НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Химкинского городского суда (Московская область) от 18.10.2023 № 2А-6400/2023

50RS0<№ обезличен>-81 Дело № 2а-6400/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Химки, <адрес>

Химкинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Симоновой Д.С.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам, УСН,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец МИФНС №13 по <адрес> обратился с административным иском, в котором просит взыскать с ФИО1 пени по страховым взносам на ОПС за 2017 год в размере 6 134,92 руб., на ОМС за 2018 год в размере 1 344,58 руб., за несвоевременную уплату УСН за 2016 год в размере 100 908,59 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик состоял на учете в качестве ИП в период с <дата> по <дата>, ему были начислены пени за несвоевременную уплату налогов.

Административное дело поступило в Химкинский городской суд на основании определения Лобненского городского суда от <дата> о передаче по подсудности.

Административный истец МИФНС №13 по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен (ШПИ 80086088277134, вручено 13 сентября 2023 г.).

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен. Воспользовался правом на ведение дела через представителя, который в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, поскольку срок давности истек, кроме того, пени не могут быть взысканы без основного долга – недоимки по налогам.

Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 состоял на учете в качестве ИП с <дата> по <дата>.

<дата> в адрес ФИО1 выставлено налоговое требование <№ обезличен> о взыскании недоимки по налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 4184185 руб. и пени 81138,32 руб., страховых взносов на ОПС в размере 23 400 руб. и пени 5881,17 руб., страховых взносов на ОМС в размере 5840 руб. и пени 88310,64 руб. При этом, в данном требовании к оплате выставлены только пени без недоимок по налогам.

<дата> в адрес ФИО1 выставлено налоговое требование <№ обезличен> о взыскании недоимки по налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 4184185 руб. и пени 19770,27 руб., страховых взносов на ОПС в размере 23 400 руб. и пени 253,75 руб., страховых взносов на ОМС в размере 4590 руб. и пени 53,43 руб. При этом, в данном требовании к оплате выставлены только пени без недоимок по налогам.

Сведения о направлении в адрес административного ответчика налоговых уведомлений до требования материалы дела не содержат.

Судебным приказом мирового судьи от <дата> с ФИО4 взысканы пени в размере 6134,92 руб. по страховым взносам ОПС, в размере 1344,58 руб. по страховым взносам ОМС, 100908,59 руб. – пени по налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

При этом, недоимка по налогу в данном приказе помимо пени к взысканию не предъявлялась.

Определением мирового судьи от 2 ноября 2022 года судебный приказ отменен в связи с поступлением от должника возражений.

Административное исковое заявление направлено в суд посредством почты <дата>, что подтверждается штампом почты на конверте.

В соответствии с частью 3 статьи 62 КАС РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено этой статьей и главами 25 и 26.1 данного Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ).

В постановлении от <дата> N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от <дата> N 381-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <дата> N 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.

Из изложенного следует, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, при этом нормы законодательства о налогах и сборах не предполагают возможность взыскания пени на сумму налогов, которые не были уплачены, и в отношении которых налоговым органом не были приняты меры к их принудительному взысканию.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).

Вместе с тем, сведений о том, что налоговым органом были предприняты меры к принудительному взысканию задолженности по страховым взносам на ОМС и ОПС, УСН за заявленные периоды – 2016,2017,2018 г., на которую начислены пени, либо об уплате административным ответчиком данного налога материалы дела не содержат.

С учетом изложенного, оснований для взыскания пени без основного налога у суда не имеется.

Также, суд полагает ходатайство ответчика о применении срока исковой давности подлежащим удовлетворению в связи с нижеследующим.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Аналогичные положения содержит и часть 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что судебный приказ отменен определением мирового судьи от 2 ноября 2022 года, вместе с тем, административный иск подан лишь <дата>.

Уважительных причин пропуска срока не приведено, ходатайств о восстановлении не заявлено.

С учетом изложенного, суд полагает срок на подачу административного иска пропущенным, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 48 НК РФ, ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по <адрес> к ФИО1 о взыскании пени по страховым взносам, УСН – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья Д.С. Симонова