НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хабаровского районного суда (Хабаровский край) от 20.09.2016 № 2-3121/2016

Дело № 2-3121/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск «20» сентября 2016 г.

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Акимцова О.Ю.,

при секретаре Ковалёвой А.И.

с участием:

истца: ФИО1

представителя ответчика: Управление образования администрации Хабаровского муниципального района, - ФИО2, представившей доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.;

третье лицо: МКОУ СОШ п. Кукан, - в судебное заседание не явилось;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о взыскании надбавки за выслугу лет, компенсации морального вреда, возложении обязанности производить начисление и выплату надбавки за выслугу лет,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению образования администрации Хабаровского муниципального района <адрес> о взыскании надбавки за выслугу лет, компенсации морального вреда, возложении обязанности производить начисление и выплату надбавки за выслугу лет. Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время работает в МКОУ СОШ <адрес> в должности учителя химии и биологии внешним совместителем.

ДД.ММ.ГГГГ. истцу в МКОУ СОШ <адрес> перестали выплачивать надбавку за выслугу лет. Истец обратилась в бухгалтерию и ей объяснили, что оказывается 12 лет работы совместителем, и выплаты выслуги было ошибкой расчетчика, а сейчас все пришло в норму.

Обратившись в бухгалтерию Управления образования администрации Хабаровского муниципального района о письменном обосновании отказа выплат стажевой надбавки истица ответа не получила.

Просит суд обязать ответчика выплатить надбавку за стаж работы в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., обязать ответчика производить дальнейшие выплаты согласно отработанного времени и ставке совместительства, взыскать судебные расходы, за юридические услуги <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, поскольку надбавка устанавливается по основному месту работы. МКОУ СОШ <адрес> не является основным местом работы для истца, последняя является учителем химии и биологии по внешнему совместительству.

Третье лицо МКОУ СОШ <адрес> в судебное заседание своего представителя в судебное заседание не направило, будучи надлежащим образом уведомлённым о месте и времени судебного разбирательства, мотивированный отзыв суду не представило.

Суд, с учётом мнения истца, представителя ответчика не возражавших по рассмотрению дела в отсутствии третьего лица, находит необходимым рассмотреть настоящее дело в отсутствии последнего, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом.

В силу ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

В развитие указанных положений ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации гарантировано право работника на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а в ст. 22 кодекса установлена обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время ФИО1 работает в МКОУ СОШ <адрес> учителем химии и биологии по внешнему совместительству.

В соответствии со ст. 4.1 Постановления Администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных казённых образовательных учреждений Хабаровского муниципального района и Перечня должностей, профессий работников образовательных учреждений Хабаровского муниципального района, относимых к основному персоналу», надбавка устанавливается по основному месту работы.

Статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации установлен принцип оплаты по труду - заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

При этом исходя из положений ст. ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, представляющая собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, доплат и надбавок стимулирующего характера, разработанными в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и учитывающими единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.

В ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации установлено правило о том, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему кодексу, а также право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Положение о том, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации также закреплено в ч. 4 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Таким образом, приведенными выше нормами Конституции Российской Федерации и федеральных законов гарантировано право работника на получение справедливой заработной платы без каких-либо ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с его деловыми качествами, своевременно и в полном объеме в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, в равном размере по сравнению с другими работниками, которому корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Указанный вывод в полной мере относится и к такому элементу заработной платы как стимулирующие выплаты, включая надбавки стимулирующего характера, определяемые трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, которые не должны противоречить нормам трудового законодательства и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а применительно к государственным и муниципальным учреждениям, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, - должны учитывать единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Вместе с тем, муниципальный нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, - Положение о системе оплаты труда работников муниципальных казенных образовательных Хабаровского муниципального района, предусматривающее выплату стимулирующей надбавки за стаж работы лишь работникам по основному месту работы и основной занимаемой должности и исключающее из перечня получателей указанной надбавки стимулирующего характера лиц, работающих по совместительству, в установленном порядке не соответствующим вышеназванным положениям федеральных законов не признан, является действующим.

В главе 44 Трудового кодекса Российской Федерации установлены особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству.

Согласно ст. 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

При этом каких-либо особенностей по оплате труда лиц, работающих по совместительству, позволяющих исключить выплаты стимулирующего характера при оплате труда таких работников, ни в данной главе Трудового кодекса Российской Федерации, ни в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", ни в единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ, протокол N 12, не содержится.

В вышеуказанных рекомендациях также закреплены принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, в которых указано на обязательность установления в государственных и муниципальных учреждениях систем оплаты труда, в том числе, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера, на обязательность обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что стимулирующие выплаты, в частности выплаты за стаж работы, не относятся к гарантиям и компенсациям, предусмотренным трудовым законодательством, и на них не распространяются требования ст. 287 Трудового кодекса Российской Федерации о предоставлении их лицам, работающим по совместительству, в связи с чем, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 167, 194–199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению образования администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о взыскании надбавки за выслугу лет, компенсации морального вреда, возложении обязанности производить начисление и выплату надбавки за выслугу лет, – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья <данные изъяты> О.Ю. Акимцов

Мотивированное решение изготовлено «20» сентября 2016 года.

<данные изъяты>