УИД 86RS0001-01-2022-000172-95
дело № 12-157/2022
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 марта 2022 года г. Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,
с участием представителя административного органа ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО3 на постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО4 от 08.12.2021г. № 136, которым » ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО4 от 08.12.2021г. № 136, » ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО3 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, мотивировав тем, что открытие банковского счета для получения заработной платы является правом, а не обязанностью нерезидента, в связи с чем выплата заработной платы иностранному работнику (нерезиденту) наличными из кассы не является нарушением действующего законодательства. Также указывает на нарушение процессуальных требований, а именно в ходе составления протокола об административном правонарушении было заявлено ходатайство о переносе составления протокола и желании личного участия заявителя при составлении протокола об административном правонарушении. Указанное ходатайство административным органом рассмотрено не было, в связи с чем нарушена процедура составления протокола об административном правонарушении и привлечение к административной ответственности не является законным.
В судебное заседание ФИО3 не явился, будучи надлежащим образом, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Представитель административного органа Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО2 в судебном заседании указал на законность и обоснованность обжалуемого постановления, просил в удовлетворении жалобы отказать. Представил письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.
Суд, заслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.
Постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО4 №136 от 08.12.2021 года, должностное лицо – » ФИО3 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, за то, что он, 15 декабря 2019 года, на своем рабочем месте по адресу: ХМАО - Югра, <...>, в нарушение требований ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», произвел выплату физическому лицу-нерезиденту гражданину иностранного государства ФИО6 заработную плату в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, в сумме 4000,00 рублей, то есть совершил правонарушение, выразившееся в осуществлении валютной операции с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена за Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, выплаты в наличной валюте Российской Федерации физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со статьей 169.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расчеты в наличной валюте Российской Федерации при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа являются валютными операциями.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Этой же статьей установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов.
Как усматривается из материалов дела, на основании поручения Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 16.06.2021г., Межрайонной инспекцией ФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре проведена проверка в том числе ООО «Караоке-Клуб» по вопросам соблюдения валютного законодательства, в том числе правомерность выплаты организацией (резидентом) - физическим лицам (нерезидентам) заработной платы, соблюдения порядка проведения валютных операций.
В ходе проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в адрес ООО «Караоке-Клуб» направлен запрос от 21.06.2021 исх. № НВО-88 о представлении документов за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 на иностранных работников, в том числе ФИО5
Письмом от 15.07.2021 от ООО «Караоке-Клуб» представлены запрашиваемые документы, в том числе документы в отношении ФИО7 и копии платежных ведомостей по выплатам.
Также Инспекцией направлен запрос в Управление по вопросам миграции УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о предоставлении информации о наличии вида на жительство в Российской Федерации у иностранных граждан.
Письмом исх. от 22.10.2021 № 09/33722 представлена информация, согласно которой в отношении иностранного гражданина ФИО8. принято решение о выдаче вида на жительство 03.03.2020 года бессрочно.
Установлено, что ООО «Караоке-Клуб» был заключен трудовой договор с физическим лицом - нерезидентом ФИО9 от 21.10.2019 года, который является гражданином иностранного государства (Таджикистана) и не имеет вида на жительство в РФ.
Согласно условий трудового договора, работодатель устанавливает Работнику:
- должностной оклад 17 500,00 руб.;
- районный коэффициент к заработной плате 0%;
- процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 0%.
Согласно представленной ООО «Караоке-Клуб» копии платежной ведомости от 15.12.2019 года № 24 указанным юридическим лицом 15.12.2019 года выплачена наличными заработная плата, в том числе ФИО10 через кассу за расчетный период с 01.12.2019 по 31.12.2019 года на сумму 4000,00 рублей.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и не отрицается сторонами, что ФИО3 является », в связи с чем в отношении ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении № от 26.11.2021г. и вынесено обжалуемое постановление.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считается оконченным в момент осуществления выплаты наличных денежных средств резидентом нерезиденту, минуя счет в уполномоченном банке.
Каждая из произведенных выплат по соответствующей платежной ведомости является самостоятельной незаконной валютной операцией, и образует оконченный состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, судом установлено, что ФИО3, как должностным лицом - генеральным директор ООО «Караоке-Клуб», допущены нарушения требований ст.14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) материалов дела об административных правонарушениях и вынесении постановления о назначении административного наказания судом не установлено.
Доводы о том, что открытие банковского счета для получения заработной платы является правом, а не обязанностью нерезидента, в связи с чем выплата заработной платы иностранному работнику (нерезиденту) наличными из кассы не является нарушением действующего законодательства основаны на неверном толковании действующего законодательства и не свидетельствуют об отсутствии в действиях ФИО3 состава инкриминируемого правонарушения, так как выплата заработной платы иностранному гражданину (нерезиденту), при отсутствии у указанного гражданина вида на жительство в Российской Федерации, должна производится с учетом действующего законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Доводы о нарушении процессуальных требований, а именно неразрешении ходатайства о переносе составления протокола опровергаются материалами дела.
Так, первоначально ФИО3 был извещен телефонограммой от 02.11.2021г. о составлении протокола об административном правонарушении неа 10.11.2021г. на 10 часов 30 минут.
От ООО «Караоке-Клуб» поступило ходатайство об отложении составления протокола в связи с отсутствием ФИО3 в городе.
Дата и время составления протокола об административном правонарушении перенесено на 26.11.2021г. в 16 часов 30 минут, о чем ФИО3 направлено по месту жительства уведомление от 15.11.2021г. № П7 (почтовый идентификатор 80092666436657, направлено 16.11.2021г. по адресу: , и получено ФИО3 23.11.2021г.). Также о дате и времени составления протокола об административном правонарушении 26.11.2021г. в 16 часов 30 минут ФИО3 был извещен телефонограммой. Ходатайств об отложении составления протокола об административном правонарушении от ФИО3 не поступало.
Телефонограммой от 25.11.2021г. и от 07.12.2021г. ФИО3 был извещен о рассмотрении дела на 08.12.2021г. в 14-00 часов в отношении юридического лица ООО «Караоке-Клуб» и на 08.12.2021г. в 14 часов 30 минут в отношении него (должностного лица).
06.12.2021г. от ООО «Караоке-Клуб» поступило интернет-обращение об отложении рассмотрения дела ввиду отсутствия ФИО3 в городе. Указанное ходатайство административным органом оставлено без удовлетворения в связи с непредставлением соответствующих документов, подтверждающих отсутствие ФИО3 на рабочем месте, о чем указано в обжалуемом постановлении.
Также суд не находит оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и изменении постановления в части назначения административного наказания на предупреждение в виду следующего.
Согласно положений ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При этом, в соответствии с ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 года N 349-О указал, что нормы статей Кодекса РФ об административных правонарушениях не препятствуют судам избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Статья 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Основной целью валютного регулирования и контроля является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Принимая во внимание, что допущенное ФИО3 правонарушение нарушение, посягает на установленный Законом № 173-ФЗ порядок совершения резидентами расчетов по валютным операциям, создает угрозу причинения вреда экономической безопасности государства, оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение не имеется.
В силу чего, суд также не усматривает оснований для применения по настоящему делу положений статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО4 от 08.12.2021г., вынесенное в отношении ФИО3, соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным, оснований для его отмены, изменения суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Постановление начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ФИО4 от 08.12.2021г. № 136, которым » ФИО3 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей., – оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО1