39RS0008-01-2019-001299-89 № 2а-72/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2020 года гор. Гусев
Гусевский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Колотилина Д.В.,
при секретаре Мельникене О.С.,
с участием административного ответчика Строгоновой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области к Строгоновой Валентине Петровне о взыскании задолженности и пени по земельному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к Строгоновой о взыскании недоимки в размере74 781 руб., пени – 1265,10 руб., всего 76 046,10 руб. по земельному налогу за 2015, 2016 и 2017 годы.
В обоснование иска указано, что административный ответчик являлся собственником земельных участков. На основании налогового уведомления №49334943 от 04 июля 2018 года налогоплательщику исчислен земельный налог по сроку уплаты 03 декабря 2018 года за 2015, 2016, 2017 годы в сумме 75 094 руб.
12 октября 2018 года Строгоновой была произведена частичная оплата земельного налога в размере 313 руб., остаток задолженности составил 74 781 руб.
В соответствии со ст.75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц за период с 04 декабря 2018 года по 07 февраля 2019 года в сумме 1265, 10 руб.
На основании заявления налогового органа мировым судьей 1-го судебного участка Гусевского района Калининградской области был вынесен судебный приказ № 2а-1887/2019 от 05 августа 2019 года о взыскании с ответчика налоговой задолженности.
22 августа 2019 года указанный судебный приказ мировым судьей 1-го судебного участка Гусевского района Калининградской области был отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
При рассмотрении дела представитель административного истца Михеева Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.
В судебном заседании административный ответчик Строгонова исковые требования не признала. Пояснила, что на основании постановления главы администрации Гусевского района Калининградской области №316 от 03 апреля 2000 года ей в собственность был передан земельный участок КН <...>, <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес> Он не являлся приусадебным участком, находился за пределами <адрес> и представлял собой пашню.
Земельный участок для ведения сельскохозяйственной деятельности на протяжении нескольких лет арендовала Фон Дер Деккен В.С., которая 18 апреля 2017 года его и приобрела по договору-купли продажи.
Согласно налогового уведомления №751075 от 26 марта 2015 года кадастровая стоимость земельного участка составляла 204 105 руб., а налоговая ставка 0,2% от кадастровой стоимости. В 2017-2019 годах и в 2020 году кадастровая стоимость этого участка составляла и составляет 206 000 руб. Об увеличении кадастровой стоимости участка до 10 701 500 руб. она уведомлена не была.
При расчете земельного налога налоговым органом неправильно применена ставка в размере 0.3% от кадастровой стоимости, вместо ставки 0.2%, как то было предусмотрено решением окружного Совета депутатов МО «Гусевский городской округ» от 27.11.2013 №19«Об утверждении ставок земельного налога, а также порядка и сроков его уплаты на территории муниципального образования «Гусевский городской округ» для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.
Налог был исчислен без учета имеющихся у неё налоговых льгот, предоставленных как лицу, пользующимся мерами социальной поддержки, <данные изъяты>
Кроме того, налоговым органом был пропущен установленный законом срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по земельному налогу.
Привлеченные при рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц Управление Россреестра Калининградской области и Фон Дер Деккен В.С. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлялись надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 НК РФ (здесь и далее положения Налогового кодекса РФ приведены в редакции, действовавшейв период, за который административный истец просит взыскать налоговую задолженность).каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В силу ч. 1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Частью 1 ст. 23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу положений ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога, для физических лиц в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.388 НК РФналогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (ч. 1 ст. 389 НК РФ).
На основании решения окружного Совета депутатов МО «Гусевский городской округ» от 27.11.2013 №19 «Об утверждении ставок земельного налога, а также порядка и сроков его уплаты на территории муниципального образования «Гусевский городской округ», действовавшего в период, за который административный истец просит взыскать налоговую задолженность, на территории муниципального образования установлен земельный налог, который, согласно подпункта «а» пункта 5 этого Решения, физические лица уплачивают по итогам налогового периода не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Как следует из материалов дела административный ответчик Строгонова на основании постановления главы администрации Гусевского района Калининградской области №316 от 03 апреля 2000 годас 17 апреля 2000 года являлась собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение: <адрес>
На основании налогового уведомления №49334943 от 04 июля 2018 года, направленного в адрес Строгоновой 18 июля 2018 года, на указанный земельный участок налогоплательщику начислен земельный налог за 2015 - 2016 годы по 32 104,00 руб. за каждый год, за четыре месяца 2017 года - 10 573 руб., всего 74 781 руб.Сумма налога определена при налоговой базе (кадастровой стоимости) - 10 701 500 руб., налоговой ставке 0.3% и необлагаемой налогом сумме в 2017 году – 128 418 руб.Налогоплательщику установлен срок уплаты налога не позднее 03 декабря 2018 года.
Согласно части 4 статьи 397 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Таким образом, вопреки возражениям административного ответчика налоговое уведомление №49334943 от 04 июля 2018 года, на основании которого налогоплательщику исчислен земельный налог за 2015, 2016, 2017 годы, то есть за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления указанного налогового уведомления, полностью соответствует вышеприведенным нормам налогового законодательства.
Сторонами по делу не оспаривается, что земельный налог в вышеуказанном размере административным ответчиком Строгоновой оплачен не был.
Требование налогового органа №14078 от 08 февраля 2019 года об уплате в срок до 03 апреля 2019 года задолженности по земельному налогу в размере 74 781,00 руб. и пени за несвоевременную уплату этого налога за период за период с 04 декабря 2018 года по 07 февраля 2019 года в сумме 1265, 10 руб., административным ответчиком также исполнено не было.
Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ, суд при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций обязан поверить, в том числе, соблюден ли установленный законом срок обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в томчисле денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Как следует из материалов административного дела №2а-1887/19, предоставленного мировым судьей 1-го судебного участка Гусевского района Калининградской области, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании со Строгоновой задолженности по земельному налогу в размере 74 781,00 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1265, 10 руб., налоговый орган обратился 05 августа 2019 года, то есть в течение установленного налоговым законодательством шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
05 августа 2019 года мировым судьей 1-го судебного участка Гусевского района Калининградской области вынесен судебный приказ по делу №2а-1887/19 о взыскании со Строгоновой задолженности по земельному налогу - 74 781,00 руб. и пени - 1265, 10 руб., который на основании определения от 22 августа 2019 года был отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
Настоящее административное исковое заявление предъявлено административным истцом в Гусевский городской суд Калининградской области 23 декабря 2019 года, то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа
В этой связи доводы административного ответчика о пропуске административным истцом установленный законом срока для обращения с заявлением о взыскании недоимки по налогу, суд находит необоснованными.
Согласно положений статей 390, 391 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
На основании постановления Правительства Калининградской области от 29.08.2013 N 641 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Калининградской области», с 01 января 2014 года кадастровая стоимость земельного участка КН <...> была установлена в размере 10 701 500 руб.
На основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 18 октября 2017 года кадастровая стоимость земельного участка КН <...> установлена в размере 206 000 руб.
В этой связи доводы Строгоновой о неправильном определении налоговым органом налоговой базы при исчислении земельного налога в спорном периоде суд находит ошибочными.
Решением окружного Совета депутатов МО «Гусевский городской округ» от 27.11.2013 №19 «Об утверждении ставок земельного налога, а также порядка и сроков его уплаты на территории муниципального образования «Гусевский городской округ» были установлены налоговые ставки в следующих размерах:
- 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования на землях населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производства (подпункт «а» пункта 1.1);
- 0,2 процента в отношении земельных участков, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Гусевское городское поселение», утвержденными решением районного Совета депутатов ИО «Гусевский муниципальный район» земельный участок КН <...> находится в пределах зоны <адрес> сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями
В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, «сельскохозяйственное использование» (код вида разрешенного использования 1.0) предполагает использование земельного участка для ведения сельского хозяйства, включая виды разрешенного использования с кодом 1.16, то есть ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства).
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) (код 2.2), на которых допускается размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, производство сельскохозяйственной продукции, размещение гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных включены в вид разрешенного использования«жилая застройка» (код 2.0).
В этой связи суд приходит к выводу, что по смыслу решения окружного Совета депутатов МО «Гусевский городской округ» от 27.11.2013 №19 налоговая ставка 0.2 % применяется в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, которые являются приусадебными земельными участками с кодом вида разрешенного использования 2.2.
Как следует из пояснения Строгоновой, земельный участокКН <...> не являлся приусадебным участком, находился за пределами <адрес> и представлял собой пашню.
Таким образом, земельный участок КН <...> к землям в составе зон сельскохозяйственного использования на землях населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производстваи имел установленный Классификатором код вида разрешенного использования 1.16, то есть производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
На основании изложенного суд полагает, что размер налоговой ставки 0.3%, примененный налоговым органом для исчисления налога за указанный земельный участок за периоды 2015, 2016 годов и четырех месяцев 2017 года является правильным.
Доводы о неправильном исчислении размера земельного налога без учета имеющихся у административного ответчика налоговых льгот, предоставленных как лицу, пользующимся мерами социальной поддержки, <данные изъяты> суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно положения пункта 4.1 Решения окружного Совета депутатов МО «Гусевский городской округ» от 27.11.2013 №19 физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору, в срок до 1 апреля года, являющегося налоговым периодом, либо в течение 30 (тридцати) дней с момента возникновения права на льготу.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, что в установленном порядке и сроки Строгонова для предоставления ей налоговых льгот обращалась в налоговый орган, в судебном заседании административным ответчиком представлено не было.
Таким образом, имеются предусмотренные законом основания для удовлетворения в полном объеме заявленных административным истцом требований.Со Строгоновой в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области подлежит взысканию задолженность земельному налогу: за 2015 год в сумме 32 104 руб., за 2016 год – 32 104 руб. руб., за 2017 год – 10 573 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 04 декабря 2018 года по 07 февраля 2019 года в сумме 1265, 10 руб., всего 76 046, 10 руб.
В соответствии с требованиями ст. 114 КАС РФ и ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 2 481, 38 руб., из расчета (76 046,10 – 20000)х 3% + 800.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области к Строгоновой Валентине Петровне удовлетворить.
Взыскать со Строгоновой Валентины Петровны, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Калининградской области задолженность земельному налогу: за 2015 год в сумме 32 104 руб., за 2016 год – 32 104 руб., за 2017 год – 10 573 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с 04 декабря 2018 года по 07 февраля 2019 года в сумме 1265, 10 руб., всего 76 046, 10 руб.
Взыскать со Строгоновой Валентины Петровны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 481, 38 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гусевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 июня 2020 года.
Судья Д.В. Колотилин