НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Харовского районного суда (Вологодская область) от 11.03.2014 № 2-71/2014

  Дело 2-71/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 11 марта 2014г. г.Харовск

 Харовский районный суд Вологодской области в составе:

 председательствующего судьи Учагиной М.И.,

 с участием представителя истца Администрации Харовского муниципального района – Корчагина А.Р.,

 ответчика Мазуева А.Н.,при секретаре Купцовой И.С.

 рассмотрел гражданское дело по исковому заявлению Администрации Харовского муниципального района Вологодской области к Мазуеву А.Н., председателю Муниципального Собрания Харовского муниципального района Вологодской области Миролюбовой О.Н., Муниципальному Собранию Харовского муниципального района Вологодской области о признании срочного трудового договора, дополнительного соглашения к срочному трудовому договору недействительными,

 УСТАНОВИЛ:

 В Харовский районный суд с исковым заявлением к Мазуеву А.Н., председателю Муниципального Собрания Харовского муниципального района Вологодской области Миролюбовой О.Н. (далее по тексту Председатель Муниципального Собрания Миролюбова О.Н.), Муниципальному Собранию Харовского муниципального района Вологодской области (далее по тексту Муниципальное Собрание) о признании срочного трудового договора, дополнительного соглашения к срочному трудовому договору недействительными, обратилась Администрация Харовского муниципального района Вологодской области (далее по тексту Администрация) незаконным.

 В обоснование иска указала, что Муниципальным Собранием в лице Председателя Муниципального Собрания Миролюбовой О.Н. и Х Мазуевым А.Н. Х. был заключен срочный трудовой договор. Администрация считает данный трудовой договор не соответствующим действующему законодательству Российской Федерации и заключенным с превышением должностных полномочий.

 В соответствии с Регламентом Муниципального Собрания, утвержденного решением Муниципального Собрания от Х в полномочия председателя собрания не входит заключение договора с Х (ст. 6 Регламента).

 Уставом Харовского муниципального района и другими нормативными правовыми актами района не определен порядок заключения трудового договора с Х.

 Согласно ст. 12 Положения о статусе должностных лиц местного самоуправления, замещающих муниципальные должности Харовского муниципального района, утвержденного решением Муниципального Собрания № Х. лицу, замещающему муниципальную должность района гарантируются денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным, областным законодательством, муниципальными правовыми актами Харовского муниципального района, а не трудовым договором.

 Согласно части 4 статьи 5 Положения о статусе должностных лиц местного самоуправления, замещающих муниципальные должности Харовского муниципального района должностные лица местного самоуправления Харовского муниципального района, за исключением Х и исполняют полномочия по решению вопросов местного значения Харовского района на профессиональной постоянной основе на условиях трудового договора.

 В соответствии со статьей 33 Устава Харовского муниципального района Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и также главным распорядителем финансовых средств местного бюджета.

 К данному срочному трудовому договору заключено дополнительное соглашение от Хг.

 Администрация Харовского муниципального района просит суд признать срочный трудовой договор с Х и дополнительное соглашение к трудовому договору с Х от Хг. незаконным.

 В судебном заседании представитель истца Администрации Корчагин А.Р. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Просил удовлетворить.

 Также пояснил, что просит признать срочный трудовой договор с Х от Хг. и дополнительное соглашение к трудовому договору с Х от Хг. незаконным с момента заключения.

 Считает, что администрацией не пропущен срок обращения в суд, поскольку о существовании срочного трудового договора Администрация узнала после обращения Мазуева А.Н. в суд с исками имущественного характера к Администрации. Глава Харовского района – Глава Администрации Попов С.Н. приступил к исполнению обязанностей после выборов Хг. и не мог ранее обратиться в суд. Согласно Уставу Харовского муниципального района в суд с исками от лица администрации может обращаться только Глава района-Глава Администрации. На момент подписания договора и до Хг. Х был ответчик по настоящему делу - Мазуев А.Н. Мазуев А.Н. сам на себя в суд иск не подавал, так как был заинтересован в существовании срочного трудового договора. Срочный трудовой договор находился в личном деле Мазуева А.Н. Даже если Х знала о существовании срочного договора, то она не могла обратится в суд с иском о признании его (договора) незаконным, так как не обладала таким полномочиями.

 Просит в ходатайстве Мазуеву А.Н. о применении срока исковой давности обращения в суд отказать.

 По существу заявленного иска пояснил, что Х является выборным должностным лицом и подчиняться Х он не может. Согласно Уставу и Регламенту Муниципального Собрания, утвержденного решением Муниципального Собрания Х от Х. ни председатель Муниципального Собрания, ни Муниципальное Собрание не имеют права заключать трудовой договор с Х. Они имеют право принимать на работу и увольнять только аппарат Муниципального Собрания. Х таковым не является.

 Согласно части 4 статьи 5 Положения о статусе должностных лиц местного самоуправления, замещающих муниципальные должности Харовского муниципального района должностные лица местного самоуправления Харовского муниципального района, за исключением Х и исполняют полномочия по решению вопросов местного значения Харовского района на профессиональной постоянной основе на условиях трудового договора.

 Согласно Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор заключается с физическим лицом. В данном случае Х был избран жителями Харовского муниципального района и на основании Распоряжения Х от Хг. Мазуев А.Н. приступил к исполнению полномочий. Согласно Трудового Кодекса Российской Федерации с физическим лицом сначала заключается трудовой договор (контракт) а затем издается приказ о приеме на работу.

 Оспариваемый срочный трудовой договор заключен на основании Устава Харовского муниципального района, где прописаны все права и обязанности, полномочия Х. Заключив срочный трудовой договор Х принимал на себя дополнительные обязанности.

 В Постановлении Конституционного суда от 27 июня 2013г. № 150П «По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова» указано, что Трудовой кодекс Российской Федерации не распространяется на выборных должностных лиц местного самоуправления, имеющих особый публично-правовой статус, то есть, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должностных лиц местного самоуправления, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах. Из этого следует, что Глава района – глава Администрации обладает особым публичным статусом, с ним не заключается трудовой договор.

 Мазуев А.Н. был избран Х, а не Х. Уставом Харовского муниципального района, федеральным законодательством определены условия прекращения полномочий Х, денежное содержание. Заключив срочный трудовой договор, Председатель Муниципального Собрания вышла за пределы своих полномочий.

 Считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Председателя Муниципального Собрания Миролюбовой О.Н., представителя муниципального Собрания.

 В суде ответчик Мазуев А.Н. исковые требования Администрации не признал в полном объеме на основаниях, изложенных в письменных возражениях на иск.

 В письменных возражениях на иск Администрации Мазуев А.Н. указал, что основополагающий принцип трудового права – это предусмотренные трудовым законодательством права и гарантии, которые предоставляются каждому лицу, осуществляющему свою трудовую деятельность, если иное не установлено Трудовым Кодексом Российской Федерации.

 Статья 5 ТК РФ говорит о том, что Трудовой кодекс РФ первичен по отношению к федеральным законам, Указам Президента РФ и актам органов местного самоуправления. Согласно ст. 17 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенных трудовых отношений. Эта норма в полной мере применима и к выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе. Трудовые отношения возникают на основании юридического состава, включающего в себя избрание на должность (главный юридический факт) и оформление срочного трудового договора (дополнительный юридический факт – действие обеспечительного характера).

 Согласно статьи 59 ТК РФ в случае избрания на определенный срок на выборную должность, на оплачиваемую работу заключается срочный трудовой договор.

 Работодателем для выборных должностных лиц местного самоуправления является само муниципальное образование как субъект права. Подписание трудового договора с Х возлагается на председателя представительного органа, так как согласно ФЗ № 131 Х не может возглавлять представительный орган муниципального образования, и что важно, согласно п.5 ст. 36 ФЗ №131 и п. 11 ст. 30 Устава Харовского муниципального района подконтролен и подотчетен Муниципальному Собранию района.

 Осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и на условиях возмездной оплаты имеет характер трудовой функции в том значении, о котором говориться в ст. 15 ТК РФ.

 Денежное содержание выборного должностного лица – это заработная плата и финансовое право профинансирует соответствующие бюджетные расходы по оплате труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе. П.4 ст. 86, ч.2 ст. 136 БК РФ – это именно оплата управленческой работы, выполняемой для муниципального образования.

 Считает срочный трудовой договор от Хг. и дополнение к нему от Хг. заключенными в соответствии с ТК РФ.

 Просит в иске отказать.

 Также пояснил, что на должность Х был избран. Х является Х. Считает, что на должность Х также был избран.

 Просил применить срок исковой давности к обращению Администрации с иском в суд, так как о существовании срочного трудового договора Администрация района знала, один экземпляр договора хранился в его (Мазуева А.Н.) личном деле, о договору знала Х. Администрация могла в установленные сроки обратиться в суд.

 Считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Председателя Муниципального Собрания Миролюбовой О.Н., представителя муниципального Собрания.

 В суд ответчики Председатель Муниципального Собрания Миролюбовой О.Н., представитель муниципального Собрания не явились, уведомлены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. В материалах дела имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

 В письменном отзыве на иск Администрации Председатель Муниципального Собрания Миролюбова О.Н. указала, что Устав Харовского муниципального района (статьи 42 пункт 4) гласит, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации.

 Часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ говорят о том, что если правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то применяется акт, имеющий большую юридическую силу. Таким образом, согласно статьи 17, 59 ТК РФ с Х Мазуевым А.Н. был заключен срочный трудовой договор.

 Трудовые отношения возникли на основе юридического состава, включающего в себя избрание на должность (главный юридический факт) и оформление срочного трудового договора (дополнительный юридический факт- действие обеспечительного характера).

 Согласно статье 59 ТК РФ в случае избрания на определенный срок на выборную должность, на оплачиваемую работу, заключается срочный трудовой договор.

 Подписание срочного трудового договора с Х производится на основании следующего: работодателем Х (выборного должностного лица) является само муниципальное образование как субъект права. Согласно п.5 ст. 36 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Х не может возглавлять представительный орган и он подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального собрания. Согласно п.6 ст. 21, п.6 ст. 26, п. 11 ст. 30 Устава Харовского муниципального района Х подконтролен и подотчетен Х

 Считает, что трудовой договор с Х от Хг. и дополнения к нему от Хг. заключены правильно, в соответствии с ТК РФ.

 Судом, на основании ст. 167 ГПК РФ, с учетом положительного мнения представителя истца Администрации района Корчагина А.Р., ответчика Мазуева А.Н., дело рассмотрено в отсутствии надлежаще извещенных Председателя Муниципального Собрания Миролюбовой О.Н., представителя муниципального Собрания.

 Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца Администрации Харовского муниципального района Корчагина А.Р., ответчика Мазуева А.Н. суд находит исковые требования Администрации Харовского муниципального района подлежащими удовлетворению.

 Как следует из положений статьи 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

 Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

 Согласно положений статьи 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

 Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

 Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

 В соответствии со статьей 59 ТК РФ срочный трудовой договор заключается, в том числе в случаях избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в политических партиях и других общественных объединениях.

 Как следует из положений пунктов 3, 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 27.06.2013 N 15-П "По делу о проверке конституционности положений частей 3 и 10 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 3 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Дубкова Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Этими общими принципами предопределены и закрепленные названным Федеральным законом основы правового статуса выборных должностных лиц местного самоуправления, включая правила, относящиеся к установлению сроков соответствующего мандата, момента его начала и окончания, а также основания досрочного прекращения полномочий.

 Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2012 года N 1487-О, положение части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (абзац первый), направлено на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и как таковое не нарушает какие-либо конституционные права и свободы. Данный вывод относится и к положению абзаца второго части 3 той же статьи, определяющего начало и окончание срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.

 Поскольку выборное должностное лицо местного самоуправления - это лицо, замещающее муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, посредством которых образующие местное сообщество граждане осуществляют местное самоуправление, предполагается, что характер и содержание деятельности выборных должностных лиц местного самоуправления определяется взятыми ими непосредственно перед населением конкретного муниципального образования публично-правовыми обязательствами по решению вопросов обеспечения его жизнедеятельности, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 2 апреля 2002 года N 7-П).

 Следовательно, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130. Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

 Такое же понимание правового статуса выборного лица публичной власти и характера его деятельности отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной применительно к депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2013 года N 7-П, не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами.

 В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек глава муниципального образования избирается на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и исполняет полномочия главы местной администрации; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя; не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации; в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.

 Согласно положений статьи 30 Устава Харовского муниципального района Вологодской области Х является высшим должностным лицом Х и возглавляет Х

 Х.

