Дело № 3а-130/2022
УИД 27OS0000-01-2021-000124-46
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 мая 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
при секретаре Джиба С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Болоньского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1189П,
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1189П утвержден лесохозяйственный регламент Болоньнского лесничества (далее - Регламент).
В пункте 1.1.8 Регламента на территории Болоньнского лесничества расположены особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ): государственный природный заказник краевого значения «Алькан», экологический коридор «Симминский».
Согласно таблице № 5 пункта 1.1.8 Регламента ООПТ расположены:
государственный природный заказник краевого значения «Алькан» в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
экологический коридор «Симминский» на площади 41,03 га в Амурском муниципальном районе в бассейне рек Сельгон и Укур.
В таблице № 3 пункта 1.1.6 Регламента «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» указано, какие лесные участки отнесены к категории эксплуатационных лесов.
В таблице 7 пункта 1.2 Регламента «Виды разрешенного использования лесов» установлены виды разрешенного использования лесов на территориях участковых лесничеств.
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим лесохозяйственного регламента Болоньского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1189П, в части:
отнесения лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным в таблице № 3 пункта 1.1.6 Регламента:
рыбохозяйственного заказника «Алькан» в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
экологического коридора «Симминский» в кварталах 307-310, 314-318, 323-336, 338, 339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373 Сельгонского участкового лесничества;
установления видов разрешенного использования лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территориях, согласно таблице № 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 Регламента:
рыбохозяйственного заказника «Алькан»:
заготовка древесины (части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);
ведение сельского хозяйства (кварталы 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);
создание лесных плантаций и их эксплуатация (части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169,172-177, 182 Харпинского участкового лесничества);
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества);
выращивание посадочного материала лесных растений (части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества);
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);
строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);
переработка древесины и иных лесных ресурсов (части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества);
экологического коридора «Симминский»:
заготовка древесины, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (кварталы 307-310, 314-318, 322-339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав указанных ООПТ, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку фактически допускает их сплошную рубку с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных федеральным законодательством для ООПТ.
Данные нарушения напрямую затрагивают интересы Российской Федерации – собственника лесного фонда и права неопределенного круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду.
Определением судьи от 19 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, КГКУ «Падалинское лесничество».
В судебном заседании представители административного истца Хорошев Л.Я., Степанова А.О. заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Предоставили отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что отнесение лесов к защитным лесам не входит в полномочия министерства. Сведения в Регламент внесены на основании приказа Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517, в связи с чем, скорректировать положения Регламента в части изменения категорий защищенности лесов без принятия Рослесхозом соответствующего решения не представляется возможным. В таблице № 7 Регламента приведен перечень кварталов и их частей, где разрешен конкретный вид использования лесов. В случае включения части квартала в границы ООПТ, где запрещается вид разрешенного использования лесов, то в таблице № 7 Регламента указывается та часть квартала (вне границ ООПТ), где разрешен конкретный вид использования лесов. Согласно примечанию к таблице № 7 Регламента использование лесов ограничено в пределах зеленых зон, ценных лесов, особо охраняемых природных территорий. Просили в удовлетворении требований отказать.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, КГКУ «Падалинское лесничество» не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, полностью или в части.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Болоньского лесничества располагаются 2 ООПТ: государственный природный заказник краевого значения «Алькан», экологический коридор «Симминский».
Таким образом, управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, утверждая Регламент, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в этой части.
Оценивая содержание оспариваемых природоохранным прокурором норм на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
В статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники (пункт 2).
Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения (пункт 3).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1). Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3).
Решением исполкома краевого Совета народных депутатов от 18 октября 1990 года № 256 «Об организации на реках Амурского, Комсомольского и Николаевского муниципальных районов Хабаровского края государственных природных заказников краевого значения» участок реки Алькан со всеми притоками от 40 километра от устья до истоков в границах Амурского муниципального района Хабаровского края объявлен государственным природным заказником краевого значения «Алькан» площадью 34 115,20 гектара.
Согласно пункту 1 Положения о государственных природных заказниках краевого значения «Гурский», «Горинский», «Алькан», «Улский», утвержденного решением исполкома краевого Совета народных депутатов от 18 октября 1990 года № 256, заказники образованы в целях сохранения рыбных запасов, сохранения генетического фонда наиболее ценных видов рыб и обеспечения оптимальных условий воспроизводства лососевых, осетровых и других животных и растений.
Пунктом 4 Положения о государственных природных заказниках краевого значения «Гурский», «Горинский», «Алькан», «Улский» предусмотрено, что на территории заказников запрещается, в том числе, сбрасывать в водотоки, на берега и на лед этих водотоков неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов (пункт 4.1); загрязнение и засорение рек и других водотоков, берегов и пойм отходами от разделки древесины (пункт 4.2); проведение геологоразведочных и сейсморазведочных работ со взрывными источниками вызова упругих колебаний, разработка минерального сырья, в том числе бурение нефтяных газовых скважин и их эксплуатация, добыча полезных ископаемых, а также проведение других работ, изменяющих естественный биологический и гидрологический режим водотоков (пункт 4.3); проведение взрывных и дноуглубительных работ, разработка гальки, гравия, песка и иных нерудных строительных материалов со дна рек и других водотоков, а также по берегам этих водотоков, за исключением случаев, указанных в подпункте 5.1 пункта 5 настоящего Положения (пункт 4.4); перегораживание проток дамбами, а также устройство по берегам водотоков и прибрежной полосы всякого рода отвалов и свалок (пункт 4.5); забор воды из водотоков действующими предприятиями, хозяйствами и другими потребителями без осуществления согласованных с министерством природных ресурсов Хабаровского края и органами рыбоохраны эффективных мероприятий по предотвращению попадания рыбы и других водных биологических ресурсов в водозаборное сооружение и по защите водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения (пункт 4.6); размещение новых и расширение действующих предприятий и других промышленных объектов, связанных с забором воды и сбросом сточных вод в водотоки, расположенные на территориях заказников (пункт 4.7); проведение работ, нарушающих растительный покров в пределах прибрежных полос водотоков, расположенных на территориях заказников, за исключением работ, предусмотренных пунктом 5[1] настоящего Положения, а также распашка земель, за исключением площадей, занимаемых под посадку леса (пункт 4.8); проведение лесосплава и рубка леса, за исключением рубок, проводимых при реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и при осуществлении видов деятельности, предусмотренных пунктом 5[1] настоящего Положения (пункт 4.9); строительство гидротехнических сооружений и проведение мелиоративных работ, за исключением сооружений и работ, необходимых для рыбохозяйственных целей и улучшения условий воспроизводства охраняемых объектов (пункт 4.10).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2017 года № 542-пр создан в Амурском муниципальном районе Хабаровского края экологический коридор «Симминский» общей площадью 41 018,04 гектара.
Пунктом 45 приложения № 5 к указанному постановлению установлено, что экологический коридор «Симминский» расположен на территории Болоньского лесничества в кварталах 307-310, 314-318, 322-339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества.
В соответствии с Положением об экологическом коридоре «Симминский», утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 28 декабря 2017 года № 542-пр, экологический коридор «Симминский» является особо охраняемой природной территорией краевого значения, расположен в Амурском муниципальном районе в бассейне рек Сельгон и Укур (пункт 1.1); экологический коридор образован в целях сохранения местообитаний и путей миграций крупных млекопитающих, сохранения и восстановления местных популяций диких копытных животных, сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Красные книги Российской Федерации и Хабаровского края, и среды их обитания (пункт 1.2).
Пунктом 2.1 Положения об экологическом коридоре «Симминский» предусмотрено, что на территории экологического коридора запрещается, в том числе, коренное изменение пространственных, гидрологических и других существенных характеристик ландшафтов (подпункт 2.1.1.); нарушение почвенного покрова вследствие широкомасштабных земляных работ по извлечению и складированию грунта, если это не связано с проведением аварийно-восстановительных работ, реконструкцией и ремонтом существующих транспортных и инженерно-технических коммуникаций (подпункт 2.1.3.); спрямление русел рек и ручьев, заключение их участков в коллекторы, бетонирование берегов рек и водоемов, строительство новых водоемов рекреационного или коммунально-хозяйственного назначения (подпункт 2.1.4.); капитальное строительство, за исключением строительства линейных объектов и их неотъемлемых частей (подпункт 2.1.13.); рубка лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в рамках строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов и их неотъемлемых частей, мероприятий по пожарной и санитарной безопасности в лесах, и рубок лесных насаждений в пределах лесных участков, предоставленных в аренду до утверждения настоящего Положения (подпункт 2.1.14.); охота и иные виды пользования животным миром (кроме водных биологических ресурсов), за исключением случаев, указанных в подпунктах 2.2.1, 2.2.7 и 2.2.10 пункта 2.2 настоящего Положения (подпункт 2.1.19.).
Из содержания таблицы № 3 пункта 1.1.6 Регламента следует, что лесные участки государственного природного заказника краевого значения «Алькан» в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества; экологического коридора «Симминский» в кварталах 307-310, 314-318, 323-336, 338, 339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373 Сельгонского участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.
В связи с изложенным положения оспариваемого Регламента в части отнесение лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника краевого значения «Алькан», экологического коридора «Симминский», к эксплуатационным лесам противоречат положениям (статей 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента) статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, в таблице № 7 пункта 1.2 Регламента «Виды разрешенного использования лесов» на территории указанных ООПТ установлены следующие виды разрешенного использования лесов:
государственного природного заказника краевого значения «Алькан»:
заготовка древесины в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
ведение сельского хозяйства в кварталах 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
создание лесных плантаций и их эксплуатация в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169,172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
выращивание посадочного материала лесных растений в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
переработка древесины и иных лесных ресурсов в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
экологического коридора «Симминский»:
заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в кварталах 307-310, 314-318, 322-339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества).
Учитывая изложенное, на указанных ООПТ разрешены виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания данных ООПТ, фактически допускает их сплошную рубку для целей заготовки древесины, не исключает возможность в будущем использовать вышеуказанные лесные участки без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий. В указанной части положения Регламента противоречат изложенным ранее нормам, имеющим большую юридическую силу.
Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Хабаровском крае, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Поскольку оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым признать Регламент недействующим в оспариваемой части.
Определяя момент, с которого Регламент в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Ссылка административного ответчика на приказ Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517, не может быть принята судом во внимание ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России.
Как следует из материалов дела, вышеуказанный приказ затрагивает права граждан, однако сведений о его предоставлении в Минюст России в порядке, установленном Правилами, официальном опубликовании в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Болоньского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1189П, в части:
отнесения лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным в таблице № 3 пункта 1.1.6 Регламента:
- государственного природного заказника краевого значения «Алькан» в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
- экологического коридора «Симминский» в кварталах 307-310, 314-318, 323-336, 338, 339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества;
установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории особо охраняемых природных территорий, согласно таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 Регламента:
государственного природного заказника краевого значения «Алькан»:
заготовка древесины в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
ведение сельского хозяйства в кварталах 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
создание лесных плантаций и их эксплуатация в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169,172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
выращивание посадочного материала лесных растений в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;
переработка древесины и иных лесных ресурсов в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;
экологического коридора «Симминский»:
заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в кварталах 307-310, 314-318, 322-339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края https://les.khabkrai.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://laws.khv.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда