НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Холмогорского районного суда (Архангельская область) от 10.03.2022 № 290020-01-2021-000616-38

Дело (УИД) № 29RS0020-01-2021-000616-38

Производство № 2-50/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Холмогоры 10 марта 2022 года

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А., при секретаре Жгилёвой С.М., с участием посредством ВКС истца Бобылева С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по иску Бобылева Сергея Петровича к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить бесплатно земельный участок в собственность,

установил:

истец обратился с иском к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», в окончательном варианте, с требованиями обязать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» предоставить в собственность бесплатно земельный участок в границах с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры, включая сети инженерно-технического обеспечения электроснабжения, водоснабжения и транспортной инфраструктуры, в срок до 01 апреля 2022 года. Взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп. (л.д. 130).

Свои требования мотивирует тем, что его семья является многодетной. Постановлением главы муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 06 августа 2019 года –па многодетная семья в составе Бобылева Сергея Петровича, Бобылевой Натальи Александровны, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО6 включена в реестр многодетных семей, желающих приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства в с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области.

С 2019 года администрацией не предпринято никаких мер для предоставления земельного участка. В ответе № 4170/02-09 от 20 августа 2021 года на заявление от 23 июля 2021 года ответчик отказал в предоставлении участка, ссылаясь на их отсутствие.

Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что за весь период с момента включения в реестр участок ему не предлагали, участки от которых могли отказаться предшественники в очереди, также не предлагали, денежная компенсация им не нужна. Возможность предоставить участок имеется, поскольку, для сдачи в аренду участки есть, предоставил скриншоты экрана свидетельствующие о проведении торгов по аренде земельных участков (л.д. 116-121). Относительно срока исполнения решения считает разумным срок до июня 2022 года.

Третьи лица Бобылева Н.А., ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО6 извещены надлежащим образом.

Представители привлеченных к участию в деле по определению суда ответчиков Министерства имущественных отношений Архангельской области, Министерства строительства и архитектуры Архангельской области в судебное заседание не явились, считают, что Министерства являются ненадлежащими ответчиками, так как эти вопросы относятся к вопросам местного значения соответствующего муниципального района.

Представитель ответчика администрации МО «Пинежский муниципальный район» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с иском не согласен, предоставление земельных участков многодетным семьям не относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, являются государственными полномочиями; образованные участки предоставляются в порядке очередности, сроки образования земельных участков и предоставления законом не определены, в реестре до истца еще 13 человек которые ждут образованных земельных участков; согласно Генплану и ПЗЗ в с. Карпогоры отсутствуют земельные участки подходящие для ИЖС, полномочия по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки относятся к полномочиям правительства Архангельской области в лице министерства строительства и архитектуры Архангельской области на основании ст.7.6.1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления»; специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей не установлен, в соответствии с Методическими рекомендациями утвержденными приказом Минрегион России от 09 сентября 2013 года № 372 рекомендуется финансировать соответствующие расходы за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.

На основании пункта 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с п. 2, 5, 6, 7, 8, 12.1 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с пунктами 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении установленных данным пунктом условий.

Земельные участки в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных пунктом 5.1 настоящей статьи.

Предоставление земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Обеспечение земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящей статьей, объектами инженерной (включая сети инженерно-технического обеспечения) и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области и (или) муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области.

В соответствии с п. 7 ст. 2.3 Закона от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ проведение работ по формированию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Местные администрации подают заявки в порядке, предусмотренном разделом 2.2 Правил формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года № 298-пп (далее - Правила).

Обязательным условием для подачи заявки на участие в областной программе является наличие правил землепользования и застройки, генплан, имеющая положительное заключение экспертиза проектной документации на строительство, наличие софинансирования.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункты 24, 29).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ публичные обязанности органов местного самоуправления по организации в границах сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О сформулировал правовую позицию, согласно которой в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, именно на органах публичной власти лежит обязанность по обустройству соответствующих территорий.

Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Государственная программа «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области», утверждена постановлением Правительства Архангельской области № 475-пп от 11 октября 2013 года.

В перечне мероприятий подпрограммы № 1 предусмотрено мероприятие «Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и жилищно-строительным кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства объектами инженерной инфраструктуры. Реализацию данного мероприятия на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления, которым из областного бюджета предоставляются субсидии на софинансирование расходов в объекты капитального строительства муниципальной собственности. Мероприятие предусмотренное подлежит ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу в соответствии с правилами формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года № 298-пп.

Включение объектов в проект областной адресной инвестиционной программы осуществляется на основании заявки, предоставленной в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с областным законом от 19 ноября 2018 года № 30-3-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с 01 января 2019 года к органам государственной власти Архангельской области переданы отдельные полномочия органов местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов … в сфере градостроительной деятельности (подготовка и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования) до 31 декабря 2023 года.

Из материалов дела и пояснений сторон следует, что постановлением главы муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 06 августа 2019 года –па многодетная семья в составе Бобылева Сергея Петровича, Бобылевой Натальи Александровны, ФИО5, ФИО7, ФИО4, ФИО6 включена в реестр многодетных семей, желающих приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства в <адрес> Архангельской области. Истец в указанном реестре значится под номером 28, из претендующих на предоставление именно земельного участка под номером 14.

На территории МО «Карпогорское» утверждены Генеральный план муниципального образования «Карпогорское» решением Собрания депутатов муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 16 ноября 2018 года № 222, правила землепользования и застройки муниципального образования «Карпогорское» Пинежского муниципального района, решением Собрания депутатов муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 16 ноября 2018 года № 223.

Согласно отзыву Министерства имущественных отношений Архангельской области на 2022 год денежные средства на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, в бюджете Архангельской области отсутствуют. Пинежский муниципальный район с заявлениями о необходимости выделения денежных средств на формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям в министерство не обращался. В соответствии с постановлением от 11 июня 2015 года №214-пп «Об утверждении положения о министерстве строительства и архитектуры Архангельской области» оно осуществляет полномочия в сфере градостроительной деятельности (подп.36 п.8 раздел 2).

Из ответа на запрос суда Министерства строительства и архитектуры Архангельской области следует, что за период с 01 января 2019 года по настоящее время в адрес комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Архангельской области уполномоченной на рассмотрение предложений о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципальный образований Архангельской области предложений от администрации Пинежского муниципального района Архангельской области о внесении изменений в генеральный план и правила в целях формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, а также для обустройства их инфраструктурой не поступало.

В рамках заявочной кампании на включение объектов муниципальной собственности в проект областной адресной инвестиционной программы на 2022 год в части мероприятий по обустройству инфраструктурой земельных участков для многодетных семей заявка от администрации Пинежского муниципального района не поступала.

Из ответа на обращение истца от 23 июля 2021 года к главе администрации МО «Пинежский муниципальный район», направленного истцу письмом исходящий номер № 4170/02-09 от 20 августа 2021 года, следует, что в настоящее время в с. Карпогоры отсутствуют земельные участки, обеспеченные объектами водоснабжения и транспортной инфраструктурой возможные для предоставления многодетным семьям включенным в реестр.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в течение длительного времени с 2019 года администрация муниципального образования «Пинежский муниципальный район» как орган, уполномоченный на предоставление земельных участков и обеспечение их необходимой инфраструктурой должных мер к формированию таковых не предпринимает, соответствующих заявок на софинансирование в рамках государственной программы в установленном порядке не подавала, предложений о внесении в документы территориального планирования в целях формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, а также для обустройства их инфраструктурой не направляла, является надлежащим ответчиком по делу, к которому заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Основания для удовлетворения требований к Министерству имущественных отношений Архангельской области, Министерству строительства и архитектуры Архангельской области отсутствуют.

С учетом необходимости соблюдения установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» порядка, суд полагает возможным установить срок исполнения решения в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ государственная пошлина 300 руб. 00 коп. уплаченная истцом при подаче иска подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Бобылева Сергея Петровича к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» предоставить в собственность бесплатно земельный участок в границах с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры, включая сети ниженерно-технического обеспечения электроснабжения, водоснабжения и транспортной инфраструктуры, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в пользу Бобылева Сергея Петровича в счет возврата уплаченной государственной пошлины 300 руб. 00 коп.

В удовлетворении исковых требований Бобылева Сергея Петровича к Министерству имущественных отношений Архангельской области, Министерству строительства и архитектуры Архангельской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд.

Председательствующий С.А. Коневец

(Решение в окончательной форме изготовлено 15 марта 2022 года)