УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.
при помощнике ФИО1,
с участием административного истца ФИО2, его представителя по устному ходатайству ФИО3, представителя административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ФИО4, действующего на основании доверенности от 10.09.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, о признании незаконным отказа в предоставлении налоговой льготы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Ханты-Мансийский районный суд с требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, о признании незаконным отказа в предоставлении налоговой льготы.
Требования мотивированы тем, что истец является непосредственным участником ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Центральной комиссией Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска ему выдано соответствующее удостоверение. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в адрес Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с просьбой освободить от уплаты транспортного налога за принадлежащее ему транспортное средство Рено Дастер в связи с тем, что признан в установленном порядке непосредственным участником ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, но ему было отказано на основании того, что закон ХМАО – Югры от 14.11.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» содержит исчерпывающий перечень категорий лиц, которые могут быть освобождены от уплаты налога, и к которым граждане из подразделений особого риска не относятся. С отказом истец не согласен, так как Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 2123-1 действие закона РСФСР от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» распространено на граждан из подразделений особого риска, в связи с чем отказ в предоставлении льготы истцу по транспортному налогу нарушает его права и законные интересы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ФНС России по ХМАО – Югре.
Представитель Управления ФНС России по ХМАО – Югре, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО3 административные исковые требования поддержали в полном объеме. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №1 по ХМАО-Югре ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, представив письменные возражения. Просил в удовлетворении требований отказать.
Заслушав стороны, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 1 ст. 357 НК Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 документирован бессрочным удостоверением серии <данные изъяты>№, выданным Центральной комиссией Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделения особого риска.
Согласно соответствующей записи в указанном удостоверении, предъявитель имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска, поименованных в подп. «в» п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с заявлением предоставлении ему права на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога на транспортное средство - автомобиль <данные изъяты>
Ответом начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ.№ истцу разъяснено, что положениями статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» предоставление льготы по транспортному налогу предусмотрено категориям граждан, указанным в статье 4 данного Закона, к которым административный истец не относится, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления льготы по уплате транспортного налога.
Письмом Управления ФНС России по ХМАО – Югре от ДД.ММ.ГГГГ. истцу также разъяснены положения статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и отсутствие у истца права на получение налоговой льготы по указанному основанию, и предложено обратиться с заявлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу иному основанию, то есть как лицу, достигшему возраста 60 лет, и имеющему в собственности легковой автомобиль мощностью до 200 лошадиных сил.
Административный истец вновь обратился с заявлением к ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. по форме <данные изъяты>, указав основание для предоставления налоговой льготы как участника действий подразделений особого риска.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. истцу вновь было отказано в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу со ссылкой на положения статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и отсутствие у истца права на получение налоговой льготы по указанному основанию.
В силу ст. 14 НК Российской Федерации транспортный налог относится к числу региональных налогов.
Согласно положениям статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры закреплен в ст. 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», согласно пп.1 п.3 ст. 4 которого от уплаты транспортного налога освобождаются категории граждан, отнесенные статьей 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.
Согласно п. 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие указанного закона распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных настоящим Постановлением.
При этом, в соответствии с подп. «в» п. 1 Постановления ВС Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 к гражданам из подразделений особого риска относятся лица из числа военнослужащих и вольнонаемного состава Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, являющиеся непосредственными участниками ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах.
Меры социальной поддержки, установленные рядом положений Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», перечислены в абз. 3 п. 2 Постановления ВС Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1.
До ДД.ММ.ГГГГ названной выше категории граждан гарантировалось закрепленное в п. 10 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Действующим законодательством такое право обозначенной выше категории граждан не предоставлено, поскольку в соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, данный закон с 01.01.2005 не регулирует вопрос о льготах по уплате налогов и сборов.
Кроме того, согласно п.2 Постановления ВС Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 лицам, указанным в подпунктах "а" - "г" пункта 1 настоящего Постановления, не имеющим инвалидности, гарантируются меры социальной поддержки, установленные пунктами 1 - 14 части первой статьи 14, статьей 24, пунктом 2 части третьей статьи 27.1, частью первой статьи 30 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также частями первой и второй статьи 39 этого Закона в части компенсаций, предусмотренных для инвалидов III группы.
При этом в указанном п.2 Постановления ВС Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 перечне льготы по транспортному налогу отсутствуют.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что законом субъекта Российской Федерации граждане из подразделений особого риска Российской Федерации, не отнесены к числу лиц, освобождаемым от уплаты транспортного налога, у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре отсутствовали основания для предоставления ФИО2 льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога на автомобиль <данные изъяты>
Кроме того, административному истцу налоговым органом в письме от ДД.ММ.ГГГГ. №@ разъяснено право на предоставление налоговой льготы на ином основании, так как положениями части 2 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.12.2002 № 62-оз «О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» предусмотрено право на получение льготы по транспортному налогу в виде освобождения от уплаты налога за автомобили легковые с мощностью двигателя до 200 лошадиных сил включительно, мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя до 35 лошадиных сил включительно, снегоходы и мотосани с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил включительно, моторные лодки с мощностью двигателя до 50 лошадиных сил включительно в размере 50 процентов от суммы налога для мужчин, достигших возраста 60 лет, и женщин, достигших возраста 55 лет, для реализации которой необходимо предоставить в налоговый орган заявление по форме, установленной Приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@ «Об утверждении формы заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата предоставления заявления о предоставлении налоговой льготы в электронной форме».
При таких обстоятельствах, оценив имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что административным ответчиком законно и обосновано отказано истцу в предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, Управлению Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, о признании незаконным отказа в предоставлении налоговой льготы – отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда В.В. Черкашин
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.