Дело № 3а-168/2018
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 13 ноября 2018 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Наседкиной А.С., с участием представителя административного истца прокурора Хабаровского края Азаровой Е.В., представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края Кан С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хабаровского края к Правительству Хабаровского края
о признании недействующими в части слов подпункта «е» пункта 4, абзацев два, три, пять пункта 10, пункта 16, абзаца один пункта 17, пункта 18, абзаца один пункта 21 и недействующими полностью подпункта «ж» пункта 4, абзаца шесть пункта 7, абзаца один пункта 8, пункта 9, абзацев один и четыре пункта 10, пункта 11, абзаца один пункта 12, абзаца один пункта 20, абзаца два пункта 22 Порядка предоставления субсидии из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, являющегося Приложением № 6 к государственной программе Хабаровского края «Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 года № 119-пр;
признании недействующими в части слов абзаца один пункта 2.2, пункта 2.4 раздела 2, пунктов 5.9, 5.10, 5.11 раздела пять и недействующими полностью пункта 4.1, абзаца один пункта 4.2, абзаца один пункта 4.3, абзаца один пункта 4.4, абзаца один пункта 4.6, пункта 4.7, абзацев один и четыре пункта 4.8 раздела четыре, абзаца один пункта 5.1, абзацев один и пять пункта 5.2, пункта 5.3, абзацев один – пять пункта 5.5, пункта 5.6 раздела пять, пунктов 6.1, 6.2 раздела шесть Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на создание электросетевой инфраструктуры на территориях, в границах которых расположены земельные участки, предоставленные гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющегося Приложением № 10 к государственной программе Хабаровского края «Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 года № 119-пр,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 года № 119-пр, опубликованным в Собрании законодательства Хабаровского края 12 мая 2012 года № 4 (117) (часть I), утверждена Государственная программа Хабаровского края «Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае» (далее – Государственная программа края). Действует в редакции постановления Правительства Хабаровского края от 22 октября 2018г. № 365-пр.
Государственная программа края направлена на решение задач по обеспечению возрастающих потребностей экономики и населения края в энергоресурсах, повышению доступности энергетической инфраструктуры. Решение этих задач планируется осуществить за счет реализации, мероприятий: в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в топливно-энергетическом комплексе; в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве; в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе; в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе (раздел 6 постановления).
Предоставление в рамках Государственной программы края бюджетам муниципальных образований края субсидий из краевого бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, осуществляется в соответствии с Порядком, являющимся Приложением № 6 к Государственной программе края (далее – Порядок-1).
Согласно подпунктам «е и «ж» пункта 4 Порядка-1 условиями предоставления субсидий являются, в том числе:
достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соглашении о предоставлении субсидии, заключаемом между муниципальным образованием края - получателем субсидии (далее - получатель субсидии), главным распорядителем средств краевого бюджета (далее - ГРБС) и комитетом Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса (далее - уполномоченный орган и соглашение соответственно) (подпункт «е»);
представление отчетности об использовании средств субсидии и о достижении установленных значений показателей результативности использования субсидии в сроки, определенные пунктом 17 настоящего Порядка, и по формам, установленным уполномоченным органом (подпункт «ж»).
Субсидии предоставляются на основании соглашения, в котором предусматривается обязательство получателя субсидии по представлению отчетов об использовании средств субсидии и о достижении установленных значений показателей результативности в сроки, определенные пунктом 17 настоящего Порядка, и по формам, установленным уполномоченным органом (абзац шесть пункта 7 Порядка-1).
Для заключения соглашения муниципальные образования края в течение одного месяца со дня утверждения Правительством края распределения субсидий в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка направляют в уполномоченный орган следующие документы (абзац один пункта 8 Порядка-1).
Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов проверяет документы на комплектность в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, а также соответствие муниципального образования края условиям предоставления субсидии, установленным подпунктами "а", "б" пункта 4, а также при наличии разработанной проектной документации - подпунктам "в", "г" пункта 4 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка-1).
В соответствии с пунктом 10 Порядка-1 в случае представления полного комплекта документов в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, а также соответствия муниципального образования края условиям, установленным подпунктами "а" - "г" пункта 4 настоящего Порядка, уполномоченный орган не позднее четырех рабочих дней со дня окончания срока, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, направляет получателю субсидии проект соглашения в трех экземплярах для подписания (абзац один пункта 10).
Получатель субсидии подписывает и направляет соглашение не позднее 14 рабочих дней со дня получения соглашения в уполномоченный орган и ГРБС через систему электронного документооборота Правительства Хабаровского края с последующим направлением оригиналов на бумажном носителе в уполномоченный орган (абзац два пункта 10).
Уполномоченный орган и ГРБС не позднее 10 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган и ГРБС подписанного получателем субсидии соглашения подписывают его со своей стороны (абзац три пункта 10).
Уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня окончания срока, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, направляет получателю субсидии один экземпляр подписанного соглашения через систему электронного документооборота Правительства Хабаровского края с последующим направлением оригинала на бумажном носителе (абзац четыре пункта 10).
В случае непоступления в уполномоченный орган и ГРБС соглашения, подписанного получателем субсидии, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, ГРБС в течение двух рабочих дней, следующих за днем истечения указанного срока, по согласованию с уполномоченным органом извещает получателя субсидии об отказе в предоставлении субсидии и готовит в установленном порядке проект нормативного правового акта Правительства края о внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт Правительства края, указанный в пункте 5 настоящего Порядка (абзац пять пункта 10).
Согласно пункту 11 Порядка-1 в случае ненадлежащего оформления и (или) неполного комплекта представленных документов, а также несоответствия муниципального образования края условиям, установленным в подпунктах "а" - "г" пункта 4 настоящего Порядка, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня их поступления возвращает документы.
Муниципальное образование края в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, возвращенных в соответствии с пунктом 11 Порядка, вправе повторно представить в уполномоченный орган документы, предусмотренные пунктом 8 настоящего Порядка (абзац один пункта 12 Порядка-1).
Оценка результативности использования субсидии осуществляется уполномоченным органом и ГРБС на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений показателей результативности (пункт 16 Порядка-1).
Получатели субсидии представляют ГРБС и уполномоченному органу отчеты (абзац один пункта 17 Порядка-1):
- об использовании средств субсидии с приложением документов (копий платежных поручений и подписанных актов выполненных работ) - ежемесячно в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным;
- о достижении значений показателей результативности - ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- сведения, содержащие информацию, предусмотренную подпунктом 4.6.1 пункта 4.6 раздела 4 Порядка формирования перечня КАИП, - не позднее 25 января года, следующего за отчетным.
ГРБС и уполномоченный орган обеспечивают соблюдение получателями субсидии условий, целей и порядка использования субсидии (пункт 18 Порядка-1).
Согласно пункту 20 Порядка-1 уполномоченный орган инициирует дополнительное распределение (перераспределение) субсидии из краевого бюджета в случаях: (абзац один пункта 20 Порядка-1)
- увеличения бюджетных ассигнований на цели, определенные настоящим Порядком, законом о краевом бюджете и (или) сводной бюджетной росписью;
- наличия неиспользованного остатка субсидии в связи с отсутствием у получателей субсидии потребности в ней в утвержденном размере, подтвержденной заявками, направляемыми в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка;
- наличия неиспользованного остатка субсидии в связи с непредставлением муниципальным образованием края в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка документов для заключения соглашения.
Субсидии из краевого бюджета подлежат дополнительному распределению (перераспределению) между муниципальными образованиями края, прошедшими отбор в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка.
В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуты значения показателей результативности, установленные соглашением, и данное недостижение не устранено в срок до 01 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, и если получателем субсидии в срок до 15 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, не представлены ГРБС и уполномоченному органу документы, подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности, установленных соглашением, объем средств, подлежащий возврату из бюджета получателя субсидии в краевой бюджет в срок до 25 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле (абзац 1 пункта 21 Порядка-1).
Порядок и сроки рассмотрения документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значения показателей (показателей) результативности использования субсидии, представленных получателем субсидии, устанавливаются уполномоченным органом (абзац 2 пункта 22 Порядка-1).
Предоставление в рамках Государственной программы края бюджетам муниципальных образований края из краевого бюджета субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на создание электросетевой инфраструктуры на территориях, в границах которых расположены земельные участки, предоставленные гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется в соответствии с Порядком, являющимся Приложением № 10 к Государственной программе края (далее – Порядок-2).
Согласно положениям раздела 2 Порядка-2, условиями предоставления Субсидий являются, в том числе:
наличие в бюджете муниципального образования края бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования края на создание электросетевой инфраструктуры (далее - расходное обязательство) в объеме, соответствующем размеру доли участия муниципального образования края в финансировании мероприятий за счет средств бюджета муниципального образования края, установленному в соглашении о предоставлении Субсидии, заключаемом между муниципальным образованием края, включенным в распределение Субсидии, предусмотренное абзацем шестым пункта 5.1 раздела 5 настоящего Порядка (далее - получатель Субсидии), ГРБС и комитетом Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса (далее - соглашение и Комитет соответственно) (абзац один пункта 2.2 Порядка-2);
предоставление Комитету и ГРБС отчетов о достижении значений показателя результативности использования Субсидий, об использовании Субсидий в срок, установленный в пункте 5.10 раздела 5 настоящего Порядка, и по формам, установленным ГРБС (пункт 2.4 Порядка-2).
Согласно пункту 4.1 раздела 4 Порядка-2 отбор муниципальных образований края для предоставления субсидии осуществляется Комитетом.
Извещение о сроках (дате начала и дате окончания) и месте приема заявок на предоставление Субсидии и документы, указанные в пункте 4.3 настоящего раздела (далее также - заявка, срок приема заявок соответственно), дате, времени и месте проведения отбора публикуется Комитетом не позднее, чем за пять календарных дней до дня начала срока приема заявок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Комитета по адресу: www.tek.khabkrai.ru (далее также - извещение, сайт Комитета) (абзац один пункта 4.2 раздела 4 Порядка-2).
Для участия в отборе муниципальные образования края в срок приема заявок, указанный в извещении, подают в Комитет следующий комплект документов (абзац один пункта 4.3 раздела 4 Порядка-2).
Заявку и документы, указанные в пункте 4.3 настоящего раздела, муниципальные образования края предоставляют по почте или нарочно в Комитет через отдел делопроизводства и архива управления по организации работы с документами Губернатора и Правительства края (далее - отдел делопроизводства и архива) (абзац один пункта 4.4 раздела 4 Порядка-2).
Муниципальное образование края до окончания срока приема заявок, указанного в извещении, может внести изменения в заявку путем направления письменного уведомления в Комитет с приложением документов, подтверждающих (обосновывающих) указанные изменения (абзац один пункта 4.6 раздела 4 Порядка-2)
Муниципальное образование края вправе до окончания срока приема заявок, установленного в извещении, отозвать свою заявку. Для этого необходимо направить в Комитет письменное уведомление о решении муниципального образования края отозвать ранее поданную заявку (пункт 4.7 раздела 4 Порядка-2).
Согласно пункту 4.8 раздела 4 Порядка-2 Комитет в течение семи рабочих дней со дня окончания срока приема заявок, установленного в извещении, рассматривает поступившие заявки и документы, указанные в пункте 4.3 настоящего раздела, и принимает одно из следующих решений (абзац один пункта 4.8):
1)о признании муниципального образования края прошедшим отбор – в случае отсутствия оснований, установленных пунктом 4.9 настоящего раздела;
2) о признании муниципального образования края не прошедшим отбор – в случае наличия оснований, установленных пунктом 4.9 настоящего раздела.
Муниципальным образованиям края направляются письменные уведомления о принятых Комитетом соответствующих решениях в течение пяти рабочих дней, следующих за днем их принятия (абзац четыре пункта 4.8).
Комитет в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в абзаце первом пункта 4.8 раздела 4 настоящего Порядка, формирует и публикует на сайте Комитета рейтинг муниципальных образований края, прошедших отбор (далее - рейтинг) (абзац один пункта 5.1 раздела 5 Порядка-2).
Согласно абзацу один пункта 5.2 раздела 5 Порядка-2 Комитет осуществляет дополнительное распределение (перераспределение) Субсидии между муниципальными образованиями края, прошедшими отбор и включенными в рейтинг, но не получившими Субсидию в размерах, указанных в заявках, в перечисленных случаях.
Дополнительное распределение (перераспределение) Субсидий осуществляется Комитетом в порядке, установленном абзацами четвертым, пятым пункта 5.1 настоящего раздела (с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом), в течение 30 рабочих дней со дня наступления обстоятельств, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, между муниципальными образованиями края, прошедшими отбор и включенным в рейтинг, но не получившими Субсидию в размерах, указанных в заявках (абзац пять пункта 5.2 Порядка-2).
В соответствии с пунктом 5.3 раздела 5 Порядка-2 в случае если все муниципальные образования края, включенные в распределение Субсидий, получили Субсидии в объемах, указанных в заявках, но остался лимит бюджетных ассигнований на цели предоставления Субсидии, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, Комитет проводит дополнительный отбор в порядке, установленном разделом 4 настоящего Порядка (с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом), в срок, указанный в извещении о проведении дополнительного отбора, но не позднее 01 сентября года предоставления Субсидии.
Извещение о проведении дополнительного отбора с указанием порядка и сроков приема документов, указанных в пункте 4.3 раздела 4 настоящего Порядка, публикуется Комитетом не позднее чем за пять календарных дней до дня начала срока приема заявок на сайте Комитета.
Согласно абзацам один – пять пункта 5.5 раздела 5 Порядка-2 Комитет не позднее 15 календарных дней со дня издания нормативных правовых актов Правительства края, предусмотренных абзацем шестым пункта 5.1, абзацем шестым пункта 5.2 настоящего раздела, направляет получателю Субсидии проект соглашения в трех экземплярах для подписания (абзац один пункта 5.5).
Получатель Субсидии подписывает и направляет соглашение не позднее 17 календарных дней со дня получения соглашения в Комитет и ГРБС на через систему электронного документооборота Правительства Хабаровского края с последующим направлением оригиналов на бумажном носителе в Комитет (абзац два пункта 5.5).
Комитет и ГРБС не позднее 15 календарных дней со дня поступления в Комитет и ГРБС подписанного получателем Субсидии соглашения подписывают его со своей стороны (абзац три пункта 5.5).
Комитет не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, направляет получателю Субсидии один экземпляр подписанного соглашения через систему электронного документооборота Правительства Хабаровского края с последующим направлением оригинала на бумажном носителе (абзац четыре пункта 5.5).
В случае непоступления в Комитет и ГРБС соглашения, подписанного получателем Субсидии, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, ГРБС в течение двух рабочих дней, следующих за днем истечения указанного срока, по согласованию с Комитетом извещает получателя Субсидии об отказе в предоставлении Субсидии и готовит в установленном порядке проект нормативного правового акта Правительства края о внесении соответствующих изменений в нормативные правовые акты Правительства края, указанные в абзаце шестом пункта 5.1, абзаце шестом пункта 5.2 настоящего раздела (абзац пять пункта 5.5).
Перечисление Субсидии осуществляется до 25 числа текущего месяца на основании заявки о перечислении Субсидии, представляемой получателем Субсидии в Комитет в срок до 10-го числа текущего месяца по форме, установленной ГРБС (пункт 5.6 раздела 5 Порядка-2).
ГРБС и Комитет обеспечивают соблюдение получателем Субсидии условий, целей и порядка предоставления Субсидии (пункт 5.9 раздела 5 Порядка-2).
Получатели Субсидии ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Комитет и ГРБС отчет о достижении значения показателя результативности использования Субсидии и отчет об использовании Субсидии с указанием наличия (отсутствия) потребности в Субсидии по формам, установленным ГРБС (пункт 5.10 раздела 5 Порядка-2)
Оценка результативности использования Субсидии получателем Субсидии осуществляется Комитетом и ГРБС на основании сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых получателем Субсидии значений показателя результативности использования Субсидии Согласно абзацу один пункта 5.11 Порядка-2 (абзац один пункта 5.11 раздела 5 Порядка-2).
Согласно пункту 6.1 раздела 6 Порядка-2 в случае если получателем Субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии не достигнуто установленное соглашением значение показателя результативности использования Субсидии и данное недостижение не устранено в срок до 01 февраля года, следующего за годом предоставления Субсидии, объем средств Субсидии, подлежащий возврату в краевой бюджет в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления Субсдии (Vвозврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата = (Vсубсидии x k) x 0,1,
где: Vсубсидии - размер Субсидии, предоставленной получателю Субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии;
k - коэффициент возврата Субсидии.
Коэффициент возврата Субсидии рассчитывается по формуле:
K = 1 - T / S,
где:
T - фактически достигнутое значение показателя результативности использования Субсидии на 31 декабря года предоставления Субсидии;
S - плановое значение показателя результативности использования Субсидии, установленное соглашением.
При расчете объема средств, подлежащих возврату из бюджета получателя Субсидии в краевой бюджет (Vвозврата), в размере Субсидии, представленной бюджету получателя Субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии (Vсубсидии), не учитывается размер остатка Субсидии, не использованного по состоянию на 01 января текущего финансового года.
Согласно пункту 6.2 раздела 6 Порядка-2 последствия, предусмотренные пунктом 6.1 настоящего раздела, не применяются при наличии документально подтвержденных обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению получателем Субсидии значения показателя результативности использования Субсидии.
Документы, подтверждающие обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие достижению получателем Субсидии значения показателя результативности использования Субсидии, представляются получателем Субсидии в Комитет в срок до 01 февраля года, следующего за годом предоставления Субсидии.
Порядок и сроки рассмотрения документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значения показателя результативности использования Субсидии, устанавливаются Комитетом в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу настоящего Порядка.
После неоднократного уточнения заявленных требований, прокурор Хабаровского края просил суд признать недействующими подпункт «е» пункта 4 в части слов «и комитетом Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса», «уполномоченный орган», «соответственно», абзац два пункта 10 в части слов «в уполномоченный орган и», абзац три пункта 10 в части слов «Уполномоченный орган и», абзац пять пункта 10 в части слов «в уполномоченный орган и», «по согласованию с уполномоченным органом», пункт 16 в части слов «уполномоченным органом и», абзац один пункта 17 в части слов «и уполномоченному органу», пункт 18 в части слов «и уполномоченный орган», абзац один пункта 21 в части слов «и уполномоченному органу», подпункт «ж» пункта 4, абзац шесть пункта 7, абзац один пункта 8, пункт 9, абзацы один и четыре пункта 10, пункт 11, абзац один пункта 12, абзац один пункта 20, абзац два пункта 22 Порядка-1;
абзац один пункта 2.2 раздела 2 в части слов «и комитетом Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса», «и Комитет соответственно», пункта 2.4 раздела 2 части слов «Комитету и», пункт 5.9 раздела 5 в части слов «и Комитет», пункт 5.10 раздела 5 в части слов «Комитет и», абзац один пункта 5.11 раздела 5 в части слов «Комитетом и», пункт 4.1, абзац один пункта 4.2, абзац один пункта 4.3, абзац один пункта 4.4, абзац один пункта 4.6, пункт 4.7, абзацы один и четыре пункта 4.8 раздела 4, абзац один пункта 5.1, абзацы один и пять пункта 5.2, пункт 5.3, абзацы один – пять пункта 5.5, пункт 5.6 раздела 5, пункты 6.1, 6.2 раздела 6 Порядка-2.
В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее.
В силу статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств определены пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ.
Из оспариваемых Порядков, а также ведомственной структуры расходов Закона Хабаровского края от 06 декабря 2017г. № 303 «О краевом бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов» следует, что субсидии, предусмотренные оспариваемыми в части Порядками, предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, которое является главным распорядителем указанных бюджетных средств.
Функции комитета Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса, определенные Положением о комитете Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 23.03.2009 № 90-пр, не относятся к предусмотренным пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ полномочиям главного распорядителя бюджетных средств и не дают оснований исполнять обязанности, возложенные на Комитет оспариваемыми нормами.
Предусмотренный пунктами 8 - 12 Порядка-1, пунктами 4.1 - 5.1 Порядка-2 отбор Комитетом муниципальных образований края для предоставления субсидии, влечет безусловное предоставление субсидии, что свидетельствует о наделении Комитета правом по принятию за ГРБС решения о предоставлении субсидии и исключает участие ГРБС в указанной процедуре.
Предусмотренные пунктами 16 - 18 Порядка-1 функции Комитета по оценке результативности использования субсидии, получению отчетов об использовании субсидии и о достижении значений показателей результативности, по обеспечению соблюдения получателями субсидии условий, целей и порядка использования субсидии являются бюджетными полномочиями ГРБС, установленными подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ.
Абзацем один пункта 21 Порядка-1 (предусматривающим предоставление Комитету документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности), пунктом 5.10 Порядка-2 (предусматривающим предоставление в Комитет получателями субсидии отчетов о достижении значения показателя результативности и отчета об использовании субсидии), абзацем один пункта 5.11 Порядка-2 (предусматривающим оценку результативности использования субсидии Комитетом) на Комитет возлагается исполнение полномочий главного распорядителя бюджетных средств, определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ.
Функции Комитета по дополнительному распределению (перераспределению) субсидий между муниципальными образованиями края, предусмотренные абзацами один и пять пункта 5.2 Порядка-2, относятся к бюджетным полномочиям ГРБС по распределению бюджетных ассигнований получателям бюджетных средств, предусмотренным подпунктом 5 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ.
Передача бюджетных полномочий главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, помимо случаев, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 3.1 Бюджетного кодекса РФ, бюджетным законодательством не предусмотрена.
Подпункт «е» пункта 4 Порядка-1, абзац 1 пункта 2.2 Порядка-2, абзацы один – пять пункта 5.5 Порядка-2 в части участия Комитета в процедуре подготовки соглашения к подписанию, установления обязанности получателя субсидии заключить соглашение о предоставлении субсидии при обязательном участии Комитета в качестве одной из сторон данного соглашения, характеризуются коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – Методика), - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – установление обременительных требований к организациям.
Пунктами 16-18 Порядка-1, пунктом 5.9 Порядка-2, абзацем один пункта 5.11 Порядка-2 не определены пределы оценки результативности использования субсидии для Министерства и Комитета, пределы обеспечения Министерством и Комитетом соблюдения получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, что свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, выразившегося в широте дискреционных полномочий, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти (подпункт «а» пункта 3 Методики).
Абзац один пункта 17 Порядка-1, пункт 2.4 Порядка-2, пункт 5.10 Порядка-2 в связи с возложением на муниципальные образования обязанности по предоставлению Комитету отчетов, абзац один пункта 21 Порядка-1 в связи с возложением на получателей субсидии обязанности по предоставлению Комитету документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности, содержат коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом «а» пункта 4 Методики, наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление обременительных требований к организациям.
Пунктом 6.1 Порядка-2 определен порядок возврата субсидии в случае не достижения значения показателя результативности на 31 декабря года предоставления субсидии.
В силу абзаца один пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
Нормами Порядка-2 требования о возврате, установленные абзацем один пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, не предусмотрены.
Учитывая, что не достижение установленного соглашением значения показателя результативности использования субсидии возможно, в том числе, и в связи с не использованием субсидии, пункт 6.1 Порядка-2 противоречит абзацу один пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, из пункта 6.1 Порядка-2 не следует, что субсидии, не использованные по состоянию на 01 января текущего финансового года, не используются для достижения установленного соглашением значения показателя результативности использования субсидии, что не отвечает требованиям ясности, непротиворечивости правовой нормы, характеризуется наличием коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «б» пункта 4 Методики – отсутствие четкой регламентации прав организаций.
Поскольку пунктом 6.2 Порядка-2 предусмотрено, в каких случаях не применяются последствия, предусмотренные пунктом 6.1, он также является недействующим.
В соответствии с абзацем один пункта 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса РФ предусмотренные данной статьей бюджетные меры принуждения применяются к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение.
В силу приведенных положений федерального законодательства и законодательства Хабаровского края Комитет, не являясь главным распорядителем бюджетных средств, не может нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных Порядком-1 и Порядком-2 обязанностей.
Противоречия оспариваемых норм Порядка-1 и Порядка-2 положениям федерального законодательства могут являться основанием для незаконных действий должностных лиц Министерства, Комитета, что может повлечь за собой нарушение прав муниципальных образований края, получающих субсидию и (или) имеющих право на ее получение.
В судебном заседании представитель административного истца прокурора Хабаровского края Азарова А.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края Кан С.Д. заявленные требования не признал по тем основаниям, что оспариваемые в части Порядки приняты Правительством Хабаровского края в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ в пределах бюджетных полномочий, предоставленных Правительству Хабаровского края Законом Хабаровского края от 25 июля 2007г. № 133 «О бюджетном процессе в Хабаровском крае».
Правительством края в качестве ответственного исполнителя оспариваемой в части Государственной программы края определен Комитет, что согласуется с пунктами 3.1.4 – 3.1.6, 3.2.17 Положения о Комитете, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 23 марта 2009г. № 90-пр.
Функции, возложенные на Комитет оспариваемыми положениями Порядка-1 и Порядка-2, осуществляются им как ответственным исполнителем программы – отраслевым органом государственной власти края в целях обеспечения выполнения мероприятий Государственной программы края и достижения ее целевых показателей (индикаторов), в связи с чем, Комитет является непосредственным участником правоотношений, не подменяя главного распорядителя бюджетных средств в реализации его полномочий, установленных Бюджетным кодексом РФ.
Оспариваемые положения не содержат признаков коррупциогенных факторов.
В нарушение требований части 2 статьи 62 КАС РФ прокурор не указывает, в чем именно заключается избыточность и затруднительность для получателей субсидий заключения соглашений с участием ответственного исполнителя Государственной программы края и предоставление ему соответствующей отчетности. Одно лишь указание на наличие признаков коррупциогенного фактора в оспариваемых нормах, без подтверждения их возможного практического применения, является недостаточным для их установления.
Дублирование полномочий органов государственной власти отсутствует, поскольку Министерство реализует полномочия главного распорядителя бюджетных средств, а Комитет – полномочия ответственного исполнителя Государственной программы края.
Довод прокурора о несоответствии пункта 6.1 Порядка-2 положениям абзаца один пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ является не обоснованным, основанным на неверном толковании положений бюджетного законодательства.
Обязанность по возврату остатков субсидии, предусмотренная статьей 242 Бюджетного кодекса РФ, не относится к механизму обеспечения достижения получателем субсидии значений показателей результативности использования субсидии, предусмотренному пунктом 6.1 Порядка-2.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 Порядка-1 он разработан в целях обеспечения реализации мероприятий государственной программы Хабаровского края «Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровской крае», и определяет механизм предоставления из краевого бюджета субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности (далее – субсидии).
Согласно пункту 1.1 Порядка-2, он устанавливает цели, условии и механизм предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на создание электросетевой инфраструктуры на территориях, в границах которых расположены земельные участки, предоставленные гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», для реализации «Мероприятия по созданию электросетевой инфраструктуры на территориях, в границах которых расположены земельные участки, предоставленные гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственной программы Хабаровского края «Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае».
В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса РФ субсидии местным бюджетам являются одной из форм межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации регламентирован статьей 139 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с положениями статьи 139 Бюджетного кодекса РФ, статьи 26.2 Федерального закона от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ), а также статьи 63.1 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в форме субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 1.1 Закона Хабаровского края от 25 июля 2007г. № 133 «О бюджетном процессе в Хабаровском крае» к бюджетным полномочиям Правительства края относится установление порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из краевого бюджета, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями.
Из изложенного следует, что Порядок-1 и Порядок-2 приняты Правительством Хабаровского края в пределах предоставленных законодательством полномочий, по вопросам, относящимся к его компетенции.
Согласно пункту 32 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» государственная программа субъекта Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца три части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, порядок их формирования и реализации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013г. № 283-пр утверждены Порядок приятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации (далее – Порядок разработки государственных программ), а также Порядок проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края (далее – Порядок проведения оцени эффективности).
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка разработки государственных программ, разработка и реализация государственной программы осуществляется органом исполнительной власти края или структурным подразделением аппарата Губернатора и Правительства края, определенным Правительством края в качестве ответственного исполнителя государственной программы (далее - ответственный исполнитель), совместно с заинтересованными органами исполнительной власти края, структурными подразделениями аппарата Губернатора и Правительства края - соисполнителями государственной программы (далее - соисполнители) и участниками государственной программы, привлекаемыми по согласованию для реализации мероприятий государственной программы (далее - участники).
Согласно пункту 9.1 Порядка разработки государственных программ, при разработке и реализации государственной программы ответственный исполнитель наделен, в том числе, следующими полномочиями:
-организует реализацию государственной программы, вносит по согласованию с соисполнителями изменения в государственную программу и несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) государственной программы, а также конечных результатов ее реализации (подпункт 2);
-проводит интегральную оценку эффективности реализации государственной программы (подпункт 4);
- запрашивает у соисполнителей и участников сведения, необходимые для проведения мониторинга, интегральной оценки эффективности реализации государственной программы и подготовки годового отчета (подпункт 5);
-готовит годовой отчет и представляет его в министерство экономического развития края (подпункт 6).
Аналогичные полномочия ответственного исполнителя Государственной программы края изложены в ее 10 разделе.
Правительством края в качестве ответственного исполнителя оспариваемой в части Государственной программы края определен комитет Правительства Хабаровского края по развитию топливно-энергетического комплекса (далее – Комитет).
Согласно разделу 9 Государственной программы края одним из способов ограничения рисков, которые могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий Программы в установленные сроки, является обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя, соисполнителей и участников Программы (в том числе за счет заключения соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами и контроля за их реализацией).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона № 184-ФЗ, подпункта 5 пункта 37.1 статьи 37 Устава Хабаровского края, принятого постановлением Хабаровской краевой Думы от 30.11.1995г. № 150, пункта 5 части 2 статьи 16 Закона Хабаровского края от 27.11.2011г. № 349 «О Правительстве Хабаровского края» Правительство Хабаровского края формирует иные органы исполнительной власти края и обеспечивает их эффективную работу, контролирует осуществление функций исполнительной власти органами местного самоуправления в пределах переданных им законами полномочий.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 23 марта 2009г. № 90-пр утверждено Положение о комитете Правительства Хабаровского края по развитию топливно-энергетического комплекса (далее – Положение).
Согласно пункту 1.2 Положения Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по выработке и реализации государственной политики по развитию топливно-энергетического комплекса, в том числе по вопросам в области энергетики, угледобычи, нефтепереработки, газификации, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перспективного развития и инвестиционной деятельности ТЭК.
В сфере обеспечения деятельности по реализации основных задач Комитета, на него возложены, в том числе следующие функции:
-разработка и организация реализации государственной программы Хабаровского края «Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае» (далее - Государственная программа), подготовка квартальных, годовых отчетов и расчет интегральной оценки эффективности в соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. № 283-пр «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края» (подпункт 3.1.4);
-организация взаимодействия с соисполнителями Государственной программы - органами исполнительной власти края, органами местного самоуправления и предприятиями ТЭК по вопросам: реализации и финансирования мероприятий Государственной программы; внесения изменений в Государственную программу; подготовки годовых отчетов (подпункт 3.1.5);
-подготовка соглашений на предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, заключаемых в соответствии с Государственной программой между администрациями муниципальных образований края, главным распорядителем средств краевого бюджета и Комитетом (подпункт 3.1.6).
Указанным функциям корреспондируют обязанности Комитета, изложенные в оспариваемых нормах Порядка-1 и Порядка-2.
Доводы прокурора о том, что полномочия в рамках Государственной программы края по отбору муниципальных образований края для предоставления субсидии, подписанию соглашения о предоставлении субсидии, получению отчетности об использовании средств субсидии и о достижении установленных значений показателей результативности, оценке результативности использования субсидии, обеспечению соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка использования субсидии, дополнительного распределения (перераспределения) субсидии, относятся к исключительным полномочиям главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных подпунктами 1, 5, 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, суд считает не обоснованными.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 4 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.
В силу положений пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями:
-обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункт 1);
- составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (подпункт 5);
- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10).
В соответствии с ведомственной структурой расходов Закона Хабаровского края от 06 декабря 2017г. № 303 «О краевом бюджете на 2018 года и на плановый период 2019 и 2020 годов» субсидии, предусмотренные оспариваемыми в части Порядками, предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Оспариваемыми в части Порядками (подпункт «е» пункта 4 Порядка-1, пункт 1.3 Порядка-2) министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство) определено главным распорядителем средств краевого бюджета (далее – ГРБС), в пределах которых предоставляются субсидии муниципальным образованиям.
Исполняя полномочия ГРБС, Министерство заключает соглашения о предоставлении субсидии (подпункт «е» пункта 4 Порядка-1, абзац один пункта 2.2 Порядка-2); в установленных случаях по согласованию с Комитетом отказывает в предоставлении субсидии и готовит в установленном порядке проект соответствующего нормативного правового акта Правительства края (абзац 5 пункта 10 Порядка-1, абзац пять пункта 5.5 Порядка-2); осуществляет оценку результативности использования субсидии (пункт 16 Порядка-1, абзац один пункта 5.11 Порядка-2); обеспечивает соблюдение получателями субсидии условий, целей и порядка использования субсидии (пункт 18 Порядка-1, пункт 5.9 Порядка-2).
Вопреки доводам прокурора, поскольку субсидии, предусмотренные Государственной программой края, предоставляются в соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса РФ, Министерство не обладает полномочиями по распределению бюджетных ассигнований, т.к. в соответствии с частью 4 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанное нашло свое отражение в оспариваемых Порядках, согласно которым распределение субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям края, прошедшим отбор, утверждается нормативным правовым актом Правительства края (пункт 5 Порядка-1, абзац шесть пункта 5.1 Порядка-2).
Учитывая, что Порядок-1 и Порядок-2 являются механизмами реализации мероприятий Государственной программы края, участие в них Комитета, как ответственного исполнителя Государственной программы края, обусловлено полномочиями, предусмотренными пунктом 9.1 Порядка, разработки государственных программ, разделом 10 Государственной программы края, Положением о Комитете (подпункты 3.1.4, 3.1.5, 3.1.6), а не возложением полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
Доводы прокурора о наличии в ряде оспариваемых норм коррупциогенных факторов, суд считает не обоснованными.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009г. № 172-ФЗ «Об аниткоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее – Федеральный закон № 172-ФЗ) коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010г. № 96 утверждена Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее – Методика).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц).
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 4 Методики, коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, является: наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям (подпункта «а»); злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций (подпункт «б»).
Подпункт «е» пункта 4 Порядка-1, абзац 1 пункта 2.2 Порядка-2, абзацы один – пять пункта 5.5 Порядка-2 в части участия Комитета в процедуре подготовки соглашения к подписанию, установления обязанности получателя субсидии заключить соглашение о предоставлении субсидии при обязательном участии Комитета в качестве одной из сторон данного соглашения; абзац один пункта 17 Порядка-1, пункт 2.4 Порядка-2, пункт 5.10 Порядка-2 в связи с возложением на муниципальные образования обязанности по предоставлению Комитету отчетов, абзац один пункта 21 Порядка-1 в связи с возложением на получателей субсидии обязанности по предоставлению Комитету документов, подтверждающих наличие обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению значений показателей результативности, не содержат коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «а» пункта 4 Методики, поскольку участие Комитета в оспариваемых Порядках обусловлено выполнением им функции ответственного исполнителя Государственной программы края, приведенные в данных нормах обязанности муниципальных образований не являются неопределенными, трудновыполнимыми или обременительными, устанавливающими избыточные требования по отношению к муниципальным образованиям, не предполагают предоставления каких-либо дополнительных документов или информации, не связанной с использованием субсидии, либо требующей обращения в целях ее получения к иным органам или организациям, а значит, не могут быть признаны создающими условия для проявления коррупции по смыслу Федерального закона № 172-ФЗ.
Исходя из содержания пунктов 4, 6, 7, 16,17 Порядка-1, пунктов 5.4, 5.7, 5.9, 5.11 Порядка-2, а также условий соглашения на предоставление субсидии (пункты 6, 7 Порядка 1, пункт 5.4 Порядка-2), обеспечение соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии, оценка результативности ее использования достигается путем рассмотрения представленных муниципальными образованиями отчетов об использовании средств субсидии, о достижении значений показателей результативности и сравнения установленных соглашением и фактически достигнутых получателем субсидии показателей результативности.
Условия заключаемых соглашений с получателями субсидий, в совокупности с оспариваемыми нормами не дают оснований для возможного расширительного толкования полномочий главного распорядителя бюджетных средств и ответственного исполнителя Государственной программы края, определенных пунктами 16-18 Порядка-1, пунктом 5.9 Порядка-2, пунктом 5.11 Порядка-2.
Дублирование в указанных пунктах полномочий органов государственной власти отсутствует, поскольку полномочия Министерства, как главного распорядителя бюджетных средств, реализуются в рамках пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, полномочия Комитета, как ответственного исполнителя Государственной программы края, реализуются в рамках Государственной программы края, Положения о Комитете, т.е. имеют разное регулирование.
Пунктом 6.1 Порядка-2 определен механизм возврата субсидии в случае, если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии не достигнуто установленное соглашением значение показателя результативности использования субсидии и данное недостижение не устранено в срок до 01 февраля года, следующего за годом предоставления субсидии.
Довод прокурора о несоответствии указанного пункта положениям абзаца один пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ является ошибочным, основанным на неверном толковании положений бюджетного законодательства.
В соответствии с порядком, предусмотренным абзацем один пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.
По мнению прокурора, не достижение установленного соглашением значения показателя результативности использования субсидии возможно, в том числе, и в связи с неиспользованием субсидии, при этом механизм возврата субсидии, установленный абзацем один пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, не предусмотрен.
Указанные выводы прокурора суд считает не верными.
Для достижения реального экономического эффекта от предоставления финансовой помощи органам местного самоуправлении на решение вопросов местного значения подпунктом 5 пункта 5.4 Порядка-2 установлено условие, предусматривающее достижение получателем субсидии значения показателей результативности использования субсидии.
В пункте 6.1 Порядка-2 определен механизм возврата субсидии, связанный с реализацией мер, необходимых для эффективности и результативности использования бюджетных средств, который не имеет отношения к порядку возврата субсидии, не использованной по состоянию на 1 января текущего финансового года.
Данный порядок соотносится с установленными на федеральном уровне общими требованиями, регулирующими предоставление субсидий субъекту Российской Федерации, - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014г. № 999 (далее – Правила № 999).
Пунктом 16 Правил № 999 предусмотрено, что если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 настоящих Правил (достижение значения показателей результативности использования субсидии), и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в срок до 1 июня года, следующего за годом предоставления субсидии рассчитывается по формуле.
При этом пунктом 20 Правил № 999 установлено, что основанием для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, в том числе за недостижение показателей результативности может являть документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующий исполнению обязательств.
Аналогичная норма изложена в пункте 6.2 Порядка-2.
Предусмотренный пунктом 6.1 Порядка-2 механизм возврата субсидии при недостижении значения показателя результативности не содержит коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом «б» пункта 4 Методики, поскольку права и обязанности получателей субсидии в нем четко регламентированы.
Доводы прокурора о том, что из пункта 6.1 Порядка-2 не следует, что субсидии, не использованные по состоянию на 01 января текущего финансового года, не используются для достижения установленного соглашением значения показателя результативности использования субсидии, суд считает не обоснованными.
Не воспроизведение в Порядке-2 абзаца первого части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ не свидетельствует о возможности его неприменения, поскольку нормы федерального закона имеют прямое действие на территории Российской Федерации, обязательны к применению всеми участниками бюджетного процесса.
Разделом 10 Государственной программы края предусмотрено, что ответственный исполнитель несет ответственность за достижение показателей (индикаторов) Программы, а также конечных результатов ее реализации, в связи с чем, являются не обоснованными доводы прокурора об отсутствии у Комитета ответственности за невыполнение установленных оспариваемыми Порядками обязанностей.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемые в части Порядок-1 и Порядок-2 приняты Правительством Хабаровского края в пределах его компетенции и полномочий субъекта Российской Федерации, с соблюдением процедуры принятия и опубликования, нормам федерального законодательства не противоречат, коррупциогенных факторов не содержат, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии настоящего решения должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ,
РЕШИЛ:
Прокурору Хабаровского края в удовлетворении требования о признании недействующими подпункта «е» пункта 4 в части слов «и комитетом Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса», «уполномоченный орган», «соответственно», абзаца два пункта 10 в части слов «в уполномоченный орган и», абзаца три пункта 10 в части слов «Уполномоченный орган и», абзаца пять пункта 10 в части слов «в уполномоченный орган и», «по согласованию с уполномоченным органом», пункта 16 в части слов «уполномоченным органом и», абзаца один пункта 17 в части слов «и уполномоченному органу», пункта 18 в части слов «и уполномоченный орган», абзаца один пункта 21 в части слов «и уполномоченному органу», подпункта «ж» пункта 4, абзаца шесть пункта 7, абзаца один пункта 8, пункта 9, абзацев один и четыре пункта 10, пункта 11, абзаца один пункта 12, абзаца один пункта 20, абзаца два пункта 22 Порядка предоставления субсидии из краевого бюджета местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по строительству, реконструкции объектов капитального строительства муниципальной собственности, являющегося Приложением № 6 к государственной программе Хабаровского края «Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 года № 119-пр отказать.
В удовлетворении требовании требования о признании недействующими абзаца один пункта 2.2 раздела 2 в части слов «и комитетом Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса», «и Комитет соответственно», пункта 2.4 раздела 2 части слов «Комитету и», пункта 5.9 раздела 5 в части слов «и Комитет», пункта 5.10 раздела 5 в части слов «Комитет и», абзаца один пункта 5.11 раздела 5 в части слов «Комитетом и», пункта 4.1, абзаца один пункта 4.2, абзаца один пункта 4.3, абзаца один пункта 4.4, абзаца один пункта 4.6, пункта 4.7, абзацев один и четыре пункта 4.8 раздела 4, абзаца один пункта 5.1, абзацев один и пять пункта 5.2, пункта 5.3, абзацев один – пять пункта 5.5, пункта 5.6 раздела 5, пунктов 6.1, 6.2 раздела 6 Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края на создание электросетевой инфраструктуры на территориях, в границах которых расположены земельные участки, предоставленные гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», являющегося Приложением № 10 к государственной программе Хабаровского края «Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 года № 119-пр отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательно форме принято 16 ноября 2018 года
Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз