РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Хилок 08 февраля 2018 г.
Хилокский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Клейнос С.А.
при секретаре Светлолобовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хилокского района в защиту интересов ФИО1 к Администрации муниципального района «Хилокский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Хилокского района, действуя в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с указанным иском. В обоснование указал, прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства Администрацией муниципального района «Хилокский район», в ходе которой установлено, ФИО1 работает в Администрации муниципального района «Хилокский район» в должности уборщика служебных помещений на основании срочного трудового договора № 32 от 14 сентября 2016 года. Приказом о приеме на работу от 14 сентября 2016 года ФИО1 установлен оклад в размере 3300 руб., районный коэффициент в размере 40% оклада, процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 30% оклада. В октябре 2017 года размер начисленной заработной платы ФИО1, отработавшей норму рабочего времени, составил 7800 руб.: оклад – 3300 руб., доплата до МРОТ – 1404,60 руб., компенсационная выплата за вредные условия труда -132 руб., районный коэффициент (40%) – 1504,80 руб., северная надбавка (30%) – 1128,60 руб., ежемесячная премия – 330 руб.. В ноябре 2017 года размер начисленной заработной платы ФИО1, отработавшей 119 час. рабочего времени составил 5471,43 руб.: оклад в размере 2537,14 руб., доплата до МРОТ – 903,29 руб., компенсационная выплата за вредные условия труда – 94,29 руб., районный коэффициент (40%) – 1074,86 руб., северная надбавка (30%) – 806,14 руб., ежемесячная премия – 235,71 руб. Сославшись на положение ст.129,133,315 ТК РФ, на Федеральные законы о минимальном размере оплаты труда с 01 июля 2017 года в размере 7500 руб., с 01 января 2018 года – 9489 руб., на Постановление Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, считает, что в период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года размер ежемесячной заработной платы при отработке нормы рабочего времени должен составлять не менее 13260 руб. (оклад в размере 7800 руб., районный коэффициент в размере 3120 руб., процентная надбавка в размере 2340 руб.), а в период с 01 января 2018 года – 16131,30 руб. (оклад 9489 руб., районный коэффициент в размере 3795,60 руб., процентная надбавка в размере 2846,70 руб.). Указал, в нарушение вышеизложенных положений, при отработке нормы рабочего времени за октябрь-ноябрь 2017 года, размер заработной платы, начисленной ФИО1 без учета районного коэффициента и процентной надбавки составил меньше минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы ФИО1 за октябрь 2017 года составил 5460 руб., за ноябрь 2017 года – 3977,30 руб.. Обосновывая вышеизложенным, сославшись на ст.45 ГПК РФ, просил суд: взыскать с Администрации муниципального района «Хилокский район» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за октябрь 2017 года в сумме 5460 руб., за ноябрь 2017 года в сумме 3977,30 руб., всего 9437,30 руб. и обязать ответчика производить ФИО1 ежемесячно начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае к заработной плате, свыше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
В судебном заседании помощник прокурора Никипелова Н.А. исковые требования, по доводам, изложенным в иске, поддержала.
ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик - Администрация муниципального района «Хилокский район», будучи надлежащим образом и своевременно извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, о причинах неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из дела следует, с 14 сентября 2016 года ФИО1 работает уборщиком служебных помещений в МУ Администрация муниципального района «Хилокский район». В период с 01 октября 2017 года по 30 ноября 2017 года ФИО1 начислялись и выплачивались: должностной оклад – 3300 руб. пропорционально отработанному времени, доплата до МРОТ, компенсационная выплата за вредные условия труда, районный коэффициент, северная надбавка, ежемесячная премия ( л.д.10,11).
В соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7 ТК РФ).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1, 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 146, 148 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в местностях с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО2, О.Л.Дейдей, ФИО3 и И.Я.Кураш признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом в пункте 4.2 названного постановления указано, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Вместе с тем, из вышеизложенного не следует, что должностной оклад или тарифная ставка должны составлять минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации и к ним без исключения должны начисляться процентные надбавки. Напротив, действующим законодательством предусмотрено установление окладов или тарифных ставок в размере меньше минимального размера оплаты труда, поскольку должностной оклад или тарифная ставка являются составной частью заработной платы работников, а не заработной платой вцелом.
Так, статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).
Согласно названной статье Трудового кодекса Российской Федерации тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В связи с чем, суд отклоняет доводы прокурора, о том, заработная плата за период с 01 июля 2017 года по 31 декабря 2017 года должна быть начислена ФИО1 исходя из оклада в размере 7800,00 руб., с 01 января 2018 года – исходя из оклада в размере 9489,00 руб.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами прокурора о применении в данном деле положений ст.315 ТК РФ, поскольку Хилокский район Забайкальского края действующим законодательством не отнесен ни к районам Крайнего Севера, ни приравненным к ним местностям.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч.1 ст.133 ТК РФ).
с 01 июля 2017 г. минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составлял 7800,00 руб. (Федеральный закон от 19июня2000года N82-ФЗ в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ).
Таким образом, заработная плата истицы при полной отработке нормы рабочего времени (выполнении должностных обязанностей) с учетом районного коэффициента 40% и процентной надбавки за стаж работы – 30% в спорные периоды должна составлять не менее 13260,00 руб. (7800,00 руб. х 70%= 5460,00 руб., 7800,00 руб. + 5460,00 руб.).
Истица в октябре 2017 года полностью отработала норму рабочего времени, в ноябре 2017 года истица отработала 15 дней при норме рабочего времени 21 день.
Размер заработной платы истицы составил: за октябрь 2017 года – 7800,00 руб., за ноябрь 2017 года – 5471,43 руб.(л.д.10,11). Тогда как должен составлять за октябрь 2017 года не менее 13260,00 руб., за ноябрь 2017 года – не менее 9471,43 руб. (13260 руб./21 дн.х15 дн.)
Таким образом, размер заработной платы истицы с 01 октября 2017 года по 30 ноября 2017 года не отвечал требованиям законодательства, заработная плата начислена и выплачена истице в меньшем размере. Всего истице не доначислено и не выплачено 9460,00 руб.(13260,00 руб.-7800,00 руб.+9471,43 руб.-5471,43 руб.). В таком размере следует взыскать недоначисленную и невыплаченную заработную плату, принимая во внимание, что истцом при расчете подлежащей взысканию суммы допущена техническая ошибка.
Поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав ФИО1, то устранить данное нарушение необходимо возложением на ответчика обязанности при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовые обязанности) производить ежемесячно начисление и выплату заработной платы ФИО1 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае к заработной плате, свыше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
На основании п. 19 ст.333.36НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Администрации муниципального района «Хилокский район» в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за октябрь, за ноябрь 2017 года в сумме 9460,00 рублей.
Обязать Администрацию муниципального района «Хилокский район» при полной отработке нормы рабочего времени и выполнении нормы труда (трудовые обязанности) производить ежемесячно начисление и выплату заработной платы ФИО1 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы в Забайкальском крае к заработной плате, свыше минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Хилокский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 12 февраля 2018 года.
Судья – подпись.
Верно.
Судья Клейнос С.А.