НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 12.12.2016 № 2-6495/2016

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 декабря 2016 года <адрес>

Ханты – Мансийский районный суд <адрес>-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес>-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда» и выдаче удостоверения «Ветеран труда»,

установил:

истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 - Департаменту социального развития <адрес>-Югры (далее по тексту ФИО2-Югры) о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1, имея трудовой стаж более 20 лет, обратилась в ФИО2-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». ФИО2-Югры в письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал истцу в присвоении звания, указав, что медали «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не являются ведомственными наградами в соответствии с постановлением Правительства ФИО2-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п. На основании изложенного истец просит суд признать отказ ФИО2 в присвоении ей звания «Ветеран труда незаконным», обязать ФИО2 присвоить ей звание «Ветеран труда».

Истец ФИО1, надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д.20)

ФИО2-Югры, надлежаще извещённый о времени и месте судебного заседания, участие своего представителя на рассмотрении дела не обеспечил, о причинах его неявки суд не известил, возражения на иск не представил (л.д. 21).

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч.ч.4, 5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец ФИО1 обратилась в ФИО2-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда ФИО2 - Югры».

Истец ФИО1 имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, более 20лет, что подтверждается её трудовой книжкой (л.д.12-18), справкой от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной статистики ФИО1 награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» (л.д.6).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной статистики ФИО1 награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

При этом, что не оспаривается сторонами и подтверждена записями в трудовой книжке, ФИО1 состояла в штате органов статистики с 1988 по 2014 годы

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ-Исх-18791 ФИО2-Югры в присвоении истцу ФИО1 звания «Ветеран труда» отказано, поскольку медали «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» не являются ведомственными наградами в соответствии с постановлением Правительства ФИО2-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п (л.д.8-10).

Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

За гражданами, которые по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 388-ФЗ).

Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Между тем, постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий <адрес> - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» <адрес> - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда <адрес> - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как медали «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года».

В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ учреждена медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения».

Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики за подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» утверждены ведомственные награды, к числу которых отнесена медаль «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», а также утверждено Положение о данной медали.

В соответствии с Положением о медали «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» (далее по тексту Положение), указанная медаль является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики.

Согласно п. 1 Положения, медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных Служб по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи, временный переписной персонал, а также работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, работники предприятий и организаций, независимо от форм собственности, внесшие значительный вклад в подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года.

Как следует из Положения о медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» (Приложение к приказу Росстата от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении знака отличия - медали «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года»), медаль «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года» является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики (п. 1). Медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (п. 2).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» ответственность за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, её методологическое и финансовое обеспечение была возложена на Федеральную службу государственной статистики. Федеральная служба государственной статистики выполняет возложенные на неё функции с момента вступления Постановления в силу до официального опубликования итогов переписи в IV квартале 2013 года.

В трудовую книжку и личное дело награжденного вносится соответствующая запись о награждении.

Указанными выше приказами предусмотрено награждение работников системы статистики за заслуги в развитии госстатистики, добросовестное и успешное исполнение своих обязанностей, многолетнюю и безупречную работу, а также работников других отраслей экономики РФ, внесших существенный вклад в работу по развитию госстатистики, то есть за заслуги в труде.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О ветеранах» звание «Ветеран труда» присваивается с учётом продолжительного добросовестного труда.

Из анализа указанных выше норм права следует, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин награждается ведомственным знаком отличия в труде.

Правовой смысл пп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными наградами за отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Приказами от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы государственной статистики ФИО1 награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», от ДД.ММ.ГГГГ награждена медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, более 20 лет.

Как видно из материалов дела и установлено судом, ФИО1 являлась штатным сотрудником Федеральной службы государственной статистики с апреля 1988 года, её участие в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года носило неоднократный характер, а было обусловлено выполнением ею трудовой функции. Кроме того, решение о награждении истца от имени федерального органа государственной власти вынесено уполномоченным лицом; ведомственная награда вручена ей от имени федерального органа государственной власти.

С учетом работы истца в системе органов государственной статистики более 20 лет, исходя из нормативных закреплений Приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ N 123, Приказа Росстата от ДД.ММ.ГГГГ, награждение истца медалями «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», следует рассматривать как награждение ведомственными знаками отличия в труде.

При таких обстоятельствах суд исходит из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, а также то, что медали «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года», являются ведомственной наградой за отличия в труде, истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», как лицо, награждённое ведомственной наградой за отличия в труде.

К тому же, исходя из вышеприведенных норм, не обязательно состоять в штате органов Федеральной службы государственной статистики, поскольку истец награжден ведомственным знаком отличия, и имеет необходимый трудовой стаж.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», а действия ФИО2, выразившиеся в отказе в присвоении звания «Ветеран труда», противоречат требованиям закона.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, которые согласно ст.88 ГПК РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При этом специального заявления стороны о распределении судебных расходов не требуется.

Поскольку истцом при обращении с иском в суд оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, исчисленная в соответствии со ст.333.19 Налогового кодекса РФ, она подлежит взысканию ФИО2.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

удовлетворить полностью иск ФИО1 к Департаменту социального развития <адрес>-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».

Признать незаконным решение Департамента социального развития <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-Исх-18791 (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в присвоении ФИО1 звания «Ветеран труда».

Обязать Департамент социального развития <адрес> – Югры присвоить ФИО1 звание «Ветеран труда».

Взыскать в порядке распределения судебных расходов с Департамента социального развития <адрес> - Югры в пользу ФИО1 сумму оплаченной при обращении в суд государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

Копия верна:

Судья Ханты – Мансийского

районного суда С.В. Вахрушев