НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 11.02.2014 № 2-712/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 11 февраля 2014 года г. Ханты-Мансийск

 Тюменской области

 Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

 при секретаре Ямелинец Н.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-712/14 по исковому заявлению ФИО2 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания «Ветеран труда»,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратился в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с требованиями к ответчику о признании права на присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО-Югры».

 Требования мотивированы тем, что является пенсионером по старости. ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства промышленности и энергетики РФ № № истец награждена Благодарностью, что подтверждается копией Благодарностью, записью в трудовой книжке. Ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Благодарность Министерства энергетики РФ не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 103-<адрес> РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ведомственных наградах Минэнергетики РФ» пунктом 1 учреждены ведомственные награды Министерства энергетики РФ, где Благодарность Министерства энергетики РФ является ведомственной наградой. Истец полагает, что в соответствии со статьей 7 ФЗ «О ветеранах» он является ветераном труда, поскольку имеет ведомственную награду, в связи с чем просит обязать ответчика присвоить звание «Ветеран труда».

 Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились; истец направил заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

 На основании статьи 167 Гражданского Процессуального Кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

 Представитель ответчика в судебное заседание направил письменный текст возражения, указав, что вопросы социальной защиты и социального обеспечения находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов, при этом законом ХМАО-Югры самостоятельно определен перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания ветерана труда. В частности законом ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 115-оз предусмотрено, что при присвоении звания ветерана труда учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде; постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 103-п утвержден перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания ветерана труда. Поскольку среди указанного списка отсутствует Благодарность, отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении истцу звания «Ветеран труда» полагает законным.

 Проанализировав и исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

 Истец является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ).

 ДД.ММ.ГГГГ приказом Министерства промышленности и энергетики РФ № № истец награждена Благодарностью РФ «За образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в народном хозяйстве», что подтверждается копией Благодарностью, записью в трудовой книжке.

 Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры № № от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п.

 В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на ФИО1 в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

 Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской ФИО1 и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.

 Согласно статье 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ, действующей до внесения изменений в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) ветеранами труда являлись лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определялся Президентом Российской Федерации.

 Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 603) было утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», которое также не устанавливало каких-либо ограничений в правовом статусе лиц, отнесенных к данной категории.

 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О ветеранах», в соответствии со статьей 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 Нормы статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области.

 Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда» понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.

 Выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон № 122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания «Ветеран труда», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом № 5-ФЗ.

 Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрены три группы оснований признания гражданина ветераном труда:

 1) соответствующее удостоверение, выданное и оформленное в установленном порядке;

 2) награждение орденами или медалями, почетными званиями СССР или РФ, ведомственными знаками отличия в труде при трудовом стаже, необходимом для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;

 3) трудовая деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № (с изменениями).

 Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

 Во исполнение приведенных требований федерального законодательства подпунктом 2 пунктом 2 статьи 3 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре» предусмотрено, что звание «Ветеран труда» присваивается лицам награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

 В целях реализации названного Закона Постановлением Правительства <адрес>-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий <адрес> - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда <адрес> - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда <адрес> - Югры» утверждены ведомственные знаки отличия в труде федеральных органов государственной власти, ведомственные знаки отличия в труде органов власти и управления СССР, ордена и медали Российской Федерации, почетные звания Российской Федерации, ведомственные медали, почетные звания, знаки отличия, нагрудные знаки, значки, почетные звания автономного округа.

 Анализ приведенных норм закона свидетельствует о том, что ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта РФ не содержит определения понятия "ведомство" или "ведомственный знак отличия в труде".

 ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства Российской Федерации № "О Министерстве энергетики Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве энергетики Российской Федерации.

 Как следует из пункта 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, возобновляемых источников энергии, освоения месторождений углеводородов на основе соглашений о разделе продукции, и в сфере нефтехимической промышленности, а также функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

 В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации и в целях стимулирования работников, осуществляющих деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, а также упорядочения форм морального поощрения приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации" учреждены ведомственные награды Министерства энергетики Российской Федерации, к которым в числе прочих относится Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации (приложение N 1 приказа Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 11).

 Одновременно пунктом 2 приказа Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено в числе прочих положений о почетных званиях и нагрудных знаках Положение о Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации.

 В соответствии с Положением о Благодарности Министерства энергетики Российской Федерации, утв. приказом Министерства энергетики РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 11, благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации награждаются рабочие, специалисты, служащие, руководители организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работники центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 5 лет, а также организации топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, добившиеся высоких результатов в труде, в том числе в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально-бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.

 Истец награжден Благодарностью Министерства энергетики РФ «За образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в народном хозяйстве».

 Таким образом, под "ведомственными знаками отличия в труде" понимались знаки, выданные руководством высших органов управления СССР, РСФСР или органами государственной власти Российской Федерации; уполномоченными (высшими, центральными) органами некоммерческих организаций (пп. 1 п. 3 ст. 3 Закона). Тем самым закон конкретизировал понятие "ведомство", прямо указывая на то, что ведомством являются государственные органы власти.

 Министерство энергетики РФ (Минэнерго России) является федеральным органом исполнительной власти.

 Закон <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре» не изменил основания и порядок присвоения звания "Ветеран труда", предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах" от ДД.ММ.ГГГГ N 5 - ФЗ.

 Установленный постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ N 103-п порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», исключающий награждение граждан Благодарностью тех или иных ведомств ставит граждан, которые такими грамотами были награждены ранее, в неравное, более невыгодное, положение по сравнению с гражданами, обращающимися в целях присвоения звания "Ветеран труда" в настоящее время.

 Исходя из положений части 1 статьи 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом, а также положений части 2 статьи 55 Конституции РФ о том, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, иное "ограничительное" толкование норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О ветеранах", закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в <адрес> - Югре», принятых фактически с целью улучшения материального положения заслуженных работников, в сторону, ухудшающую их положение, противоречит как смыслу этого Закона, так и приведенным нормам Конституции РФ, а поэтому нельзя назвать правомерным.

 При установленных обстоятельствах, награждение Благодарностью «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса» Министерства энергетики Российской Федерации относится к ведомственным знакам отличия в труде, а потому при наличии у истца трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (не менее 20 лет для женщин), решение Департамента социального развития ХМАО-Югры об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным. Нарушенное право подлежит восстановлению путем признания за ней права на присвоение звания «Ветеран труда».

 Требование истца о признании права на присвоения звания «Ветеран труда ХМАО-Югры» не обоснованно; в силу требований ст.56 ГПК РФ не предоставлено доказательств обращения за присвоением такого звания с указанием оснований. Таким образом, в данной части требование истца не подлежит удовлетворению.

 В соответствии со статьей 100 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 В обоснование требования о возмещении затрат стоимости оказанных услуг адвоката в размере <данные изъяты> истец лишь представляет квитанцию № от ДД.ММ.ГГГГ.

 Из квитанции следует, что адвокатом от истца приняты <данные изъяты> по делу о признании благодарности Министерства промышленности и энергетики РФ основанием для признания права для присвоения звания «Ветеран труда».

 Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют сведения об участии адвоката в деле, а также отсутствие сведений об оказании каких-либо юридических услуг по сбору документов, подготовке искового заявления и направлении его в районный суд, суд не находит оснований для удовлетворения данного требования истца.

 В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход муниципального образования государственная пошлина, недоплаченная истцом при подаче искового заявления по двум требованиям.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО2 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры удовлетворить частично.

 Признать право на присвоение звания «Ветеран труда» ФИО2.

 В удовлетворении остальной части иска отказать.

 Взыскать Департамента социального развития ХМАО-Югры в доход муниципального образования г.Ханты-Мансийска государственную пошлину в размере <данные изъяты>

 Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

 Судья Ханты-Мансийского

 районного суда А.А. Литвинова