НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 19.08.2016 № 12-539/2016

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 августа 2016 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Черкашин В.В.,

с участием:

представителей лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО5, ФИО4,

представителя Службы контроля ХМАО-Югры – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФИО5, действующего в интересах ФИО1, на постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО3 от 30 июня 2016 года по делу об административном правонарушении -ЛМ, которым должностное лицо – директор Департамента экономического развития- заместитель Губернатора автономного округа ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

30 июня 2016 года постановлением заместителя руководителя Службы контроля в ХМАО-Югре ФИО3 должностное лицо – директор Департамента экономического развития- заместитель Губернатора автономного округа ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным административным постановлением, защитник ФИО1- ФИО5 обратился в суд с жалобой о его отмене с прекращением производства по делу, мотивировав требования жалобы тем, что Департаментом не нарушены условия предоставления межбюджетных трансфертов, которые могут быть нарушены исключительно главным распорядителем бюджетных средств по указанной субсидии, а именно Департаментом финансов ХМАО-Югры, являющимся финансовым органом автономного округа со всеми полномочиями, установленными Бюджетным Кодексом РФ и Налоговым Кодексом РФ.

В судебном заседании защитники ФИО1ФИО5, ФИО4 доводы жалобы поддержали в полном объеме, изложив обстоятельства, указанные в жалобе, просили обжалуемое постановление отменить, прекратить производство по делу.

Представитель Службы контроля ХМАО-Югры в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указав, что действие директора Департамента экономического развития ХМАО-Югры по заключению Соглашения №189 в нарушение установленных условий предоставления межбюджетных трансфертов, свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.15.3 КоАП РФ, и вины должностного лица. Предоставила возражения на жалобу.

Суд, выслушав представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, пояснения представителя административного органа, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО3 от 30 июня ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ за то, что, являясь должностным лицом – директором Департамента экономического развития - заместителем Губернатора автономного округа допустил нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выразившееся в заключении с администрацией Советского района соглашения №189, предусматривающего капитальные вложения (строительство в городе Советский завода железобетонных конструкций) без включения в адресную инвестиционную программу №479-п, что является нарушением Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2014г. №88-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Порядка формирования и реализации Адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 23.12.2010 № 373-п (далее - Порядок № 373-п).

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В силу п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Статьей 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Из материалов дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора Департамента экономического развития - заместителя Губернатора автономного округа ФИО1 усматривается следующее.

В соответствии с приказом Службы контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2015 № 32-Пр-189 «О проведении внеплановой выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности в ходе реализации мероприятия «Предоставление субсидий муниципальным образованиям автономного округа, имеющим наименьшие значения уровня социально- экономического развития» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п» в отношении Департамента экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа – Югры проведена проверка, по результатам которой установлено следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями БК РФ.

Задачей 2 «Предоставление субсидий муниципальным образованиям автономного округа, имеющим наименьшие значения уровня социально- экономического развития» подпрограммы I «Совершенствование системы государственного стратегического управления» Государственной программы -п предусмотрена реализация мероприятия 1.10 «Предоставление субсидий муниципальным образованиям автономного округа, имеющим наименьшие значения уровня социально-экономического развития» (далее - Мероприятие 1.10).

Пунктом 3.1.10 Раздела 3 «Обобщённая характеристика программных мероприятий» Государственной программы -п установлено, что реализация Мероприятия 1.10 осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на софинансирование расходных обязательств по реализации программ комплексного социально- экономического развития муниципальных районов и городских округов автономного округа по итогам оценки уровня их социально-экономического развития, утвержденным постановлением Правительства автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Порядок -п).

В соответствии с пунктом 13 Порядка -п, предоставление субсидии муниципальному образованию из бюджета автономного округа осуществляется на основании соглашения, заключенного между Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальным образованием о софинансировании программы.Одним из условий предоставления субсидии муниципальному образованию предусмотренных пунктом 18 Порядка -п является наличие у муниципального образования утвержденной программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования, предусматривающей реализацию одного или нескольких направлений, указанных в пункте 14 Порядка -п, в который в том числе входят:

- создание новых (сохранение) высокопроизводительных рабочих мест;

- поддержка реализации инвестиционных и инновационных проектов;

- создание новых и модернизация действующих производств.

Между Департаментом и администрацией <адрес> заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении субсидии из бюджета <адрес> - Югры бюджету муниципального образования <адрес> на софинансирование расходных обязательств по реализации программы «Комплексное социально-экономическое развитие <адрес> на 2015-2017 годы» (далее - Соглашение ).

Предметом Соглашения (пункт 1.1.) является представление субсидии бюджету муниципальному образованию <адрес> на софинансирование расходных обязательств по реализации программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с Муниципальной программой «Комплексное социально-экономическое развитие <адрес> на 2015-2017 годы» утвержденной постановлением администрации <адрес> от 29.09.2014г. (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) (далее - Муниципальная программа ) в размере 30 000 000,00 рублей, на реализацию мероприятия: строительство в городе Советский завода железобетонных конструкций.

Соглашением предусмотрено, что субсидия предоставляется за счет средств бюджета автономного округа в пределах средств, предусмотренных Государственной программой -п, по заявке Департамента на перечислении субсидии, предусмотренной муниципальному образованию, Департаментом финансов <адрес> - Югры.

Материалами административного дела установлено, что на основании уведомления о бюджетных ассигнованиях на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов от ДД.ММ.ГГГГ бюджету муниципального образования <адрес> платежным поручением от перечислена субсидия в размере 30 000 000,00 руб. по коду бюджетной классификации: глава 500 «Департамент финансов Ханты- Мансийского автономного округа — Югры», раздел 14 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», подраздел 03 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера», целевая статья 1615423 «Субсидии на реализацию программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа в рамках подпрограммы «Совершенствование системы государственного стратегического управления» государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы»», вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам Бюджетной системы Российской Федерации».

Субсидия в установленном порядке перечисляется на основании платежного поручения с лицевого счета Департамента финансов Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в бюджет муниципального образования.

Законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов. Предоставление указанных субсидий местным бюджетам осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок предоставления указанных субсидий местным бюджетам устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 79.1 БК РФ).

Пунктом 4 статьи 11 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2014 № 88-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» определено, что бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств бюджета автономного округа осуществляются в соответствии с Адресной инвестиционной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, порядок формирования и реализации которой устанавливается Правительством автономного округа.

В соответствии с соглашением субсидия предоставлена на строительство в городе Советский завода железобетонных конструкций, при этом в Адресную инвестиционную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.12.2014 № 479-п ( далее - Адресная инвестиционная программа № 479-п), бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства не включены, тем самым допущены нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Из представленных материалов административного дела следует, что Департаментом допущено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, выразившееся в заключении с администрацией <адрес> соглашения , предусматривающее капитальные вложения (строительство в городе Советский завода железобетонных конструкций) без включения в адресную инвестиционную программу -п, что является нарушением Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.11.2014г. №88-оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Порядка формирования и реализации адресной инвестиционной программы Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от 23.12.2010г. №373-п.

Правовым основанием предоставления субсидии Администрации Советского района является Соглашение , подписанное со стороны Департамента экономического развития ХМАО-Югры директором ФИО1, назначенным на должность распоряжением Губернатора автономного округа -рг от 02.08.2010г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что должностное лицо ФИО1 обоснованно привлечен к ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм закона ввиду нижеследующего.

В соответствии с п.4 ст.4 Закона ХМАО-Югры от 07.11.2013г. -оз « О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Закона ХМАО-Югры от 19.11.2014г. -оз «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» Департамент экономического развития ХМАО-Югры является главным распорядителем средств бюджете автономного округа.

Согласно подпункту ДД.ММ.ГГГГ пункта 6.4 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п, Департамент осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета автономного округа, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент функций.

Перечисление субсидий муниципальным образованиям осуществляется Департаментом финансов автономного округа в пределах средств, предусмотренных по государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на2014 - 2020 годы», на основании заявки, представляемой Департаментом, в срок до 10 февраля очередного финансового года (пункт 19 Порядка № 437-П).

Соглашение не содержит условий о получении в собственность муниципального образования объектов, которые предполагается построить в рам

Предоставляемая субсидия не является софинансированием капитальных вложений.

Данное обстоятельство подтверждается и сведениями, изложенными в оспариваемом постановлении, согласно которым денежные средства перечислены администрации Департаментом финансов по коду бюджетной классификации: 500 «Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», раздел подраздел 1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера», целевая статья 1615423 «Субсидии на реализацию программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа в рамках подпрограммы «Совершенствование системы государственного стратегического управления» государственной программы «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы», вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности», КОСГУ 251 «Перечисления другим бюджетам Бюджетной системы Российской Федерации».

Таким образом, именно Департаментом экономического развития ХМАО-Югры, являющимся главным распорядителем бюджетных средств, осуществлены все юридически значимые действия, в том числе заключение Соглашения №189, направленные на предоставление субсидии. Департамент финансов автономного округа в указанном случае действует как финансовый орган субъекта Российской Федерации и перечисляет субсидию.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, согласно которой срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства составляет два года со дня его совершения.

Процессуальных нарушений по делу, в том числе ст.25.1 КоАП РФ, суд не усматривает.

Действиям ФИО1 дана верная юридическая оценка.

Постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении -ЛМ, которым должностное лицо – директор Департамента экономического развития - заместитель Губернатора автономного округа ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей, соответствует требованиям ст.ст.29.10, 30.7 КоАП РФ и является законным, обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении -ЛМ, которым должностное лицо – директор Департамента экономического развития - заместитель Губернатора автономного округа ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ к штрафу в размере 10 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу представителя ФИО5, действующего в интересах ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья В.В. Черкашин