НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Гурьевского районного суда (Калининградская область) от 25.08.2022 № 2А-1158/2022

Дело № 2а-1158/2022

УИД 39RS0-01-2022-000779-39

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2022 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Чулковой И.В.,

при секретаре Шумейко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2018-2019 годов и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц на общую сумму 10 737,46 рублей, которая включает транспортный налог с физических лиц за налоговый период 2018-2019 годов в размере 10 717,21 рублей и пени за период с 02.12.202 по 14.12.2020 в размере 20,25 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ФИО1 (ИНН является плательщиком транспортного налога за налоговый период 2018-2019 годов, так как на его имя зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль <данные изъяты>. Инспекция должным образом уведомила административного ответчика через личный кабинет налогоплательщика в электронном виде о подлежащей уплате сумме по транспортному налогу за 2018, 2019 годы в размере 14 820 рублей, которая исчислена согласно налоговым уведомлениям № от 07.10.2020. В установленный срок транспортный налог за 2018, 2019 годы в указанной сумме оплачен не был. В результате несвоевременного исполнения требований законодательства по уплате транспортного налога налогоплательщику на основании требования № от 15.12.2020 начислены пени за несвоевременную уплату ранее начисленного транспортного налога с физических лиц в сумме 21,88 рублей. 21.03.2021 налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, на основании которого мировым судьей 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области был вынесен судебный приказ от 11.08.2021 № 2а-1579/2021 в отношении ФИО1 Задолженность по требованию № 102510 была частично погашена. На основании возражений налогоплательщика 09.09.2021 и.о. мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области судебный приказ был отменен. Поскольку по данным налогового органа за ФИО1 числится задолженность по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2019 года в размере 6 333 рублей, пени за неуплату указанной недоимки за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 11,66 рублей, и недоимка по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2018 года в размере 3 497 рублей, пени за неуплату указанной недоимки за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 08,59 рублей, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области обратилась в суд с вышеуказанными требованиями о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу с физических лиц на общую сумму 10 737,46 рублей.

В судебное заседание административный истец – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя не направил, при этом Врио начальника налогового органа суду представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца с указанием на то, что доводы, изложенные в административном исковом заявлении, налоговый орган полностью поддерживает.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска, суду пояснил, что заявленная ко взысканию в судебном порядке недоимка по транспортному налогу уплачена им в полном объеме после вынесения мировым судьей 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области судебного приказа от 11.08.2021 № 2а-1579/2021 по тем реквизитам, которые в данном судебном приказе были указаны, в подтверждение своих возражений ссылался на представленные им в материалы дела № 2а-1579/2021 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области платежные поручения от .

Принимая во внимание положения, предусмотренные частью 2 статьи 100 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области.

Исследовав собранные по делу письменные доказательства, а также материалы административного дела № 2а-1579/2021, представленного мировым судьей 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области, оценив фактические обстоятельства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 44 НК РФ). Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 4 статьи 57 НК РФ предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В ст. 356 НК РФ установлено, что транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 8 Закона Калининградской области от 16.11.2002 № 193 «О транспортном налоге» предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В силу статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов административного дела усматривается и судом установлено, что ФИО1 (ИНН ) является плательщиком транспортного налога за налоговый период 2018-2019 годов, так как в период с 29.04.2014 по 31.07.2020 на его имя было зарегистрировано находившееся в собственности транспортное средство – легковой автомобиль <данные изъяты>

Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 НК РФ налоговое уведомление и требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В силу статьи 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Через личный кабинет налогоплательщика административному ответчику ФИО1 было направлено налоговое уведомление № от 01.09.2020 об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 7 600 рублей и транспортного налога за 2019 год в размере 6 333 рубля на общую сумму 13 933 рубля, а также налоговое уведомление № 07.10.2020 об уплате транспортного налога за период 2019 год в размере 887 рублей.

Поскольку в срок для добровольного исполнения обязательства по уплате налога административным ответчиком указанная обязанность не исполнена, ему через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № 102510 по состоянию на 15.12.2020 со сроком исполнения до 02.02.2021 об уплате недоимки по транспортному налогу с физических лиц в общей сумме 11 906,02 рублей, включая 11 884,14 рублей – начисленный транспортный налог с физических лиц и пени за несвоевременность уплаты указанного налога в размере 21,88 рублей. Направление налогоплательщику требования № 102510 подтверждается скриншотом страницы с сайта интернет «Личный кабинет налогоплательщика», имеющимися в материалах дела.

Соблюдение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области порядка взыскания налогов в части направления налоговых уведомлений и требования административным ответчиком не оспаривается.

11.08.2021 мировым судьей 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области вынесен судебный приказ № 2а-1579/2021 о взыскании с ФИО1 недоимки и пени по транспортному налогу с физических лиц в общем размере 11 906 (одиннадцать тысяч девятьсот шесть) рублей 02 копейки, включая транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 10 997,14 рублей и пени в размере 20,25 рублей за период с 02.12.2020 по 14.12.2020, а также транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 887 рублей и пени в размере 1,63 рубля за период с 02.12.2020 по 14.12.2020.

Определением и.о. мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области от 09.09.2021 судебный приказ № 2а-1579/2021 был отменен в связи с поданными ФИО1 возражениями относительно исполнения судебного приказа.

09.03.2022 административное исковое заявление Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области о взыскании с ФИО1 недоимки и пени по транспортному налогу в общей сумме 10 737,46 рублей поступило в Гурьевский районный суд Калининградской области.

Таким образом, порядок обращения в суд с данным административным исковым заявлением и сроки взыскания задолженности административным истцом соблюдены.

При этом судом установлено, что согласно платежным поручениям № 238154, № 131756 от 06.09.2021, представленным административным ответчиком при подаче заявления об отмене судебного приказа мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского судебного района Калининградской области № 2а-1579/2021, ФИО1 на реквизиты Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Калининградской области перечислен транспортный налог в общей сумме 11 906 (одиннадцать тысяч девятьсот шесть) рублей 02 копейки, а также госпошлина в доход местного бюджета в размере 238 рублей.

Оплата задолженности по транспортному налогу с физических лиц и государственной пошлины в указанном размере подтверждается также представленными административным ответчиком ФИО1 квитанциями № 1 от 06.09.2021, и карточкой «Расчеты с бюджетом» местного уровня по налогу (сбору, взносу).

Поступление 06.09.2021 в бюджет перечисленных ФИО1 денежных средств в сумме 11 906 (одиннадцать тысяч девятьсот шесть) рублей 02 копейки административным истцом не оспаривается, однако в пояснениях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области указывается на то, что указанный платеж был оплачен налогоплательщиком по реквизитам «пеня» по транспортному налогу с физических лиц (ОКТМО ) и зачтен налоговым органом в счет погашения задолженности пени по данному налогу.

Доводы административного истца о том, что в связи с указанными обстоятельствами за ФИО1 продолжает числится задолженность по транспортному налогу с физических лиц на общую сумму 10 737 (десять тысяч семьсот тридцать семь) рублей 46 копеек, суд находит несостоятельными.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.

Как усматривается из материалов дела, фактически нарушение установленного Налоговым кодексом Российской Федерации порядка перечисления налога выразилось в неверном указании кода ОКТМО.

При принятии решения суд исходит из того, что не поступление суммы уплаченного административным ответчиком налога на реквизиты по коду ОКТМО 03703000 не является виной ФИО1

В силу положений пункта 4 статьи 24, подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Налогоплательщик, оплачивая налог в бюджет субъекта Российской Федерации, не обязан в дальнейшем контролировать распределение налога и нести ответственность за неправильное распределение налога по бюджетам соответствующих уровней.

В пункте 4 статьи 45 Кодекса перечислены случаи, когда обязанность по уплате налога не признается исполненной. Среди них неправильное указание кода ОКТМО не предусмотрено в качестве одного из оснований для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему Российской Федерации неисполненной.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исполнения, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ.

Согласно ч. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 10 по Калининградской области включена в перечень территориальных органов Федеральной налоговой службы, осуществляющих бюджетные полномочия администраторов доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденный Приказом ФНС России от 05.06.2018 № Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации Федеральной налоговой службой, администраторов доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации территориальными органами Федеральной налоговой службы», и наделена соответствующими полномочиями согласно абзаца 4 пункта 2 статьи 160.1 БК РФ по принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, исправление несоответствия кода ОКТМО в силу закона возложено именно на орган, осуществляющий администрирование налогоплательщика, то есть, на налоговый орган, который обязан представить уведомление в Федеральное казначейство с целью исправления ошибочно указанного кода ОКТМО с целью поступления налоговых платежей в надлежащий бюджет.

В данной ситуации, именно налоговый орган и органы Федерального казначейства имеют возможность самостоятельно перераспределить зачисленную на соответствующие счета сумму налога.

Кроме того суд учитывает, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих наличие у ФИО1 задолженности по пени в зачтенном налоговым органом в счет погашения задолженности по пени размере – 11 906,02 рублей, карточка расчетов с бюджетом закрыта налоговым органом 26.01.2022.

Поскольку указание неправильного кода ОКТМО не повлекло не перечисление данной суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области не имела оснований для взыскания указанных административным истцом сумм недоимки и пеней в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2018 – 2019 годов в размере 10 717 рублей 21 копейка, пени за неуплату указанной недоимки за период со 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года в размере 20 рублей 25 копеек – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционный жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня изготовления председательствующим мотивированного решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 31 августа 2022 года.

Судья: И.В. Чулкова