Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 января 2019 года г.Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Воронцова А.В., при секретаре Фадиной Ю.П., с участием: истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-252/19 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», УСТАНОВИЛ: Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ответчику Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда», присвоении звания «Ветеран труда», мотивировав свои требования тем, что является получателем пенсии по старости. Постановлением Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности ДД.ММ.ГГГГ года награжден Почетной грамотой Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности. Обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Истцом получен ответ из Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в котором сообщалось, что комиссией по присвоению званий «Ветеран труда», ему отказано в присвоении звания «Ветеран труда». Полагая данный отказ незаконным, истец, просит признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности как ведомственного знака отличия в труде, обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание «Ветеран труда», судебные расходы возложить на ответчика. Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, дал пояснения согласно искового заявления. Представитель ответчика о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Истец ФИО1 награжден Почетной грамотой Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности (архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ); является пенсионером по старости (удостоверение ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» отказано, поскольку в разделе IV Перечня наград, которым установлены ведомственные знаки отличия в труде, являющиеся основаниями для присвоения звания «Ветеран труда», отсутствует Почетная грамота Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, что подтверждается ответом ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан. Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав. Статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно п.п.2 п.4 ст.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года №115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами и медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, или награжденные ведомственными знаками отлития в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет мужчин и 35 лет для женщин. К ведомственным знакам отличия в труде следует относить нагрудные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советом Министров бывшего РСФСР, Верховного суда бывшего СССР, Прокуратуры бывшего СССР, Министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях. Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам. Министерством труда и социального развития Российской Федерации, в письме от 15 сентября 1997 года №4545-СК «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», была обобщена практика отнесения той или иной награды к ведомственным знакам отличия в труде, которые дают право на присвоение звания «Ветеран труда». Согласно тексту указанного письма, со ссылкой на совместное письмо Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 года №2026-ВЯ/4276/1-30 «О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», следует, что наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации к ведомственным знакам отличия в труде следует относить, в том числе, и почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, Министров бывшего СССР и РСФСР, Министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 года №2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 07 октября 1998 года №5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются, в том числе, Почетная грамота Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и Центрального комитета профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности; Почетный диплом Министерства нефтяной промышленности и Центрального комитета профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, которым награждались коллективы партий с указанием фамилий конкретных людей. Таким образом, Почетная грамота Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности является ведомственной наградой за отличия в труде. В силу положений ч.3 ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. По состоянию на 30 июня 2016 года ФИО1 имел страховой стаж более 25 лет, награжден ведомственной наградой за отличие в труде в установленном порядке, то есть на момент обращения с заявлением к ответчику, за ним сохранилось право на присвоение звания «Ветеран труда», исходя из вышеуказанного, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда». Правовой смысл пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке. В соответствии с п.4 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» переданы субъектам Российской Федерации. Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и выдачи удостоверений утвержден постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26 июня 2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений». В п.1 данного Постановления установлено, что Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим присвоение званий «Ветеран труда». В связи с изложенными обстоятельствами, заявленные требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные истцом по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление ФИО1 удовлетворить. Признать незаконным решение Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отношении ФИО1 об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности и президиума ЦК профсоюза рабочих нефтяной и газовой промышленности, как награждение ведомственным знаком отличия в труде. Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда». Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей. Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд. Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 18 января 2019 года. Судья Ханты-Мансийского районного суда А.В. Воронцов |