УИД: 86RS0001-01-2023-000534-92
Дело № 2-1126/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2023 года г. Ханты-Мансийск
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Колесниковой Т.В.,
при секретаре ФИО2,
с участием помощника Ханты-Мансийского межрайонного прокурора ФИО12
истца ФИО1, его представителя ФИО5, представителей ответчика ФИО6, ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к акционерному обществу «Северречфлот» об истребовании трудовой книжки, признании незаконным приказа об увольнении, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, признании незаконными приказа о предоставлении отпуска работнику на один календарный день, приказов о непремировании за сентябрь и октябрь месяц 2022 года, приказов о приеме на работу и переводе работника в части размера окладов, признании заключенным трудового договора на условиях оклада в размере 20 322 рубля в месяц, взыскании задолженности по заработной плате, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к АО «Северречфлот» о взыскании оплаты вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения суда из расчета среднего заработка в размере 2 800 рублей в день, взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей, истребовании у ответчика трудовой книжки. Исковые требования мотивированы тем, что истец работал у ответчика в должности капитана-механика судна с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление об увольнении по окончании навигации. За период трудовых отношений ему было начислено и выплачено 244 607 рублей 68 копеек и удержано 31 799 рублей. Среднедневной заработок составил 2 800 рублей. С расчетом заработной платы истец был не согласен, обратился к ответчику за разъяснениями, однако ответа не получил. Истец указал, что в письменной форме трудовой договор с ним не был оформлен. Тот трудовой договор, который имеется в распоряжении работодателя, подписан не им, а иным лицом. ДД.ММ.ГГГГ истец повторно подал заявление об увольнении по собственному желанию по СМС-сообщению. В этой связи работодатель обязан был выдать трудовую книжку не позднее ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика объяснительную по поводу поломки судна т/х «Ляд Айваседо». На дату прекращения трудовых отношений полный расчет с истцом не произведен. Фактическая продолжительность работы превышала время, указанное в табелях учета рабочего времени.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца изменил исковые требования, просил признать незаконным приказ об увольнении №-л от ДД.ММ.ГГГГ, восстановить в должности сменного капитана – сменного механика с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения суда из расчета среднедневного заработка в размере 4 451 рубль 63 копейки, взыскать задолженность по заработной плате в размере 313 523 рубля 82 копейки, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей. От первоначально заявленных требований не отказался. Дополнительно пояснил, что истец прибыл в <адрес> на работу ДД.ММ.ГГГГ. 22 июня он не работал, так как теплоход «Ляд Айваседо» находился на ремонте. Для целей работы истцу указали на необходимость однодневной работы на судне РТ-659. С ДД.ММ.ГГГГ истец был трудоустроен на судно РТ-659 на должность сменного капитана – сменного механика. 24 июня был переведен на должность стажера сменного капитана – сменного механика на теплоход «Ляд Айваседо». За ДД.ММ.ГГГГ оплату истец не получил, поскольку работодатель предоставил один день неоплачиваемого отпуска. Однако заявление на такой отпуск истец не подавал. Кроме того, истец не согласен с датой прекращения трудового договора. Полагает, что трудовой договор должен быть прекращен после отпуска, в то время как на дату увольнения остались не использованные дни отпуска, компенсацию которых оплатил ответчик. Трудовой договор не мог быть прекращен ранее окончания межнавигационного отпуска, то есть не ранее июня 2023 года. Последним рабочим днем являлся ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ начался межнавигационный отпуск, график очередности оплачиваемых отпусков с истцом не согласовывался. С приказом о прекращении трудового договора истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ответчик незаконно принял истца на должность стажера, снизив ему заработную плату. Экипаж судна «Ляд Айваседо» был не укомплектован, ввиду этого истец считает, что ему должна быть оплачена работа второго или старшего помощника капитана – механика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по окладу в размере 10 272 рубля. Также имеется задолженность по заработной плате, поскольку в табелях укчета рабочего времени фактическое время работы отражено неверно. Время работы всегда превышало 12 часов, и составляло в среднем 15 часов. Данное обстоятельство подтверждается вахтенным журналом. В письменном заявлении приведен расчет требуемой суммы. Кроме того, представитель истца указал, что ответчиком незаконно из заработной платы произведено удержание денежных средств за проживание в общей сумме 520 рублей.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец вновь изменил исковые требования, просил признать приказ об увольнении №-л от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановить его в должности сменного капитана – сменного механика с ДД.ММ.ГГГГ с начислением надбавки в размере 10 % к заработной пате с ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным приказ №/п от ДД.ММ.ГГГГ о непремировании, приказ №/П от ДД.ММ.ГГГГ о непремировании, признать незаконными приказ о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о переводе работника на должность стажера капитана-механика от ДД.ММ.ГГГГ и приказ о переводе работника на должность сменного капитана – сменного механика от ДД.ММ.ГГГГ в части размера окладов, просил признать трудовой договор с истцом заключенным с ДД.ММ.ГГГГ на условиях сменного капитана – сменного механика по ставке не менее 20 322 рубля в месяц, взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 313 523 рубля 82 копейки, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей. Дополнительно указал, что с локальными нормативными актами работодателя он не был ознакомлен. Приказы о непремировании носят характер наказания, вынесены незаконно. Дополнительное соглашение № к трудовому договору не подписано работником, как и сам трудовой договор. Исходя из расписания движения судна, утвержденного генеральным директором АО «Северречфлот», рабочее время составляло более 12 часов.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения, в которых указала, что на основании заявления истца он принят на должность сменного капитана, сменного механика т/х РТ-659 с ДД.ММ.ГГГГ. По условиям заключенного между сторонами трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№/пл работа для истца в должности сменного капитана, сменного механика т/х РТ-659 является основной. Факт приема истца на работу подтверждается приказом о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ№-Л. Согласно условий трудового договора истцу установлен должностной оклад в размере 9 202 рубля, районный коэффициент к заработной плате 70%, северная набавка в размере 50% заработной платы (п. 4.1.). Также за вредные условия труда истцу установлена доплата в размере 4% (п. 5.3.2.). В соответствии с п. 5.4. трудового договора истцу установлен на навигационный период помесячный суммированный учёт рабочего времени по установленному графику. Учетный период год. Лицо, ответственное за оформление трудовых отношений с истцом, прекратила трудовые отношения задолго до подачи искового заявления, поэтому об обстоятельствах заключения с истцом трудового договора представитель ответчика не пояснила, однако указала, что факт наличия либо отсутствия подписи истца в трудовом договоре сам по себе не влияет на предмет спора. И при условии отсутствия надлежаще оформленного трудового договора, имеются фактически сложившиеся между сторонами трудовые отношения. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен отпуск без оплаты в соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ продолжительностью 1 календарный день. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-Л истец переведен на должность стажера капитана-механика т/х «Ляд Айваседо». Судно т/х «Ляд Айваседо», идентификационный номер ОИ-53-58, тип – пассажирский водометный катер, проект №КС-162, относится к скоростным пассажирским судам. Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, в качестве одного из требований к образованию и стажу плавания членов экипажей скоростных судов предусмотрена обязательная стажировка на скоростном судне не менее месяца. Согласно справке о стаже плавания истца при выполнении судовой роли стажер капитана-механика т/х «Ляд Айваседо» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, личного заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№Д-Л истец переведен на должность сменного капитана-сменного механика т/х «Ляд Айваседо» с установлением тарифной ставки (оклада) 10 106 рублей. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с просьбой предоставления основного оплачиваемого отпуска, межнавигационного отпуска и отгулов с последующим увольнением его по собственному желанию. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№А-О истцу представлено дополнительное время отдыха на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (12 календарных дней). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№А-О истцу предоставлен межнавигационный отпуск на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 календарных дней). Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-О истцу представлен основной оплачиваемый отпуск на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (23 календарных дня). Фактически ответчиком предоставлен истцу отпуск с последующим увольнением, что соотносится с его волеизъявлением. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-Л трудовые отношения с истцом прекращены. Правом на отзыв своего заявления истец не воспользовался. Информация об увольнении внесена в трудовую книжку истца (запись от ДД.ММ.ГГГГ№). Ответчиком в адрес истца направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№. Факт получения указанного уведомления подтверждается копиями почтового конверта. Истец в адрес ответчика сведения о порядке направления трудовой книжки не представил. В соответствии с требованиями законодательства для работников плавсостава введен суммированный учет рабочего времени. Режим труда и отдыха, продолжительность рабочего времени для членов экипажей судов, особенности организации труда и отдыха плавающего состава – членов экипажей скоростных судов, а также а также оплата труда работников плавсостава осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка - приложение № и Положением об оплате труда и премировании работников - приложение № к Коллективному договору на 2021 – 2024 годы от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован Управлением экономического развития и инвестиций Администрации <адрес>ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 32 Положения, порядок учета рабочего времени работников плавсостава в период навигации устанавливается работодателем. Согласно п. 4.20 Коллективного договора на 2021 – 2024 годы учет рабочего времени плавающего состава в период навигации осуществляется на основании табеля учета рабочего времени и дней отдыха (п. 4.21 Правил внутреннего трудового распорядка). Табели учета рабочего времени предоставляются руководителями структурных подразделений (в навигационный период командиром судна) в планово-экономический отдел не позднее 2-го числа каждого месяца (п. 3.5 Положения об оплате труда и премировании работников). Табели учета рабочего времени заполняют и подписывают руководители структурных подразделений (в навигационный период командир судна) (п. 3.6. Положения об оплате труда и премировании работников). В соответствии с п. 4 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, на каждом судне ведется судовой журнал. В судовой журнал должны вноситься сведения, касающиеся службы и жизни на судне, в том числе сведения навигационного характера, которые позволяют восстановить маршрут движения судна (п. 5 Правил ведения судового журнала и машинного журнала (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей) на судах внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№). Судовой журнал предназначен для внесения записей иного характера, а не для учета рабочего времени. Не относится судовой журнал и к первичным учетным документам по учету труда. Отражение каких-либо данных по учету рабочего времени плавсостава в судовом журнале не освобождает работодателя от оформления табеля учета рабочего времени в общем порядке. При этом такие данные отраженные в судовом журнале, могут быть основанием для внесения тех или иных записей в табель учета рабочего времени. Начисление заработной платы в соответствующие периоды произведены с учетом следующих условий:
- в соответствии с п. 4.2. Положения об оплате труда и премировании работников установлено, что на период стажировки на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт или скоростных судах в командной должности оплата труда производится на 40 процентов ниже должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием. После окончания стажировки и успешного прохождения квалификационного испытания выплачивается зарезервированная разница до должностного оклада;
- в соответствии с п. 4.5. Положения об оплате труда и премировании работников установлено, что судно, находящееся на ремонте более двух суток, подлежит выводу из эксплуатации, оплата труда в период ремонта (вывода из эксплуатации) производится за восемь часов рабочего времени (диспетчерские распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№);
- в соответствии с п.п. 4.2.8. Правил внутреннего трудового распорядка установлено, что для плавающего состава – членов экипажей скоростных пассажирских судов устанавливается суммированный учет рабочего времени, при этом общая продолжительность рабочего времени каждого работника до 12 часов может допускаться в отдельные дни. Кроме того, истец неверно производит расчет среднего заработка, поскольку из начисленной заработной платы необходимо вычесть премию к празднику за счет прибыли в размере 1 149 рублей (июнь 2022), отпускные в размере 45 643 рубля 50 копеек (ноябрь-декабрь 2022), компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 7 938 рублей (декабрь 2022). Итого, сумма заработка составит 189 877 рублей 18 копеек.
В дополнениях к возражениям представитель ответчика дополнительно указала, что заявление об увольнении написано ФИО1 добровольно, процедура увольнения соблюдена. Для истца с учетом специфики его работы ответчиком велся суммированный учет рабочего времени в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников. При суммированном учете рабочего времени переработка является сверхурочной, только в том случае, если она имеет место по итогам учетного периода. За работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени, работодателем предоставляются другие дни отдыха (отгулы). Судовой журнал не является документом, предназначенным для учета рабочего времени плавсостава. За период навигации 2022 года рабочее время согласно судового журнала составило 604,5 часов, тогда как фактически оплаченное рабочее время согласно табеля учета рабочего времени – 672 ч. При изложенных выше обстоятельствах и представленных доказательствах ответчик считает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности по заработной плате за работу сверх установленной продолжительности, поскольку доказательств, объективно подтверждающих время переработки, указанной истцом в его расчетах, не установлено. Факт проживания истца подтверждается соответствующими списками, составляемыми и подписываемыми дежурным администратором, в связи с чем денежные средства за проживание удержаны обоснованно. Помимо прочего, истцу по инициативе ответчика выплачивалась надбавка за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, тогда как в соответствии с действующим законодательством на данную надбавку права у истца не имелось. Положение об оплате труда и премировании работников приложение № к Коллективному договору на 2021 – 2024 годы от ДД.ММ.ГГГГ предусматривает порядок и условия оплаты труда, материального стимулирования и поощрения работников ответчика. П. 7.4. Положения предусмотрена ежемесячная премия. Основанием для ее начисления являются итоги работы ответчика за месяц с учетом показателей, установленных в приложении № к Положению (п. 7.5. Положения). Суммарный размер ежемесячной премии не может превышать 100 % фонда оплаты труда (а для экипажей пассажирского флота не более 75%), включающегося в себя тарифную ставку, оклад (должностной оклад) с учетом доплат и надбавок, ежемесячной премии, северной надбавки и районного коэффициента за текущий месяц (п.п. 7.5.4. Положения). Работодатель, в лице соответствующей Комиссии, вправе принять решение о невыплате полностью либо частично ежемесячной премии работникам при наличии фактов производственных упущений, установленных в приложении № к Положению. Работодателем выявлено допущение экипажем т/х «Ляд Айваседо» производственного упущения, выразившееся в неудовлетворительном содержании судна, снижении оценки его технического состояния (п. 13 приложения № к Положению), что нашло свое отражение в рапортах заместителя генерального директора по ОБС, главного инженера. В последующем, работодателем выявлено допущение экипажем т/х «Ляд Айваседо» производственного упущения, выразившееся в неудовлетворительном содержании судна, снижении оценки его технического состояния (п. 13 приложения № к Положению), что нашло свое отражение в рапортах главного механика, главного инженера. Производственные упущения возникли вследствие ненадлежащего выполнения истцом должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией сменного капитана – сменного механика судна от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с действующей у ответчика системой оплаты труда премирование по итогам работы за месяц не является обязательной гарантированной составляющей частью заработной платы. Выплата работникам премиального вознаграждения является правом, а не обязанностью работодателя. При таких обстоятельствах требования истца о признании незаконными и отмене приказов работодателя о «непремировании» от ДД.ММ.ГГГГ№/п и от ДД.ММ.ГГГГ№/п удовлетворению не подлежат. Показатели и размеры премирования работников плавающего и берегового состава по итогам работы за месяц определены в Положении об оплате труда и премировании работников. Месячное премирование экипажей пассажирского флота в навигационный период зависит от выполнения месячных заданий по перевозке пассажиров и доходам с учетом субсидии и ходового времени, а также выполнения расписания движения судна. В случае невыполнения установленного производственного плана процент премии снижается пропорционально недовыполнения. Из пояснений заместителя генерального директора по экономике и финансам ФИО3 и главного механика ФИО4 следует, что план перевозки пассажиров на дотационных линиях на 1 рейсооборот в навигацию 2022 года и план рейсооборотов в навигацию 2022 годы были доведены до сведения командного состава теплохода «Ляд Айваседо» путем нарочной передачи документов на бумажном носителе капитану-механику ФИО10 Передача документов осуществлена в рамках сложившегося порядка взаимодействия.
Относительно процедуры увольнения представитель ответчика в письменных пояснениях пояснил, что несоблюдение ответчиком процедуры увольнения ввиду не ознакомления работника с приказом об увольнении не свидетельствуют о незаконности увольнения, поскольку данное обстоятельство может повлиять только на срок обращения в суд. В настоящем споре истец однозначно в ходе судебного заседания подтвердил свое волеизъявление на расторжение трудового договора (прекращение трудовых отношений), подтвердил факт написания и направления соответствующего заявления в адрес работодателя.
Кроме того, представитель ответчика пояснила, что ответчик произвел расчет заработной платы истца за ДД.ММ.ГГГГ. Согласно расчету заработная плата составила 1 687 рублей 03 копейки. Средний часовой заработок истца составил 283 рубля 81 копейка. Ответчик сформировал график работы истца (в случае его трудовой деятельности в навигацию 2023 года) исходя из режима работы капитана-сменного механика т/х «Ляд Айваседо». Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ№а-Л сменный капитан-сменный механик т/х «Ляд Айваседо» направлен на судоремонт. Для работников плавающего состава в межнавигационный период устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными днями (суббота и воскресенье, праздничными нерабочими днями) (п. 4.1, 4.4. Правил внутреннего трудового распорядка, приложение № к Коллективному договору на 2021 – 2024 годы от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№/Р «О режиме рабочего времени работников плавающего состава АО «Северречфлот» на навигационный период 2023 года» уставлен режим рабочего времени командному составу экипажей скоростных пассажирских судов в соответствии с утверждённым расписанием движения теплоходов на пассажирских маршрутах (расписание движения теплоходов на пассажирском маршруте Самбург-Уренгой-Самбург утверждён ДД.ММ.ГГГГ, маршрут обслуживается с ДД.ММ.ГГГГ). На основании диспетчерского распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ судно «Ляд Айваседо» поставлено на вооружение в период с 04 июня – ДД.ММ.ГГГГ включительно. Время вынужденного прогула необходимо считать по графику. Исходя из представленного графика количество трудо-часов составляет 736 часов.
Дополнительно, ответчик указала, что ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда по результатам рассмотрения представления Тутаевского межрайонного прокурора, апелляционной жалобе ФИО1 на решение Тутаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (2-857/2022) определила решение Тутаевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение. Признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ об увольнении ФИО1 по п.п. «а» п.6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ; восстановить ФИО1 на работе в прежней должности в Муниципальном учреждении «Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебск» с ДД.ММ.ГГГГ, обязав внести соответствующие изменения в трудовую книжку ФИО1; взыскать с Муниципального учреждения «Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебск» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере135 617,50 рублей, компенсацию морального вреда в размере 15 000,00 рублей, судебные расходы за участие в суде апелляционной инстанции 15 000,00 рублей. На текущий момент судебным актом подтвержден период, в котором работник не имел возможности трудиться из-за нарушения своих прав действиями Муниципального учреждения «Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебск». Правовой (трудовой статус) работника подлежит восстановлению. Период, как минимум с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения судебного акта (дальнейшая судьба исполнения решения суда неизвестна) является для истца вынужденным прогулом. Следовательно, двойная оплата одного и того же периода времени приведет к неосновательному обогащению работника за счет работодателя.
В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО5 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика ФИО6, ФИО7 просили отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных отзывах.
Суд, заслушав истца ФИО1, его представителя ФИО5, представителей ответчика ФИО6, ФИО7, заключение помощника прокурора ФИО13., полагавшей исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, представленные суду доказательства в их совокупности приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился с заявлением к генеральному директору АО «Северречфлот» о приеме на работу на должность сменного капитала - сменного механика, что подтверждается заявлением.
Приказом №-Л от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принят на работу на теплоход ТР-659 на должность сменного-капитана – сменного механика на основное место работы с полной занятостью без испытательного срока с ДД.ММ.ГГГГ.
Дата начала работы истцом ФИО1 не оспорена.
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ приказом №ФИО1 предоставлен отпуск без оплаты в соответствии с частью 1 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации на один календарный день ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом №ЗК-000021 от ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведен с должности сменного капитана – сменного механика т/х РТ на должность стажера капитана-механика теплохода «Ляд-Айваседо» с ДД.ММ.ГГГГ с тарифной ставкой (окладом) в размере 6 827 рублей.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ приказом №Д-Л от ДД.ММ.ГГГГФИО1 переведен на должность сменного капитана – сменного механика теплохода «Ляд-Айваседо» с тарифной ставкой (окладом) в размере 10 106 рублей.
Факт работы на теплоходе «Ляд-Айваседо» в должности сменного капитана – сменного механика ФИО1 подтвердил.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 составил заявление о предоставлении отпуска, межнавигационного отпуска и отгула с ДД.ММ.ГГГГ и увольнении по собственному желанию после отпусков.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№А-О ФИО1 предоставлен отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-О ФИО1 предоставлен межнавигационный отпуск в количестве 19 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-О ФИО1 предоставлен основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 23 календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-Л трудовой договор с истцом прекращен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника с ДД.ММ.ГГГГ.
Факт подписания трудового договора №/пл от ДД.ММ.ГГГГ истцом оспорен, судом поставлен под сомнение. Поскольку ответчиком не представлено доказательств подписания трудового договора истцом, а не иным лицом, суд с доводами истца о неподписании им трудового договора соглашается.
Таким образом, судом установлено, что истец состоял с ответчиком в трудовых отношениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без оформления письменного трудового договора.
Истец считает увольнение незаконным в связи с тем, что, по его мнению, работодателем была неправильно определена дата увольнения, неверно рассчитана продолжительность отпусков, в связи с чем у него не имелось возможности отозвать заявление об увольнении.
Суд находит данные доводы истца в части незаконного увольнения обоснованными.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый, второй, третий и пятый статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен по инициативе работника (статья 80 ТК РФ).
Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника (по собственному желанию) определен статьей 80 ТК РФ.
Частью 1 статьи 80 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен данным кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении.
По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении (часть 2 статьи 80 ТК РФ).
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора (часть 4 статьи 80 ТК РФ).
Таким образом, для защиты интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении за работником закреплено право отозвать свое заявление до истечения срока предупреждения об увольнении (если только на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому не может быть отказано в заключении трудового договора).
Как видно из приказов об отпусках и отгулах от ДД.ММ.ГГГГ№А-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О с данными приказами истец ФИО1 не был ознакомлен.
Таким образом, по объективным причинам истец не знал о дате расторжения с ним трудового договора, в связи с чем не мог воспользоваться своим правом отозвать заявление об увольнении.
Данное обстоятельство, не смотря на добровольность написания ФИО1 заявления об увольнении, является существенным нарушением прав истца и основанием для признания приказа о расторжении трудового договора №-Л от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и восстановлении его на работе в прежней должности сменного капитана – сменного механика с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 1 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
В силу части 2 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 № 922.
В соответствии с п. 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 № 922, при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок.
Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период.
Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.
В соответствии с абзацем вторым статьи 329 ГК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (далее - Положение №).
Согласно пункту 7 Положения № для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Таким образом, поскольку ФИО1 был установлен суммированный учет рабочего времени, средний заработок за период вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть исчислен исходя из среднечасового заработка.
Согласно расчету, выполненному представителем ответчика, средний часовой заработок ФИО1 составил 283 рубля 81 копейка. Суд, проверив данный расчет, находит его верным, выполненным в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, путем деления суммы заработка на количество отработанных часов.
Расчет среднего заработка за время вынужденного прогула, представленный истцом, противоречит Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, в связи с чем не может быть принят судом.
Период вынужденного прогула с учетом специфики труда плавсостава определен судом исходя из следующего.
Согласно диспетчерского распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, судно «Ляд-Айваседо» поставлено на вооружение с 01 по ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом АО «Северречфлот» от ДД.ММ.ГГГГ№/Р установлен режим рабочего времени на период 2023 года командному составу экипажей скоростных пассажирских судов в соответствии с утвержденным расписанием движения теплоходов на пассажирских маршрутах.
Расписание движения теплоходов на пассажирском маршруте Самбург – Уренгой – Самбург на навигацию 2023 года утвержден начальником Департамента транспорта, связи и систем жизнеобеспечения администрации <адрес> и генеральным директором АО «Северречфлот». Согласно расписанию маршрут обслуживается с ДД.ММ.ГГГГ.
До начала навигации (в межнавигационный период) сменный капитан-сменный механик т/х «Ляд-Айваседо» приказом от ДД.ММ.ГГГГ№а-Л направлен на судоремонт с сохранением оклада.
Ответчик представил предполагаемый график работы ФИО1 за период вынужденного прогула, применив при его составлении режим работы сменного капитана – сменного механика т/х «Ляд-Айваседо», что является обоснованным.
Общее количество часов работы, выпадающих на период вынужденного прогула, составляет 736 часов.
С учетом изложенного, размер среднего заработка за время вынужденного прогула, оставляет: 283 рубля 81 копейка x 736 = 208 884 рубля 16 копеек.
Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
В исковом заявлении истец просит восстановить его в должности сменного капитана – сменного механика с начислением 10 % надбавки к заработной плате с ДД.ММ.ГГГГ.
Из буквального толкования данного требования следует, что истец полагает наличие у ответчика обязательства по выплате надбавки в размере 10 % за период, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ и до даты восстановления на работе согласно ст. 394 ТК РФ истец вправе требовать взыскания среднего заработка за время вынужденного прогула. В связи с чем в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Истцом заявлено требование об истребовании у ответчика трудовой книжки.
Согласно абз. 4 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
В силу абз. 6 ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, если в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте или направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом.
Согласно п. 37 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утвержденного приказом Минтруда России от 19 мая 2021 года № 320н в случае если в день увольнения работника (прекращения трудового договора) выдать трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от получения трудовой книжки на руки, работодатель направляет работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте. Направление трудовой книжки почтой по указанному работником адресу допускается только с его согласия.
Трудовые отношения с ответчиком прекращены с ДД.ММ.ГГГГ приказом №-л от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено уведомление об увольнении ДД.ММ.ГГГГ (принято почтовым отделением ДД.ММ.ГГГГ). В уведомлении содержалась просьба явиться к работодателю для ознакомления с приказом о расторжении трудового договора, получения трудовой книжки и справок 2-НДФЛ и 182-Н за 2022 год. Также сообщалось в случае невозможности явки по месту нахождения работодателя о необходимости направить в адрес работодателя заявление о направлении трудовой книжки по указанному истцом адресу.
Согласно размещенному на сайте АО «Почта России» отчету об отслеживании почтового отправления 80080679276124, уведомление получено истцом ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.
Однако истец заявление о направлении трудовой книжки по почтовому адресу работодателю не направил, за получением трудовой книжки не явился.
При таких обстоятельствах, работодатель правомерно хранил трудовую книжку ФИО1 и не направил её в адрес истца посредством почтовой связи.
Поскольку действия АО «Северречфлот» по хранению трудовой книжки ФИО1 до получения от него письменного заявления нельзя признать нарушающими права истца, основания для возложения на работодателя обязанности выдать трудовую книжку судебным решением не имеется.
Подлинник трудовой книжки приобщен к материалам гражданского дела.
Истцом заявлены требования о признании незаконными приказов о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, о переводе работника на должность стажера капитана-механика от ДД.ММ.ГГГГ, о переводе работника на должность сменного капитана – сменного механика от ДД.ММ.ГГГГ в части размера окладов, о признании трудового договора с истцом заключенным с ДД.ММ.ГГГГ на условиях сменного капитана – сменного механика по ставке не менее 20 322 рубля в месяц.
Указанные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу абз. 1 ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (абз. 1 ст. 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с Коллективным договором АО «Северречфлот» на 2021 – 2024 годы, согласованным с председателем Профсоюзной организации работников водного транспорта АО «Северречфлот» ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (п. 3.1).
Согласно пунктам 3.2, 3.3 и 3.6 Коллективного договора системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются приложением № к настоящему договору, штатным расписанием, иными локальными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.
Тарифные ставки, оклады ежегодно увеличиваются при наличии средств и финансовой возможности Общества.
Согласно Положению об оплате труда и премировании работников в АО «Северречфлот» от ДД.ММ.ГГГГ для оплаты труда работников применяются тарифные ставки (оклады), установленные с учетом финансовых возможностей Общества и гарантируемые работникам оплату при выполнении установленных норм труда (пункт 3.1 Положения).
Тарифная ставка – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение норм труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работников за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно выписке из штатного расписания от ДД.ММ.ГГГГ т/х «Ляд Айваседо» оклад по должности сменного капитана – сменного механика составляет 10 106 рублей.
Судом установлено, что истец ФИО1 работал в должности сменного капитана – сменного механика теплохода «Ляд Айваседо», в связи с чем работодателем тарифная ставка (оклад) установлен верно, в соответствии со штатным расписанием.
В части доводов истца о незаконном снижении ему заработной платы за период работы стажером, суд исходит из следующего.
Согласно свидетельству о праве собственности на судно ОИ №, теплоход «Ляд Айваседо» является пассажирским водомерным катером и относится к скоростным пассажирским судам.
Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта.
В соответствии с пунктом 76 Положения к квалификационным испытаниям для получения диплома для работы на скоростных судах допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности, с опытом работы на судах внутреннего водного транспорта не менее шести месяцев, после стажировки на скоростном судне не менее месяца.
Согласно пункту 4.3 Положения об оплате труда и премировании работников АО «Северречфлот» от ДД.ММ.ГГГГ, для получения диплома для работы на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт или скоростных судах в соответствии с требованиями «Положения о дипломировании членов экипажа судов внутреннего водного транспорта», утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, допускаются к квалификационным испытаниям судоводители, прошедшие стажировку не менее установленного срока.
На период стажировки на судах мощностью двигателей более 330 кВт или скоростных судах в командной должности оплата труда производится на 40 процентов ниже должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием. По окончании стажировки и успешного прохождения квалификационного испытания выплачивается зарезервированная разница до должностного оклада.
Согласно расчетным листкам ФИО1 зарезервированная разница была начислена истцу.
Вместе с тем, при расчете заработной платы ответчиком была допущена счетная ошибка.
В письменных пояснениях от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика указала на наличие счетной ошибки. Согласно расчету ответчика истцом была недополучена заработная плата за период стажировки в размере 845 рублей 37 копеек. Данную сумму вместе с процентами ответчик перечислил истцу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежным поручением №.
Согласно исковому заявлению истец просит взыскать с ответчика задолженность по заработной плате, указывая в том числе на незаконное предоставление работодателем отпуска без оплаты.
В соответствии с абзацем 1 статьи 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
В материалы дела ответчиком не представлено заявления истца о предоставлении ему отпуска без оплаты ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах приказ АО «Северречфлот» от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении ФИО1 отпуска без оплаты является незаконным.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 должностные обязанности не исполнял.
Вместе с тем, поскольку обязанность предоставить работнику рабочее место возлагается на работодателя, с АО «Северречфлот» в пользу ФИО1 подлежит взысканию задолженность по заработной плате за один день работы ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 687 рублей 03 копейки согласно расчету, представленному ответчиком, который выполнен исходя из нормы часов рабочего времени (8 часов) оклада по должности сменного капитана – сменного механика теплохода РТ-659 (9 202 рубля), с начислением районного коэффициента и доплаты за работу в местности с особыми климатическими условиями, что прав работника не нарушает.
Истцом заявлено требование о признании незаконными приказов №/П от ДД.ММ.ГГГГ и №/П от ДД.ММ.ГГГГ в части неначисления ему ежемесячной премии за сентябрь и октябрь 2022 года.
Данное требование суд находит обоснованным.
Порядок и условия материального стимулирования и поощрения работников ответчика установлены Положением об оплате труда и премировании работников от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 7.4. Положения для работников установлены ежемесячная, навигационная, по результатам инвентаризации, к праздничным (знаменательным) датам и разовая премии.
Премирование осуществляется ежемесячно на основании служебных записок заместителей генерального директора, главного инженера, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений, в которых указываются лица, представляемые к премированию и предлагаемый размер премии.
Итоги работы Общества за месяц оформляются протоколом комиссии по рассмотрению итогов работы и утверждаются приказом генерального директора Общества (пункт 7.5.2 Положения).
Суммарный размер ежемесячной премии не может превышать 100 % фонда оплаты труда (а для экипажей пассажирского флота не более 75%), включающегося в себя тарифную ставку, оклад (должностной оклад) с учетом доплат и надбавок, ежемесячной премии, северной надбавки и районного коэффициента за текущий месяц (п.п. 7.5.4. Положения).
Работодатель, в лице соответствующей Комиссии, вправе принять решение о невыплате полностью либо частично ежемесячной премии работникам при наличии фактов производственных упущений, установленных в приложении № к Положению.
Приказом №/П от ДД.ММ.ГГГГ работодателем принято решение не начислять ежемесячную премию за сентябрь 2022 года ФИО1 за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, приведшее к неудовлетворительному содержанию судна, снижению оценки технического состояния теплохода «Ляд Айваседо».
Приказом №/П от ДД.ММ.ГГГГ работодателем принято решение не начислять ежемесячную премию за октябрь 2022 года ФИО1 за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, приведшее к неудовлетворительному содержанию судна, снижению оценки технического состояния теплохода «Ляд Айваседо».
В материалах дела имеются рапорта главного инженера АО «Северречфлот» ФИО8 за сентябрь и октябрь 2022 года о ненадлежащем исполнении ФИО1 и ФИО10 своих обязанностей: отсутствие должного внимания и контроля за основными параметрами двигателя судна, отсутствие контроля расхода смазочного материала, отсутствие качественной работы по приему – передаче смены, отсутствие должного обслуживания двигателя и механизмов, что привело к повреждению двигательно-рулевого комплекса; имеется рапорт заместителя генерального директора ФИО9 о невыплате истцу премии в размере 100 %.
Между тем, ответчиком не представлено доказательств ознакомления истца с Положением об оплате труда и премировании работников от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем нормы Положения в части, касающейся снижения премиальных выплат, а значит ухудшающей положение работника, не могут быть применены и толковаться не в пользу истца.
Поскольку истцом заявлено требование о взыскании заработной платы, составной частью которой является ежемесячная премия, суд в отсутствие достоверного расчета причитающейся премиальной выплаты полагает возможным удовлетворить требования ФИО1, возложив на АО «Северречфлот» обязанность выплатить ФИО1 ежемесячные премии за сентябрь и октябрь 2022 года.
В остальной части исковые требования о взыскании задолженности по заработной плате удовлетворению не подлежат.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта утверждены Приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (далее - Положение №).
Согласно пункту 7 Положения № для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.
Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье (п. 6 Положения №).
Пунктами 19-25 Положения предусмотрено, что работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.
Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.
Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.
В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.
Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.
Аналогичные положения установлены Правилами внутреннего трудового распорядка АО «Северречфлот» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка АО «Северречфлот» от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 4.21) учет рабочего времени работников плавающего состава в период навигации осуществляется на основании табеля учета рабочего времени и дней отдыха.
Согласно пункту 3.6 Положения об оплате труда и премировании работников АО «Северречфлот» табеля учета рабочего времени заполняют и подписывают руководители структурных подразделений (в навигационный период командир судна).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ опрошенный в качестве свидетеля по ходатайству представителя истца ФИО10 суду показал, что заполнял табеля учета рабочего времени, ставил, в случае если работали вдвоем – 8 часов, если один – 20 часов. Работа продолжалась с пяти утра до 18 часов вечера. В период работы он и ФИО1 обслуживали судно самостоятельно: меняли масло, фильтры. Также свидетель пояснил, что на судне велся судовой журнал, он заполнял его сам согласно данным компьютера. В этом журнале отражено реальное время работы.
За период навигации рабочее время согласно судового журнала составило 604,5 часов; согласно табелям учета рабочего времени работодателем произведена оплата 672 часов работы, что превышает время, указанное в судовом журнале.
Таким образом, часы работы сверх нормы рабочего времени были оплачены истцу.
Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Поскольку истец незаконно уволен ответчиком, в период работы необоснованно лишен премиальных выплат и заработной платы за работу ДД.ММ.ГГГГ, факт причинения морального вреда предполагается.
С учетом установленного судом факта нарушения трудовых прав истца, исходя из фактических обстоятельств дела и с учетом объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, вызванных перенесенными переживаниями, а так же степени вины работодателя, требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в бюджет города Ханты-Мансийска подлежит взысканию государственная пошлина, исходя из размера и характера удовлетворённых требований в сумме 7 106 рублей.
В силу статьи 211 ГПК РФ решение суда о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление ФИО1 (ИНН №) к акционерному обществу «Северречфлот» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ акционерного общества «Северречфлот» от ДД.ММ.ГГГГ№-Л о прекращении трудового договора с ФИО1.
Восстановить ФИО1 на работе в акционерном обществе «Северречфлот» в должности сменного капитана – сменного механика с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с акционерного общества «Северречфлот» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 208 884 рубля 16 копеек.
Признать незаконным приказ акционерного общества «Северречфлот» от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении ФИО1 отпуска без оплаты.
Взыскать с акционерного общества «Северречфлот» в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате за один день работы ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 687 рублей 03 копейки.
Признать незаконными приказы акционерного общества «Северречфлот» №/П от ДД.ММ.ГГГГ и №/П от ДД.ММ.ГГГГ в части неначисления ФИО1 ежемесячной премии за сентябрь и октябрь 2022 года.
Возложить на акционерное общество «Северречфлот» обязанность выплатить ФИО1 ежемесячные премии за сентябрь и октябрь 2022 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «Северречфлот» о взыскании задолженности по заработной плате – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «Северречфлот» о признании приказов о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ№-Л, о переводе работника от ДД.ММ.ГГГГ, о переводе работника от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными в части размера окладов – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «Северречфлот» о признании трудового договора с ФИО1 заключенным ДД.ММ.ГГГГ на условиях оклада сменного капитана – сменного механика по ставке не менее 20 322 рубля в месяц – отказать.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к акционерному обществу «Северречфлот» об истребовании трудовой книжки – отказать.
Взыскать с акционерного общества «Северречфлот» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
Взыскать с акционерного общества «Северречфлот» в бюджет города Ханты-Мансийска государственную пошлину в размере 7 106 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Т.В. Колесникова
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано составом суда 15 августа 2023 г.