 Х.

 Х осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

 Полномочия Председателя Муниципального Собрания Харовского района определены в статье 6 Регламента Муниципального Собрания Харовского муниципального района Вологодской области, утвержденного решением Муниципального Собрания Харовского муниципального района Х от Хг., пунктом 3 статьи 22, статьей 26 Устава Харовского муниципального района. К ним относятся: организация работы Муниципального Собрания, подготовка, созыв, ведение заседаний Муниципального Собрания; оказание содействия депутатам в осуществлении их полномочий; обеспечение гласности, учет общественного мнения в организации работы Муниципального Собрания; от имени Муниципального собрания как юридического лица подписывает договоры, представляет Муниципальное Собрание в органах судебной власти, в отношениях с Х, администрацией района, государственными органами и общественными организациями, органами местного самоуправления; организует прием граждан, рассматривает их обращения, заявления, жалобы.; формирует аппарат муниципального Собрания, руководит им; издает распоряжения, постановления по вопросам организации деятельности Муниципального Собрания.

 Как следует из материалов дела Мазуев А.Н. Хг. приступил к исполнению полномочий Х, Хг. полномочия сложил в связи с Х

 Хг. Председателем Муниципального Собрания Вологодской области по итогам тайного голосования избрана Миролюбова О.Н.

 Хг. Муниципальное Собрание Харовского района в лице Председателя муниципального Собрания Миролюбовой О.Н., именуемой «работодатель», действующей на основании Устава района и ТК РФ и Х Мазуев А.Н., именуемый «работник» заключили срочный трудовой договор, согласно которого «работник» - Х Мазуев А.Н. берет на себя обязательства, связанные с избранием на должность Х, а «работодатель» обязуется своевременно и в полном размере выплачивать денежное содержание, обеспечить для его должностного статуса условия в соответствии с действующим законом.

 Трудовой договор заключается на срок полномочий Х с Хг. по Хг.

 Хг. к данному срочному трудовому договору было заключено дополнительное соглашение.

 Согласно ответу на запрос Х от Хг. муниципального Собрания Харовского муниципального района вопрос о заключении срочного трудового договора с Х Мазуевым А.Н. на заседание Муниципального Собрания Харовского района не выносился.

 Таким образом, суд считает, что поскольку действующее законодательство, определяя особый статус выборного лица – Х, исходя из того, что данное выборное лицо замещает муниципальную должность в порядке избрания на муниципальных выборах, берет на себя перед населением района конкретные обязательства, надлежащее исполнение которых является императивной нормой, не предусматривает заключение трудовых договоров с Х, заключенный между Муниципальным Собранием Харовского муниципального района в лице Председателя муниципального Собрания Миролюбовой О.Н. и Х Мазуевым А.Н. Хг. срочный трудовой договор и дополнительное соглашение к нему от Хг. являются заключенными в нарушение действующего законодательства и их следует признать недействительными с момента заключения.

 Относительно требования Мазуева А.Н. о применении срока исковой давности суд приходит к следующему.

 Согласно статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

 Судом установлено, что Администрация района узнала, о существовании договора после обращения Мазуева А.Н. с исками имущественного характера в суд, заключенный срочный договор и дополнительное соглашение к нему были составлены в двух экземплярах, один из которых находился у Мазуева А.Н., другой в представительном органе муниципального образования, от имени Администрации района с исковым заявлением в суд мог обратиться только Х, на момент действия договора им был ответчик Мазуев А.Н., новый Х. приступил к исполнению обязанностей Хг. Следовательно, с этого времени и следует исчислять срок исковой давности.

 На основании изложенного, в Администрации Харовского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Иск Администрации Харовского муниципального района Вологодской области удовлетворить.

 Признать срочный трудовой договор с Х от Хг., заключенный между Муниципальным Собранием Харовского муниципального района в лице Председателя муниципального собрания Миролюбовой О.Н. и Х Мазуевым А.Н. недействительным с момента заключения.

 Признать дополнительное соглашение к трудовому договору с Х района от Хг., заключенное между Муниципальным Собранием Харовского муниципального района в лице Председателя муниципального собрания Миролюбовой О.Н. и Х Мазуевым А.Н. недействительным с момента заключения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья