НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хабаровского районного суда (Хабаровский край) от 09.03.2022 № 2А-3167/2021

Дело № 2а-452/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 09 марта 2022 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края

в составе единолично судьи Рябцевой Н.Л.

при ведении протокола Герасимовой К.О.

с участием:

представителей административного истца Грибера А.Н., Сурковой М.А.

представителя административного ответчика Кирсановой Т.В.

представителя заинтересованного лица Никончука О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СНТ «Импульс» к администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, обязании поставить на учет имущество как бесхозяйное

УСТАНОВИЛ:

СНТ «Импульс» обратилось в суд с вышеуказанным иском, требования мотивированы следующим. 23 СНТ, в том числе СНТ «Импульс», на протяжении многих лет пользуются электричеством посредством присоединения своих энергопринимающих устройств к линии электропередач 10кв Ф-22 ПС «Корфовская», данная ЛЭП построена в 1990-х годах, имеет протяженность 5600 км. и расположена вдоль трассы на территории, относящейся к Корфовскому городскому поселению. Садоводческие товарищества не являлись заказчиками застройщиками данной линии, деньги в ее строительство не вкладывали. Соответственно, какого-либо проекта они не заказывали, каких либо других документов также не готовили и как следствие, садоводческие товарищества не участвовали в ее приемке, после завершения строительства на свои балансы данную ЛЭП не ставили, в том числе СНТ «Импульс». Данная линия в Росреестре не зарегистрирована, на балансе в какой-либо другой организации не стоит. Обслуживают данную ЛЭП несколько садоводческих товариществ по причине того, что ЛЭП не имеет собственника и в силу того, что через нее они получают электричество. Обслуживанием занимается член садоводческого товарищества «Импульс», которому уже почти 80 лет, в настоящее время этот специалист отказывается ее обслуживать в силу своего возраста. Специалисты от энергетической компании помощь в обслуживании данной линии не оказывают.

Председатель СНТ «Импульс» несколько лет пытался решить вопрос с АО «ДРСК» по принятию данной ЛЭП в свою собственность. В 2020 году он очередной раз обратился в АО «ДРСК» с просьбой принять на баланс данную линию. АО «ДРСК» рассматривает возможность принять данную линию в свою собственность, но для этого требуются правоустанавливающие документы. СНТ «Импульс», как и другие садоводческие товарищества не могут представить документы, подтверждающие предоставление земельного участка под линию ЛЭП, договор о ее строительстве, акт о вводе в эксплуатацию этой линии, каких либо других документов. У садоводческих товариществ таких документов нет, поэтому ни СНТ «Импульс», ни другое общество даже не имеют полномочий решать какие либо вопросы по ее регистрации в Росреестре и по передаче этой линии в чью либо собственность.

Из этого следует, что линия электропередачи 10Кв Ф-22 ПС «Корфовская» является бесхозяйной.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии со ст.14 ч.1 п.4 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На основании данных норм права и в соответствие ФЗ РФ №35, только муниципалитет в лице Корфовского городского поселения и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района имеют полномочия решать вопрос с бесхозяйной линией электропередачи 10Кв Ф-22 ПС «Корфовская».

Председатель СНТ «Импульс» в сентябре 2021 года обратился к главе Корфовского городского поселения (далее также Корфовское ГП) и в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района (далее также КУМИ АХМР) с просьбой поставить на учет линию электропередачи 10Кв Ф-22 ПС «Корфовская», как бесхозяйную, но получил отказ.

Из этого следует вывод, что специалисты муниципалитета отказываются решать вопрос по данному бесхозяйному имуществу.

Административный истец считает, что нет ни одного основания, чтобы СНТ «Импульс» или какое-либо другое общество могли стать собственниками данной ЛЭП.

Обслуживание этой линии не может являться основанием по признанию данной ЛЭП собственностью СНТ «Импульс». Административный истец уточняет, что на балансе эта ЛЭП у него не стоит, и он не владеет этим имуществом. На балансе какого-либо другого садоводческого общества, также эта ЛЭП не стоит.

Кроме того, согласно Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федерального закона "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017 N 217-ФЗ, в собственности у садоводческих товариществ может находиться такое имущество, которое расположено только на территории самого товарищества.

Данная ЛЭП расположена на значительном расстоянии от границы территории СНТ «Импульс». По территории товарищества она не проходит. В отношении других товариществ то же самое, эта линия не проходит по их территориям. По этой причине и согласно данным законам, она не может находиться в собственности СНТ «Импульс», а также в собственности ни одного из садоводческих обществ.

