НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 23.04.2019 № 2-1588/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 апреля 2019 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Ахияровой М.М.

с участием истца, Уполномоченного представителя по правам человека в ХМАО-Югре ФИО1, действующей по доверенности № 11 от 22.04.2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1588/19 по иску ФИО2 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения 23.04.2015г.,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения 23.04.2015г.

Исковые требования мотивированы тем, что 23.04.2015г. истец обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ханты-Мансийск Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Ханты-Мансийск) с заявлением регистрационный номер № 116556/15 о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В соответствии с решением ответчика ФИО2 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а именно отсутствие подтверждения данного стажа. Страховой стаж по результатам рассмотрения заявления составил 10лет 10месяцев 30дней. Поскольку в этот период истец находился в местах лишения свободы, то возможность восстановления неучтенных периодов документами отсутствовала. 18.12.2018г. решением Ханты-Мансийского районного суда на ответчика возложена обязанность включить в специальный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периоды работы ФИО2 - в должности столяра Ханты-Мансийского Горремстройуправления с 16 февраля 1988 года по 22 июля 1992 года; в должности столяра Строительного управления – 2 треста «Урайнефтежилстрой» в период с 22 июля 1992 года по 27 марта 1995 года. Однако решением об отказе в установлении пенсии не были также учтены периоды работы ФИО2 местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01.10.1979г. по 02.02.1981г., который подтверждается архивной справкой №198 от 31.08.2018г., с 06.10.1981г. по 09.11.1981г., с 07.12.1983г. п о15.02.1988г., который подтверждается архивной справкой №85 от 13.12.2018г., с 01.12.1999г. по 31.01.2001г., который подтверждается справкой от 11.10.2018г., с 26.07.2004г. по 23.09.2004г., который подтверждается справками от 02.10.2018г., от 15.03.2019г., дубликатом трудовой книжки. Поскольку истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 23.01.2001г., то в соответствии с приказом ФИО3 от 31.03.2011 № 258н с учетом данных периодов работы ответчик должен назначить пенсию с даты обращения 23.04.2015г.

Истец ФИО2 в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, то заявление о назначении пенсии направлял через специалистов ФКУ ИК-11 г. Сургут, где отбывал наказание, которое у них не было принято специалистами ГУ-УПФР в г. Сургуте.

Уполномоченный представитель по правам человека в ХМАО-Югре ФИО1, осуществляя возложенные на нее полномочия, дополняя существующие средства защиты прав и свобод граждан, в силу п. 1 ст. 2, ст. 3 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", поддержала позицию истца, полагает возможным подтверждение обращения с заявлением о назначении пенсии с 23.04.2015 г. свидетельскими показаниями.

Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменном отзыве ответчик ГУ-УПФ РФ в г. Ханты-Мансийск указал, что 23.04.2015г. истец не обращался с заявлением о назначении пенсии, оценка пенсионных прав на указанную дату не производилась; а в указанную дату имело место обращение истца в отделение Пенсионного фонда в г. Сургуте за консультацией для предварительного определения права на досрочное пенсионное обеспечение. С заявлением о назначении пенсии истец обращался 16.07.2018г., а затем 14.01.2019г. Кроме того, на дату 23.04.2015г. истец не имел установленного возраста (55 лет) и требуемого специального стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика обязанности назначить пенсию с 23.04.2015г.

Заслушав истца, Уполномоченного по правам человека в ХМАО-Югре, исследовав и проанализировав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд не установил правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, поскольку истцом не соблюден заявительный порядок назначения пенсии.

Истец просит назначить ему страховую пенсию на основании на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" установлен порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Так, в данной норме указано, что граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.

Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 884н (ред. от 28.01.2019) утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (далее также - Правила).

Согласно п.3 указанных Правил граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

В п. 4 Правил определены способы подачи заявления о назначении пенсии. Так, граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору. Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте. Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина.

Из буквального содержания вышеуказанных правовых норм следует, что порядок обращения за назначением страховой пенсии носит заявительный характер, осуществляется на основании письменного заявления гражданина, которое подается непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по своему выбору либо по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина.

ФИО2 в своем иске указывает, что заявлению, на основании которого он заявил требование о назначении пенсии с 23.04.2015г., был присвоен рег.№ 116556/15.

Как указывает ответчик в мотивированном отзыве и следует из уведомления ГУ – УПФР в г. Сургуте ХМАО-Югры (межрайонное), 23.04.2015г. ФИО2 обращался в указанный орган Пенсионного фонда РФ за устной консультацией с заявлением, которому присвоен регистрационный номер № 116556/15.

Результат рассмотрения обращения был выдан ФИО2 на руки 23.04.2015г. и при подаче иска приложен им в число документов, подтверждающих обоснование исковых требований (рег.№ 116556/15).

Так, на листе дела №7 представлен письменный результат рассмотрения обращения ФИО2 в ГУ – УПФР в г. Сургуте ХМАО-Югры от 23.04.2015г., в котором содержится следующая информация об обращении: первичное, устное, консультация по теме «пенсии, ЕДВ и иные социальные выплаты», содержание обращение: досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в РКС, МКС (п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ №400-ФЗ).

Из уведомления ГУ – УПФР в г. Сургуте ХМАО-Югры следует, что заявление с данным регистрационным номером представляло собой запрос устной консультации ФИО2 у специалиста органа пенсионного фонда ФИО4; при этом раздел о подаче гражданином каких-либо документов для оценки его пенсионных прав не заполнен, следовательно, документы ФИО5 не сдавались в ГУ – УПФР в г. Сургуте.

Положение части первой статьи 71 ГПК Российской Федерации, определяющее понятие письменных доказательств, в том числе во взаимосвязи с положением статьи 60 ГПК Российской Федерации, исключающим возможность подтверждения обстоятельств дела какими-либо другими доказательствами в случаях, когда они в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами

Таким образом, судом из материалов дела установлено, что ФИО2 с заявлением о назначении пенсии по основаниям, на которые ссылается в исковом заявлении, не обращался; ФИО2 обращался в указанный орган Пенсионного фонда РФ за консультацией в виде устного обращения.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч.6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утв. приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н (ред. от 28.01.2019), для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г., в редакции действовавшей в апреле 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Между тем, истец претендуя на право досрочного назначения пенсии с 23.04.2015 г., 55 – летнего возраста достиг лишь 01.06.2015 г.

Кроме того, решением Ханты-Мансийского районного суда от 14 декабря 2018 г. отказано истцу в удовлетворении требования о назначении досрочной пенсии по старости с 16.07.2018 г. ввиду отсутствия требуемого страхового стажа. Указанное решение суда не обжаловано, вступило в законную силу.

Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что право истца на назначение пенсии с 23.04.2015г. не нарушено, учитывая, что истцом в указанную дату не подано заявление о назначении пенсии с предоставлением необходимых документов, истец не достиг на указанную дату 55-летнего возраста, решением суда право на назначение досрочной пенсии по возрасту не возникло и на дату 16.07.2018 г. Приведенные обстоятельства является основанием для отказа в удовлетворении искового требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 13, 60, 61, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда РФ в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры о возложении обязанности назначить пенсию с даты обращения 23.04.2015г. отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда составлено 28 апреля 2019 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова