НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 28.06.2021 № 2-2149/21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2021 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В.,

при секретаре Болдарь Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2149/21 по исковому заявлению Макамбеджан ФИО6 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», мотивировав свои требования тем, что обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

ДД.ММ.ГГГГ года комиссией по присвоению званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-мансийского автономного округа-Югры» при Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в присвоении указанного звания отказано.

Полагает решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является незаконным и необоснованным.

В период с ДД.ММ.ГГГГ года проходил воинскую службу, приказом командующего <адрес> года награжден жетоном «За дальний поход».

Поскольку служба в рядах Советской Армии входила в трудовой стаж, то и знаки отличия, полученные в период службы, должны учитываться при решении вопроса присвоения звания «Ветеран труда».

В связи с изложенным, истец просит признать решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда».

Истец, представитель ответчика, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Из копии военного билета следует, что ФИО1 награжден нагрудным знаком «За дальний поход» и нагрудным знаком «Отличник ВМФ».

Согласно архивной справке от <адрес>, выданной архивным отделом Министерства обороны Российской Федерации Федерального государственного казенного учреждения ФИО7 призван на военную службу <адрес>

Приказом начальника <адрес> года зачислен в войсковую часть <адрес>

Решением начальника штаба ДД.ММ.ГГГГ года назначен в войсковую часть ДД.ММ.ГГГГ

Приказом командира войсковой части ДД.ММ.ГГГГ года уволен в запас ФИО8

В приказе ДД.ММ.ГГГГ значится: «О награждении личного состава кораблей Тихоокеанского флота жетонами «За Дальний поход» корабли Тихоокеанского флота: - СКР «Грозящий» 201 бпк 10 опэск, совершил дальний поход… Приказываю: за успешное выполнение задания и проявленную при этом высокую морскую выучку, личный состав вышеуказанных кораблей, впервые участвовавший в дальнем походе, наградить жетонами «За Дальний поход». Командующий Краснознаменным Тихоокеанским флотом Адмирал ФИО2».

Таким образом, как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ года истец проходил действительную срочную военную службу по призыву в рядах Советской Армии.

В период прохождения службы ФИО1 награжден нагрудным знаком «За дальний поход».

Истец обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Департаментом социального развития Ханты-мансийского автономного округа - Югры в присвоении истцу звания «Ветеран труда» отказано, поскольку ФИО1 не награжден ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); нагрудный знак «За дальний поход» не относится ни к ведомственным знакам отличия в труде, ни к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде( службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин.

В силу положений ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Как отмечалось ранее в период прохождения службы ФИО1 награжден нагрудным знаком «За дальний поход».

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года №442.

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

Исходя из смысла приведенных правовых норм, основания для присвоения звания «Ветеран труда» являются государственные либо ведомственные награды (знаки отличия) за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий, добросовестное и безупречное исполнение трудовых обязанностей по трудовому договору либо обязанностей государственной службы по контракту.

Ведомственными знаками отличия в труде являются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке органами государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, Верховным судом РФ, Высшим арбитражным судом РФ, Прокуратурой СССР, РСФСР или Генпрокуратурой, Государственным банком СССР, РСФСР или Центральным банком РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, Судебным департаментом при Верховном суде РФ.

К ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, прокуратуры РФ, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советом Министров бывшего РСФСР, Верховного суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, Министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.

Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами, коммерческими структурами, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.

В 1956 году решением Министерства обороны СССР был учрежден жетон «За дальний поход». Согласно положению о награждении данным жетоном оно производилось на основании Приказа Министра обороны СССР по представлению Главнокомандующего ВМФ (Приложение №1 к приказу ГК ВМФ от 15 июня 1956 года №161). В 1961 году в Положение о награждении жетоном «За дальний поход» были внесены изменения, которые указаний о делегировании Министром обороны СССР Главнокомандующему ВМФ СССР полномочий по принятию от его имени решений о награждении жетоном «За дальний поход» не содержали.

Из представленной истцом в материалы дела архивной справки следует, что жетоном «За дальний поход» был награжден не лично ФИО1, а личный состав кораблей, впервые участвовавший в дальнем походе, при этом награждение имело место в соответствии с приказом Командующего Краснознаменным Тихоокеанский флотом. Данных о наличии приказа о награждении жетоном «За дальний поход», подписанного Министром обороны СССР или его заместителем, как того требует Положение о награждении указанным жетоном, в материалах дела не имеется.

Таким образом, имеющийся у истца нагрудный знак государственной наградой не является, награда осуществлена в период срочной военной службы, что исключает ее признание в качестве ведомственной награды за заслуги в труде.

При таких обстоятельствах приведенные истцом факт награждения не является актом признания особых трудовых заслуг ФИО1 и не могут расцениваться в качестве основания для присвоения истцу звания «Ветеран труда».

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопреки положениям указанной статьи истцом не представлены наградные документы, дающие ему право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем ответчик обоснованно отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда», основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Макамбеджан ФИО9 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», признании права на присвоение звания «Ветеран труда», оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 05 июля 2021 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.В. Воронцов