НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 20.07.2020 № 3А-27/20

Дело № 3а-27/2020

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 июля 2020 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.С.Наседкиной,

с участием прокурора Е.Г.Криковцовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Азия лес» об оспаривании распоряжения Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года № 800-рп «Об арендной плате по договорам лесных участков»,

у с т а н о в и л:

ООО «Азия лес» в административном исковом заявлении просит признать недействующим распоряжение Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года № 800-рп «Об арендной плате по договорам лесных участков», ссылаясь на несоответствие нормативного правового акта положениям статей 73, 81 Лесного кодекса РФ и постановлению Правительства РФ от 22.06.2007 года № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Считает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его права, как арендатора лесных участков, находящихся в федеральной собственности, так как его применение незаконно увеличивает минимальный размер арендной платы, установленный на период окупаемости инвестиционного проекта федеральным органом государственной власти.

Представитель административного истца Новаша А.В. (доверенность от 03.07.2020 года сроком действия по 31.01.2020 года), в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, в обоснование которых ссылался на такие же обстоятельства, что изложены в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края Кан С.Д. (доверенность от 24.12.2018 года сроком действия по 31.12.2021 года) в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил отказать в их удовлетворении. В своих возражениях он сослался на то, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, поэтому не может быть оспорено административным истцом по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также считает, что оспариваемое распоряжение не нарушает права и законные интересы ООО «Азия лес». Как указано в статье 94 Лесного кодекса РФ, использование лесов в Российской Федерации является платным. Вопреки доводам административного истца, действующим лесным законодательством, размер арендной платы за использование лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не ограничен минимальным размером арендной платы, установленном в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ. Более того, лесное законодательство не содержит запретов и ограничений, а гражданское законодательство предоставляет сторонам, заключившим договор аренды лесных участков, право установить по соглашению арендную плату в размере, превышающем установленный законом минимальный размер. Поэтому Правительство Хабаровского края, как сторона договора аренды лесных участков, действуя в рамках своих полномочий, предложила арендаторам уплачивать в краевой бюджет платежи, размер которых определяется как 0,25 процентов от минимального размера установленной арендной платы. ООО «Азия лес», являясь участником гражданских правоотношений, согласилась с таким предложением, подписав договор аренды лесного участка. А распоряжение от 30.12.2010 года № 800-рп является актом государственного органа, принятым в соответствии со статьей 182 Гражданского кодекса РФ, и закрепляет полномочия должностного лица представлять интересы исполнительного органа в гражданско-правовых отношениях, сделки.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца обоснованы и могут быть удовлетворены, суд пришел к таким выводам.

Оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций, который реализуется по правилам, предусмотренным главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановление от 25.12.2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 2) указал, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Судам, при разрешении данных дел следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации). В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Законом Хабаровского края от 27.11.2001 года № 349 «О Правительстве Хабаровского края» установлено, что Правительство края, в том числе: управляет и распоряжается собственностью края в соответствии с краевыми законами, а также управляет федеральной собственностью, переданной краю в управление в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в соответствии с действующим законодательством реализует на территории края полномочия края в области лесных отношений; осуществляет возложенные на него полномочия, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, предусматривающими передачу осуществления органам исполнительной власти края отдельных полномочий федеральных органов исполнительной власти. Правительство края на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава края и краевых законов издает постановления и распоряжения. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства края. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства края. Акты Правительства края, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в крае. (часть 2 статьи 16, статья 17).

Закон Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" (статьи 2, 4, 5, 5.1) определяет, что нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Официальным опубликованием нормативных правовых актов краевых органов исполнительной власти, издаваемых ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, считается первая публикация их полного текста в краевых периодических изданиях, определенных настоящим законом, и (или) первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru). Официальными периодическими изданиями, в которых публикуются нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, являются Собрание законодательства Хабаровского края, а также газеты "Тихоокеанская звезда" и "Приамурские ведомости".

Правительством Хабаровского края принято распоряжение от 30.12.2010 года № 800-рп «Об арендной плате по договорам аренды лесных участков», которым, в целях стимуляции развития деревопереработки в Хабаровском крае, поручено заместителю председателя Правительства края – министру природных ресурсов края, заключить от имени Правительства края с предприятиями, реализующими и участвующими в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Хабаровского края, по соглашению сторон дополнительные соглашения к договорам аренды лесных участков об изменении в период окупаемости инвестиционных проектов в области освоения лесов арендной платы, установив её с 01.01.2010 года в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, в размере 25 процентов от минимального размера арендной платы, установленного в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса РФ. Распоряжение опубликовано 12.01.2010 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru).

Между Правительством Хабаровского края и ООО «Азия лес» 23.11.2012 года заключен договор № 1469/2012 аренды лесного участка, предметом которого является лесной участок площадью 46 451,0 га, являющего частью лесного участка площадью 2 043 876,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Ульчский муниципальный район, Ульчское лесничество. Лесной участок передан арендатору ООО «Азия лес» для заготовки древесины на лесном участке.

Между Правительством Хабаровского края и ООО «Азия лес» 12.11.2012 года заключен договор № 1501/2012 аренды лесного участка, предметом которого является лесной участок площадью 921 458,0 га, являющего частью лесного участка площадью 2 895 324,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, муниципальный район им.Полины Осипенко, Кербинское лесничество. Лесной участок передан арендатору ООО «Азия лес» для заготовки древесины на лесном участке.

Между Правительством Хабаровского края и ООО «Азия лес» 14.09.2012 года заключен договор № 1321/2012 аренды лесного участка, предметом которого является лесной участок площадью 4 803,0 га, являющего частью лесного участка площадью 11 717 760 000,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, муниципальный район им.Лазо, Сукпайское лесничество. Лесной участок передан арендатору ООО «Азия лес» для заготовки древесины на лесном участке.

Между Правительством Хабаровского края и ООО «Азия лес» 20.12.2012 года заключен договор № 1320/2012 аренды лесного участка, предметом которого является лесной участок площадью 254 947,70 га, являющего частью лесного участка площадью 94 064 430 000,0 га, расположенного по адресу: Хабаровский край, Тугуро-Чумиканский муниципальный район, Чумиканское лесничество. Лесной участок передан арендатору ООО «Азия лес» для заготовки древесины на лесном участке.

Условиями указанных договоров предусмотрено, что арендатор ООО «Азия лес» обязан вносить арендную плату, которая зачисляется в федеральный бюджет, в размере минимального размера арендной платы, установленной постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 130 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с применением коэффициента 0,5. Также арендатор вносит арендную плату, которая зачисляется в краевой бюджет, размер которой устанавливается распоряжением правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года № 800-рп «Об арендной плате по договорам аренды лесных участков».

Представитель административного ответчика, давая объяснения в судебном заседании, подтвердил, что распоряжение Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года № 800-рп применялось и в отношении иных юридических лиц, реализующих и участвующих в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Хабаровского края, заключавших с 2011 года договоры аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.

Дав оценку содержанию распоряжения Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года № 800-рп, суд считает, что оно обладает признаками, характеризующими его как нормативный правовой акт, поскольку оно: -издано в установленном порядке управомоченным органом государственной власти; -устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, которые подлежат неоднократному применению; -направлен на урегулирование лесных правоотношений.

При таком положении суд считает, что ООО «Азия лес» вправе оспорить это распоряжение Правительства Хабаровского края, которое было неоднократно применено в отношение административного истца.

Позиция административного ответчика, что оспариваемое распоряжение не является нормативным правовым актом, признается судом несостоятельной, так как является следствием неверного толкования норм материального права и содержания оспариваемого документа.

Проверив оспариваемое распоряжение Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года № 800-рп, на предмет его соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к следующему заключению.

В статье 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" указано, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 1). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (часть 2). Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями (часть 3).

Статьей 72 Конституции РФ (пункт «к» части 1 и часть 2) установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Как указано в частях 1, 5 статьи 2, части 1 статьи 3, частях 1,2 статьи 4 Лесного кодекса РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения. Лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения (лесные отношения). Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 1 статьи 72, статья 73 Лесного кодекса РФ).

Статьей 81 Лесного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе: установление правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности (пункты 13, 27, 30).

Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (в том числе для Хабаровского лесотаксового района, для Хабаровского края). Постановлением предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, к объему лесных ресурсов, переработка которых будет осуществляться на созданных или модернизированных лесоперерабатывающих мощностях, применяется понижающий коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в течение установленного срока реализации инвестиционного проекта. Срок предоставления понижающего коэффициента 0,5 осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию, подтвержденных актом ввода (пункт 1.1.).

Начисление арендной платы в полном объеме (с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы над минимальной ставкой платы) осуществляется до ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающих мощностей, а также по окончании периода, в течение которого применялся понижающий коэффициент 0,5 (пункт 1.1.).

Согласно постановления Правительства РФ от 22.05.2007 года № 310, при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня предоставления понижающего коэффициента 0,5 до расторжения договора аренды лесного участка без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений (пункт 1(2).

В статье 82 Лесного кодекса РФ указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в области лесных отношений: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (пункты 1, 2, 3).

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определен перечень полномочий, осуществление которых Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 10). В частности, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации право предоставлять лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (подпункт 1 части 1).

Толкование выше приведенных положений права в системе, позволяет сделать вывод, что правом устанавливать ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды, наделено только Правительство Российской Федерации. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации правом устанавливать ставки арендной платы в отношении лесных участков, находящихся в федеральной собственности, не наделен.

Проанализировав вышеназванные нормы во взаимосвязи, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу, что, утверждая распоряжением от 30.12.2010 года № 800-рп дополнительную плату для предприятий, реализующих и участвующих в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на территории Хабаровского края, заключивших договор арендные лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в размере 25 процентов от минимального размера арендной платы, которая подлежит зачислению в бюджет Хабаровского края, орган государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительство Хабаровского края, вышел за пределы предоставленных ему полномочий и за пределами его компетенции.

Поскольку спариваемое распоряжение Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года №800-рп принято уполномоченным органом за пределами его полномочий, противоречит приведенным выше норма федерального законодательства, регулирующего лесные правоотношения, то оно должно быть признано недействующим. Административный иск подлежит удовлетворению в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, так как это распоряжение Правительства Хабаровского края нарушает права административного истца на уплату арендной платы в размере, установленной законом.

Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты.

В ходе рассмотрения дела установлено, что распоряжение Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года №800-рп применялось в отношение административного истца с декабря 2012 года, в суд ООО «Азия лес» с данным административным иском обратилось 08.08.2019 года, и ранее с подобным административным иском в суд не обращалось.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до обращения административного истца с данными требованиями в суд и до принятия судом решения применялся в отношение иных юридических лиц, которые его не оспаривали, суд полагает возможным признать его не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Хабаровского края.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Азия лес» удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу распоряжение Правительства Хабаровского края от 30.12.2010 года № 800-рп «Об арендной плате по договорам лесных участков».

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская