НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия)) от 24.02.2021 № 2-МО

Дело № 2-МОН-18/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Мохсоголлох 24 февраля 2021 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Кириллина С.П.,

при секретаре Григорьевой Т.В.,

с участием ответчика Аммосова С.А., его представителя по доверенности Аммосовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Аммосову Степану Алексеевичу о возмещении ущерба причиненного вследствие возникновения лесного пожара,

у с т а н о в и л:

Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) обратилось в суд с иском к Аммосову С.А. о возмещении ущерба причиненного вследствие возникновения лесного пожара.

В обоснование исковых требований указано, что 17 мая 2020 года на территории Хангаласского района, на землях лесного фонда в квартале № 732 выдела № 22 Покровского участкового лесничества, в 75 километрах от города Покровска был обнаружен лесной пожар на площади 0,1 га. Пожар был ликвидирован 17 мая 2020 года в 22 часа 00 минут силами лесопожарных формирований ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Площадь пожара на момент ликвидации составлял 0,5 га лесного фонда, ущерб при этом лесному фонду нанесен не был.

Постановлением № 31/31 о назначении административного наказания от 03 июня 2020 года гражданин Аммосов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека и ему было назначено наказание в виде штрафа в сумме 5 000 рублей, который был им уплачен.

По материалам дела было установлено, что 17 мая 2020 года гражданин Аммосов С.А. находясь на территории Муниципального образования «Тит-Арынский наслег» Хнгаласского района, в Устье р. Б. Кэтэмэ на берегу реки Лена (левый берег) в квартале № 732 выдела № 22 Покровского участкового лесничества развел костер в месте с подсохшей травой, а также под кронами деревьев на площадке не отделенной противопожарной полосой шириной 0,5 метров, в результате чего возник лесной пожар. Тем самым нарушен п.п. «а» п. 8 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 действовавший в момент совершения нарушения.

Статья 53.4 Лесного кодекса РФ устанавливает перечень мероприятий, включаемых в понятие тушения лесного пожара, в том числе: обследование лесного пожара, доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализация лесного пожара, ликвидация лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, предотвращение возобновления лесного пожара.

Лесные участки расположенные в квартале № 732 выдела № 22 Покровского участкового лесничества относятся к землям лесного фонда и находятся в федеральной собственности Российской Федерации.

ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), подведомственным Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) как органу государственной власти Республики Саха (Якутия), которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда за счет средств субвенций выделяемых из федерального бюджета.

Состав затрат включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 года № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ переданных отдельных полномочий РФ в области лесных отношений». К видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации которым переданы полномочия по тушению лесного пожара на землях лесного фонда, в числе прочих относятся: расходы на оплату труда работников учреждений, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда и материальные расходы (ГСМ, продукты питания).

Расходы по лесному пожару № 1А ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» составили: по оплате труда работников в количестве 6 человек, участвовавших в тушении лесного пожара (5 работников лесопожарной службы, 1 водителя) с расходами на налоги и обязательными отчислениями в фонды - 45 727, 47 рублей; расходы на ГСМ для спецтехники и мотосредств использованных при тушении лесного пожара – 3 737,30 рублей; расходы на продукты питания для работников, принимавших участие в тушении лесного пожара- 3 305,72 рубля, итого 52 770, 49 рублей.

На судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явился представитель истца - Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) который о причинах своей неявки не сообщил и не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

Суд, с учетом мнения ответчика и его представителя, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело без участия представителя истца.

В судебном заседании ответчик Аммосов С.А. и его представитель Аммосова Т.С. с исковыми требованиями согласились, и указав, что пожар возник в результате неосторожного обращения ответчика с огнем, с учетом материального и социального положения ответчика просили снизить сумму исковых требований.

Выслушав доводы ответчика и его представителя, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела судом установлено, что 17 мая 2020 года в квартале № 732 выдела № 22 Покровского участкового лесничества, в 75 километрах от г. Покровска Хангаласского района Республики Саха (Якутия) был обнаружен лесной пожар которому был присвоен номер «1А» на площади 0,1 га, который в 22 часа 00 минут был ликвидирован силами лесопожарных формирований ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов». Площадь пожара на момент его ликвидации составлял 0,5 га лесного фонда, ущерб которому в связи с тушением нанесен не был.

Данное постановление вступило в законную силу.

Таким образом, судом на основании исследования представленных документов установлено, что Аммосов С.А. признан виновным в возникновении лесного пожара обнаруженного 17 мая 2020 года в квартале № 173, выдела № 22 Покровского участкового лесничества которому был присвоен номер «1А».

Статьей 99 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что лица виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 77 названного Закона, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в случае деликта. Таким образом, природоохранное законодательство не предусматривает ограничения ответственности по обязательствам в сфере природопользования.

На основании п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом одним из способов возмещения вреда является возмещение убытков (ст. 1082 Гражданского кодекса РФ) под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение этого имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п.2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ).

Статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из п.6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях лесного фонда охраны лесов, мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров.

В силу ч.3 ст. 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с ч.1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

ГБУ РС(Я) «Якутская база авиационной охраны лесов» является специализированным государственным учреждением по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия) подведомственный Министерству экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) которому переданы федеральные полномочия по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда за счет субвенций из федерального бюджета.

Состав затрат, включаемых в расходы на тушение лесных пожаров, порядок их формирования и учета для исполнителей работ разъяснены письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 ноября 2009 года № АС-05-54/7018 «О рекомендациях по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (далее Порядок).

Согласно разделу III вышеуказанного Порядка, к видам расходов, финансируемых за счет субвенций, предоставляемых на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда, в числе прочих относятся расходы на оплату труда работников учреждений, включая налоги и обязательные страховые взносы, начисляемые на оплату труда и материальные расходы (ГСМ и продукты питания).

Из справки о затратах по тушению лесного пожара составленного на основании акта о пожаре от 18 мая 2020 года № 1А следует, что расходы по оплате труда работников в количестве 6 человек, участвовавших в тушении лесного пожара (5 работников лесопожарной службы, 1 водителя) с расходами на налоги и обязательными отчислениями в фонды составило 45 727 рублей 47 копеек, расходы на ГСМ для спецтехники и мотосредств использованных при тушении лесного пожара - 3 737 рублей 30 копеек, расходы на продукты питания для работников принимавших участие в тушении лесного пожара - 3 305 рублей 72 копейки, всего 52 770 рублей 49 копеек.

Данный расчет ответчиком и его представителем в судебном заседании не оспаривался и признавался.

При всех установленных судом данных, проверив расчет суммы ущерба связанного с тушением лесного пожара, суд, признавая их правильными и арифметически верными, а также учитывая наличие преюдициального акта, установившего виновность ответчика в причинении имущественного ущерба в рамках административного производства, приходит к выводу об обоснованности исковых требований.

Вместе с тем, из сведений, характеризующих ответчика следует, что он является курсантом очного отделения Выборгского филиала Санкт Петербургского государственного университета Гражданской авиации, где имеет ежемесячную стипендию в сумме 500 рублей и находится на фактическом иждивении многодетных родителей.

В соответствии с п. 3 ст. 1083 Гражданского кодекса РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

В связи с установленными обстоятельствами, учитывая имущественное положение ответчика и причинение вреда при отсутствии умысла, вследствие неосторожного обращения с огнем, суд, руководствуясь п.3 ст.1083 Гражданского кодекса РФ приходит к выводу об уменьшении исковых требований.

В силу части 2 статьи 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно подп. 4 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы денежных взысканий за нарушение лесного законодательства на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, подлежат взысканию в федеральный бюджет.

С учетом данных обстоятельств и положений ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 680 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) к Аммосову Степану Алексеевичу о возмещении ущерба причиненного вследствие возникновения лесного пожара - удовлетворить частично.

Взыскать с Аммосова Степана Алексеевича в пользу Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) -17 000 (семнадцать тысяч) рублей для последующего перечисления в федеральный бюджет.

В остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с Аммосова Степана Алексеевича в пользу Муниципального района «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) расходы по оплате государственной пошлины в сумме 680 (шестьсот восемьдесят) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в решения окончательной форме.

Судья С.П. Кириллин