УИД: 27OS0000-01-2021-000204-81
Дело № 3а-168/2021
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2021 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,
при секретаре П.С.Бритовой,
с участием прокурора Е.Г.Криковцовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» о признании недействующими постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/3 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 № 37/1» и постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/2 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 № 11/1», в части установления цен (тарифов) на 2021 год в Приложениях №№ 1, 2 и 3, о возмещении судебных расходов,
у с т а н о в и л:
АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее по тексту АО «ДГК») оспаривает постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 года № 41/3 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 № 37/1» и постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 года № 41/2 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 № 11/1», в части установления цен (тарифов) на 2021 год в Приложениях №№ 1, 2 и 3. Считает, что нормативные правовые акты не соответствуют: статьям 5, 7 Федерального закона «О теплоснабжении»; пунктам 16, 19, 22, 25, 28, 34, 71, 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года № 1075 и Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; пунктам 12, 49 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 года № 760-э. Просит признать постановления, в оспариваемой части, недействующими со дня их принятия; возместить расходы, понесённые на уплату государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Обосновывая свои требования, административный истец указал, что тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «ДГК» были установлены на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годы. АО «ДГК» обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировки тарифов на тепловую энергию на 2021 год в связи с изменением производственной программы, роста цен на топливо и постоянных затрат в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, предоставив расчеты и необходимые документы. Корректировка тарифов на тепловую энергию на 2021 год органом регулирования произведена, но, при этом, не были учтены экономически обоснованные расходы на ресурсы (топливо) в размере 1 113 766 тыс. рублей, в том числе по углю – 303 403 тыс. рублей (для станций комбинированной выработки – 298 800 тыс. рублей, для котельных – 4 600 тыс. рублей), по газу – 810 364 тыс. рублей (747 751 тыс. рублей в составе НВВ на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки; 62 613 тыс. рублей – производимую котельными).
Не оспаривая принятые органом регулирования показатели расчетного объема отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, значения нормативных удельных расходов условного топлива и величину остатков топлива на начало и конец регулируемого периода в натуральных единицах измерения, АО «ДГК» не согласно с ценой расхода топлива, определенной экспертной группой. Регулирующим органом цена топлива была определена исходя из средневзвешенной цены – цены остатков топлива на складах АО «ДГК» на начало 2021 года, рассчитанной регулирующим органом, и цен прихода топлива в 2021 году. Определяя цену на уголь, орган регулирования исходил из цен, установленных в предыдущем периоде регулирования (на 2020 год) с использованием Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2023 года. Предоставленные АО «ДГК» документы (договоры) о фактических ценах и стоимости остатков по состоянию на 01.01.2020 года, договорных цен на 2020 год по маркам угля во внимание не приняты, в нарушение пунктов 28 и 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 года № 1075. Также не было учтено, что договоры, заключенные на 2019 год, не отражают цены на Кузнецкий и Эльгинский уголь, который с 2020 года используется на Майской ГРЭС и Хабаровской ТЭЦ, и цена на который определена договорами на 2020 год, с применением индексов 2021 года.
При расчете стоимости топлива котельных и станций комбинированной выработки электрической и тепловой энергии в тарифах на 2021 год орган регулирования определил экономически обоснованную цену на газ в размере 4 911,97 руб/тыс.куб.м. (с учетом транспортировки), руководствуясь приказом ФАС России от 16.10.2020 года № 1002а/20 «Об установлении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт, в среднем по субъекту Российской Федерации на 2021 год», и с учетом установленных приказами ФАС России тарифами на транспортировку. При расчете цены на газ (без учета транспортировки) орган регулирования цены исходил из индекса нефти Urals (цена 45,3 долл/барр., при курсе доллара 72,4 руб.), в то время как контрактом на поставку газа, заключенным АО «ДГК» с поставщиками консорциума по проекту Сахалин-1, для расчета цены на газ применяется индекс JCC (цена 54,71 долл/барр., при курсе доллара 72,4 руб.) для оговоренных типов нефти (в долларах за баррель), импортируемых в Японию. Следовательно, в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, цена за газ должна быть определена в размере 5 146,88 рублей/тыс.куб.м. (с учетом транспортировки).
Рассчитывая стоимость газа для станций комбинированной выработки, орган регулирования применил положения приказа ФАС России от 16.10.2020 года № 1002а/20, ограничивающие предельный уровень тарифов. Вследствие этого цены за газ определены ниже размера экономически обоснованных расходов, и ниже цены за газ, учтенной в декабре 2019 года для станций, работающих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, – 4 811 руб/куб.м.. Это противоречит принципу обеспечения экономической обоснованности расходов. Доступность тепловой энергии для потребителей не может достигаться путем исключения из необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов регулируемой организации (пункты 1, 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Производя корректировку НВВ на 2021 год орган регулирования, в нарушение п. 12 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 года № 760-э, не учел отклонение фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на предыдущий период регулирования - 2019 год. Незапланированные в расчетном периоде, но понесенные регулирующей организаций выпадающие расходы, должны быть учтены в полном размере не позднее чем на 3-й период регулирования.
Нормативные потери тепловой энергии при расчете тарифов на 2019 год были учтены в размере 1782,0 тыс.Гкал. Фактические потери тепловой энергии составили: 2017 году – 2700,2 тыс.Гкал; 2018 году – 2945,96 тыс.Гкал 2019 году – 2894,08 тыс.Гкал. Приборы учета на границах раздела между сетями, принадлежащими АО «ДГК» и предприятиям сетедержателям не установлены. Объем полезного отпуска в таком случае определяется, согласно приказа Минстроя России от 17.03.2014 года № 99/пр «Об утверждении методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», следующими методами: приборным; расчетным; приборно-расчетным. В статистической форме 46-ТЭ и в представленных ранее орган регулирования документах указано, что расчет полезного отпуска потребителям в домах, не оборудованных приборами учета, производится с применением «авансовых платежей» за отопление и за фактическое потребление горячей воды за прошедший месяц. «Авансовая» схема расчета при меняется исходя из учтенного норматива потребления коммунальной услуги. Так как величина норматива потребления является постоянной и количество потребленного ресурса не изменится по итонам месяца, то включение «авансовых» платежей за текущий месяц в расчетные документы, предоставляемые за этот же месяц, с предложением их оплаты до 10 числа текущего месяца, обоснованно отражается статистической форме отчетности 46-ТЭ как непосредственное потребление ресурса в текущем месяце.
В судебном заседании представитель АО «ДГК», - Зайцева А.В. (доверенность от 30.01.2020 года сроком действия три года), поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, - Ларионова М.Н. (доверенность от 11.01.2021 года сроком действия по 31.12.2021 года), выразил несогласие с требованиями административного истца, просил в удовлетворении административного иска отказать. В своих возражениях представитель сослался на то, что тарифы устанавливаются комитетом после проведения экспертизы расчетных материалов ресурсоснабжающих организаций на экономически обоснованном уровне. Необоснованные расходы исключаются. Оспариваемые тарифы утверждены уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречат. Позиция административного ответчика подробны изложена в письменных возражениях.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав представленные сторонами письменные доказательства и материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Криковцовой Е.Г., считающего, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется, дав оценку доводам административного искового заявления, отзыва на административное исковое заявление, суд пришел к выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее по тексту Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее по тексту Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 года № 760-э (далее по тексту Методические указания).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 года № 142-пр утверждено Положение о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, который является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования. Комитет осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность в сфере тепло- и электроснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения (пункты 1.2, 3.1, 3.3 Положения).
Законом Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" определено, что нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, вступают в силу после их официального опубликования, в том числе на официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru).
Основным видом деятельности АО «ДГК», как указано в уставе юридического лица, является, в том числе: производство электрической и тепловой энергии; поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленным тарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловых нагрузок; реализация (продажа) электрической и тепловой энергии на розничных рынках тепловой энергии потребителям (в том числе гражданам) и т.п..
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 года № 37/1 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания» (филиал «Хабаровская теплосетевая компания») теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, на период 2019 - 2023 годы с календарной разбивкой согласно приложению к настоящему постановлению (тарифы действуют с 01.01.2019 года по 31.12.2023 года). В частности на 2021 год установлен одноставочный (руб/Гкал(без НДС) тариф: «Вода с 01.01. по 30.06.» – 791,92; «Вода с 01.07. по 31.12.» – 816,41. Постановление опубликовано 18.12.2018 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 года № 41/3 внесены изменения в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 года № 37/1. В графе «Вода с 01.01. по 30.06.» строки «2021» (пункта 1) цифры «791,92» заменены цифрами «806,80». В графе «Вода с 01.07. по 31.12.» строки «2021» (пункта 1) цифры «816,41» заменены цифрами «944,46». Постановление опубликовано 19.12.2020 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 года № 11/1, опубликованном 21.05.2020 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, установлены:
-тарифы на тепловую энергию (мощность) производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (филиал «Хабаровская генерация») на 2019 - 2023 годы согласно приложению 1 к постановлению (тарифы определены за период с 01.01. по 30.06.с 01.07. по 31.12. с разбивкой на каждый календарный год);
-тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания» (СП «Хабаровские тепловые сети», СП «Комсомольские тепловые сети») в Хабаровском крае на 2019 - 2023 годы согласно приложению 2 к постановлению (тарифы определены за период с 01.01. по 30.06.с 01.07. по 31.12. с разбивкой на каждый календарный год);
-тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии, поставляемую потребителям акционерным обществом "Дальневосточная генерирующая компания" (СП "Хабаровские тепловые сети", СП "Комсомольские тепловые сети") в Хабаровском крае на 2019 - 2023 годы согласно приложению 3 к постановлению (тарифы определены за период с 01.01. по 30.06.с 01.07. по 31.12. с разбивкой на каждый календарный год).
Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 года № 41/2 внесены изменения в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 года № 11/1, в том числе в приложения 1, 2, 3, которые изложены в новой редакции. Постановление опубликовано 19.12.2020 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Проанализировав вышеприведенные нормы во взаимосвязи с положениями Устава Хабаровского края, оценив представленные сторонами письменные доказательства (исследованы судом и приобщены к материалам дела), суд пришел к выводу, что оспариваемые постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края являются нормативными правовыми актами органа исполнительной власти Хабаровского края, приняты в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. При их принятии соблюдены требования законодательства к форме и виду нормативного правового акта, процедуре принятия и правилам введения в действие. Постановления вступили в силу в установленном законодательством порядке, на день подачи административного иска в суд является действующими нормативными правовыми актами и применяется в отношении АО «ДГК».
По этим основаниям постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 года № 41/3 и от 18.12.2020 года № 41/2 административным истцом не оспариваются.
Проверив оспариваемые положения нормативных правовых актов на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил.
В соответствии с пунктами 12, 26 Правил регулирования открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации или по инициативе органа регулирования, в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) или материалов, предусмотренных настоящими Правилами. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов (статья 9 Закона о теплоснабжении).
Распоряжениями комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 06.05.2020 года № 45/ТЭК и № 36/ТЭК, по заявлению АО «ДГК», были открыты дела: -№ 45/ТЭК по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «ДГК» (филиал «Хабаровская генерация» и «ДГК» (СП «Хабаровские тепловые сети», «Комсомольские тепловые сети») теплоснабжающим (теплосетевым) организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии на 2021 год; -№36/ТЭК по корректировке тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки энергетической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более АО «ДГК» (филиал «Хабаровская генерация») и на тепловую энергию, поставляемую потребителям Хабаровского края АО «ДГК» (СП «Хабаровские тепловые сети», «Комсомольские тепловые сети») на 2021 год.
Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее по тексту Комитет, Комитет по ценам и тарифам) от 18.12. 2020 года № 41/3 и от 18.12.2020 года № 41/2 (Приложения №№ 1, 2 и 3) тарифы на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки энергетической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Хабаровского края АО «ДГК» на 2021 год были скорректированы.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении и пункта 25 Основ ценообразования, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций. Тарифы на тепловую энергию, дифференцированные органом регулирования, должны обеспечивать получение в расчетный период регулирования регулируемыми организациями необходимой валовой выручки.
Установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункты 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования).Тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения (пункт 22 Основ ценообразования).
Необходимая валовая выручка – это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
К расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся в том числе затраты на топливо (пункт 33 Основ ценообразования).
Расходы регулируемой организации на топливо рассчитываются как произведение нескольких величин, одной из которых является плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая органом регулирования с использованием источников информации о ценах (тарифах) и расходах в порядке, предусмотренном пунктом 28 Основ ценообразования (пункты 34, 37 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующей последовательности: установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Комитетом цена на топливо (уголь) сформирована из цен, установленных на 2019 год с использованием Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, а на 2021 год цена устанавливалась с учетом метода индексации.
АО «ДГК», не оспаривая показатели Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, применённые Комитетом, считает, что цена на остаток топлива (уголь) на начало периода регулирования (01.01.2021 года) необходимо было определять на основании договоров поставки, заключенных по итогам торгов на 2020 год.
АО «ДГК» представило информацию о проведенных в 2019 году торгах и заключенные по результатам их проведения договора на поставку угля в 2020 году для нужд электростанций филиалов АО «ДГК». Согласно имеющимся сведениям, договора заключены с единственным участником конкурса, подавшим заявку.
В экспертом заключении и протоколе заседания Комитета от 18.12.2020 года № 41 указано, что Комитетом в качестве обоснования расходов по данной статье не приняты заключенные на 2020 год договора на поставку угольной продукции, так как цена в них определена выше начальной (максимальной) цены единицы товара, заявленной в лотах.
Из представленных АО «ДГК» документов и пояснений его представителя установлено, что начальная (максимальная) цена единицы товара (угля) для заключения договоров поставки на 2020 год, заявленная в лотах, формировалась из цены заключенных на 2019 год договоров на поставку угля, с учетом индекса роста цен на уголь и железнодорожные перевозки. Эта цена выше цены, утвержденной Комитетом при тарифном регулировании на 2019 год (первый год периода регулирования) с учетом индексов дефляторов на 2020 год.
В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Частью 9 статьи 4 Федерального закона от 17.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлена обязанность заказчика указывать в извещении о закупке, в том числе и сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).
Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ). По общему правилу, установленному пунктом 5 статьи 447 Гражданского кодекса РФ, аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Признание торгов несостоявшимися может быть основанием для заключения договора с единственным участником таких торгов.
Решением ФАС по Хабаровскому краю от 21.05.2020 года (дело № 8-01/286(027/01/17-658/2019) установлено, что цена товара в договорах, заключенных на 2019 год со всеми поставщиками бурого и каменного угля для нужд электростанций филиалов АО «ДГК», превышает начальную (максимальную) цену, определенную закупочной документацией (указанной в лотах). В ходе проведения закупки начальная (максимальная) цена фактически изменена с меньшей на большую, что не согласуется с положениями статьи 447 Гражданского кодекса РФ и Законом о закупках. Действия АО «ДГК», выразившиеся в создании единственным участникам аукционов (поставщикам АО «Русский уголь» и АО «Уралуголь») преимущественных условий участия в открытом двухэтапном конкурсе без предварительного квалифицированного отбора участков на право заключения договора на поставку бурого и каменного угля для нужд электростанций филиалов АО «ДГК», признаны нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». АО «ДГК» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2020 года (дело № А73-10579/2020) решение ФАС по Хабаровскому краю от 21.05.2020 года признано законным.
Оценив установленные по делу обстоятельства суд считает, что Комитет обоснованно при расчете цены на остатки топлива (уголь) на начало периода регулирования (на 01.01.2021 года), руководствовался решениями ФАС от 21.05.2020 года и Арбитражного суда Хабаровского края от 12.10.2020 года, и не применил цены на уголь, установленные в договорах поставки угля для нужд электростанций филиалов АО «ДГК на 2020 год. Цены в этих договорах определялись по ценам договоров поставки на 2019 год, которые признаны заключенными с нарушением Закона о конкуренции. Других договоров на поставку угля на 2020 год АО «ДГК» не представило.
Применяя установленную пунктом 28 Основ ценообразования последовательность использования источников информации о ценах (тарифах) и расходах для определения цен на топливо при корректировки тарифов на 2021 год, Комитет обоснованно признал базовым годом, в котором результаты деятельности АО «ДГК» подлежали анализу при определении тарифов на долгосрочный период регулирования – 2019 год, рассчитанные в нем расходы на топливо (уголь), и, используя метод индексации, применил прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
В экспертом заключении и протоколе заседания Комитета от 18.12.2020 года № 41 указано, что определяя для АО «ДГК» размер компенсации на приобретение природного газа Комитет учитывал условия договора купли-продажи природного газа для обеспечения потребности электростанций и котельных Хабаровского края, заключенного между АО «ДГК» и Консорциумом поставщиков проекта «Сахалин-1», в соответствии с которыми цена на газ определяется по цене нефти на Токийской бирже и курсу доллара. Экономически обоснованная цена на приобретаемый для обеспечения потребности электростанций и котельных Хабаровского края природный газ на 2021 год (с учетом утвержденных приказом ФАС РФ тарифов на транспортировку) составляет 4 911,97 руб/тыс. куб.м.. Исходя из установленных приказом ФАС России от 16.10.2020 года № 1002а/20 ограничений предельных уровней тарифов, стоимость газа для станций комбинированной выработки была проиндексирована на индекс потребительских цен – 103,6%, и, по расчетам органа регулирования, определена на 2021 года в размере 4 103,63 руб/тыс.куб.м..
АО «ДГК», не оспаривая приименный Комитетом порядок расчета цены на газ в 2021 году, считает, что необоснованно в состав НВВ не были включены ежегодно образующиеся в связи с изменением курса доллара выпадающие доходы.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности (пункт 11 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 года № 760-э).
Как указано в части 6.1 статьи 10 Федерального закона «О теплоснабжении», в случае изменения долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки цен (тарифов) (необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из пояснений сторон и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств, судом установлено, что с 2015 года, в связи с резким увеличением курса доллара по отношению к рублю, у АО «ДГК» ежегодно образуются выпадающие доходы, связанные с приобретение природного газа для обеспечения потребности электростанций и котельных Хабаровского края, на основании заключенного между АО «ДГК» и Консорциумом поставщиков проекта «Сахалин-1» договора поставки. По итогам 2015 года сумма выпадающих доходов составила 2080 млн. рублей, по итогам 2016-2017 годов - 2 280 млн. рублей. Эти выпадающие доходы не компенсируются тарифами, установленными в соответствии основами ценообразования (правилами и ограничениями) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с учетом.
Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 834 утверждены Правила предоставления в 2016 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на компенсацию затрат, возникших в 2015 году в связи с ростом цены закупки природного газа у участников консорциума "Сахалин-1" для потребителей Хабаровского края.
Стороны подтвердили, что за счет межбюджетных трансфертов АО «ДГК» компенсированы выпадающие доходы за 2015 год. По итогам работы за 2016-2017 годы связанные с приобретением природного газа выпадающие доходы обществу не компенсированы.
Представленные административным ответчиком документы подтверждают, что Правительство Хабаровского края с июля 2018 года предпринимает меры к возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации недополученных АО «ДГК» в связи с ростом стоимости природного газа, поставляемого участниками консорциума по проекту «Сахалин-1», с 2016 года доходов, в том числе путем обращения к Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации. Дотации на возмещение указанных расходов предусмотрены в Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Длительное неполучение АО «ДКГ» денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на возмещение выпадающих доходов, не может, служить самостоятельным основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта незаконным.
В экспертном заключении и протоколе заседания правления Комитета от 18.12.2020 года № 41 указано, что размер корректировки НВВ на 2021 год, осуществляемый с целью учета отклонения фактических значений параметров расчетов тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитан с применением фактических данных за 2019 год. Форма статистической отчетности 46-ТЭ была признана недостоверной и не принята во внимание.
АО «ДГК» не согласилось с таким порядком расчета, ссылаясь на то, что потери в тепловых сетях являются расходной частью баланса и одним из показателей экономической работы, подтверждены данными бухгалтерской отчетности формы 46-ТЭ, и, в соответствии с пунктом 12 Методических указаний, подлежат учету в составе НВВ.
Представленные сторонами документы и их объяснения свидетельствуют, что при тарифном регулировании на 2019 год (первый год долгосрочного периода регулирования) полезный отпуск с коллекторов АО «ДГК» был учтен в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения, которые сформировались от среднего фактического отпуска за три отработанных года с учетом перспективного развития городов Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. На 2021 год отпуск с коллекторов АО «ДГК» максимально приближен к среднему отпуску с коллекторов. Фактические потери тепловой энергии в сетях составили: 2017 год – 2700,2 тыс.Гкал; 2018 год – 2945,96 Гкал; 2019 год – 28945,08 тыс.Гкал. Нормативные потери тепловой энергии, принятые при расчете тарифов составляют 1782,0 Гкал. Сверхнормативные потери тепловой энергии АО «ДГК» превышают нормативные от 52 до 65 процентов.
В целях корректировки долгосрочного тарифа орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле, в которой используется значение скорректированной необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования в соответствии с пунктом 12 Методических указаний, (пункт 49 Методических указаний).
В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме (пункт 12 Методических указаний).
Приказом Росстата от 23.12.2016 года № 848 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере теплоэнергетики» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" с указаниями по ее заполнению. Сбор и обработка данных, представленных в этой форме, осуществляется в системе ФАС России.
В разделе II «Полезный отпуск теплоэнергии в паре» и разделе III «Полезный отпуск теплоэнергии в горячей воде» Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, указано, что полезный отпуск определяется по каждой группе потребителей в соответствии с порядком определения объема (количества) потребленной тепловой энергии исходя из показаний приборов учета (технических средств измерений) и нормативов потребления коммунальных услуг (в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).
АО «ДГК» поставляет тепловую энергию потребителям. Следовательно, форма федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила № 354).
Согласно пункту 34 Правил № 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов.
В пунктах 42(1) и 43 Правил № 354 указано, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Таким образом, форма федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) должна содержать сведения о фактически потребленной тепловой энергии исходя из показаний приборов учета (технических средств измерений) и нормативов потребления коммунальных услуг.
Представленные сторонами доказательства и объяснения административного истца свидетельствуют, что в форме федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск), представленного в Комитет для корректировки тарифов на 2021 год, внесены сведения об авансовых расчетах потребления тепловой энергии, определенной по нормативам потребления коммунальных услуг.
При таком положении суд считает, что Комитет обоснованно не принял во внимание сведения о размере полезного отпуска, указанные в форме федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ, так как они не отражают фактические данные о полезном отпуске.
На основании установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 года № 41/3 и от 18.12.2020 года № 41/2 приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречат федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию, не нарушают прав АО "ДГК", поэтому оснований для признания их незаконным не имеется. Поэтому оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, не имеется.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http//laws.khv.gov.ru.
Согласно положениям статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, отсутствуют основания для возмещения административному истцу понесенных им судебных расходов – уплаченной при подаче административного искового заявления в суд государственной пошлины в размере 4 500 рублей, так как его требования признаны судом необоснованными в их удовлетворении отказано.
Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» в удовлетворении требований о признании постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/3 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 № 37/1» и постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/2 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 № 11/1», в части установления цен (тарифов) на 2021 год в Приложениях №№ 1, 2, 3, недействующими со дня их принятия, о возмещении судебных расходов, отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.
Судья краевого суда