НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 27.09.2022 № 3А-254/2022

УИД 27OS0000-01-2022-000252-50

Дело № 3а-254/2022

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 сентября 2022 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,

при секретаре Паоциора Д.А.,

с участием представителя административного истца Нажмитдинова У.А., представителя административного ответчика ФИО1, представителя заинтересованного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П,

у с т а н о в и л:

постановлением Правительства Хабаровского края от 17.01.2011 № 5-пр «О создании краевых государственных казенных учреждений, подведомственных управлению лесами Правительства Хабаровского края» создано Краевое государственное казенное учреждение «Нанайское лесничество». В его состав входит Иннокентьевское участковое лесничество.

Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П утвержден лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, находящегося на территории Нанайского района Хабаровского края. Приказ опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khv.gov.ru в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края» 16.11.2018.

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, в котором просит: признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, в части отнесения лесов, расположенных в границах заказника «Бобровый», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента: в кварталах 23, 31, 37, 54, 62, в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества.

Признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества в части установления следующих видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории заказника «Бобровый», согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента:

- заготовка древесины в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества;

- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества;

- заготовка живицы в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества;

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в кварталах 12, 15, 19, 23, 27, 31, 33, 37, 41, 54, 62, в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества;

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в кварталах 12, 15, 19, 23, 27, 31, 33, 37, 41, 54, 62, в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества.

Признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества в части отнесения лесов, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Роща кедра корейского – равнинный кедровник», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента: в части квартала 2 Озерного участкового лесничества.

Признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества в части отнесения лесов, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Анюй», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента: в частях кварталов 161, 162 Верхне-Анюйского участкового лесничества.

Признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества в части установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории памятника природы краевого значения «Анюй», согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента: заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых ресурсов и сбор лекарственных растений, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в частях кварталов 161, 162 Верхне – Анюйского участкового лесничества, в части квартала 7 Анюйского участкового лесничества.

Признать недействующим со дня его принятия лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества в части установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории памятника природы краевого значения «Озеро Гасси», согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента: заготовка древесины в частях кварталов 2, 3 Синдинского участкового лесничества, в части квартала 58 Гассинского участкового лесничества.

В обоснование требований прокурор указал, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует статьям 1, 2, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статьям 6, 10, 12, 21, 25, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, приказу Минприроды России от 16 июля 2007 года № 181. На территории Нанайского лесничества находятся особо охраняемые природные территории – памятники природы краевого значения: «Анюй», «Роща кедра корейского – равнинный кедровник», «Озеро Гасси», государственный природный заказник краевого значения «Бобровый». В пределах таких территорий запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, федеральным законодательствам отнесены к защитным. Поэтому отнесение особо охраняемых природных территорий к эксплуатационным лесам не соответствует целям их создания, и противоречит положениям лесного законодательства Российской Федерации. На особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, не предусмотренная правовым режимом функционирования зон, установленных в границах таких природных территорий. В связи с этим разрешение заниматься любыми видами деятельности, не предусмотренными правовым режимом экологического коридора, влечет за собой нарушение законодательства об охране окружающей среды и фактическое его уничтожение. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому указанные нарушения затрагивают ее права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.

Определением судьи от 02 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: КГКУ «Нанайское лесничество» и орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, - Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – Рослесхоз).

В судебном заседании представитель административного истца Амурского бассейнового природоохранного прокурора Нажмитдинов У.А. заявленные административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки ФИО1 поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель КГКУ «Нанайское лесничество» ФИО2 поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве.

Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлено надлежащим образом. Так как явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной в силу закона и не признан судом таковой, причины их неявки не являются уважительными, суд рассмотрел административное дело в отсутствие представителя Федерального агентства лесного хозяйства.

В письменном отзыве министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края просило отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что определять категорию лесов на определенных лесных участках вправе орган государственной власти Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, - Рослесхоз. Орган государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации такими полномочиями не наделен. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 18 декабря 2009 года № 517 категория лесов в кварталах, указанных в административном исковом заявлении, определена как эксплуатационные. Эти сведения и были включены в приказ управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П. Изменить целевое назначение лесов, входящих в состав лесничества, не представляется возможным без соответствующих решений федерального органа исполнительной власти. В Рослесхоз 20.10.2020 № 02-26-15792, от 25.11.2020 № 02-26-18058 направлены письма о необходимости изменения категории лесов с «эксплуатационных» на «защитные».

Кроме того, указывает на то, что части кварталов 2, 23, 31, 37, 54, 62 Озерного участкового лесничества относятся к категории защитных лесов – нерестроохранные полосы, в связи с чем, признать недействующим со дня его принятия Регламент в части отнесения лесов, расположенных в границах заказника «Бобровый», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента в кварталах 23, 31, 37, 54, 62 невозможно, поскольку часть указанных кварталов относится к нерестооохранным полосам лесов, то есть к категориям защитных лесов.

В письменном отзыве КГКУ «Нанайское лесничество» просило отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что распределение лесов Нанайского лесничества по целевому назначению произведено приказом Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517. В лесохозяйственном регламенте Нанайского лесничества сведения о категории лесов внесены на основании этого нормативного правового акта. Без соответствующего решения федерального органа исполнительной власти изменить целевое назначение лесов, входящих в состав Нанайского лесничества, не представляется возможным.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет, в числе прочего, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (части 7, 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В статье 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится земельное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт «к» части 1 и части 2 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Лесное законодательство состоит из Лесного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения (части 1, 4, 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации)

Перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указаны в статье 83 Лесного Кодекса Российской Федерации. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано право на разработку и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 настоящего Кодекса (пункт 1 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87 в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года. Аналогичные положения содержат пункт 9 части 1 статьи 83, часть 2 статьи 87, в действующей с 01.07.2019 года редакции)

В соответствии с частью 3 статья 87 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года и действующей с 01 июля 2019 года) лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 года № 1219).

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: положения о государственных природных заповедниках, национальных парках, государственных природных заказниках федерального значения, государственных природных биосферных заповедниках, дендрологических парках и ботанических садах федерального значения, памятниках природы федерального значения; акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях; порядок разработки лесохозяйственных регламентов, их состав, сроки действия и порядок внесения в них изменений; утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий (пункты 5.2, 5.2.102, 5.2.128, 5.19 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года).

Лесохозяйственный регламент является основой использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков. Порядок разработки лесохозяйственных регламентов, порядок внесения в них изменений, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих разработку лесохозяйственных регламентов, и внесение в них изменений установлены приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 года №72 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений». Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (пункты 9, 10).

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Решением Хабаровского крайисполкома от 24 сентября 1964 года № 540 «Об организации бобрового заказника «Немпту» образован государственный охотничий заказник краевого значения «Бобровый».

Решением малого Совета Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18 марта 1993 года № 52 «О государственных республиканских зоологических заказниках и охотничьих заказниках краевого значения Хабаровского края и утвержден государственный охотничий заказник краевого значения «Бобровый» в Хабаровском, имени Лазо и Нанайском районах, утверждено его описание и границы.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 13 марта 2003 года № 78 государственный охотничий заказник краевого значения «Бобровый» переименован в государственный природный заказник краевого значения.

Постановлением главы администрации Хабаровского края от 20 января 1997 года № 7 «Об особо охраняемых природных территориях» памятниками природы краевого значения объявлены: «Роща кедра корейского – равнинный кедровник», «Озеро Гасси».

Постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июля 2012 года № 233-пр «О памятниках природы краевого значения «Тигровый дом», «Анюй», «Оползневое озеро Амут» памятником природы краевого значения объявлен «Анюй».

На основании исследованных в ходе рассмотрения дела письменных доказательств и объяснений лиц, участвующих в деле, суд установил, что на территории Нанайского лесничества находятся: государственный природный заказник краевого значения «Бобровый» - в кварталах 12, 15, 19, 23, 27, 31, 33, 37, 41, 54, 62 и в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества; памятник природы краевого значения «Роща кедра корейского – равнинный кедровник» - в частях кварталов 2, 3 Озерного участкового лесничества; памятник природы краевого значения «Анюй» - в части квартала 7 Анюйского участкового лесничества и в частях кварталов 161, 162 Верхне-Анюйского участкового лесничества; памятник природы краевого значения «Озеро Гасси» - в частях кварталов 58, 126, 127 Гассинского участкового лесничества и в частях кварталов 2, 3 Синдинского участкового лесничества. Правовой режим экологического коридора определен как особо охраняемая природная территория, эти земли ограничены в обороте (таблица 5 «Перечень особо охраняемых природных территорий» лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества).

Управление лесами Правительства Хабаровского края, как указано в Положении, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года № 185-пр (с последующими изменениями), является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 21 апреля 2020 года № 162-пр (действует с 22 апреля 2020 года) утверждено Положение о комитете лесного хозяйства Правительства Хабаровского края. Комитет является органом исполнительной власти края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Комитет является правопреемником управления лесами Правительства Хабаровского края.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 29 сентября 2021 года № 610-р комитет лесного хозяйства Правительства Хабаровского края переименован в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2021 года № 707-пр (действует с 06 января 2022 года) утверждено Положение о министерстве лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, организует разработку и утверждение лесного плана края, организует разработку и утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств на землях лесного фонда.

Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, с учетом приведенных положений федеральных законов и нормативных правовых актов (в редакции, действующей на момент принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П), суд считает, что регламент Нанайского лесничества, на территории которого находятся особо охраняемые природные территории, утвержден Управлением лесами Правительства Хабаровского края за пределами своих полномочий. Право утверждать (принимать) такого рода нормативные правовые акты по состоянию на 15 ноября 2018 года (как и на день рассмотрения настоящего дела) законом отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (пункт 28).

Управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждая лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, в оспариваемой части, недействующим.

Проверив оспариваемые положения лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества, утвержденного приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему заключению.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации).

Эксплуатационные леса имеют цели освоения, направленные на устойчивое, максимально эффективное получение высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (часть 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

В одну из категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, - на территориях государственных природных заповедников, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (части 1 и 6 статьи 111, части 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2019 года – это пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102, часть 1 статьи 103).

В лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).

Лесной кодекс Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.07.2019 года, - на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта (части 3, 6 статьи 103), также устанавливал в лесах, расположенных на территориях государственных природных заказников, запрет на проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусматривалось правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (части 1 и 2 статьи 24). Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (часть 1 статьи 25, часть 1 статьи 27).

В Положении о государственном природном заказнике краевого значения «Бобровый», утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 16 апреля 2012 года № 107-пр, указано, что на территории заказника допускается: - движение и стоянка наземного водного транспорта при осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, объектов животного и растительного мира, водно-биологических ресурсов работниками уполномоченных органов в области охраны и использования лесных, водно-биологических ресурсов, объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий, а также по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края, обеспечивающим функционирование и охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения, движение и стоянка наземного и водного транспорта, принадлежащего лицам, осуществляющим хозяйственную деятельность в порядке, установленном действующим законодательством непосредственно на территории заказника либо за его границами в случаях, когда проезд к месту ее осуществления возможен только через территорию заказника; - кольцевание и мечение зверей и птиц, не связанных с их изъятием из природной среды под методическим руководством специалистов, владеющих методикой кольцевания и мечения, письменного уведомления уполномоченного органа не позднее чем за 10 дней до начала проведения работ; - ограниченный отстрел и отлов объектов животного мира по разрешениям уполномоченного органа в целях акклиматизации, гибридизации и регулирования их численности, а также в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности; - возведение временных построек (кордоны, избушки, навесы, кормушки, вышки, ловушки и др.) для обеспечения охраны заказника и выполнения задач, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения; - геологическое изучение недр в установленном законодательством порядке при условии исключения нанесения вреда природным комплексам и объектам заказника; - проведение научно-исследовательской и образовательной деятельности научными образовательными организациями в установленном законодательством порядке с письменным уведомлением органа не позднее чем за 10 дней до начала проведения такой деятельности; - пчеловодство на основании договора аренды земельных участков, заключенных до принятия настоящего Положения; - заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, заготовка гражданами пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений для собственных нужд в установленном законодательством порядке; - строительство, реконструкция и капитальный ремонт линейных объектов в установленном законодательством порядке; - проведение экологических туров под непосредственным контролем работников уполномоченного органа; - акклиматизация, переселение и гибридизация диких животных по согласованию с научно-исследовательскими организациями в сфере экологии и охотничьего хозяйства края в соответствии с действующим законодательством; - проведение плановых биотехнических, учетных, охранных, хозяйственных работ и фенологических наблюдений, в том числе с привлечением коллективов учебных заведений и общественных организаций; - сбор зоологических, ботанических и палеонтологических коллекций по разрешениям уполномоченных органов под непосредственным контролем работников уполномоченного органа; - выполнение мероприятий, связанных с охраной, защитой и воспроизводством лесов, в том числе санитарных рубок лесных насаждений по согласованию с уполномоченным органом.

На территории заказника краевого значения «Бобровый» запрещается: - использование объектов животного мира, за исключением случаев, указанных в подпунктах 3.2.2, 3.2.3, 3.2.11, 3.2.13 пункта 3.2 настоящего Положения; - рубка лесных насаждений, за исключением рубок, производимых в случаях, указанных в подпунктах 3.2.4, 3.2.5, 3.2.9, 3.2.14 пункта 3.2 настоящего Положения; - ведение сельского хозяйства, за исключением случаев, указанных в подпункте 3.2.8 пункта 3.2 настоящего раздела; сбор и повреждение редких и находящихся под угрозой исчезновения деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу Хабаровского края; - выжигание растительности; - применение всех видов ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста; - сплав древесины; - засорение территории заказника бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами, нефтепродуктами; - строительство капитальных объектов, возведение временных построек, за исключением случаев, указанных в пункте 3.2 настоящего Положения; нахождение физических лиц с оружием и иными орудиями добычи животных и водных биологических ресурсов, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, а также с продукцией охоты или рыболовства, за исключением случаев, указанных в подпунктах 3.2.1 – 3.2.3 пункта 3.2 настоящего Положения; - разорение бобровых хаток, нор, нерестилищ, гнезд, дупел и других мест обитания животных, кладок яиц, сбор яиц и пуха, а также другие действия способные нанести вред животным и среде их обитания; - устройство туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения, за исключением случаев, указанных в подпункте 3.2.10 пункта 3.2 настоящего Положения; - беспривязное содержание собак; - иные виды деятельности влекущие за собой снижение экологический ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания, а также препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

В соответствии с Положением о памятнике природы краевого значения «Анюй», утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июля 2012 года № 233-пр, на территории памятника природного значения «Анюй» запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, влекущая нарушение целостности природного комплекса и составляющих его объектов, в том числе: все формы рубок лесных насаждений, за исключением рубок в целях охраны лесов при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие лесных пожаров; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений; геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых; строительство зданий, сооружений, линейных и иных объектов для целей, не связанных с функционированием памятника природы, за исключением случаев, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения (подпункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 пункта 2.1 Положения).

В соответствии с Положением о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 26 мая 2011 года № 154-пр, на территориях памятника природы регионального значения «Роща кедра корейского – равнинный кедровник» и памятника природы регионального значения «Озеро Гасси» запрещена любая хозяйственная и иная деятельность, влекущая нарушение сохранности памятников природы, в том числе: повреждение и/или уничтожение охраняемых объектов растительного мира и растительного сообщества, составляющего, естественную среду их произрастания; формирование и предоставление новых земельных участков под строительство, за исключением строительства линейных объектов; обработка лесов и водных объектов ядохимикатами, кроме акарицидных обработок; распашка земель и гидромелиоративные работы, за исключением проведения работ, направленных на устойчивое функционирование памятников природы; взрывные работы; добыча полезных ископаемых, за исключением минеральных подземных вод и добычи полезных ископаемых на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами до утверждения настоящего Положения; проезд, проход и стоянка наземного транспорта вне дорог; устройство туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения вне специально отведенных местах; разжигание костров, пуск палов; устройство свалок, загрязнение территории и/или акватории бытовыми, промышленными и иными отходами, нефтепродуктами; пользование объектами животного мира, отнесенными к редким и находящимся под угрозой исчезновения, за исключением использования их в научных целях в соответствии с законодательством без изъятия из средств обитания; сбор зоологических, ботанических и минеральных коллекций, а также палеонтологических коллегий.

В таблице 3 лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества приведены сведения о распределении лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям. К эксплуатационным лесам, в том числе, отнесены лесные участки в кварталах 4 – 6, 8, 9, 11, 13, 14, 16 – 18, 20 – 22, 24 – 26, 28 – 30, 32, 34 – 36,3 38 – 40, 42 – 53, 55 – 61, 63; в частях кварталов 1, 2, 10, 23, 31, 37, 54, 62 Озерного участкового лесничества; в кварталах 1 – 111, 1123, частях кварталов 116 – 1453, 152, 155 – 182, 202, 218 – 401, 403, 405, 406, 409 – 415, 417 – 425, 248 – 439, 442 – 450, 425 – 461, 463 – 479, 481 – 491, 493 – 527, 529 – 544, 547 – 561, 564 – 566, 568 – 582, 584 – 601, 604 – 614, 617 – 630, 633 – 653, 656 – 669, 671 – 679, 683 – 685 Верхне-Анюйского участкового лесничества; в кварталах 2 – 5, 10 – 18, 32 – 35, 39 – 43, 59 – 63, 66 – 68, 84 – 87, 108 – 110, 112 – 116, 165 – 169, 172 – 175, 202 – 206, 209 – 215, 218 – 221, 244 – 255, 275 – 287, 2190 – 293, 312 – 322, 325 – 327, 345 – 357, 360 – 364, 376 – 385, 387 – 392, 404 – 410, 423 – 433, 437 – 446, 455 – 463, 465 – 470, 486 – 487, 493 – 503, 510 – 512, 516 – 530, 532, 534 – 535, 542 – 560, 562 – 566, 570 – 600, 603 – 607, 610 – 628, 630 – 642, 645 – 668, в частях кварталов 475, 476, 485, 509, 541 Анюйского участкового лесничества; в кварталах 1 – 8, 15, 25, 27 – 38, 40, 46, 48 – 50, 61 – 64, 75, 77, 78, 82, 87, 90 – 94, 99, 103 – 106, 110 – 115, 119 – 125, 132 – 136, 138 – 145, 154 – 160, 163 – 169, 176 – 203, 212 – 224, 232 – 243, 248 – 258, 270 – 277, 286 – 295, 307 – 311, в частях кварталов (за исключением лесных участков, включенных в национальный парк «Анюйский») 11, 22, 44, 128, 148, 149 Гассинского участкового лесничества; в кварталах 5, 9, 11, 13, 15 – 17, 19 – 102, в части квартала 6 Синдинского участкового лесничества.

В таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества указано, что на территории Озерного участкового лесничества (в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63) разрешены заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заготовка живицы.

На территории Озерного участкового лесничества (в кварталах 12, 15, 19, 23, 27, 31, 33, 37, 41, 54, 62 и в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63) разрешены заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений.

На территории Верхне - Анюйского участкового лесничества (в частях кварталов 161, 162), Анюйского участкового лесничества (в части квартала 7) разрешены заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых ресурсов и сбор лекарственных растений, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

На территории Гассинского участкового лесничества (в частях кварталов 58) и Синдинского участкового лесничества (в частях кварталов 2, 3) разрешена заготовка древесины.

В части 1, 2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации указано, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку, в силу положений Лесного кодекса Российской Федерации (части 5 статьи 102) в защитных лесах на особо охраняемых природных территориях запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе всякая деятельность, влекущая за собой нарушение особо охраняемых природных территорий, то леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку эта категория лесов имеет иные цели освоения, нежели защитные леса.

Поэтому отнесение лесных участков в границах особо охраняемых природных территорий, - государственного природного заказника «Бобровый» и памятников природы: «Роща кедра корейского – равнинный кедровник», «Анюй», «Озеро Гасси», к эксплуатационным лесам и установление для них таких видов разрешенного использования, как – заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов не соответствует положениям федерального законодательства. Использование лесов в соответствии с теми видами, которые установлены лесохозяйственным регламентом Нанайского лесничества, фактически допускает их сплошную рубку для целей заготовки древесины, размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры, может повлечь иное их использование без соблюдения ограничений, определенных лесным законодательством для особо охраняемых природных территорий, а это противоречит целям создания природных заказников.

Вместе с тем, административным истцом ошибочно указано на отнесение лесов, расположенных в границах заказника «Бобровый» к эксплуатационным в кварталах 23, 31, 37, 54, 62; данные леса, согласно положениям Регламента, к таковым отнесены только в частях кварталов 23, 31, 37, 54, 62.

Довод заинтересованного лица, что оспариваемый лесохозяйственный регламент принят во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», суд не принимает во внимание.

Как установлено Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (пункты 8, 9 в редакции от 28 июня 2005 года, действовавшем на день принятия приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763).

Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», согласно данным, имеющимся на сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.consultant.ru, не был опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763. Этот факт не оспаривался и лицами, участвующими в деле. Следовательно, этот приказ не вступил в силу, не является действующим нормативным правовым актом и не влечет правовых последствий.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемые административным истцом положения лесохозяйственного регламента Нанайского лесничества противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в этой части нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим.

Лица, участвующие в деле подтвердили, что оспариваемый нормативный правовой акт неоднократно применялся. Поэтому суд полагает возможным признать его недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

В связи с изложенным, требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, в части отнесения лесов, расположенных в границах заказника «Бобровый», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента: в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 23, 24, 28, 30, 31, 34, 36, 37, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 54, 55, 61, 62, 63 Озерного участкового лесничества.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, в части установления следующих видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории заказника «Бобровый», согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента:

- заготовка древесины в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества;

- осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества;

- заготовка живицы в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества;

- заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в кварталах 12, 15, 19, 23, 27, 31, 33, 37, 41, 54, 62, в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества;

- заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в кварталах 12, 15, 19, 23, 27, 31, 33, 37, 41, 54, 62, в частях кварталов 10, 13, 16, 20, 22, 24, 28, 30, 34, 36, 38, 42, 43, 45, 48, 52, 53, 55, 61, 63 Озерного участкового лесничества.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, в части отнесения лесов, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Роща кедра корейского – равнинный кедровник», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента: в части квартала 2 Озерного участкового лесничества.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, в части отнесения лесов, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Анюй», к эксплуатационным согласно таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента: в частях кварталов 161, 162 Верхне-Анюйского участкового лесничества.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, в части установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории памятника природы краевого значения «Анюй», согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента: заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых ресурсов и сбор лекарственных растений, геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в частях кварталов 161, 162 Верхне – Анюйского участкового лесничества, в части квартала 7 Анюйского участкового лесничества.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу лесохозяйственный регламент Нанайского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 920П, в части установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории памятника природы краевого значения «Озеро Гасси», согласно таблице 7 пункта 1.2 Регламента: заготовка древесины в частях кварталов 2, 3 Синдинского участкового лесничества, в части квартала 58 Гассинского участкового лесничества.

В остальной части в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.

Сообщение о принятом решении опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края https:laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Судья

Хабаровского краевого суда