НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 09.06.2020 № 12-575/20

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

09 июня 2020 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи - Сосновской О.А.,

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности - Котельниковой Г.Н.,

защитника - адвоката ФИО4,

представителя Счетной палаты <адрес>ФИО3, действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Котельниковой Г.Н. и защитника ФИО4 на постановление мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо - <данные изъяты> Котельникова Галина Новомировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.7 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>) Котельникова Г.Н. привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.7 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Котельникова Г.Н. и ее защитник ФИО4 обратились в суд с жалобой об отмене постановления в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, мотивировав доводы жалобы тем, что совершённое Котельниковой Г.Н. правонарушение не оспаривается, правонарушение Котельниковой Г.Н. совершено по неосторожности; бухгалтерского образования Котельникова Г.Н. не имеет, в штате организации бухгалтера нет; бухгалтерский учет ведет в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ ведет <данные изъяты>; Котельникова Г.Н. доверяла лицу, ведущему бухгалтерский учет и не убедилась в постановки на учет бюджетных обязательств, в результате было допущено искажение учетных данных по кредиту; указав, что действиями Котельниковой Г.Н. не причинён имущественный ущерб ни одной из сторон, Котельникова Г.Н. имеет большой стаж работы, характеризуется положительно, ранее к административной ответственности не привлекалась, правонарушение не причинило материальный вред, не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло за собой нарушения прав и законных интересов граждан, общества и государства, существенных негативных последствий не наступило, в связи с чем, считают возможным признать правонарушение малозначительным, с объявлением Котельниковой Г.Н. устного замечания.

Котельникова Г.Н. в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме, указав, что не имеет бухгалтерского образования, в штате нет бухгалтера, бухгалтерский учет ведется бухгалтерией <данные изъяты>, именно бухгалтером <данные изъяты> и допущены нарушения; на малозначительность совершенного правонарушения, просила постановление отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности совершенного правонарушения, с объявлением устного замечания.

Защитник - адвокат ФИО4 доводы и обоснование жалобы поддержал в полном объеме, указав, что вредных последствий не наступило, просил постановление отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности совершенного правонарушения, с объявлением Котельниковой Г.Н. устного замечания.

Представитель Счетной палаты <адрес>ФИО3 с жалобой не согласилась, просила оставить постановление мирового судьи без изменения, так как вина Котельниковой Г.Н. установлена и доказана.

Суд, выслушав стороны, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Котельникова Г.Н. привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.7 КоАП РФ за то, что, являясь должностным лицом - <данные изъяты> и осуществляя свои обязанности по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ст.264.1 БК РФ, ст.ст.1, 9 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.п.3, 4 318-320 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 №157н, п.п.139, 140 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утверждённой приказом Министерства финансов РФ от 06.12.2010 №162н, допустило нарушение установленных сроков постановки на учет бюджетных обязательств, в связи с чем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ было допущено искажение учетных данных по кредиту счета 150211000 «Принятые обязательства» на <данные изъяты> рублей.

Административная ответственность по ч.3 ст.15.15.7 КоАП РФ предусмотрена за нарушение более чем на десять рабочих дней получателем бюджетных средств установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 6 Бюджетного Кодекса РФ бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств.

Согласно ч.2 ст.219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. Требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, обязательны для всех работников экономического субъекта.

Порядок учета бюджетных обязательств казенным учреждением установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 №157н (пункты 314, 318-320) (далее - Инструкция №157н), и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 06.12.2010 №162н (пункты 128-149) (далее - Инструкция №162н), статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Учет бюджетных обязательств осуществляется на счетах аналитического учета раздела «Санкционирование расходов экономического субъекта».

Инструкциями №157н, №162н установлено, что учет принятых обязательств ведется на счете 502.11 «Принятые обязательства».

По кредиту счета 502.11 «Принятые обязательства» отражаются суммы бюджетных обязательств, принятых получателем бюджетных средств в пределах утвержденных ему на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств, а также суммы внесенных изменений в объем принятых бюджетных обязательств, в корреспонденции с дебетом счета 501.13 «Лимиты бюджетных обязательств получателя бюджетных средств», т.е. Дт 501.13 Кт 502.11.

По дебету счета учреждением отражаются суммы денежных обязательств, принятых получателем бюджетных средств в пределах утвержденных ему на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств, а также суммы внесенных изменений в объем принятых бюджетных обязательств, в корреспонденции с кредитом счета 502.12 «Принятые денежные обязательства», т.е. Дт 502.11 Кт502.12.

Пунктом 11 Инструкции №157н установлено, что систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется субъектом учета в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным органом, осуществляющим согласно законодательству Российской Федерации регулирование бухгалтерского учета.

Согласно п.314 Инструкции №157н учет операций с бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств, утвержденными сметными (плановыми, прогнозными) назначениями, и обязательствами осуществляется в Журнале по прочим операциям на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (в части обязательств - учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 №162н.

В соответствии с п.п.139, 140 Раздела 5 «Санкционирование расходов бюджета» Инструкции №162н, учет бюджетных обязательств получателя бюджетных средств ведется в разрезе следующих счетов: 050200000 «Обязательства», 050210000 «Обязательства на текущий финансовый год». Счет 050200000 «Обязательства» предназначен для учета показателей принятых (принимаемых, отложенных) учреждениями обязательств соответствующего финансового года (в том числе за пределами планового периода) и внесенных изменений в показатели принятых (принимаемых) учреждением обязательств. Учет принятых учреждением обязательств на текущий год ведется на счете 050211000 «Принятые бюджетные обязательства на текущий счет».

Следовательно, получатель бюджетных средств обязан вести учет бюджетных обязательств в соответствии с пунктами 11, 314, 318-320 Инструкции №157н и пунктами 139, 140 Инструкции №162н, с отражением в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов в момент совершения операции на соответствующих счетах учета в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета, к которым относится Главная книга ф.0504072.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой <адрес> установлено, что в <данные изъяты> в Главной книге за ДД.ММ.ГГГГ, кредитовый оборот по счёту 502.11 «Принятые обязательства» отсутствует, это означает, что по бухгалтерскому учету данные обязательства не велись.

Вместе с тем, в отчете о принятых бюджетных обязательств (ф.0503128) по графе 7 сумма принятых обязательств составила <данные изъяты>.

Таким образом, <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ допущено нарушение порядка учета данных по счету 150211000 «Принятые обязательства» по причине не отражения в бюджетном учете бюджетных обязательств на сумму <данные изъяты>.

В соответствии с договорами об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета от ДД.ММ.ГГГГ и на бухгалтерское обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ, бухгалтерское обслуживание <данные изъяты> осуществляет <данные изъяты>.

Пунктом 1 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н установлено, что получатели бюджетных средств составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по формам, установленным Инструкцией №191н (далее - Инструкция №191н).

Согласно п.11.1 Инструкции №191н для получателя бюджетных средств в состав бюджетной отчетности включается в том числе «Отчет о принятых бюджетных обязательствах (ф.0503128)».

Согласно п.7 Инструкции №191н бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п.70, 71 Инструкции №191н при формировании раздела «Бюджетные обязательства по расходам» получателем бюджетных средств отражаются показатели объема принятых бюджетных обязательств на основании данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 150211000 «Принятые обязательства на текущий финансовый год».

Согласно с.1 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Согласно ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Реализация вышеприведенных требований Инструкции является обязательной для получателя бюджетных средств при формировании бюджетной отчетности (обеспечении формирования бюджетной отчётности) и представлении бюджетной отчетности соответствующему распорядителю бюджетных средств.

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.8 ст.7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета: объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Котельникова Г.Н. принята на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. Устава <данные изъяты><данные изъяты> является казенным Учреждением (далее - Устав).

Согласно п. Устава главным распорядителем бюджетных средств <данные изъяты> является <данные изъяты>, соответственно <данные изъяты> является получателем бюджетных средств.

Пунктом Устава установлено, что единоличным исполнительным органом <данные изъяты> является <данные изъяты>, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.

Согласно п. Устава <данные изъяты> распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования в пределах своих полномочий.

Таким образом, ответственным должностным лицом, допустившим правонарушение, является <данные изъяты> (далее - <данные изъяты>) Котельникова Г.Н.

Виновность Котельниковой Г.Н. подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом Счетной палаты <адрес> о проведении контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; приказом Счетной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о перечне лиц, уполномоченных составлять протоколы; отчетом о бюджетных обязательств на ДД.ММ.ГГГГ; Главной книгой <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ; журналом операций по санкционированию за ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о приеме Котельниковой Г.Н. на работу; копиями договоров об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета от ДД.ММ.ГГГГ и на бухгалтерское обслуживание от ДД.ММ.ГГГГ (с дополнительным соглашением); Уставом <данные изъяты>.

Доводы жалобы суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку противоречат материалам дела и основаны на неверном толковании законодательства.

Приведенные Котельниковой Г.Н. и ее защитником доводы о малозначительности совершенного правонарушения и применения наказания в виде объявления устного замечания не могут служить основанием к отмене обжалуемого постановления.

Оценив представленные по делу доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, мировой судья обоснованно сделал вывод о невозможности применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное Котельниковой Г.Н. правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо опасных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Такие обстоятельства, как совершение правонарушения впервые, положительная характеристика с места работы, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность. Они в силу ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

В силу вышеизложенного, суд пришел к выводу, что мировой судья всесторонне, полно и объективно исследовал все обстоятельства дела и правильно пришел к выводу о виновности Котельниковой Г.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.7 КоАП РФ.

Наказание Котельниковой Г.Н. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, оснований для его снижения не имеется.

Постановление мирового судьи соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо - <данные изъяты> Котельникова Галина Новомировна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.7 КоАП РФ к штрафу в размере <данные изъяты> рублей, - оставить без изменения, жалобу Котельниковой Г.Н. и защитника ФИО4 - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу с даты его вынесения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская