НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Гусиноозерского городского суда (Республика Бурятия) от 12.01.2022 № 2А-76/2022

№ 2а-76/2022

УИД: 04RS0-48

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 января 2022 г. г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Семеновой А.Ю., при помощнике судьи Бадмаевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ноехонская средняя общеобразовательная школа имени В.Д.Ринчинова к Селенгинскому РОСП УФССП России по Республике Бурятия, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия об уменьшении размера исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Представитель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ноехонская средняя общеобразовательная школа имени В.Д.Ринчинова Дашиев Э.Ж. обратился в суд с административным иском, в котором просит уменьшить размер исполнительского сбора по исполнительному производству -ИП до 37 500 руб.

В обоснование требований указывает, что МБОУ Ноехонская средняя общеобразовательная школа имени В.Д.Ринчинова является должником по исполнительному производству -ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: иной вид исполнения неимущественного характера: обязать МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: , путем устройства системы видеонаблюдения по периметру и в здании школы в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. На момент подачи административного иска требования исполнительного документа в полном объеме исполнены, исполнительский сбор не уплачен ввиду тяжелого имущественного положения должника.

Определением суда к участию в деле привлечены в качестве административного соответчика УФССП России по Республике Бурятия, в качестве заинтересованного лица судебный пристав-исполнитель Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия ФИО1

В судебное заседание представители МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова, Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия, УФССП России по Республике Бурятия, судебный пристав-исполнитель Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия ФИО1, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

Суд полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч. 2 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи.

Таким образом, законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.

Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Как усматривается из материалов дела, решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, на МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова возложена обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: , , путем устройства системы видеонаблюдения по периметру и в здании школы в срок до ДД.ММ.ГГГГ; на администрацию МО «Селенгинский район» возложена обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность здания МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова, расположенного по адресу: , путем выделения денежных средств на устройство системы видеонаблюдения по периметру и в здании школы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ судом выдан исполнительный лист серии ФС в отношении должника МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова.

ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Гусиноозерского межрайонного прокурора постановлением судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия в отношении должника МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова возбуждено исполнительное производство -ИП; должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

ДД.ММ.ГГГГ копия постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа получена должником.

Должником требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не исполнены.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия с МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

29.12.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия исполнительное производство -ИП в отношении должника МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

В обоснование требований об уменьшении исполнительского сбора представитель административного истца ссылается на тяжелое имущественное положение и отсутствие у бюджетного общеобразовательного учреждения денежных средств и, как следствие, несвоевременное исполнение решения суда, отсутствие возможности уплатить исполнительский сбор в полном объеме.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Тем самым, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора либо уменьшение его размера должно быть связано с отсутствием вины должника в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Из материалов дела следует, что МБОУ Ноехонская СОШ им. В.Д.Ринчинова является некоммерческой организацией. Согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ учредителем общеобразовательного учреждения является администрация муниципального образования «Селенгинский район». Финансирование МБОУ Ноехонская СОШ им. В.Д.Ринчинова осуществляется на основе муниципального задания, утверждаемого учредителем на текущий год.

Согласно договору о бухгалтерском обслуживании от ДД.ММ.ГГГГ бухгалтерское обслуживание финансово-хозяйственной деятельности МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова и учет финансовых средств на лицевых счетах организации осуществляет МКУ «Селенгинское районное управление образованием».

Из справки МКУ «Селенгинское районное управление образованием» следует, что по состоянию на 17.12.2021 остаток средств на лицевых счетах МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова составляет 292 095,16 руб. по следующим целевым источникам финансового обеспечения: субвенция на госстандарт общего образования - 241 450,24 руб. (целевая статья для оплаты заработной платы и взносов на фонд оплаты труда педагогическому персоналу учреждения); субсидия на оплату труда обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных организаций – 1 230,11 руб. (целевая статья для оплаты заработной платы и взносов на фонд оплаты труда младшему обслуживающему персоналу учреждения); доходы местного бюджета – 49414,81 руб. (целевая статья для оплаты коммунальных расходов по содержанию учреждения).

Иных финансовых средств на счетах учреждение не имеет. Расходы учреждения подтверждены также планом финансово-хозяйственной деятельности на 2021 г. и плановый период 2022, 2023 г.г.

При разрешении заявленных требований суд исходит из того, что постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным, основания для освобождения МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова от уплаты исполнительского сбора отсутствуют, должник, будучи уведомленным о возбуждении исполнительного производства, в срок, предоставленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, их не исполнил, при этом не представил доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа явилось следствием чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, равно как и доказательств принятия эффективных, действенных мер, направленных на исполнение судебного акта в полном объеме в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок.

Вместе с тем, принимая во внимание принятые должником меры по исполнению судебного акта, доводы о тяжелом имущественном положении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, оценив представленные доказательства, в том числе материалы исполнительного производства, суд приходит к выводам о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность должника, и обоснованности заявленных требований. С учетом принципов соразмерности и справедливости, степени вины должника и его имущественного положения, размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству -ИП в отношении должника МБОУ Ноехонская СОШ им.В.Д.Ринчинова, подлежит уменьшению на одну четверть до 37 500 руб.

Руководствуясь статьями 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ноехонская средняя общеобразовательная школа имени В.Д.Ринчинова удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Селенгинского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Бурятия от 24.08.2021 по исполнительному производству в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ноехонская средняя общеобразовательная школа имени В.Д.Ринчинова, до 37 500 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Семенова А.Ю.

Решение в окончательной форме принято 26.01.2022.