НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 18.05.2017 № 2-2657/2017

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 мая 2017 года <адрес>

Ханты – Мансийский районный суд <адрес>-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес>-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда»,

установил:

истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 - Департаменту социального развития <адрес>-Югры (далее по тексту ФИО2-Югры) о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».

Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1, имея трудовой стаж более 20 лет, обратилась в ФИО2-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». ФИО2-Югры в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал в присвоении звания, указав, что Почетная грамота Министерства по налогам и сборам Российской Федерации не является ведомственной наградой. Не соглашаясь с принятым решением, истец просит суд признать отказ ФИО2 в присвоении истцу звания «Ветеран труда» незаконным и обязать ФИО2 присвоить ей звание «Ветеран труда».

Истец ФИО4, надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.26).

ФИО2-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, возражений на иск не представил.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.4, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец ФИО1 обратилась в ФИО2-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Истец ФИО1 имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет, что подтверждается ее трудовой книжкой (л.д. 11-19).

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГФИО1 награждена Почетной грамотой Министерства по налогам и сборам Российской Федерации (л.д.10).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ-Исх-4914 ФИО2-Югры в присвоении истцу ФИО1 звания «Ветеран труда» было отказано, поскольку Почетная грамота Министерства по налогам и сборам Российской Федерации не является ведомственной наградой в соответствии с постановлением Правительства ФИО2-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д.7-9).

Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

За гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 388-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Между тем, постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий <адрес> - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» <адрес> - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда <адрес> - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства по налогам и сборам Российской Федерации.

В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено Положение о Министерстве по налогам и сборам, действовавшем в период награждения истца, в полномочия указанного министерства входило учреждение и награждение в установленном порядке ведомственными наградами, нагрудными знаками и почетными грамотами работников налоговых органов, а также граждан, оказавших им содействие.

В соответствии Положением о Почетной грамоте Министерства РФ по налогам и сборам (утв. приказом Министерства РФ по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГ № АП-3-20/320) Почетная грамота Министерства РФ по налогам и сборам является поощрением за особые заслуги в работе по осуществлению государственного контроля за соблюдением налогового законодательства, своевременным поступлением в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, контролируемых министерством. Решение о награждении Почетной грамотой работников системы министерства и организаций, не подведомственных министерству, на основании представлений принимает Министр.

На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей ей соответствующих полномочий.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ №ММ-3-4/536@ «О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы» утверждены положения о наградах и учреждены ведомственные награды Федеральной налоговой службы Почетная грамота и благодарность руководителя Федеральной налоговой службы.

Данный приказ издан в исполнение полномочий, указанных в пункте 9.2.7. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».

Таким образом, Федеральная налоговая служба России применила в отношении истца меры поощрения и наградила истца ведомственным знаком отличия в труде.

Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от ДД.ММ.ГГГГФИО1 награждена Почетной грамотой Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, истец имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 20 лет.

При таких обстоятельствах суд исходит из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, а также то, что Почетная грамота Министерства по налогам и сборам Российской Федерации является ведомственной наградой за отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», как лицо, награждённое ведомственной наградой за отличия в труде.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а действия ФИО2, выразившиеся в отказе в присвоении звания «Ветеран труда», противоречат требованиям закона.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При этом специального заявления стороны о распределении судебных расходов не требуется.

Поскольку истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию ФИО2.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить полностью иск ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес>-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Признать незаконным отказ Департамента социального развития <адрес> – Югры в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития <адрес> – Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».

Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента социального развития <адрес> - Югры в пользу ФИО1 сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

Копия верна:

Судья Ханты-Мансийского

районного суда С.В.Вахрушев