86RS0№-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при помощнике судьи Ахияровой М.М.,
с участием:
представителя истца ФИО3 – ФИО5, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в реестре: №
представителя ответчика АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» - ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1302/2021 по иску ФИО3 к Автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» о взыскании суммы премии, об индексации заработной платы и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
истец ФИО3 обратилась в суд с иском к ответчику Автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее по тексту АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт») о взыскании суммы премии за 2020 год, об индексации заработной платы и взыскании компенсации морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» и истцом ФИО3 был заключён трудовой договор №. В № оклад истца составлял № рублей. ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен дополнительное соглашение, согласно которому истец назначена на должность <данные изъяты> с окладом № в месяц. В силу п.3 Положения о системе оплаты труда работников АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» от 2020 года, заработная плата работников учреждения формируется из: оклада (должностного оклада), компенсационных выплат, стимулирующих выплат, иных выплат, предусмотренных законодательством и настоящим Положением. Пунктом 47 Положения, работникам учреждения устанавливаются выплаты, предусматривающие особенности работы, условия труда: персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу). Персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) устанавливается работнику с учетом: сложности выполняемых работ (услуг), задач и поручений; степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; уникальности и заинтересованности в конкретном работнике для реализации уставных задач учреждения. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу) и его размерах принимается руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника (п.48 Положения). Персональный повышающий коэффициент к окладам (должностным окладам) устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Применение персонального повышающего коэффициента к окладам (должностным окладам) работников не образует новый оклад (должностной оклад) работника и не учитывается при начислении стимулирующих выплат». Согласно расчетным листам за январь – ДД.ММ.ГГГГ года истец за ДД.ММ.ГГГГ имела повышающий коэффициент в размере №. С ДД.ММ.ГГГГ года повышающий коэффициент был установлен работнику (истцу) в размере №. Пунктом 48 Положения, персональный повышающий коэффициент должен применяться в течении всего ДД.ММ.ГГГГ, однако за каждый месяц работодатель произвольно снижал и не доплачивал сумму повышающего коэффициента. Объем трудовых обязанностей у истца не снизился, дисциплинарные взыскания в отношении истца в 2020 год не применялись, с ДД.ММ.ГГГГ у истца был установлен персональный повышающий коэффициент в размере № в связи с учетом изложенного истец полагает возможным взыскать сумму в размере недоплаченной премии. Размер денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ составляет № (№ х 7 месяцев), из которых: №% (должен быть коэффициент) – №выплачен коэффициент) = № рубль (оклад) х №% (невыплаченный коэффициент) = №. Кроме того, ранее выплата по качеству работы истца за счет средств субсидий (№ размер выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности №). Ответчиком без оснований не в полном размере были выплачены истцу выплаты по качеству работы в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств субсидий был снижен до №, в июне до №, в июле до № в сентябре до № в ноябре до №, в декабре № за счет средств от приносящей доход деятельности в ДД.ММ.ГГГГ до №, в июне до №%, в июле №%, в сентябре до №%, в ноябре до № в декабре №. В соответствии с п.20 Положения о системе оплаты труда, к стимулирующим выплатам относятся: выплата за интенсивность и высокие результаты работы; выплата за качество выполняемых работ; выплата за выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы за календарный год. Выплата за качество устанавливается в соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников учреждения, утвержденными локальным актом Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – ФИО2. Конкретный размер выплаты за качество определяется решением Комиссии, утверждается приказом руководителя учреждения, но не может превышать № от оклада (должностного оклада)». Согласно пункта 9.1 Положения о комиссии по распределению стимулирующих выплат в АУ «ЮграМегаСпорт» 2020 года «Максимальный размер выплаты за качество - № от оклада (должностного оклада), устанавливается комиссией при выполнении показателей эффективностей труда», из них № - за счет средств субсидий, № - за счет средств от приносящей доход деятельности. Исходя из норм Положения о системе оплаты труда, во-первых, конкретный размер выплат за качество работы определяется Комиссией, а не самолично Директором АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт». У работодателя (ответчика) не было законных оснований для снижения выплат за качество работы истцу. С учетом изложенного, полагает размер невыплаченной суммы выплат за качество работы за счет средств субсидий ДД.ММ.ГГГГ составляет № (размер выплат за сентябрь 2020 года); № (рабочих дня) = № копеек – за каждый день; № (отработанных истцом в сентябре дней) = №; № (выплаченный №) = № Размер подлежащей выплате суммы стимулирующих выплат за качество работы за счет средств от приносящей доход деятельности рассчитывается из: № (оклад) х 14% = №№ (выплата за качество работы за каждый месяц); № : 17 (рабочих дней) = №; №№ х 14 (отработанных жней в мае 2020 года) = 1 №; № (№ – сумма не выплаченная истцу за май 2020 года. С учетом 14 отработанный дней в сентябре 2020 года и выплаченных №%, размер не выплаченной суммы за счет средств от приносящей доход деятельности составляет – № (за сентябрь). За полный отработанный месяц в ноябре 2020 года, выплаты за счет средств от приносящей доход деятельности составляет – №, при этом истцу выплачено – № Кроме того ответчик не индексировал оклад работникам в 2019 году. Размер невыплаченной индексации составляет №№ (1 № (доход истца за 2019 год) №). Истец оценивает моральный вред, причиненный незаконными действиями работодателя, в виде незаконного снижения премии в размере №. На основании вышеизложенного, истец просит суд: признать незаконным действия ответчика по снижению выплат, причитающихся работнику, взыскать с ответчика АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт»: 12 № невыплаченную суму персонального повышающегося коэффициента за май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года; № – невыплаченную сумму выплаты за качество работы за счет средств субсидий за сентябрь 2020 года; № – невыплаченная суммы выплаты за качество работы за счет средств от приносящей доход деятельности за май 2020 года; № – невыплаченную сумму выплаты за качество работы за счет средств от приносящей доход деятельности за сентябрь 2020 года, № – невыплаченная сумма выплаты за качество работы за счет средств от приносящей доход деятельности за ноябрь 2020 года; № – индексацию за 2019 год; 10 000 рублей – компенсацию морального вреда; 20 000 рублей - оплата услуг представителя.
Истец ФИО3, надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, не явилась, о причинах своей неявки суд не известила (т.1 л.д.81). Суд, руководствуясь ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Представитель истца ФИО3 – ФИО5 в судебном заседании настоял на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.
Представитель АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» - ФИО6 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока исковой давности. В соответствии с доводами письменных возражений суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ года между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор № и изменений к нему, согласно которых ФИО3 была принята на должность заместителя начальника управления спортивно-массовых мероприятий. Приказ Департамента физической культуры и спорта от ДД.ММ.ГГГГ№-нп «Об утверждении положения об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений физической культуры и спорта, подведомственных Департаменту физической культуры и спорта ХМАО-Югры», приказ АУ «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения о системе оплаты труда работников учреждения», действовали в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ в АУ «ЮграМегаСпорт» действует Положение о системе оплаты труда работников, утверждённое приказом от ДД.ММ.ГГГГ№. С ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№, работа объектов спорта АУ «ЮграМегаСпорт» была приостановлена полностью, спортивные мероприятия были отменены, изданы распорядительные акты Учреждения, работники переведены на дистанционный режим работы и истец в том числе. Приказом АУ «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№-к «Об установлении персонального повышающего коэффициента» истцу установлен персональный повышающий коэффициент с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№-к срок продлен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№-к истцу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был установлен персональный повышающий коэффициент в размере № Персональный повышающий коэффициент не входит в стимулирующие выплаты. Данная надбавка в Положении о системе оплаты труда работников Учреждения и трудовых договором отнесена к иным вопросам оплаты труда. Истец находилась на дистанционной форме работы, дополнительные работы не проводила. За выполнение работ, обусловленных должностными обязанностями, истец получал заработную плату установленную трудовым договором. Ответчик считает, что установление и отмена надбавок за личный вклад работника в результаты производственной деятельности при наличии определенных критериев является исключительной прерогативой ответчика. Персональный повышающий коэффициент не входит в гарантированную часть заработной платы, подлежит выплате на основании принимаемых руководителем учреждения приказов, может быть изменен. Пункт 5.2 трудового договора не предусматривает конкретный размер персонального повышающего коэффициента. Требования истца о взыскании выплаты за качество ДД.ММ.ГГГГ в размере № не подлежат удовлетворению. В соответствии с постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 09.04.25020 года №, приказом Департамента физической культуры и спорта ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№, приказом АУ «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№, работа объектов ФИО4 АУ «ЮграМегаСпорт» была приостановлена полностью, изданы распорядительные акты учреждения, работники переведены на дистанционный режим работы. Денежные средства для выплаты за качество по итогам работы за май 2020 года за счет средств от приносящей доход деятельности было недостаточно, с учетом изложенного, руководствуясь пунктом 9.5 Положения выплата за качество по итогам работы за май 2020 года за счет средств от приносящей доход деятельности была снижена. Начисленная заработная плата истцу выплачена в полном объёме. В период с 2019 года в адрес Учреждения не поступили приказы о внесении изменений в Положение о системе оплаты труда, в части увеличения окладов труда работников Учреждения. В АУ «ЮграМегаСпорт» периодически происходит повышение должностных окладов работников учреждения, на основании локальных нормативных актов Департамента физической культуры и спорта ХМАО-Югры. В Учреждении отсутствует локальный нормативный акт, закрепляющий индексацию заработной платы. Коллективного договора в АУ «ЮграМегаСпорт» нет, действует только Положение о системе оплаты труда. В соответствии с ст.134 ТК РФ порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. ТК РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности. АУ «ЮграМегаСпорт» - это государственное учреждение, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета ХМАО-Югры. В трудовом договоре от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между истцом и ответчиком отсутствует обязанность работодателя ежегодно осуществлять индексацию заработной платы или осуществлять повышение окладов, равно как и в Положении о системе оплаты труда АУ «ЮграМегаСпорт». Учитывая изложенное, ответчик считает, что требования истца о взыскании невыплаченной индексации за 2019 год не подлежат удовлетворению в полном объёме. Распределение денежных средств в размере №, с согласования Департамента физической культуры и спорта ХМАО-Югры были направлены на увеличение фонда оплаты труда: на единовременную выплату в размере № ко дню образования ХМАО-Югры всем работникам Учреждения; на доплату работникам, уровень заработной платы которых ниже МРОТ; на достижения определения уровня заработной платы медицинских работников АУ «ЮграМегаСпорт» согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Ответчик считает, что истцом подменены понятие Индексация, в 2019 году были увеличены фонды оплаты труда, решение об индексации не принималось на уровне Правительства ХМАО. Ответчик не согласен с суммой компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку факт наличия морального ущерба, причинная связь с неправомерными действиями или бездействием работодателя и вина последнего в его причинении истцом не доказана. Истец не привел доводов в обоснование заявленной суммы компенсации морального вреда, не доказал сам факт причинения ему морального вреда, а со стороны ответчика отсутствуют виновные действия (бездействия). Полагает, что заявленная сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей чрезмерно завышена, не соответствует сложности дела (т.1 л.д.85-97).
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, между ответчиком АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» (работодатель) и истцом (работником) ФИО1 был заключён трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ года№, согласно которого истец ФИО3 была принята в отдел планирования отчетности спортивных мероприятий на должность <данные изъяты>т.1 л.д.132-136)
Дополнительным соглашением к трудовому договору (эффективному контракту) от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 1.1 договора, изложен в следующей редакции: «1.1. Работодатель обязуется предоставить Работнику работу в должности заместитель начальника Управления спортивно-массовых мероприятий, и оплачивать эту работу в соответствии с условиями и порядком, закрепленными настоящим договором, а работник обязуется лично выполнять указанную работу, в соответствии с утвержденной должностной инструкцией» (том 1 л.д.147-148).
Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ№-к, на основании приказа АУ№ «ЮграМегаСпорт» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников учреждения» 2020 года, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ установлен должностной оклад в размере № (том 1 л.д.154).
Пунктом 5.2 указанного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, состоящая из:
а) должностного оклада в размере № (размер оклада установлен согласно редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ),
б) выплаты компенсационного характера:
доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
доплата з а совмещение профессий (должностей);
доплата за расширение зон обслуживания, увеличение объемов работы;
доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
доплата за выполнение сверхурочной работы;
доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
доплата за работу в ночное время;
районный коэффициент к заработной плате
процентная надбавка к заработной плате за ста в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
районный коэффициент к заработной плате;
процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
доплата за совмещение профессий;
доплата за выполнение сверхурочной работы;
доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
доплата за работу в ночное время;
в) выплат стимулирующего характера. Конкретные условия выплат стимулирующего характера устанавливаются Положением о комиссии по распределению стимулирующих выплат в АУ «ЮграМегаСпорт».
ДД.ММ.ГГГГ АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» издан приказ № «Об утверждении положения о системе оплаты труда работников учреждения», этим же приказом признан утратившим силу Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ (т.1 л.д.220-221).
Разделом IV Положения о системе оплаты труда установлено, что к стимулирующим выплатам относятся выплата за интенсивность и высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, выплата за выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы за календарный год.
Пунктом 19 Положения установлено, что стимулирующие выплаты устанавливаются в пределах фонда оплаты труда, с учётом доведённых бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств автономного округа и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (т.1 л.д.229).
Пунктом 20 Положения установлено, что к стимулирующим выплатам относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; выплата за выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы. Конкретные условия выплат стимулирующего характера устанавливаются Положением о комиссии по распределению стимулирующих выплат в АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» (т.1 л.д.229).
Приказом АУ ХМАО – ФИО2 «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положений о комиссии по распределению стимулирующих выплат», утверждено и введено в действие Положение о комиссии по распределению стимулирующих выплат в АУ ХМАО – ФИО2 «ЮграМегаСпорт» (т.1 л.д.236-237).
Согласно Положению о комиссии по распределению стимулирующих выплат, стимулирующие выплаты, за исключением выплаты за выслугу лет, устанавливаются Комиссией по результатам оценки достижения показателей (п. 5) (т.1 л.д.240).
Размер выплаты устанавливается с учётом следующей оценки выполнения критериев: в частности, когда показатель выполняется полностью, нет никаких нарушений и отступлений – до 100% (п.8) (т.1 л.д.241).
В соответствии с пунктом 9.1 Положения о комиссии по распределению стимулирующих выплат, максимальный размер выплаты за качество - 20% от оклада (должностного оклада): 6% - за счет средств субсидий, 14% - за счет средств от приносящей доход деятельности, размер выплаты устанавливается с учётом оценки выполнения критериев (т.1 л.д.241).
Сторонами не оспаривается, что в соответствии с постановлением Губернатора ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ№, работа объектов спорта АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» была приостановлена полностью, работники переведены на дистанционный режим работы, в связи с чем в период пандемии деятельность объектов Учреждения была приостановлена.
В соответствии с пунктом 41 Положения о системе оплаты труда работников АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт», приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен размер персонального повышающего коэффициента к окладу, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 97%; приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ, размер персонального повышающего коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере 118%; приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ, персональный повышающий коэффициент на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 107% (том 1 л.д.246-248).
Протоколом заседания комиссии по распределению стимулирующих выплат АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что за май 2020 года оценки выполнения показателей эффективности труда работникам учреждения установлены в размере 100 баллов, в том числе истцу, что не оспаривается сторонами, работникам структурных подразделений назначена выплата за качество в размере № от должностного оклада за фактически отработанное время (т.2 л.д.2-3).
Протоколом заседания комиссии по распределению стимулирующих выплат АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что за сентябрь 2020 года оценки выполнения показателей эффективности труда работникам учреждения установлены в размере 75 баллов, в том числе истцу, что не оспаривается сторонами, работникам структурных подразделений назначена выплата за качество в размере № (т.2 л.д.4-5).
Согласно выписки из протокола заседания комиссии по распределению стимулирующих выплат АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№, работникам отдела по проведению международных и всероссийских соревнований управления специальных спортивных мероприятий, работникам управления спортивно-массовых мероприятий за ноябрь 2020 года установлена выплата за качество за счет средств от приносящей доход деятельности в размере №% (т.2 л.д.6-7).
Приказами АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате за качество по итогам работы за май 2020 года за счёт средств от приносящей доход деятельности», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате за качество по итогам работы за сентябрь 2020 года за счёт средств субсидии», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате за качество по итогам работы за сентябрь 2020 года за счет средств от приносящей доход деятельности», приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате за качество по итогам работы за ноябрь 2020 года за счет средств от приносящей доход деятельности» выплата за качество истцу ФИО3 установлена в размере № соответственно (т.2 л.д.8-13).
Согласно справки – расчёта АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 9.1. Положения выплата за качество установлена в следующих размерах: № - за счёт средств субсидий, №% - за счёт средств от приносящей доход деятельности, размер выплаты осуществляется с учётом оценки выполнения критериев. Фактические начисление выплаты за качество выполняемых работ заместителю начальника управления спортивно-массовых мероприятий ФИО3 за май 2020 года, была установлена в размере №%. Выплата за качество составила № За 14 дней: оклад – №, процент качества – №% - №, качество коммерция – №% - №, а всего №. При условии выполнения критериев оценки выполняемых показателей эффективности труда работников на 100 баллов, при достаточности финансовых средств для начисления стимулирующих выплат в АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» выплата за качество выполняемых работ за май 2020 года заместителю начальника управления спортивно-массовых мероприятий АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» ФИО3 могла быть в размере №. За 14 дней: оклад – № 76 №, процент качества – № - № копейки, качество коммерция – № - №, а всего №. Таким образом, разница при изменении процента качества выполняемых работ составляет № из расчёта = № – 1 №. Фактические начисление выплаты за качество выполняемых работ заместителю начальника управления спортивно-массовых мероприятий ФИО3 за сентябрь 2020 года, была установлена за качество в размере №, за качество коммерция №%. Выплата за качество составила №. За 14 дней: оклад – № процент качества – № - №, качество коммерция – № 1 №, а всего №№. При условии выполнения критериев оценки выполняемых показателей эффективности труда работников на 100 баллов, при достаточности финансовых средств для начисления стимулирующих выплат в АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» выплата за качество выполняемых работ за сентябрь 2020 года заместителю начальника управления спортивно-массовых мероприятий АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» ФИО3 могла быть в размере №. За 14 дней: №, процент качества – №, качество коммерция – № - 1 №, а всего №. Таким образом, разница при изменении процента качества выполняемых работ составляет № из расчёта = № – №. Фактические начисление выплаты за качество выполняемых работ заместителю начальника управления спортивно-массовых мероприятий ФИО3 за ноябрь 2020 года, была установлена за качество в размере №, за качество коммерция №. Выплата за качество составила № За 20 дней: оклад – №, процент качества – №% - №, качество коммерция – № - №, а всего № При условии выполнения критериев оценки выполняемых показателей эффективности труда работников на 100 баллов, при достаточности финансовых средств для начисления стимулирующих выплат в АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» выплата за качество выполняемых работ за ноябрь 2020 года заместителю начальника управления спортивно-массовых мероприятий АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» ФИО3 могла быть в размере № За 20 дней: оклад – №, процент качества – № - № качество коммерция – № - 2 №, а всего №№ Таким образом, разница при изменении процента качества выполняемых работ составляет № из расчёта = № – № (т.2 л.д.57-59).
Предметом спора является снижение выплаты за качество – № и за качество за счёт средств от приносящей доход деятельности с № в мае, № в сентябре и № в ноябре, то есть № что не оспаривается сторонами и подтверждается аналогичным расчётом истца.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с п. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Возражая против заявленных истцом требований, представителем АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, заявлено ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности (2 л.д.91-97).
Рассматривая вопрос о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующим выводам.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 ТК РФ.
Частью 1 статьи 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Судом установлено, что истец оспаривает невыплату и снижение сумм, причитающихся работнику за май июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года, с иском в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах срока установленного ст. 392 ТК РФ.
Таким образом, доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, являются несостоятельными.
В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 191 ТК РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (выдает премию и др.).
Таким образом, премии и другие поощрительные выплаты являются частью заработной платы, условия, порядок и критерии выплаты которых могут быть отражены в трудовом договоре работника или утверждены в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (положении об оплате труда, положении о премировании и т.п.).
По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.
В соответствии с пунктом 5.2 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями внесенными дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, за выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, состоящая из: должностного оклада, выплаты компенсационного характера: районный коэффициент к заработной плате. Процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, доплата за совмещение профессий, доплата за выполнение сверхурочной работы, доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, доплата за работу в ночное время; иных выплат, производимых в соответствии с разделом VI «Другие вопросы оплаты труда» Положения оплаты труда работников АУ «ЮграМегаСпорт»; выплат стимулирующего характера: выплат за интенсивность и высокие результаты работы, выплат за качество, выплат за выслугу, премиальные выплаты по итогам работы за календарный год.
Согласно пункта 41 Положения о системе оплаты труда работников АУ «ЮграМегаСпорт», утвержденного приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№, персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) устанавливается на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 41 Положения о системе оплаты труда работников АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт», приказом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу установлен размер персонального повышающего коэффициента к окладу, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере № приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ, размер персонального повышающего коэффициента с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен в размере №%; приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ, персональный повышающий коэффициент на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в № (том 1 л.д.246-248).
Таким образом, персональный повышающий коэффициент не относится к обязательным денежным выплатам, входящим в состав денежного содержания работника, зависит от объема работы, отношения работника к исполнению трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не носит стабильный характер; установление повышающего коэффициента является исключительным полномочием работодателя.
С учётом изложенного, требования истца в части взыскания невыплаченной суммы персонального повышающего коэффициента за май, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года удовлетворению не подлежат.
Установление системы премирования работника является прерогативой соответствующего работодателя, а поощрение работников является правом, а не обязанностью работодателя, при этом премия является переменной частью оплаты труда, следовательно, её размер не является фиксированным, зависит от усмотрения работодателя и устанавливается в целях усиления материальной заинтересованности работников в повышении качества работы, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей.
Однако работодатель, предусмотрев в указанных локальных нормативных актах условия и порядок осуществления стимулирующих выплат за качество выполняемой работы, не вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанности по её выплате либо произвольно снижать её размер. В данном случае ответчиком должны быть представлены надлежащие доказательства в обоснование его доводов о правомерности снижении истцу стимулирующего вознаграждения с указанием на снижение получения АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» средств от приносящей доход деятельности.
Положением о комиссии по распределению стимулирующих выплат в АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» предусмотрены показатели и критерии, в соответствии с которыми устанавливается размер выплаты за качество.
В соответствии с пунктом 9.1 Положения о комиссии по распределению стимулирующих выплат, максимальный размер выплаты за качество - № от оклада (должностного оклада): № - за счет средств субсидий, №% - за счет средств от приносящей доход деятельности, размер выплаты устанавливается с учётом оценки выполнения критериев.
В указанном конкретном случае, при достижении работником ФИО3 за май, сентябрь, ноябрь 2020 года показателей эффективности деятельности максимальные 100 баллов, назначение ей выплаты премии за качество в размере менее № зависело от снижения полученной Учреждением (работодателем) средств от приносящей доход деятельности.
Между тем, доказательств снижения полученных АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» средств от приносящей доход деятельности, суду вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, не представлено.
Напротив, Постановлением Правительства ХМАО – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п разрешено бюджетным или автономным учреждениям ХМАО - Югры на период действия режима повышенной готовности в текущем финансовом году осуществлять расходы на оплату труда … запланированных к оплате за счёт поступлений от доходов при оказании услуг, выполнении работ за плату сверх установленного государственного задания, … доходов от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом учреждения, за счет общего объёма поступлений согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, в том числе за счёт субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
В связи с отсутствием доказательств, подтверждающих факт снижения полученных АУ ХМАО – Югры «ЮграМегаСпорт» средств от приносящей доход деятельности, который послужил бы поводом для снижения размера стимулирующей выплаты с №, № суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика и необходимости взыскания в пользу истца суммы неполученной премии в размере № (№
Таким образом, доводы иска подлежат удовлетворению в данной части.
Кроме того истцом заявлено требование о взыскании индексации за 2019 год в размере №
В силу статьи 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 ТК РФ).
Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст.134 ТК РФ).
В соответствии со статьей 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, иных организаций и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций», фонд оплаты труда государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий, поступающих в установленном порядке бюджетным и автономным учреждениям из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности. Увеличение фондов оплаты труда государственных учреждений осуществляется решением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п «Об утверждении фондов оплаты труда государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» в адрес АУ «ЮграМегаСпорт», предусмотрено увеличение на 4% фондов оплаты труда государственных учреждений ХМАО-Югры с ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком в возражении указывается, что увеличение фонда оплаты труда на 4% направлено на компенсацию доплат до минимального размера оплаты труда отдельным работникам учреждения, путём установления или повышения им персонального повышающего коэффициента, на дополнительные выплаты среднему медицинскому персоналу для обеспечения достижения значений заработной платы.
Распределение денежных средств в размере №% произведено с согласия Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, были направлены на увеличение фонда оплаты труда: на единовременную выплату в размере 10 000 рублей ко дню образования ХМАО-Югры всем работникам учреждения, на доплату работникам, уровень заработной платы которых ниже МРОТ, на достижения определения уровня заработной платы медицинских работников учреждения.
В соответствии с Положением о системе оплаты труда работников Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – ФИО2 «ЮграМегаСпорт, истцу была выплачена дополнительная премия в сумме 10 000 рублей за счет средств, поступивших на увеличение ФОТа на 4 %.
Согласно справки о размере фонда оплаты труда ФИО3, повышение фонда оплаты труда за 2019 год произведено на № 2020 год – №% (том.2 л.д.17).
Таким образом, в 2019 году были увеличены фонды оплаты труда. Решение об индексации на уровне Правительства ХМАО-Югры, Правительством ХМАО-Югры не принималось, было принято Постановление об увеличении фондов оплаты труда.
Также суд соглашается с заявлением ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, установленным ст.392 ТК РФ, истекшим ДД.ММ.ГГГГ по требованию об индексации заработной платы за 2019 год.
С учётом изложенного, требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 года №2 «О применении судами РФ ТК РФ», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причинённого ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.
Суд, учитывая характер нарушения трудовых прав работника, объём и характер причинённых работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, считает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию с ответчика, в размере 1 500 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Согласно представленного договора оказания юридических услуг и акта расчётов, истцом оплачены услуги представителя в размере 20 000 рублей (том 1 л.д.68), которые с учётом объема заявленных требований, цены иска, сложности дела, объёма оказанных представителем услуг, времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, пропорциональности удовлетворённых исковых требований, суд считает возможным взыскать с ответчика сумму 5 000 рублей, полагая заявленную к взысканию сумму носящую явно неразумный (чрезмерный) характер.
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса освобождён, суд согласно ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, ст.ст.50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, полагает необходимым взыскать с ответчика сумму государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 700 рублей (исходя из требований материального характера - 400 рублей и требований нематериального характера - 300 рублей).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить частично иск ФИО3 к Автономному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» о взыскании суммы премии, об индексации заработной платы и взыскании компенсации морального вреда.
Взыскать с Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» в пользу ФИО3 невыплаченную стимулирующую выплату в размере 3 953 рубля 38 копеек, компенсацию морального вреда в размере 1 500 рублей, а также в порядке распределения судебных расходов сумму оплаченных услуг представителя в размере 5 000 рублей, а всего 10 453 (десять тысяч четыреста пятьдесят три) рубля 38 (тридцать восемь) копеек.
Отказать в остальной части иска.
Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «ЮграМегаСпорт» в пользу местного бюджета г.Ханты – Мансийск сумму государственной пошлины в размере 700 (семьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд Ханты-Мансийского автономного округа-ФИО2 через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 11 мая 2021 года.
Председательствующий подпись С.В. Вахрушев
копия верна:
Судья Ханты – Мансийского
районного суда С.В.Вахрушев