н.А. с доводами жалобы не согласился, полагая их необоснованными, а оспариваемое постановление законным.

Выслушав мнения защитника, прокурора, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, суд не находит предусмотренных законом оснований для отмены или изменения постановления по следующим обстоятельствам.

Согласно ст.ст.136 и 140 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Из представленных материалов следует, что в ходе проверки соблюдения требований трудового законодательства, проведенной Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, выявлены допущенные ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области нарушения трудового законодательства, а именно, в нарушение ст.ст.136, 140 ТК РФ:

- трудоиспользование осужденных ФИО3, ФИО4, ФИО5 прекращено 23 мая 2019 года, однако окончательный расчет ФИО3 произведен 13 июня 2019 года, ФИО4 – 27 мая 2019 года, ФИО5 – 31 мая 2019 года;

- трудоиспользование осужденных ФИО6, ФИО7, ФИО8 прекращено 31 мая 2019 года, однако окончательный расчет данных осужденных произведен в июне 2019 года;

- трудоиспользование осужденного ФИО9 прекращено 20 мая 2019 года, однако окончательный расчет осужденного произведен 21 мая 2019 года.

Кроме того, нарушены права осужденного ФИО10 при оплате отпуска.

Приказом начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области от 7 мая 2019 года № 41-ос осужденному ФИО10 предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 20 мая 2019 года, однако оплата отпуска осужденному произведена только 28 мая 2019 года.

Выявление указанных нарушений послужило основанием для вынесения Архангельским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях постановления о возбуждении в отношении ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, которое с материалами проверки направлено в государственную инспекцию труда Архангельской области и Ненецком автономном округе для рассмотрения по существу.

Главный государственный инспектор труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе привлекая ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области к административной ответственности пришел к выводу, что выявленные в ходе проверки нарушения трудового законодательства образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

Оснований для переоценки установленных инспектором труда при рассмотрении дела обстоятельств, к чему сводятся доводы жалобы, не имеется.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.

В силу ч.2 ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ) общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.

Предусматривая в ст.103 УИК РФ привлечение к труду лиц, осужденных к лишению свободы, федеральный законодатель в ст.105 УИК РФ установил, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч.1); размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (ч.2), а при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе оплата труда осужденного производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки (ч.3).

Данные требования корреспондируют рекомендациям Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, утвержденных Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года, в соответствии с которыми за свой труд заключенные должны получать справедливое вознаграждение в рамках определенной системы.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с осуществлением осужденными трудовой деятельности, - это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

Согласно ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

С учетом приведенных правовых норм, а также всех имеющихся в деле доказательств инспектор труда пришел к обоснованному выводу о виновности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ, выразившегося в невыплате в установленный срок заработной платы и оплаты отпуска осужденным.

Правильность выводов инспектора труда о событии административного правонарушения и виновности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области в его совершении подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указаны аналогичные обстоятельства правонарушения; рапортами помощника прокурора; объяснениями ФИО11, ФИО12; копиями приказов начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области о привлечении и прекращении трудового использования осужденных; копиями лицевых счетов осужденных; копиями карточек учета осужденных; копиями справок к личным делам осужденных; данными об учете рабочего времени осужденных; копиями заявок на кассовые расходы и иными доказательствами, которые также подтверждают наличие события правонарушения и обстоятельства его совершения.

Собранные по делу доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении. Ставить под сомнение объективность и достоверность сведений, содержащихся в процессуальных документах, у суда не имеется.

Представленные по делу доказательства оценены инспектором труда по правилам ст.26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Ссылаясь на установленные факты и доказательства, инспектор труда в оспариваемом постановлении дал полное и логически обоснованное объяснение своим выводам о виновности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

Обстоятельства, на основании которых инспектор труда основывал свои выводы, и приведенные им доказательства, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области в совершении указанного административного правонарушения.

Доводы жалобы о том, что обжалуемое постановление вынесено неуполномоченным должностным лицом, несостоятельны.

Согласно ст.23.12 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 таким органом является Федеральная служба по труду и занятости, осуществляющая функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Правом рассмотрения дел об административных правонарушениях от имени указанного органа наделены, в том числе главные государственные инспекторы труда (п.6 ч.2 ст.23.12 КоАП РФ).

Таким образом, дело об административном правонарушении, возбужденное на основании постановления Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, правомерно рассмотрено уполномоченным должностным лицом – главным государственным инспектором труда государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе.

Ссылки в жалобе на иную судебную практику не являются основаниями к отмене или изменению обжалуемого постановления, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судом учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных, участвующими в деле лицами.

Необходимость направления кассовых заявок и длительность сроков их рассмотрения также не являются основаниями для отмены или изменения оспариваемого постановления, поскольку данные обстоятельства не лишают ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области при надлежащей организации работы ответственных должностных лиц возможности исполнять требования трудового законодательства.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, инспектором труда не нарушен.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 31000 рублей назначено ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области правильно, в пределах санкции ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.

При назначении ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области такого наказания инспектор труда учел требования ст.ст.4.1-4.3 КоАП РФ об общих правилах назначения наказания юридическому лицу. Административное наказание назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области, и иных обстоятельств, влияющих на административную ответственность.

Нарушений норм материального либо процессуального права инспектором труда не допущено и правовых оснований для отмены или изменения постановления не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе от 21 августа 2019 года в отношении федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 12 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» оставить без изменения, а жалобу ФКУ ИК-12 УФСИН России по Архангельской области – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Доронин