НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хабаровского краевого суда (Хабаровский край) от 03.06.2019 № 2А-1829/19

№2а-1829/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 июня 2019 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Фадеевой Е.А.,

с участием прокурора Напольской В.Л.,

при секретаре Севостьяновой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Общества с ограниченной ответственностью «Авангард», индивидуального предпринимателя Банникова Н.В. к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании недействующим полностью постановления №271-па от 9 февраля 2016 года,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Авангард» обратилось в суд административным исковым заявлением к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании недействующим полностью постановления №271-па от 9 февраля 2016 года с даты его принятия, ссылаясь на то, что ответчиком 9 февраля 2016 года принято постановление «Об утверждении Порядка расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещающих на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», которое официально опубликовано 1 марта 2016 года в газете «Дальневосточный КОМСОМОЛЬСК» №16 (18140). Административный истец, являясь субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым Постановлением в связи с заключением с ответчиком договоров на «Установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Полагает, что оспариваемым актом нарушаются его права, свободы и законные интересы, т.к. принятое административным ответчиком постановление, не соответствует ст.65, 4.1 статьи 39.7 ЗК РФ, который имеет большую юридическую силу, в части несоответствия Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, а именно право на экономически обоснованную плату за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», что подтверждается отсутствием экономического обоснования значения установленных в формуле расчета платы за установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Размер платы по договору должен рассчитываться от площади точки присоединения к земельным участкам, зданиям и иному недвижимому имуществу, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», а не от площади рекламной поверхности конструкции. Полагал, что платеж по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, фактически является арендной платой за использование муниципальной земли (муниципальной собственности) без предоставления земельного участка, т.к. иной платы кроме арендной платы и земельного налога ст.65 ЗК РФ не предусмотрено. Кроме того, Администрация г.Комсомольска-на-Амуре не наделена полномочиями устанавливать Порядок расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещающих на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на- Амуре», т.к. вопрос «определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности» в соответствии с п.5 ч. ст.35 Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является исключительной компетенцией Думы города Комсомольска-на-Амуре. Установление платы за пользование имуществом безусловно является вопросом управления и распоряжения таким имуществом. Просит признать недействующим полностью постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 февраля 2016 года №271-па «Об утверждении Порядка расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещающих на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» с даты его принятия

ИП Банников Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании недействующим полностью постановления №271-па от 9 февраля 2016 года с даты его принятия, по доводам, аналогичным доводам ООО «Авангард».

Определением от 13 мая 2019 года административные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель административных истцов Лепский В.А., действующий на основании доверенностей о 10 март 2019 года, 27АА1408570 от 16 апреля 2019 года исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, при этом дополнительно пояснил, что передача исключительных полномочий Думы г.Комсомольска-на-Амуре администрации г.Комсомольска-на-Амуре противоречит пп.5 п.10 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Наличие экспертиз нормативно-правового документа не подменяет экономического обоснования, предусмотренного постановлением Правительства №582. Представленные отчеты к числу такового отнесены быть не могу, поскольку ими определена рыночная стоимость 1 кв.м земельного участка, в то время как оспариваемым постановлением установлена стоимость места под установку рекламной конструкции на земельном участке.

Представитель ответчика Киркова К.С., действующая на основании доверенности 1-1-4/207 от 27 декабря 2018 года исковые требования не признала, поддержав доводы письменных возражений и дополнений к нему, в том числе представителя ответчика Матвиенко Т.В., действующей на основании доверенности №1-1-44/204 от 27 декабря 2018 года, из которых следует, что оспариваемое постановление издано Администрацией города Комсомольска-на-Амуре в соответствии с положениями ст.39.36 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 13 марта 2006 года №38-Ф3 «О рекламе», Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года №131-Ф3, решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 23 декабря 2015 г. № 128 «Об утверждении Порядка размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Согласно пункту 3 статьи 5 решения Думы №128 расчет годового размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Города, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Города производится в соответствии с нормативным правовым актом администрации города Комсомольска-на-Амуре, с учетом территорий размещения рекламных конструкций в соответствии с приложением №2. Кроме того, решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 16 июля 2009 года №1 утвержден Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», которым полномочия по утверждению оспариваемого Порядка переданы администрации Комсомольской-на-Амуре городской Думой. До настоящего времени указанные решения не отменены. Каких-либо замечаний или представлений об устранении нарушений действующего законодательства в отношении данного постановления при проведении антикоррупционной экспертизы от прокурора города не поступало. Экономическим обоснованием расчета платы по договорам за установку и эксплуатацию рекламных конструкций являются отчеты независимого оценщика ООО «ОПЛОТ», изготовленные по заданию Управления архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре. В связи с тем, что какой-либо утвержденной законодателем методики расчета платы по договору за установку и эксплуатацию рекламных конструкций не существует, применяемые в оспариваемом Порядке коэффициенты рассчитаны разработчиком Порядка самостоятельно, с учетом размера платы за 1 квадратный метр земельного участка, с применением отчетов независимого оценщика и территориального размещения рекламной конструкции. Дополнительно в отзыве указала, что доходность земельных участков складывается из сумм, которые администрация города Комсомольска-на-Амуре может получить при распоряжении земельными участками в соответствующих территориальных зонах, а именно при предоставлении указанных земельных участков в аренду и в собственность. Действующими ст.39.36 Земельного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 года №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» в настоящее время земельные участки под объекты рекламы не формируются и не предоставляются. Среднее значение рыночной стоимости стартового размера годовой арендной платы 1 кв.м. земельных участков, расположенных в территориальных зонах, под установку рекламных конструкций согласно заключению оценщика составило 96337,15 руб. Учитывая, что для расчета базовой ставки нужно было точное значение, эта цифра была округлена до 100000 руб. за 1 кв.м. Экономическое обоснование размера базовой ставки заключается в наличии оценки рыночной стоимости земли в разных районах города Комсомольска-на-Амуре. Базовая ставка находится в прямой зависимости по отношению к значению рыночной стоимости стартового размера годовой арендной платы за 1 кв.м. земельных участков, расположенных в территориальных зонах, под установку рекламных конструкций. В решении Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 23 декабря 2015 года №128 «Об утверждении Порядка размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», а также в обжалуемом Постановлении администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 февраля 2016 года №271-па места установки рекламных конструкций на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» разделены на 4 территориальные зоны. Разделение всех территорий города на территориальные зоны в целях размещения рекламы имеет своей целью дифференцировать места размещения рекламы от более выгодных к менее выгодным. При этом, в данном случае, под выгодностью понимается степень информационного воздействия на потребителя, которая зависит от различных факторов, таких как пешеходная проходимость соответствующих мест, наличие транспортных путей, маршруты общественного транспорта, расположение мест массового скопления людей (площади, рынки, бульвары) и др. Учитывая, что размер базовой ставки был рассчитан исходя из средней величины платы за размещение рекламных конструкций и не отражал зависимость размера данной платы от места размещения рекламной конструкции и её свойств, были установлены поправочные коэффициенты. При этом, в данном случае, разработчики обжалуемого Постановления 271-па также исходили из рыночной оценки земли, содержащейся в отчетах. Учитывая, что средний размер платы за размещение рекламной конструкции составляет 80640 руб., размер поправочных коэффициентов является обоснованным с точки зрения рыночной стоимости земли, так как итоговый размер платы не превышает данную сумму. При проведении оценки экспертом-оценщиком производился многофакторный анализ рыночной стоимости объектов земельных правоотношений с учётом специфики отношений по использованию земель для установки рекламных конструкций. Учитывая, что оценщиком является лицо - член саморегулируемой организации оценщиков, результаты оценки являются в данном случае единственно допустимыми для использования показателя рыночной стоимости. Дополнительно пояснила, что при определении базовой ставки доходность, выраженная в стоимости 1 кв.м., в среднем 100000 руб. в год, была разделена на 36, что соответствует площади наиболее распространенной в г.Комсомольске-на-Амуре рекламной конструкции и умножено на усредненный поправочный коэффициент, который был определен методом подбора в целях сохранения возможной доходности администрации равной рыночной стоимости 1 квадратного метра в год земельного участка, сдаваемого в аренду согласно отчету оценщика. Результат был округлен до 1400 руб. за 1 кв.м. рекламной конструкции. Объяснений определения поправочного коэффициента нет. Полагала, что поскольку решения Думы г.Комсомольска-на-Амуре №1 и №128 не отменены, администрацией г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных полномочий. В иске просит отказать.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, полагавшей требования подлежащими удовлетворению частично, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с положениями ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Как установлено пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Дале Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Статьей 51 Закона №131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п.5 п.10 ст.35 Закона №131-ФЗ к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Аналогичные положения закреплены в п.5 ч.1 ст.12 Устава муниципального образования города Комсомольска-на-Амуре.

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из подпункта 3 п.3 ст.39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Частью 3 статьи 43 Закона №131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Как следует из материалов дела, решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 23 декабря 2015 года №128 утвержден «Порядок размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», которым определен порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом и установлено, что расчет годового размера платы по договору на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Города, и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Города производится в соответствии с нормативным правовым актом администрации города Комсомольска-на-Амуре, с учетом территорий размещения рекламных конструкций в соответствии с приложением №2 к настоящему Порядку.

Согласно п.1.13 ст.30 Устава г.Комсомольска-на-Амуре к полномочиям администрации города Комсомольска-на-Амуре относится принятие решений и осуществление действий во исполнение, в том числе решений городской Думы.

Так, во исполнение указанного положения Администрацией города Комсомольска-на-Амуре принято оспариваемое административными истцами постановление №271-па (в редакции от 12 октября 2017 года) Об утверждении Порядка расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Постановление официально опубликовано 1 марта 2016 года в газете «Дальневосточный КОМСОМОЛЬСК» №16 (18140), являющемся официальным источником опубликования информации в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края порядком предоставления информации о деятельности Администрации в средствах массовой информации. Постановление действует с изменениями, внесенными постановлением Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12 октября 2017 года №2557-па «О внесении изменений в постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 9 февраля 2016 года №271-па «Об утверждении Порядка расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативно-правовой акт принят администрацией г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края во исполнения решения представительного органа муниципального образования – решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы, принятого по вопросу определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности в пределах полномочий, отнесенных федеральным законодательством к его компетенции.

Таким образом, полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого нормативного акта, соблюдение формы и вида нормативного правового акта, порядок его принятия и опубликования судом проверены, соответствуют действующим нормам.

Оценивая довод представителя административных истцов о несоответствии оспариваемого нормативно-правового акта статье 65, п.4.1 статье 39.7 Земельного кодекса РФ, имеющим большую юридическую силу, в части несоответствия в том числе Постановлению Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 (в редакции от 5 мая 2017 года) «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», суд приходит к следующему.

В силу ч.4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп.7 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов, на котором основывается настоящий Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из того, что договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель, то правовое регулирование использования земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка в отношении платы по названному договору должно осуществляться в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ, согласно которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов, в частности, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11 мая 2004 года N 209-О и от 28 февраля 2017 года N 424-О, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога (арендной платы) не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.

Ставки арендной платы, а также используемые для ее расчета коэффициенты должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта, устанавливающего величины ставок арендной платы, должны производиться оценка местоположения и градостроительной ценности земельных участков, а также анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

В свою очередь, соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы должно быть доказано путем представления со стороны административного ответчика соответствующих документов, а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Оспариваемым постановлением от 9 февраля 2016 года №271-па (в редакции от 12 октября 2017 года) «Об утверждении Порядка расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещаемых на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» расчет размера платы определяется по формуле с указанием базовой ставки исходя из площади информационного поля одной стороны рекламной конструкции, суммы площадей информационных полей рекламной конструкции и поправочного коэффициента, получаемого путем умножения поправочных коэффициентов, учитывающих территориальное размещение рекламной конструкции, освещенность рекламной конструкции и способа распространения рекламной конструкции.

В подтверждение экономической обоснованности административным ответчиком представлены отчеты по определению рыночной стоимости стартового размер годовой арендной платы под установку рекламных конструкций 1 кв.м. земельных участков в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.

Как установлено из консультации специалиста Бобыленок Ю.А. размер базовой ставки и поправочных коэффициентов были исчислены методом подбора в целях сохранения возможного получения дохода администрацией г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края исходя из оценки рыночной стоимости стартового размера годовой арендной платы 1 кв. м. земельного участка, установленной отчетами оценщика, то есть 100000 руб. в год. В условиях отсутствии методики определения поправочного коэффициента и базовой ставки, сумма предполагаемого дохода в размере 100000 руб. была разделена ими на 36, что соответствует наиболее распространенной площади двухсторонней рекламной конструкции и затем методом подбора были найдены коэффициенты и определен размер базовой ставки, чтобы сохранить возможность получения дохода в среднем в сумме 100000 руб. в год. Размер поправочных коэффициентов увеличивался пропорционально в тех районах, где степень воздействия рекламной конструкции на потребителя была ожидаемо больше, исходя из наличия пешеходной зоны, проходимости, однако многофакторный анализ доходности земельных участков, на основании которого определен размер поправочного коэффициента, не производился. В отделе, который готовил проект постановления, отсутствуют экономисты.

Оценивая представленные стороной ответчика доказательства, суд отвергает их доводы о соблюдении принципа экономической обоснованности при принятии оспариваемого нормативно-правового акта. Ответчиком не представлены документы, свидетельствующее о проведении анализа доходности земельных участков, обоснования установления и расчета размера базовой ставки исходя из площади рекламной конструкции, размер поправочного коэффициента указан без какого-либо экономического обоснования, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, которые бы позволили определить обоснованность расчета поправочного коэффициента, в частности не представлены документы, подтверждающие проведение до принятия оспариваемого решения многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков с учетом их местоположения, видов разрешенного использования и иных экономических характеристик, влияющих на уровень их доходности, и документы, непосредственно подтверждающие проведение расчета величины базовой ставки.

Ответчиком не оспаривался факт установления базовой ставки и поправочного коэффициента методом подбора в целях сохранения предполагаемого годового дохода ответчика от аренды 1 квадратного метра земельного участка, на котором располагается рекламная конструкция.

Оценивая по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные ответчиком доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое значение базовой ставки исходя из площади рекламной поверхности конструкции и поправочные коэффициенты, в том числе, учитывающие территориальное размещение рекламной конструкции, произведены административным ответчиком без необходимого в силу закона экономического обоснования, что влечет признание оспариваемого нормативно правового акта противоречащим действующему законодательству, в связи с чем исковые требования административных ответчиков в данной части обоснованны и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, требования истцов о признании оспариваемого постановления недействующим со дня его принятия удовлетворению не подлежат, поскольку на основании последнего были реализованы права юридических и физических лиц, в связи с чем с учетом разъяснений, содержащихся в п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №15 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» суд приходит к выводу о необходимости признания его недействующим со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Авангард», административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Банникова Н.В. к администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании недействующим полностью постановления №271-па от 9 февраля 2016 года «Об утверждении Порядка расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещающих на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» удовлетворить частично.

Признать постановление №271-па от 9 февраля 2016 года «Об утверждении Порядка расчета годового размера платы по договору и примерной формы договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, размещающих на земельных участках, зданиях и ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Дальневосточный Комсомольск».

В удовлетворении остальной части исковых требований Обществу с ограниченной ответственностью «Авангард», индивидуальному предпринимателю Банникову Н.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Фадеева