НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Харабалинского районного суда (Астраханская область) от 07.02.2017 № 2А-147/2017

№ 2а-147/2017

Решение

Именем Российской Федерации

г. Харабали 7 февраля 2017 г.

Харабалинский районный суд Астраханской области

в составе:

председательствующего судьи Корнева В.А.

с участием представителя административного истца помощника прокурора Харабалинского района Астраханской области Дингалиева М.А., представителя административного ответчика администрации Муниципального образования «Харабалинский район» по доверенности Шатова А.А., при секретаре судебного заседания Мендагазиевой Ф.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Харабали административное дело по административному исковому заявлению прокурора Харабалинского района Астраханской области в интересах Хамзина К.М. к администрации Муниципального образования «Харабалинский район» о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Харабалинский район» в части неисполнения обязанностей по организации бесперебойного теплоснабжения на территории Муниципального образования «<данные изъяты>», и понуждении обеспечить теплоснабжением квартиру Хамзина К.М.,

Установил:

Прокурор Харабалинского района Астраханской области в интересах Хамзина К.М. обратился в суд с административным иском к администрации Муниципального образования «Харабалинский район» о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Харабалинский район» в части неисполнения обязанностей по организации бесперебойного теплоснабжения на территории Муниципального образования «<данные изъяты>», и понуждении обеспечить теплоснабжением квартиру Хамзина К.М.,

указав, что прокуратурой Харабалинского района Астраханской области по обращению жителя МО «<данные изъяты>» Хамзина К.М. проведена проверка по вопросу прекращения теплоснабжения жилого дома, расположенного на территории муниципального образования «<данные изъяты>» Харабалинского района Астраханской области, в результате которой установлено, что теплоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществлялось от котельной, обслуживаемой МБОУ «СОШ <данные изъяты>» Харабалинского района Астраханской области. В результате проверки установлено, что организацию теплоснабжения на территории МО «<данные изъяты>» обязан организовывать орган местного самоуправления - администрация МО «Харабалинский район» (статья 2 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»), однако в настоящее время на территории МО «<данные изъяты>» отсутствует ресурсоснабжающая организация и централизованная система теплоснабжения, в связи с чем, Хамзин К.М. не имеет возможности иным способом организовать теплоснабжение своей квартиры. Кроме того, администрацией МО «Харабалинский район» при отключении от котельной МБОУ «СОШ <данные изъяты>» квартиры Хамзина К.М. не организован альтернативный источник теплоснабжения - электрическое теплоснабжение или предоставление твердого топлива при наличии печного отопления. Непринятие администрацией МО «Харабалинский район» мер по обеспечению Хамзина К.М. теплоснабжением приводит к нарушению конституционных прав граждан, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Харабалинский район» в части неисполнения обязанностей по организации бесперебойного теплоснабжения на территории МО «<данные изъяты>» незаконным; обязать администрацию МО «Харабалинский район» обеспечить теплоснабжением квартиру жителя МО «<данные изъяты>» Хамзина К.М., расположенную по адресу: <адрес>, решение суда, обратить к немедленному исполнению в соответствии со ст. 188 КАС Российской Федерации.

В судебное заседание административный истец Хамзин К.М. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и заблаговременно. Согласно выписке из медицинской карты амбулаторного больного, выданной ГБУЗ Астраханской области «Харабалинская районная больница им. Г.В. Храповой», от 01.12.2016, Хамзин К.М. не может самостоятельно передвигаться.

Учитывая изложенное, мнение лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие административного истца Хамзина К.М.

Представитель административного истца - помощник прокурора Харабалинского района Астраханской области Дингалиев М.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Харабалинский район» по доверенности Шатов А.А. с административным иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать в виду того, что администрация муниципального образования «Харабалинский район» по данному делу является ненадлежащим ответчиком, в виду того, что решением Совета МО «Харабалинский район» Астраханской области пятого созыва от 19.11.2014, администрации МО «<данные изъяты>» передано осуществление полномочий администрации МО «Харабалинский район», за счет субвенций, предоставляемых из бюджета МО «Харабалинский район» в бюджет МО «<данные изъяты>».

Выслушав представителя административного истца помощника прокурора Харабалинского района Астраханской области Дингалиева М.А., представителя административного ответчика по доверенности Шатова А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.

Согласно части 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

На основании ч. 1 ст. 4 КАС Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты граждан на благоприятные условия проживания.

В силу положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 (в редакции от 28.12.2016) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления решают вопросы местного значения исходя из интересов населения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 названного закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Часть 3 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относит вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 этой статьи.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ст. 70 вышеуказанного закона органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В Постановлении Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее - Правила) закреплена норма о том, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 2.6.3, 2.6.5 раздела II указанных Правил сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления. Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

К коммунальным услугам относится и осуществление холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления в жилых домах. При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг.

В соответствии с п. 15 Приложений № 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предоставление услуги по отоплению жилого помещения означает поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха не ниже +18°С (в угловых комнатах - + 20°С). Кроме того, предоставление услуг по теплоснабжению включает в себя продажу твердого топлива при наличии печного отопления. Услуга по отоплению предоставляется в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. В домах, где нет автономной системы отопления, и тепловая энергия подается по сети централизованного теплоснабжения, отопительный сезон начинается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 °С в течение 5 суток подряд.

Согласно технического паспорта нежилого помещения (инвентарный ), выданного Харабалинским отделением № 10 ФГУП «Ростехинвентаризация», на территории МБОУ «СОШ <данные изъяты>» по адресу: <адрес>, находится центральный тепловой пункт (котельная).

Решением представительного собрания МО «<данные изъяты>» № 64 от 13.06.2002 «О реестре муниципальной собственности» здание котельной находящееся в собственности МО «<данные изъяты>», закреплено за школой.

01.01.2007 между МУП ЖКХ МО «<данные изъяты>» (энергоснабжающей организацией) и Хамзиным К.М. заключен договор на поставку тепловой энергии.

Решением Совета МО «<данные изъяты>» от 07.09.2011 котельная, расположенная по адресу: <адрес>, с инженерными сетями передана в собственность муниципального образования «Харабалинский район».

Таким образом, до 2011 года в муниципальном поселении МО «<данные изъяты>» было организовано теплоснабжение, которое предоставлялось МУП «ЖКХ» МО «<данные изъяты>» от вышеуказанной котельной.

Как следует из дополнительного соглашения от 06.10.2011 к договору теплоснабжения от 01.01.2007, заключенного в одностороннем порядке между теплоснабжающей организацией МУП ЖКХ «<данные изъяты>» и абонентом Хамзиным К.М., договор теплоснабжения в одностороннем порядке расторгнут на основании Решения Совета МО «<данные изъяты>» № 105 от 07.09.2011, в связи с передачей ЦТП (котельная) с инженерными сетями в собственность МО «Харабалинский район».

Распоряжением администрации МО «Харабалинский район» Астраханской области от 20.10.2011 закреплено за МБОУ «СОШ <данные изъяты>» Харабалинского района Астраханской области на праве оперативного управления недвижимое имущество - здание котельной, расположенной по адресу: <адрес>.

15.10.2012 между МБОУ «СОШ <данные изъяты>» Харабалинского района Астраханской области и Хамзиным К.М. заключено соглашение о компенсации понесенных расходов, действующее до 15.04.2013.

Из информации о составе населения - потребителей тепла от котельной МБОУ «СОШ <данные изъяты>» Харабалинского района Астраханской области от 29.01.2013 следует, что житель <данные изъяты> - Хамзин К.М. является потребителем тепла от котельной школы.

МУП ЖКХ МО «<данные изъяты>» ликвидировано на основании постановления администрации МО «<данные изъяты>» от 15.07.2014.

Как следует из письменного ответа главы администрации МО «Харабалинский район» ФИО11 от 20.10.2016, письменное распоряжение о прекращении отопления 12 жилых домов жителей МО «<данные изъяты>» у администрации МО «Харабалинский район» отсутствует, после отопительного сезона 2015-2016 годов руководству МБОУ «СОШ <данные изъяты>» дано устное распоряжение о принятии мер по прекращению теплоснабжения объектов, подключенных к котельной.

В настоящее время жилой дом Хамзина К.М. отсоединен от котельной МБОУ «СОШ <данные изъяты>» Харабалинского района Астраханской области.

Устав МО «Харабалинский район» Харабалинского района Астраханской области говорит о том, что к вопросам местного значения Харабалинского района относится, в том числе и организация в границах Харабалинского района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1 ст. 11).

Решением Совета МО «Харабалинский район» Астраханской области пятого созыва от 19.11.2014 передано осуществление полномочий администрации МО «Харабалинский район» администрации МО «<данные изъяты>» за счет субвенций, предоставляемых из бюджета МО «Харабалинский район» в бюджет МО «<данные изъяты>»: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В связи с чем, 29.12.2014 заключено соглашением между администрацией МО «Харабалинский район» и администрацией МО «<данные изъяты>». Настоящее соглашение закрепляет передачу Администрацией района осуществления полномочий Администрации поселения - организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением полномочий по осуществлению закупки топлива (п.1.1.). Администрация района перечисляет Администрации поселения финансовые средства <данные изъяты> в виде субвенций (п.3.1.1.). Администрация района перечисляет Администрации поселения финансовые средства <данные изъяты> в виде субвенций, предназначенных для исполнения переданных по указанному соглашению полномочий (п. 1 дополнительного соглашения к соглашению от 29.12.2014). Администрация района в 2015 году перечисляет Администрации поселения финансовые средства <данные изъяты> в виде субвенций, предназначенных для исполнения переданных по указанному соглашению полномочий. Администрация района в 2016 году перечисляет Администрации поселения финансовые средства <данные изъяты> в виде субвенций, предназначенных для исполнения переданных по указанному соглашению полномочий. Администрация района осуществляет контроль за исполнением Администрации поселения переданных ей полномочий, а также целевым использованием финансовых средств, предоставленных на эти цели (п.1 дополнительного соглашения к соглашению от 25.02.2016).

Таким образом, с учётом установленных по делу обстоятельств и на основании приведенных в решении положений законодательства, суд приходит к выводу о том, что довод представителя административного ответчика по доверенности Шатова А.А. о том, что административным ответчиком по делу, является администрация МО «<данные изъяты>» в виду передачи администрацией района - администрации поселения осуществление полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, является несостоятельным.

Организацию теплоснабжения на территории МО «Тамбовский сельсовет» обязан организовывать орган местного самоуправления - МО «Харабалинский район».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления прокурора Харабалинского района Астраханской области в интересах Хамзина К.М. к администрации Муниципального образования «Харабалинский район» о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Харабалинский район» в части неисполнения обязанностей по организации бесперебойного теплоснабжения на территории Муниципального образования «<данные изъяты>», и понуждении обеспечить теплоснабжением квартиру Хамзина К.М.

В силу требований ч. 1-2 ст. 188 КАС Российской Федерации решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что принятое судом решение подлежит немедленному исполнению, т.к. вследствие зимних условий, низкой температуре окружающего воздуха, не подключение квартиры Хамзина К.М. к теплоснабжению, может нанести последнему значительный ущерб.

Руководствуясь ст. 175-180, 226, 227 КАС Российской Федерации, суд

Решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействиеадминистрации Муниципального образования «Харабалинский район», выразившееся в неисполнении обязанностей по организации бесперебойного теплоснабжения на территории Муниципального образования «<данные изъяты>», квартиры Хамзина К.М..

Обязать администрацию Муниципального образования «Харабалинский район» обеспечить теплоснабжением квартиру жителя Муниципального образования «<данные изъяты>» Хамзина К.М., расположенную по адресу: <адрес>.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 10 февраля 2017 года и отпечатано судьей в совещательной комнате.

Судья: В.А. Корнев