НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 01.03.2024 № 2А-915/2024

Дело № 2а-915/2024

УИД 86RS0001-01-2024-000615-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 марта2024 года г.Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Черкашина В.В.,

при секретаре Гальчевской С.А.,

с участием административного ответчика Холматова У.К.,

рассмотрев в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-915/2024 по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре к Холматову Уралу Каримовичуо восстановлении срока обращения в суд и взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре обратилась в суд с требованиями к административному ответчику Холматову Уралу Каримовичу о восстановлении срока обращения в суд и взыскании задолженности по:

пени в размере 312,38 руб., начисленные за период с 02.12.2016 по 10.07.2019 по транспортному налогу за 2015год в размере 1 317,00 руб.;

пени в размере 178,15 руб., начисленные за период с 02.12.2017 по 17.01.2018 по транспортному налогу за 2016год в размере 1 317,00 руб.;

пени в размере 54,85 руб., начисленные за период с 04.12.2018 по 30.01.2019 по транспортному налогу за 2017 год в размере 1 317,00 руб.;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в сумме 26 255,52 руб.;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2019 год в сумме 6 157,36 руб.

Всего на общую сумму 32 958,26 руб.

Административный истец, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания не явился, ходатайств об отложении дела не представил, в связи с чем суд счел возможным приступить к рассмотрению дела в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик Холматов У.К. в судебном заседании иск не признал, предоставил копию определения судебного приказа мирового судьи судебного участка №4 от 27.12.2022 об отмене судебного приказа №2а-542-2804/2021 о 28.07.2021.

Указанная копия определения приобщена к материалам дела.

Выслушав административного ответчика, исследовав и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктами 1,2 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в связи с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированытранспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ).

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2020 год - не позднее 01.12.2021.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

С 01.01.2014 функции централизованной печати и рассылки налоговых документов, в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налога, переданы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (Приказ ФНС России от 15.11.2013 № ММВ-7-1/507@), предметом и основной целью деятельности которого является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов в пределах полномочий, переданных названному учреждению ФНС России.

На основании статьи 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщику заказными письмами направлены налоговые уведомления от 10.07.2017 № 12842488, и от 04.07.2018 № 22645054.

В установленные законодательством сроки налогоплательщик уплату налогов не произвел.

В силу пунктов 1,2 статьи 430 Налогового кодекса РФ плательщики уплачивают страховые взносы:

на обязательное пенсионное страхование в размере, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 29 354,00 руб. за расчетный период 2019 года. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 6 884,00 руб. за расчетный период 2019 года.

Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ).

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса РФ (пункт 1 статьи 432 Налогового кодекса РФ).

С учетом прекращения деятельности налогоплательщиком - 22.11.2019, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год составила 26 255,52 руб. и на обязательное медицинское страхование за 2019 год составила 6 257,36 руб.

В случае прекращения физическим лицом предпринимательской деятельности, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ).

С учетом даты прекращения деятельности налогоплательщиком - 22.11.2019, срок уплаты страховых вносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год - не позднее 09.12.2019.

Налогоплательщик уплату страховых вносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2019 год не произвел.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Налогового кодекса РФ).

Так как в установленный срок уплата транспортного налога, земельного налога и налога на имущество не произведена, на основании статьи 75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ при наличии недоимки у налогоплательщика ему направляется требование об уплате налога, в которомсодержатся сведения о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Налогоплательщику по почте заказными письмами направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (далее - требование об уплате налога):

от 11.07.2019 №25163 о необходимости уплаты пени по транспортному налогу в сумме 829,23 руб., со сроком исполнения - 25.10.2019 (почтовый идентификатор 45092737491476);

от 23.12.2019 №41071 о необходимости уплаты страховых взносов за 2019 год в сумме 32 412,88 руб., со сроком исполнения - 03.02.2020 (направлено письмом).

В установленные сроки требования об уплате налогоплательщиком не исполнены.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

Инспекцией на основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ и статьи 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации направлено заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с налогоплательщика недоимки по налогам и пени.

Мировым судьей судебного участка №4 Ханты-Мансийского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесен судебный приказ о взыскании с Холматова У.К.задолженности по налогам (сборам) от 28.07.2021 № 02а-542-2804/2021.

От налогоплательщика мировому судье поступили возражения относительно исполнения судебного приказа, так в соответствии состатьей 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировым судьей вынесено определение от 27.12.2022 об отмене судебного приказа от 28.07.2021 № 02а-542-2804/2021, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

С настоящим иском Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре обратилась 02.02.2024 года, то есть по истечении шестимесячного срока обращения в суд.

Согласно разъяснениям, данным судам в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истек ли установленный пунктом 2 статьи 48 Кодекса срок для обращения налоговых органов суд.

Исходя из положений части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа спора. Указанная правовая норма носит императивный характер и не предусматривает какого-либо исключения в виде возможности установления срока на обращение в суд иными нормативными актами.

Поскольку на дату обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности налоговый орган утратил право на принудительное взыскание налоговых санкций в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом представлено не было, срок обращения с административным исковым заявлением к ответчику в суд, установленный частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истек, и оснований для удовлетворения административного искового заявления у суда не имеется, срок не подлежит восстановлению и признается судом пропущенным.

Кроме того, согласно части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре является участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 08.02.2007 года №381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления о взыскании налога.

При этом оснований для восстановления срока не имеется, так как истец не указал причины пропуска срока и не представил доказательств, подтверждающих их уважительность.

С учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии необходимой совокупности условий для удовлетворения требований истца в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре к Холматову Уралу Каримовичу о восстановлении срока обращения в суд и взыскании обязательных платежей и санкций, – отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин

Мотивированное решение суда составлено 06марта 2024 года.