НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 30.11.2017 № 3А-164/17

Дело № 3а-164/2017

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Хабаровск 30 ноября 2017 года

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Малевой В.А., с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГБОУВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 20 сентября 2017 года № 4, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости здания учебного корпуса,

УСТАНОВИЛ:

ФГБОУВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» (далее – Университет) обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 20 сентября 2017 года № 4, которым отклонено заявление Университета об установлении кадастровой стоимости здания учебного корпуса с кадастровым номером , общей площадью 18 862,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 29 июня 2012 года в размере 350 805 936 руб.; возложении на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю обязанности повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости указанного учебного корпуса.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что здание учебного корпуса с кадастровым номером принадлежит Университету на праве оперативного управления. Кадастровая стоимость здания учебного корпуса определена по состоянию на 29 июня 2012г. в размере 827 850 205 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 08 февраля 2013 года. Отчетом № 328/н/2016, составленным оценщиком ООО «Оценка-Партнер», рыночная стоимость здания по состоянию на 29.06.2012г. определена в размере 350 805 956 руб. Принимая во внимание порядок определения налоговой базы по налогу на имущество юридических лиц, установленный статьей 391 Налогового кодекса РФ, превышение кадастровой стоимости здания над его рыночной стоимостью, нарушает права Университета, как плательщика имущественного налога. 30.08.2017г. Университет обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости. Решением Комиссии от 20.09.2017г. № 4 заявление отклонено по основанию несоответствия оформления и содержания Отчета об оценке требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: итоговая рыночная стоимость объекта оценки определена без учета НДС, что занижает рыночную стоимость на 18 % и нарушает требования пункта 5 ФСО № 3. Решение Комиссии является незаконным по следующим основаниям. В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Порядок учета основных средств в бухгалтерском учете определен Положением по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ) 6/01 «Учет основных средств», в соответствии с которым основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (пункт 7); первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. Следовательно, кадастровая и рыночная стоимость, определяемая для целей оспаривания кадастровой стоимости, должна быть рассчитана без учета НДС.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю, который в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела уведомлен надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что налог на имущество Университет уплачивает, исходя из остаточной балансовой стоимости.

Председатель Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю ФИО2 заявленные требования не признал по тем основаниям, что представленный Отчет об оценке не соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, поскольку итоговая стоимость объекта оценки определена без учета НДС. Действующим законодательством установлено, что в отношении объекта оценки в соответствии с законом об оценочной деятельности устанавливается кадастровая стоимость в размере рыночной, исключение НДС из итоговой величины рыночной стоимости для целей внесения в ЕГРН законодательством не предусмотрено, занижает рыночную стоимость на 18 %.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 04.02.2016г. на основании Приказа Комитета по управлению Госимуществом Хабаровского края от 16.03.1998г. № 64 Университет имеет право оперативного управления в отношении здания учебного корпуса с кадастровым номером , общей площадью 18 862,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость здания учебного корпуса, внесенная в государственный кадастр недвижимости 08.02.2013г., составляет 827 850 205 руб. Определена по состоянию на 29.06.2012г. на основании постановления Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2012 года № 467-ПР «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства), расположенных на территории Хабаровского края по состоянию на 29 июня 2012г».

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (абзац 1).

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (абзац девятый статьи 24.18).

30 августа 2017 года Университет обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю с заявлением об установлении кадастровой стоимости учебного корпуса в размере его рыночной стоимости по состоянию на 29.06.2012г., определенной оценщиком ООО «Оценка-партнер» ФИО3 в Отчете об оценке № 328/Н/2016, подтвержденном экспертным заключением экспертом Ассоциации «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет» ФИО4

Решением Комиссии от 20.09.2017г. № 4 заявление Университета отклонено по тем основаниям, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки: итоговая стоимость объекта оценки определена без учета НДС, что нарушает требования пункта 5 ФСО № 3.

Выводы Комиссии о необходимости включения в итоговую рыночную стоимость объекта оценки налог на добавленную стоимость (НДС) являются не обоснованными.

Отношения по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, в том числе НДС, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность по уплате налогов, т.е. режим налогообложения, в том числе НДС, определяется Налоговым кодексом РФ. В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельств

Согласно абзацу первому части 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на добавленную стоимость налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Согласно абзацу первому части 1 статьи 168 Налогового кодекса РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Из приведенных норм права следует, что НДС не является составляющей рыночной стоимости (цены) объекта.

В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008г. № 437, Минэкономразвития России осуществляет нормативно-правового регулирование в сфере оценочной деятельности.

Письмом от 12 октября 2017 года № Д22и-1031 Минэкономразвития России разъяснил, что режим налогообложения НДС не может определять различия в величине стоимости одного и того же объекта недвижимости. В связи с этим, величина рыночной стоимости, установленная в качестве кадастровой стоимости, не должна зависеть от особенностей налогообложения НДС, в частности, самого налогоплательщика по налогу на имущество организаций, а рыночная информация, используемая для ее определения, не анализируется на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС. При этом такая рыночная стоимость не должна отражать включение или невключение в ее состав НДС.

Из Отчета № 328/Н/2016 следует, что для определения рыночной стоимости объекта оценки оценщик применил затратный подход метод укрупненных обобщенных показателей стоимости (метод сравнительной единицы), используя данные о стоимостях возведения типовых объектов с применением корректирующих коэффициентов. Рыночная стоимость объекта оценки определена как стоимость строительства объекта оценки за минусом совокупного износа. Полученную итоговую стоимость оценщик не уменьшил и не увеличил на НДС, что соответствует приведенным нормам права и разъяснениям Минэкономразвития.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», результатом оспаривания решения Комиссии об отклонении заявления может являться признание решения Комиссии не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 26).

Оспариваемое решение Комиссии прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1). В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса (часть 2).

В соответствии с частью 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. После принятия закона, указанного в настоящем пункте, переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, как их среднегодовой стоимости не допускается.

В соответствии с частью 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).

Законом Хабаровского края от 10 ноября 2005 года № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» (в редакции Закона края от 28.06.2017г. № 263) установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

2) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;

3) торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, включенных в соответствии со статьей 378.2 части второй Налогового кодекса в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В судебном заседании установлено, что налог на имущество по зданию учебного корпуса исчисляется административным истцом, исходя из остаточной стоимости здания.

Из изложенного следует, что результаты определения кадастровой стоимости права и обязанности Университета не затрагивают, следовательно, право на пересмотр кадастровой стоимости учебного корпуса у Университета отсутствует.

Предусмотренное положениями статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности требование о возможности пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по заявлению только тех лиц, чьи права и обязанности нарушаются этими результатами, обязательно не только для суда, но и для Комиссии, следовательно, заявление Университета об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежало отклонению по основанию отсутствия права на обращение с указанным заявлением.

Поскольку оспариваемым решением Комиссии права, свободы и законные интересы административного истца не нарушаются, основания для повторного рассмотрения заявления отсутствуют, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 170-175 КАС РФ,

РЕШИЛ:

ФГБОУВО «Хабаровский государственный университет экономики и права» в удовлетворении требования о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Хабаровскому краю от 20 сентября 2017 года № 4, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о пересмотре кадастровой стоимости здания учебного корпуса, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 04 декабря 2017 года

Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз