НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хасавюртовского районного суда (Республика Дагестан) от 10.07.2014 № 2-507/2014

 Дело № 2-507-2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 10 июля 2014 года г.Хасавюрт

 Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе

 председательствующего судьи Алиева М.А.,

 при секретаре Гаджиевой З.М.,

 представителя истца Омарова М-А.Г.

 ответчика Ибаева А.Р.

 представителя третьего лица Исмаилова З.И.

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Хасавюрт гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и Республики Дагестан к Ибаеву А.Р. о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду нарушением лесного законодательства в виде незаконной рубки деревьев,

 установил :

 Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и Республики Дагестан к Ибаеву А.Р. о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду нарушением лесного законодательства в виде незаконной рубки деревьев, по тем основаниям, что проведенной Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам изучения уголовного дела по обвинению Ибаева А.Р. по ч.1 ст. 285, ч. ст. 292 и п.п. «в», «г» ч.2 ст. 260 УК РФ проверкой установлено, что Ибаев А.Р. в апреле 2006 года, точная дата не установлена, работая инженером по лесопользованию Федерального государственного учреждения «<адрес> лесхоз», являясь должностным лицом, обладающим контрольно- распорядительными полномочиями, из корыстной заинтересованности использовал свои полномочия вопреки интересам службы, повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов государства при следующих обстоятельствах.

 В марте-апреле 2006 года у Ибаева А.Р. возник умысел на проведение в 55-м выделе 17-го квартала <адрес> лесхоза, на территории Хасавюртовского района, сплошной незаконной вырубки лесных насаждений деревьев, кустарников для последующей реализации гражданам под индивидуальное строительство очищенных от лесных насаждений участков земель лесного фонда. С этой целью 13.04.2006 года Ибаев А.Р. злоупотребляя своими служебными полномочиями, осознавая, что действует вопреки интересам службы, желая придать законный характер своим противоправным действиям, используя из корыстной заинтересованности свои должностные полномочия инженера по лесопользованию <адрес> лесхоза, в соответствии с которыми инженер по лесопользованию организует все виды лесопользования в масштабах лесхоза, осуществляет контроль за соблюдением правил рубок, отпуска древесины на корню за состоянием охраны лесов, а также контроль качества лесохозяйственных работ и является ответственным за качество рубок в лесхозе в нарушение требований ст.ст.42, 118 Лесного кодекса РФ, п.39 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ №551 от 01.06.1998г., п.п.46, 47, 52, 54 Санитарных правил в лесах РФ, утвержденных приказом МПР РФ №350 от 05.04.2006г. без наличия решения агентства лесного хозяйства Республики Дагестан о проведении рубок, без установления и утверждения объемов заготовки древесины территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, без наличия запланированных мероприятий на проведение рубок, без принятия решения о назначении выборочной санитарной рубки агентством лесного хозяйства Республики Дагестан и без отвода лесосеки в натуре подготовил и выписал лесорубочный билет №6 от 13.04.2006г. с указанием в нем несоответствующих действительности сведений о необходимости проведения в 55-м выделе 17-го квартала <адрес> лесхоза выборочных санитарных вырубок по заданию агентства Лесного хозяйства Республики Дагестан. В тот же день, на основании лесорубочного билета, <адрес> лесхозом была заключена договоренность с ФИО3 о проведении санитарной выборочной рубки в 55- м выделе 17-го квартала Хасавюртовского лесхоза, которого Ибаев А.Р., как должностное лицо Хасавюртовского лесхоза уполномоченное контролировать соблюдение правил рубок ввел в заблуждение, заверив его, что порубка осуществляется законно на основании лесорубочного билета и организовал проведение сплошной незаконной порубки деревьев на площади 0.40 га на территории 55-го выдела 17-го квартала <адрес> лесхоза. Ущерб, причиненный незаконной сплошной порубкой деревьев на площади 0.40 га в 55-м выделе 17-го квартала проведенной на основании лесорубочного билета подготовленного Ибаевым А.Р., составил <данные изъяты> рублей.

 Он же Ибаев А.Р., работая в апреле 2006 года инженером по лесопользованию <адрес> лесхоза, являясь должностным лицом Хасавюртовского лесхоза, из корыстной и иной личной заинтересованности внес в официальный документ заведомо ложные сведения при следующих обстоятельствах.