Данная ЛЭП находится на земельном участке, который входит в границы Корфовского городского поселения.

Порядок учета бесхозяйных недвижимых вещей установлен приказом Минэкономразвития от 10.12.2015 №931. "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей ". Согласно п.3 данного приказа, на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Согласно п.5 данного приказа, «принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований».

Таким образом, обязанность по принятию на учет объекта недвижимого имущества лежит на органах муниципального самоуправления. которые в силу закона являются единственными лицами, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Спорная линия электропередачи 10Кв Ф-22 ПС «Корфовская» является недвижимым имуществом, согласно положениям ст.130 ч.1, 133.1 ч.1 ГК РФ, ст.1 ч.10 ГрК РФ, Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-94), письму МЭР РФ от 6 ноября 2009 г. N Д23-3650 «Об отнесении к объектам недвижимости энергетических кабельных линий напряжением 10 кВ и более и об особенностях их кадастрового учета»,

Таким образом, если данное недвижимое имущество фактически не имеет собственника, это может привести к ненадлежащему содержанию и эксплуатации указанных воздушных линий электропередач, а также может повлечь за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, с точки зрения, как безопасности, так и ненадлежащего электроснабжения. Следовательно, данная линия электропередачи 10Kв Ф-22 ПС «Корфовская» в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи и т.п., как единый функциональный комплекс подлежит учету в Росреестре, и впоследствии должна быть зарегистрирована на праве собственности за муниципалитетом.

СНТ «Импульс» считает, что Корфовское городское поселение и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района своими бездействиями в отношении безхозяйного имущества нарушают его права и не законно возлагают на товарищество обязанности по содержанию и обслуживанию ЛЭП, с которыми СНТ «Импульс» не может справиться и по существу не имеет на это право.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд: признать незаконным бездействие со стороны административных ответчиков в отношении бесхозяйного недвижимого имущества — линии электропередачи 10Кв Ф-22 ПС «Корфовская» и обязать Корфовское городское поселение и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района совместно в течение одного месяца, со дня вступления в законную силу решения суда, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением и поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество - линию электропередачи 10Кв Ф-22 ПС «Корфовская», расположенную на территории Корфовского городского поселения Хабаровского района; взыскать с административных ответчиков в пользу СНТ «Импульс» уплаченную государственную пошлину в размере 2000 рублей.

В судебном заседании законный представитель административного истца Грибер А.Н. и представитель по доверенности Суркова М.А. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнили, что по смыслу ст. 133, 133.1 ГК РФ, ст.1 п.11 ГрК РФ линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости. Составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу. ФЗ РФ №217 «О ведении гражданами садоводства..» указывает - какое имущество может являться собственностью СНТ, как оно распределяется среди садоводов-собственников, что происходит, если вдруг это юридическое лицо, к примеру, ликвидируется. Ст.24 и 25. п. 15 ст.54 ФЗ-217 регламентируют, что общее имущество, созданное или приобретенное после принятия закона, принадлежит на праве общей долевой собственности всем собственникам земельных участков, пропорционально их площади, а имущество, которое ранее принадлежало товариществу должно быть передано товариществом всем собственникам не позднее ДД.ММ.ГГГГ, также по долям. Что касается общего имущества, которое находится у товариществ на праве коллективно­-совместной собственности, в настоящее время оно является долевым у всех собственников товарищества. Причем все эти нормы, касаются только того имущества, которое находится на территории товарищества. Таким образом, ЛЭП, расположенная вне территории товариществ, и являющаяся неделимой вещью, не может находиться на праве долевой собственности ни у товариществ, ни тем более у собственников этих товариществ. Регистрация права собственности за собственниками всех товариществ (не самими товариществами, а за собственниками этих товариществ) частей спорной ЛЭП, невозможна. К тому же, в договоре на поставку электроэнергии значатся 9 товариществ, а всего товариществ, кто подключен к этой линии 24 шт., к большей части которых СНТ «Импульс» не имеет вообще никакого отношения.

Относительно ссылок административного ответчика на отсутствие признака бесхозяйственности ЛЭП в связи с тем, что она передана на баланс СНТ, сторона административного ответчика полагала, что администрацией расширительно толкуется понятие нахождения вещи на балансе и пояснила следующее. Как ранее, так и в настоящее время, согласно различным нормам права о бухгалтерском учете и отчетности и о налогообложении, бухгалтерский баланс - это свод информации о стоимости имущества и обязательствах организации, представленный в табличной форме. Бухгалтерский баланс - важнейшая форма бухгалтерской отчетности (форма ), по которой можно судить о финансовом состоянии предприятия, о том, каким имуществом оно обладает и сколько имеет долгов. Имущество (в том числе объекты недвижимости, которые относятся к основным средствам) ставятся на баланс на основании первичных бухгалтерских документов, в которых отражаются сведения об идентификации соответствующих объектов и их стоимости. Таким образом, понятие «стоит на балансе» или «находится на балансе» с точки зрения нормативных актов бухгалтерской и налоговой отчетности, говорит о том, что имущество, которое находится на балансе юридического лица, является его собственностью либо находится у этого юридического лица на праве оперативного управления и т.д. В данном случае, спорная ЛЭП не находится на балансе ни у истца СНТ «Импульс», ни у кого из садоводческих товариществ. Заключение договора на поставку электроэнергии не является доказательством того, что спорная ЛЭП находится у истца на праве собственности. Данный договор регулирует лишь отношения по поставке электроэнергии и отплате за нее. Формулировка «находится на балансе СНТ «Импульс»- говорит лишь о границе раздела ответственности. Обслуживает истец эту линию совместно с несколькими товариществами, лишь потому, что энергетики отказались это делать, хотя, как ранее обслуживали эту линию именно они. Обслуживание истцом и другими товариществами этой линии, также не является доказательством того, что истец является собственником спорной ЛЭП.

В настоящее время энергетиками готовятся документы на опосредованное присоединение всех товариществ, которые значились у СНТ «Импульс» в договоре, как абоненты, готовятся новые договоры на поставку электроэнергии, согласно которым все товарищества, которые ранее значились в договоре с СНТ «Импульс», как абоненты будут опосредованно присоединены к спорной электрической сети. Таким образом, у СНТ Импульс» также будет заключен отдельный договор на поставку электроэнергии. Согласно представленному акту об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ, опосредованно будут присоединены все товарищества, которые ранее значились абонентами в договоре на поставку электроэнергии, заключенному с СНТ «Импульс». Из данного акта, видно, что спорная ЛЭП не находится у СНТ «Импульс» на балансе. Схематично в акте показаны границы балансовой принадлежности, из которых видно, что спорная ЛЭП не находится у какого-либо товарищества на балансе. Граница раздела расположена в точке присоединения каждого товарищества к спорной ЛЭП.

Таким образом, административный истец полагает, что представлены доказательства того, что спорная ЛЭП является бесхозяйным имуществом. При этом, согласно ст. 14 ФЗ РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение) и по организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества является обязанностью в данном случае муниципалитета, так как бесхозяйная ЛЭП расположена на территории муниципалитета.

Представитель административного ответчика администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени его проведения, обязательной явка представителя не признавалась, об отложении дела слушанием не просил, ранее в письменной форме просил провести разбирательство в отсутствие представителя администрации Корфовского ГП, суд с учетом ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика. В письменном отзыве на иск административным ответчиком указано, что линия электропередач 10 Кв Ф-22 ПС «Корфовская» не находится в муниципальной собственности Корфовского городского поселения, в реестре, на балансе или в казне муниципального имущества не значится. В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Сведениями о месторасположении указанной линии электропередач, ее собственниках (владельцах), характеристиках, подключенных к ней абонентах и прочей информацией администрация Корфовского городского поселения не располагает. Данные о том, что указанная линия электропередач либо ее часть (участок) находится на территории Корфовского городского поселения, отсутствуют.

Дополнительно на запрос суда об истребования сведений о месторасположении спорной ЛЭП административным ответчиком указывается, что картографическое описание с координатной привязкой или иная землеустроительная документация о местонахождении линии электропередачи 10 Кв Ф-22 ПС «Корфовская» протяженностью 5,6 км. в администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края отсутствует. Для установления местонахождения линии электропередачи, специалистами администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края был осуществлен комиссионный выезд в ходе которого было обследовано около 2 км. вышеуказанной линии электропередачи и установлено следующее: точкой присоединения является опора расположенная с юго- восточной стороны земельного участка с кадастровым номером Хабаровский край, Хабаровский район, сдт «Березка», уч. 30, в районе 18 км Владивостокского шоссе. Далее опоры линии электропередачи проходит по территории СНТ «Березка» (за границами населённого пункта - п. 18 км.) до земельного участка с кадастровым номером , опоры линии в количестве 4 штук расположены вдоль границы п. 18 км. в северо-восточном направлении до СНТ «Березка». В восточном направлении пересекая федеральную трассу А-370 «Уссури» и переходя на территорию СНТ «Рассвет», и на север по участку с кадастровым (земли общего пользования СНТ «Березка»), через территорию СНТ «Коммунальник», СНТ «Пенсионер» на территорию СНТ «Здоровье». В районе земельного участка с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, СНТ «Здоровье», участок , линия электропередачи пересекает федеральную трассу А-370 «Уссури» переходя на территорию садового некоммерческого товарищества «Энергетик» и уходит вглубь территории товарищества. Дальнейшее обследование линии электропередач на указанных территориях не представляется невозможным так как, доступ в зимнее время на территорию садовых товариществ ограничен, так же установлено, что часть опор линий электропередач располагается в границах земельных участках предоставленных гражданам для ведения садоводства.

На основании изложенного, административным ответчиком указывается, что линия электропередач 10 Кв Ф-22 ПС «Корфовская» проходит исключительно по территориям садовых некоммерческих товариществ, в том числе Березка, Здоровье, Энергетик, Рассвет, Импульс, вне границ населенных пунктов Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Представитель административного ответчика КУМИ АХМР Кирсанова Т.В. в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ председатель СНТ «Импульс» обратился в КУМИ АХМР с заявлением о постановке спорной ЛЭП на учет как бесхозяйного имущества и решении вопроса о дальнейшей передачи данного имущества в собственность АО «ДРСК». ДД.ММ.ГГГГ КУМИ АХМР в своем ответе указал на невозможность принятия в муниципальную собственность спорной ЛЭП.

Действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района нельзя признать незаконными в силу следующего. В соответствии с ФЗ-217 от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе управлять имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества. К имуществу общего пользования садоводческого или дачного некоммерческого объединения относится, в том числе имущество, предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в электроснабжении.

Согласно административному иску 23 СНТ, в том числе СНТ «Импульс», пользуются электричеством посредством присоединения своих энергопринимающих устройств к спорной ЛЭП. Таким образом, спорная ЛЭП служит для транспортировки электроэнергии членам СНТ, при этом данная ЛЭП не осуществляет транспортировку электроэнергии к социально важным объектам либо коммунальной инфраструктуре, в связи с чем не может быть передана в муниципальную собственность. Спорная ЛЭП находится на балансе административного истца, что даже в отсутствие собственника де-юре не свидетельствует о бесхозяйности имущества.

При этом, как следует из ответов Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, представленных административным истцом, АО «ДРСК» рассматривает вопрос о возможности принятия данной линии в собственность при предоставлении правоустанавливающих документов.

Учитывая изложенное, СНТ «Импульс» необходимо осуществить сбор и подготовку документов для передачи спорной ЛЭП АО «ДРСК». Доказательств невозможности подготовить соответствующие документы для передачи спорного имущества АО «ДРСК» административным истцом не представлено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N ).

В связи с изложенным, административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что спорная ЛЭП отвечает признакам бесхозяйной недвижимой вещи.

Более того, постановка на учет бесхозяйной недвижимой вещи осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится (п. 3 ст. 225 ГК РФ). Как указано в административном иске, спорная ЛЭП расположена на территории Корфовского городского поселения, следовательно, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района является ненадлежащим административным ответчиком. Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица АО «ДРСК» Никончук О.В. в судебном заседании указал, что в АО «ДРСК» отсутствует информация о правах на указанное в административном иске электросетевое имущество, отсутствуют какие-либо документы о ее возведении, постройке, принадлежности. Полагал требования административного истца законными и обоснованными, просил удовлетворить заявленные требования.

Выслушав пояснения представителей сторон, заинтересованного лица, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Суд полагает необоснованным доводы административного ответчика администрации Корфовского городского поселения о том, что СНТ «Импульс» не вправе обращаться в суд с данным иском, т.к. наличие бесхозяйных инженерных систем, не переданных на обслуживание в специализированные организации или муниципальную собственность, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по энергоснабжению, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, тем самым затрагиваются интересы как лиц, проживающих в СНТ на постоянной основе либо осуществляющих садоводческую деятельность, так и интересы непосредственно СНТ «Импульс» как юридического лица и хозяйствующего субъекта, осуществляющего управление принадлежащего ему имущества.

В силу пункта 2 статьи227 КАС РФсуд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу положений ст.227 КАС РФнеобходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Такая совокупность необходимых условий в отношении администрации Корфовского городского поселения по данному делу установлена. Судом установлено, что на территории Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> находится воздушная линия электропередач ВЛ-10 Кв Ф-22 ПС «Корфовская», протяженностью 5,6 км., через которую производится электроснабжение ряда СНТ. К ЛЭП присоединены потребители (ряд СНТ) посредством подключения трансформаторных подстанций.

В ходе разбирательства установлено, что техническая документация на спорную ЛЭП отсутствует, вместе с тем, как следует из анализа схемы электроснабжения, пояснений председателя СНТ «Импульс» Грибера и свидетеля Позихайло (председатель СНТ «Рассвет»), соотносящихся с общедоступной картографической информацией ПКК, точкой присоединения является опора расположенная с юго- восточной стороны земельного участка с кадастровым номером Хабаровский край, Хабаровский район, сдт «Березка», уч. 30, в районе 18 км <адрес>. Далее опоры линии электропередачи проходит по территории СНТ «Березка» (за границами населённого пункта - п. 18 км.) до земельного участка с кадастровым номером , опоры линии в количестве 4 штук расположены вдоль границы п. 18 км. в северо-восточном направлении до СНТ «Березка». В восточном направлении пересекая федеральную трассу А-370 «Уссури» и переходя на территорию СНТ «Рассвет», и на север по участку с кадастровым (земли общего пользования СНТ «Березка»), через территорию СНТ «Коммунальник», СНТ «Пенсионер» на территорию СНТ «Здоровье». В районе земельного участка с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>, СНТ «Здоровье», участок , линия электропередачи пересекает федеральную трассу А-370 «Уссури» переходя на территорию садового некоммерческого товарищества «Энергетик». Впоследствии ЛЭП проходит в районе СНТ «Промкомбинат», «Строитель», «Восток», «Геолог», «Дальгипротранс», «Ветеран труда», «Кооператор», «Свинпром», «Импульс», «Связист», «Дальэнергомонтаж», «Сокол».

Все вышеуказанные СНТ расположены между п.18 км. и <адрес>. Согласно разд. 17 прил.3 Закона Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N 208 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ", в Корфовское городское поселение входят: р.<адрес>, п. 24 км, п. 18 км. Вместе с тем, территория Корфовского городского поселения не состоит исключительно из совокупности территорий указанных населенных пунктов (картографическое описание границ Корфовского городского поселения приведено в п.10.1 приложения 1 Закона Хабаровского края от 28.07.2004 N 208 с изм. и доп.), согласно картографическим данным генерального плана Корфовского городского поселения, вышеуказанный массив СНТ, вблизи которых проходит ЛЭП, находится в рамках границ Корфовского городского поселения. Административным ответчиком в нарушение п.11 ст.226 КАС РФ доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем суд полагает установленным, что спорная ЛЭП располагается на территории Корфовского городского поселения.

В соответствии со ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В силу ст.133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК ОГЗ-2014 (СНС 2008), а также ФЗ-384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которым сооружение – это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей (раздел «Введение» ОКОФ).

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

В силу Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ, магистраль воздушной линии представляет собой участок линии от питающей трансформаторной подстанции до концевой опоры.

Кроме того, как ранее разъяснялось пп. пунктам 1.1 - 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. , трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.

С учетом приведенного правового регулирования линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе трансформаторными подстанциями, опорами линий электропередачи, составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу части 1 статьи 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, а принятие мер по постановке указанного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйного - обязанностью административного ответчика.

Согласно информации администрации Хабаровского муниципального района, Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района, спорная ЛЭП не находится в муниципальной собственности. Аналогично, на запросы суда поступила информация уполномоченных органов о том, что ЛЭП не числится в реестрах федерального имущества, имущества Хабаровского края.

Согласно данным ЕГРН, права на сооружение: ЛЭП ВЛ 10кВФ-22 ПС «Корфовская» протяженностью 5,6 км. не зарегистрированы, сведения отсутствуют. Аналогично, сведениями о правах на спорную ЛЭП, равно как и какой-либо технической документацией, не располагает и КГБУ «Хабкрайкадастр».

Согласно статье 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Стороной административного ответчика в судебном заседании высказывалась позиция, согласно которой несмотря на отсутствие зарегистрированных прав на спорную ЛЭП, она не является бесхозяйной, т.к. стоит на балансе административного истца. В материалах дела имеется акт разграничения балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок, питающихся от ПС «Корфовская» 110/25/10 кВ Вл-10 кВ Ф-22 оп. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на балансе ОАО ДРСК находится воздушная линия 10 кВ протяженностью 14000 м, кабельная линия 10кВ протяженностью 220 м., на балансе потребителя СНТ «Импульс» находится трансформаторная подстанция КТПН с 10 трансформаторами суммурной мощностью 1300 кВ с воздушными вводами длиной 80 м., воздушная линия 10 кВ протяженностью 5600 м. точка присоединения-опора ВЛ-10кВ Ф-22 ПС «Корфовская». Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности устанавливается на изоляторах опоры в сторону потребителя (опора и изоляторы принадлежность ОАО ДРСК, провода отпайки-принадлежность потребителя).

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «ДЭК» и СНТ «Импульс» заключен договор энергоснабжения , согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии, оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности), а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую элекроэнергию и оказанные услуги.

Как пояснила свидетель ФИО7, она является председателем СНТ «Рассвет», к спорной высоковольтной ЛЭП подключено более 20 СНТ, все они находятся на территории Корфовского городского поселения. Электроэнергию СНТ «Рассвет» получает через договор, заключенный с СНТ «Импульс», в этом договоре 9 СНТ, когда они оплачивают электроэнергию, то в платежке пишут, что оплата через СНТ «Импульс». У остальных из 20-ти СНТ свои договора с ПАО «ДЭК», они сами оплачивают. Сейчас идет процедура, чтобы все СН вышли из этого общего договора, стороной по которой является СНТ «Импульс», у всех будут свои договоры. ЛЭП протяженная, порядка 6 км., начинается между 18 и 19 км. А-370 и заканчивается на 16 км., петляя по СНТ, она не может находится на балансе какого-то одного СНТ, проходит по территориям ряда СНТ. ЛЭП ничья, когда она стала председателем и стала выяснять вопросы по электричеству, все садоводы, кто длительное время находится в СНТ, не могли пояснить, чья это ЛЭП, по разговорам, ее стоили энергетики для себя.

ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Импульс» в АО «ДРСК» подана заявка на переоформление документов о технологическом присоединении к электросетям. По результатам ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об осуществлении технологического присоединения между АО «ДРСК» и СНТ «Импульс». Согласно ему, энергопринимающие устройства сторон находятся в районе 19 км. <адрес> и края, характеристики присоединения: максимальная мощность 1300 кВт. Совокупная величина номинальной мощности присоединенных к электрической сети трансформаторов 1660 кВА, категория надежности электроснабжения: ДД.ММ.ГГГГ кВт. Точка присоединения: на проходных изоляторах пункта коммерческого учета электроэнергии на оп.186/1а в сторону оп.186/1 ВЛ-10 кВ ПС «Корфовская». источник питания- ПС «Корфовская» ФЛ-10 кВ Ф-22. При этом, имеются опосредовано присоединенные 9 точек: на трасформаторных подстанциях 10 кВ в СНТ «Елочка», СНТ «Березка», СНТ «Верховина, Рассвет», СНТ «Коммунальник. Пенсионер», СНТ «Здоровье», СНТ «Восток, строитель, Промкомбинат, Энергетик», СНТ «Дальгипротранс», СНТ «Кооператор, Ветеран труда», СНТ «Сокол, Электрон, Дальэнергомонтаж». Граница балансовой принадлежности энергопринимающих устройств и граница эксплуатационной ответственности сторон- на проходных изоляторах пункта коммерческого учета электроэнергии, остановленного на оп. 186/1а в сторону оп.186/1 ВЛ10кВ ПС Корфовская. У СНТ «Импульс» на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств находятся технологически соединенные элементы электрической сети: ВЛ-10 кВ Ф-22 ПС Корфовская от оп.186/1а в сторону оп. 186/1, ТП –б/н (Импульс, Связист, Свинпром)1*160 от оп. 186/67. У СНР «Импульс» в эксплуатационной ответственности находятся следующие технологически соединенные элементы сети: ВЛ-10 кВ Ф-22 ПС Корфовская от оп.186/1а в сторону оп. 186/1, ТП –б/н (Импульс, Связист, Свинпром)1*160 от оп. 186/67.

Таким образом, спорная ЛЭП служит для подачи энергоресурса одновременно к нескольким объектам (не только непосредственно СНТ «Импульс»), т.е. не относится к инженерным сетям, являющимися принадлежностью конкретного объекта/здания/имущественного комплекса и т.д.

То обстоятельство, что по условиям схем эксплуатационной ответственности и актов балансовой принадлежности, данный участок электросети отнесен к ответственности административного истца, не свидетельствует об отсутствии у него признаков бесхозяйности (как на то ссылается сторона ответчика), поскольку договор энергоснабжения сам по себе не может являться безусловным подтверждением имущественного права на соответствующие сети и определяет права и обязанности сторон в части поставки и оплаты электрической энергии, а также ответственности по содержанию электросетей, не являясь основанием для возникновения прав на электроэнергетическое имущество.

При этом, не имеют юридического значения доводы органов местного самоуправления о том, что на территории, обслуживаемой спорной ЛЭП, нет социально значимых объектов, в связи с чем разрешение вопросов о постановке ЛЭП на учет как бесхозяйной и принятие ее в собственность нерентабельно. Спорная ЛЭП снабжает электроэнергией ряд СНТ, находящихся в границах Корфовского ГП, в данных СНТ граждане не только осуществляют садоводческую деятельность, но и как, пояснил представитель административного истца, имеются граждане, которые постоянно проживают в жилых домах на территории СНТ, т.е. по сути являются жителями Корфовского городского поселения. В ходе судебного заседания не установлено, что спорная ЛЭП предназначена для нужд только заявителя и затрагивает только его экономические интересы. Согласно ст.14 ч.1 п.4 ФЗ-131 от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электроснабжения населения. Органы местного самоуправления обладают самостоятельной компетенцией по решению вопросов местного значения, и именно органы местного самоуправления осуществляют организационные меры, включая оказание регулирующего, распорядительного контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для решения вопросов местного значения.

Отсутствие экономической заинтересованности и нежелание муниципалитета участвовать в судьбе сооружения, в тои числе нуждающегося в специализированном обслуживании и ремонте, само по себе не может нивелировать обязанность органа местного самоуправления к принятию мер к учету бесхозяйных сетей, их надлежащему обслуживанию, обращению в муниципальную собственность и т.д.

Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение №1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В силу требований пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ и пунктов 4, 5 части 6 статьи 14 ФЗ-261, выявление бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства и организация постановки в установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.

Как следует из согласующихся пояснений представителя административного истца, свидетеля, спорная ЛЭП возведена в 1990-х годах, при этом меры по постановке спорного имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйственного имущества должно принимать Корфовское городское поселение, поскольку указанное имущество расположено в административных границах данного поселения. При этом, отсутствие собственника такого объекта с учетом специфики объекта (высоковольтная ЛЭП) влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по контролю за их техническим состоянием, несовременное проведение профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, а также не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Поскольку данные меры длительное время, в т.ч и после соответствующих обращений административного истца, бездействие Корфовского городского поселения в лице его администрации является незаконным.

В силу части 2 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учетом обстоятельств дела, суд полагает требование о возложении на уполномоченного административного ответчика обязанности устранить нарушение прав путем обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в трехмесячный срок разумным.

В соответствии со ст.111КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Согласно ст.103 КАС РФсудебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Исходя из разъяснений, изложенных в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья40 ГПК РФ, статья41 КАС РФ, статья46 АПК РФ). Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке. Вместе с тем, т.к. установлено незаконное бездействие одного из административных ответчиков, судебные расходы должны быть взысканы с администрации Корфовского городского поселения. Поскольку административным истцом уплачена государственная пошлина в установленных ст. 333.19 НК РФ порядке и размере 2000 руб., данные расходы должны быть ей возмещены.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск СНТ «Импульс» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в лице администрации Корфовского городского поселения, по непринятию мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: ВЛ-10 Кв Ф-22 ПС «Корфовская» от оп. 186/1А в сторону оп.186/1, протяженностью 5,6 км., расположенного на территории Корфовского городского поселения.

Возложить на администрацию Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества ВЛ-10 Кв Ф-22 ПС «Корфовская» от оп. 186/1А в сторону оп.186/1, протяженностью 5,6 км., расположенного на территории Корфовского городского поселения, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Корфовского городского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края в пользу СНТ «Импульс» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Рябцева Н.Л.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.