 13.04.2006 года Ибаев А.Р. из корыстной и иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении придать законный характер своим противоправным действиям и облегчить проведение сплошной вырубки деревьев в 55-м выделе 17-го квартала <адрес> лесхоза, для последующей реализации расчищенных от лесных насаждений участков земель лесного фонда под индивидуальное строительство используя при этом свои должностные полномочия по организации всех видов лесопользования в масштабах лесхоза и ведению необходимой технической документации составил подложный лесорубочный билет за №6 от 13.04.2006 года. В указанный лесорубочный билет Ибаев А.Р. внес заведомо ложные сведения о необходимости проведения по заданию из Агентства лесного хозяйства РД санитарных выборочных рубок в 55-м выделе 17-го квартала Хасавюртовского лесхоза, хотя фактически Агентством лесного хозяйства проведение выборочных санитарных рубок в указанном выделе в 2006 году не планировалось и соответственно задание на проведение выборочной санитарной рубки в указанном выделе в <адрес> лесхоз Агентством лесного хозяйства РД не направлялось, необходимость проведения рубок не усматривалась.

 Он же Ибаев А.Р., работая в апреле 2006 года инженером по лесопользованию <адрес> лесхоза, являясь должностным лицом с использованием своего служебного положения, организовал незаконную рубку лесных насаждений в крупном размере при следующих обстоятельствах.

 В апреле 2006 года, точная дата не установлена, Ибаев А.Р. являясь должностным лицом <адрес> лесхоза на которое в соответствие с должностными полномочиями возложены функции по организации лесопользования в масштабах лесхоза, осуществление контроля за соблюдением правил рубок, отпуска древесины на корню, контроля за качеством лесохозяйственных работ и качеством рубок, а также оформление необходимой технической документации для проведения рубок, незаконно, в нарушение требований ст.ст.42, 118 Лесного кодекса РФ, п.39 Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ №551 от 01.06.1998г., п.п.47, 52, 54, 55, 57, 58, 59, 60, 62 Санитарных правил в лесах РФ, утвержденных приказом МПР РФ №350 от 05.04.2006г. без наличия решения агентства лесного хозяйства Республики Дагестан о проведении рубок, без установления и утверждения объемов заготовки древесины территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, без принятия решения о назначении выборочной санитарной рубки агентством лесного хозяйства Республики Дагестан, без отвода лесосеки в натуре, без предварительного клеймения деревьев, без предварительного обследования замеченных в рубку деревьев специальной комиссией и установления целесообразности проведения сплошной рубки, без наличия соответствующего разрешения на проведение сплошной вырубки ввел в заблуждение ФИО3, который по договоренности с лесхозом осуществлял работы по вырубке, заверив последнего, что сплошная вырубка осуществляется на основании лесорубочного билета №6 от 13.04.2006 года и организовал в пределах 55-го выдела 17-го квартала <адрес> лесхоза на землях лесного фонда сплошную вырубку деревьев на площади 0.4 га., причинив охраняемым законом интересам государства ущерб в крупном размере на сумму <данные изъяты> рублей. Общий объем незаконно вырубленной древесины составил 55.69 кубических метров.

 Своими действиями Ибаев А.Р. совершил преступление, предусмотренное ч.1 ст. 285, ч.1 ст. 292 и п.п. «в», «г» ч.2 ст. 260 УК РФ по признакам использования своих полномочий вопреки интересам службы, повлекшее существенной нарушение интересов государства, внесения ложных сведений в официальные документы, незаконной рубки деревьев, с причинением крупного ущерба.

 Приговором № районного суда РД от 18.01.2012г. Ибаев А.Р. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 285, ч.1ст. 292 и п.п. «в», «г» ч.2 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание: по ч.1 ст. 285 УК РФ в виде лишение свободы на 2 года; по ч. 1 ст. 292 УК РФ в виде лишения свободы на 1 год и он освобожден от назначенных наказаний по п.3 ч.1 ст. 24 УК РФ в связи с истечением срока давности; по п.п. «в», «г» ч.2 ст. 260 УК РФ в виде 1 г. 6 м. лишения свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 года.

 Изложенное подтверждается материалами уголовного дела и вступившим в законную силу приговором <адрес> районного суда от 18.01.2012г.

 Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации и статьи 1.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в состав земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

 Приказом Рослесхоза от 1 октября 2008 № 277 «Об определении количества лесничеств и лесопарков на территории Республики Дагестан и установлении их границ» ГУ «<адрес> лесничество» учреждено на землях лесного фонда, в связи с чем собственником незаконно порубленных деревьев является Российская Федерация.

 В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

 Такие полномочия переданы Республике Дагестан.

 Положением о Комитете по лесному хозяйству Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 13.03.2013 № 125 « Вопросы Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан», Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области лесных отношений, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные и надзорные функции.

 Следовательно, нарушением требований лесного законодательства Ибаевым А.Р. в виде незаконной рубки деревьев нарушены права и законные интересы Российской Федерации как государства и собственника и Республики Дагестан на обеспечение установленного порядка предоставления лесов в пользование и осуществления лесопользования; на получение платы от использования лесов; Республики Дагестан - на управление и распоряжение лесами, а также предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ&apos; «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

 Из ст. ст. 15 и 1064 ГК РФ, ст. ст. 77, 78 и 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

 В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (ч.1); таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2).

 Ущерб, причиненный незаконной рубкой деревьев, определен Комитетом по лесному хозяйству РД в соответствии с Методикой и Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», и составляет <данные изъяты> руб.

 В ходе расследования уголовного дела в отношении Ибаева А.Р. вопрос о возмещении ущерба, причиненного лесам, не рассматривался, иск о взыскании ущерба не предъявлен по уголовному делу.

 Согласно п.3 ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

 Как разъяснено в п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», при разрешении вопроса о том, в какой бюджет подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов), конфискаций и компенсаций за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, судам следует руководствоваться положениями пунктов 1, 4 и 5 части 1 и частью 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Пунктом 4 ч.1 ст.46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение лесного законодательства, установленное на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, подлежат зачислению - соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет по нормативу 100 процентов. Не поступлением средств в счет возмещения причиненного нарушением лесного законодательства вреда в доходную часть федерального бюджета причиняются убытки его бюджету, соответственно нарушаются его права и интересы.

 Приказом Рослесхоза от 26.12.2013 № 419 «Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета» Комитет по лесному хозяйству Республики Дагестан определен в качестве администратора федерального бюджета по источнику дохода «суммы, начисленные в целях возмещения вреда, причиненного лесам нарушением лесного законодательства» по коду классификации доходов бюджета 053 1 16 25071 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности», в связи с чем причиненный рубкой деревьев ущерб подлежит взысканию в пользу Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан в доход федерального бюджета.

 В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.

 Обращение прокурора с исковыми требованиями в суд обусловлено необходимостью защиты права государственной собственности, государственных интересов и интересов неопределенного круга лиц в области охраны окружающей среды как совокупности компонентов природной среды и права Российской Федерации на получение возмещения вреда, причиненного лесонарушением, в федеральный бюджет.

 Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений. Просит взыскать с Ибаева А.Р. за ущерб, причиненный лесному фонду нарушением лесного законодательства в виде незаконной рубки деревьев, <данные изъяты> рублей в пользу Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан в доход федерального бюджета Российской Федерации (код классификации доходов бюджета 053 1 16 25071 01 6000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности».

 В судебном заседании старший помощник Махачкалинского природоохранного прокурора Омаров М-А.Г. заявленные требования поддержал и просил удовлетоврить в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

 Представитель третьего лица - Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан Исмаилов З.И. исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.

 Ответчик по делу Ибаев А.Р. исковые требования Махачкалинского природоохранного прокурора признал полностью и суду пояснил, что действительно приговором <адрес> районного суда РД от 18.01.2012г. он признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 285, ч.1ст. 292 и п.п. «в», «г» ч.2 ст. 260 УК РФ и ему назначено наказание: по ч.1 ст. 285 УК РФ в виде лишение свободы на 2 года; по ч. 1 ст. 292 УК РФ в виде лишения свободы на 1 год и он освобожден от назначенных наказаний по п.3 ч.1 ст. 24 УК РФ в связи с истечением срока давности; по п.п. «в», «г» ч.2 ст. 260 УК РФ в виде 1 г. 6 м. лишения свободы без лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на 2 года. Он свою вину признал полностью, дело рассматривалось в порядке особого производства, вопрос о гражданском иске в ходе судебного заседания не рассматривался. Он признает исковые требования в сумме <данные изъяты> рублей, обязуется возместить ущерб по мере возможности.

 Выслушав объяснения сторон, проверив представленные материалы, суд считает исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Абиев А.Р. о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду нарушением лесного законодательства в виде незаконной рубки деревьев, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 В соответствие со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

 В судебном заседании ответчик Ибаев А.Р. исковые требования признал в полном объеме.

 В силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которые другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

 Кроме того, судом принимается признание ответчиком заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает ни чьих интересов.

 В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

 В соответствие со ст. 333.36. от уплаты госпошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 В соответствие со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

 Таким образом, с ответчика Ибаева А.Р. подлежит взыскать в доход государства госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 решил:

 исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора к Ибаеву А.Р. о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду нарушением лесного законодательства в виде незаконной рубки деревьев - удовлетворить.

 Взыскать с Ибаева А.Р. за ущерб, причиненный лесному фонду нарушением лесного законодательства в виде незаконной рубки деревьев, <данные изъяты> рублей в пользу Комитета по лесному хозяйству Республики Дагестан в доход федерального бюджета Российской Федерации (код классификации доходов бюджета <данные изъяты> «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности».

 Взыскать с Ибаева А.Р. в доход государства госпошлину в сумме <данные изъяты>) рублей.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения, путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртвоский районный суд.

 Решение отпечатано в совещательной комнате.

 Председательствующий: М.А. Алиев.