НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Гурьевского районного суда (Калининградская область) от 24.10.2019 № 2-988/19

Дело № 2-988/2019

РЕШЕНИЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 октября 2019 года г.Гурьевск

Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Пасичник З.В.,

при помощнике судьи Шестакович А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Дмитрия Владимировича к МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» о признании незаконным действий по начислению платы за «Благоустройство дворовых территорий» и исключении из оплаты жилищно-коммунальных услуг, с участием третьего лица администрации Гурьевского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Иванов Д.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, с учетом последних дополнений, обосновав его тем, что является собственником квартиры <адрес >. В июле и декабре 2018 года ответчик направил истцу квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг, в которых была начислена плата за дополнительную услугу «Благоустройство домовых территорий». Истец считает, что ответчик выполнил благоустройство домовых территорий без его согласия, в отсутствие письменного договора, без законных оснований для ее начисления.

Земельный участок на котором выполнены работы по благоустройству не относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома <адрес >. В состав общего имущества дома №1 входит земельный участок с кадастровым номером , на котором непосредственно расположен сам многоквартирный дом. Стены дома расположены на границах указанного выше земельного участка, в связи с чем никаких работ по благоустройству на нем выполнить невозможно.

Таким образом, земельный участок, на котором выполнены работы по благоустройству не входит в состав общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес > и является собственностью администрации Гурьевского городского округа.

Общее собрание собственников многоквартирного дома от 19.12.2017 года приняло решения по вопросам благоустройства земельного участка, не входящего в состав общего имущества дома, которые не относятся к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома, а также в отсутствие кворума при проведении собрания, в связи с чем является ничтожным.

Кроме того, из протокола общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес >, невозможно идентифицировать лиц, указанных в приложении к протоколу и установить, являются ли они собственниками соответствующих квартир, их долю в праве собственности на квартиры, площадь квартир, а также были ли извещены собственники многоквартирного дома надлежащим образом о проведении собрания. По мнению истца, протокол общего собрания от 19.12.2017 года не имеет юридической силы независимо от его оспаривания в суде, не является достоверным доказательством по делу.

Просит признать незаконными действия МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» по начислению Иванову Д.В. платы за «Благоустройство дворовых территорий» в июле 2018 года в размере 3484,15 руб., в декабре 2018 года в размере 348,48 руб. Обязать ответчика исключить начисленную плату за «Благоустройство дворовых территорий» из квитанции Иванова Д.В. на оплату жилищно-коммунальных услуг за июль 2018 года в размере 3484,15 руб. и за декабрь 2018 года в размере 348,48 руб.

В судебном заседании Иванов Д.В. исковые требования поддержал по изложенным выше доводам и основаниям, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома <адрес > является ничтожным, поскольку оно проведено с нарушениями требований действующего законодательства.

Представитель МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» по доверенности Томашова О.М. в судебном заседании и в письменном отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих возражений, ссылалась, что работы по благоустройству дворовых территорий многоквартирных жилых домов расположенных по адресу: <адрес >, двор домов №1,3,4,6 осуществлялось в рамках государственной программы Калининградской области «Формирование современной городской черты» утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 31.08.2017 года №465, муниципальной программы «Формирование современной городской черты Гурьевского округа на 2018-2022 годы», утвержденной постановлением администрации Гурьевского городского округа от 04.12.2017 года №5667, а также на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома №1 по ул.Фабричной в г.Гурьевске от 19.12.2017 года с принятым решением участия в программе «Формирование современной городской черты Гурьевского городского округа на 2018-2022 годы и софинансированием 5% затрат по производству работ от сметной стоимости.

Представитель третьего лица администрации Гурьевского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец является собственником квартиры <адрес >, общей площадью 41,8 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 39-АБ №249784 от 29.10.2013 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области от 23.05.2019 года №КУВИ-001/2019-11337315.

Многоквартирный жилой дом <адрес >, расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью 2000 кв.м., с видом разрешенного использования под жилую застройку-многоэтажную (под существующий многоквартирный жилой дом).

На основании протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома <адрес > от 19.06.2007 года МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» является управляющей организацией вышеназванного многоквартирного дома.

01.06.2007 года между МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» и истцом заключен договор об управлении общим имуществом многоквартирного жилого дома и предоставления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Калининградской области от 31.08.2017 года №465 утверждена государственная программа Калининградской области «Формирование современной городской среды».

Данной программой предусмотрено, что основное финансирование работ по благоустройству дворовых территорий осуществляется федеральным, региональным и местным бюджетами путем соответствующего субсидирования. При этом, согласно п. 11 Условий предоставления методики расчета субсидий (Приложение №2 к Программе) в рамках минимального, дополнительного перечней работ по благоустройству дворовых территорий обязательным условием является финансовое участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий.

При этом доля финансового участия заинтересованных лиц в благоустройстве каждой дворовой территории составляет не менее 5% (п. 12).

В пункте 3 Условий указано, что под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.

Постановлением администрации Гурьевского городского округа №5667 от 04.12.2017 года, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», во исполнение постановления Правительства Калининградской области от 31.08.2017 года №465 «Об утверждении государственной программы Калининградской области «Формирование современной городской среды», утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды Гурьевского городского округа на 2018-2022 годы». При этом одним из мероприятий программы указано благоустройство дворовых территорий Гурьевского городского округа. В приоритетном порядке включению в адресный перечень благоустройства дворовых территорий на 2018-2020 годы подлежали дворовые территории, которые образованы несколькими многоквартирными домами и охватывающие наибольшее количество собственников многоквартирных домах, собственником иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовых территорий, подлежащих благоустройству.

Как следует из раздела №5 вышеназванной муниципальной программы, общий объем финансирования на 2018-2020 годы составляет 444055,91 руб., в том числе: за счет средств федерального и областного бюджета 299794,09 руб., муниципального бюджета 128483,18 руб., внебюджетных источников 15778,64 руб. Доля финансового участия заинтересованных лиц в благоустройстве каждой дворовой территории составляет не менее 5%.

В адресном перечне, являющимся приложением №1 к вышеуказанной программе указана дворовая территория многоквартирных жилых домов <адрес >

В соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме №<адрес > от 19.12.2017 года, принято решение об участии в программе «Формирование современной городской черты Гурьевского городского округа 2018-2020 годы»; утверждён дизайн-проект благоустройства дворовых территорий многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес >; утверждены сроки работ по благоустройству дворовой территории – 2018 год (31.12.2018 года); утвержден источник финансирования работ по благоустройству дворовых территорий, также источники финансирования работ по строительному контролю за работами по благоустройству дворовых территорий, а именно федеральный, областной, местный бюджеты, а также средства собственников МКД 5% от сметной стоимости работ. В качестве лица, уполномоченного принять участие в конкурсных комиссиях по отбору организаций, осуществляющих строительные работы и строительный контроль за проведением работ по благоустройству домовых территорий МКД была определена ФИО1 Она же была определена как уполномоченное лицо для принятия участия в конкурсных комиссиях по отбору подрядных организации, и организации, осуществляющей строительный контроль за проведением работ по благоустройству домовых территорий и в приемке выполненных работ.

Собственниками многоквартирных домов №3,4,6 были также проведены внеочередные собрания, что следует из предоставленных в суд протокола от 11.11.2017 года (по дому №3), протокола №1 от 19.11.2017 года (по дому №4), протокола №2 от 11.11.2017 года (по дому №6), с принятием аналогичных решений об участии в программе «Формирование современной городской среды Гурьевского городского округа и софинасированием 5% затрат на производство работ.

В соответствии с постановлением администрации Гурьевского городского округа №770 от 01.03.2018 года утвержден дизайн-проект благоустройства дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2018 году в рамках муниципальной программы, в том числе многоквартирных жилых домов <адрес >.

Постановлением Гурьевского городского округа от 17.05.2018 года №1801 «Об определении организатора конкурса» был проведен конкурс на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов Гурьевского городского округа и конкурс на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.

25.07.2018 года между МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» и МУП «Управление инвестициями в строительстве» заключен договор №33/2018, предметом которого является оказание услуг по осуществлению строительного контроля в соответствии с требованиями к оказанию услуг в процессе благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов. В приложении №1 в адресном перечне объектов указаны многоквартирные дома <адрес >

10.12.2018 года заключено дополнительное соглашение №1 к договору №33/2018.

В техническом задании, являющимся приложением №2 к договору №33/2018 от 25.07.2018 года указаны наименования объектов, в том числе МКД <адрес >, виды и перечень услуг, сроки выполнения работ, технические требования к осуществлению строительного контроля и т.д.

27.07.2018 года между МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» и ООО «ЦентрЖилСтрой» заключен договор №34/2018 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий, предметом которого являлось принятие генподрядчиком на себя обязательств своими силами и средствами и/или силами привлеченных субподрядных организаций, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить весь комплекс работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе №1,3,4,6 по <адрес >, включая выполнение строительно-технических работ на объекте, сооружение и демонтаж временных зданий и сооружений, сдачу объектов по акту приемки в эксплуатацию на каждом объекте и выполнение обязательств в течение гарантийного срока, выполнение иных, неразрывно связанных работ. В разделе 3 договора указаны цена договора и порядок расчетов между сторонами договора.

01.10.2018 года между сторонами договора подписано дополнительное соглашение №1 к договору №34/2018 от 27.07.2018 года, 20.11.2018 года дополнительное соглашение №2 и 10.12.2018 года дополнительное соглашение №3.

Из предоставленных в материалы дела документов, в том числе справок о стоимости выполненных работ и затрат, актов о выполненных работах, актов о приемке выполненных работ, локальных смет, установлено, что на выполнение комплекса работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов №<адрес > и дворовых территорий многоквартирных домов <адрес > затрачено 48079977 руб. Из них на выполнение подрядных работ по дворовой территории домов <адрес > затрачено 28880357 руб. (26254980 руб. начальная стоимость +10% увеличение работ по дополнительному соглашению) на строительный контроль 606487,49 руб. (515848,60 руб. +10% увеличение объема по дополнительному соглашению).

Таким образом, размер софинансирования собственниками многоквартирных жилых домов <адрес > произведен следующим образом: общая площадь домов №1,3,4,6 составила 16117,98 кв.м. При этом начальная стоимость подрядных работ и строительный контроль составляет 26806828,60 руб., из них 5% софинансирования собственниками составило 1340416,01 руб. В связи с чем, размер платы за 1 кв.м. составил 83,16 руб. (1 340 416,01 руб./16 117,98 кв.м.). Далее было произведено доначисление собственникам 133926,21 руб., соответственно размер доначисления за 1 кв.м. составило 8,31 руб. (2680015,89 руб.х5%/16 117,98 кв.м.).

Исходя из общей площади принадлежащей истцу квартиры 41,9 кв.м. выставлено к оплате за июль 2018 года - 3484,15 руб. и в декабре 2018 года -348,52 руб.

В обоснование исковых требований Иванов Д.В. ссылался на ничтожность протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома №<адрес > от 19.12.2017 года, вследствие невозможности идентификации лиц, указанных в приложении к протоколу, а также на отсутствие кворума.

В ходе судебного разбирательства в материалы дела были предоставлены оригиналы вышеприведенных протоколов общих собраний собственников многоквартирных домов №1,3,4,6 по <адрес >, со всеми приложениями.

В соответствии с ч. 2 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В п. 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Положения принятия решения собрания, недействительности решения собрания, основания оспоримости решения собрания и его ничтожности предусмотрены ст. ст. 181.2 - 181.5 Гражданского кодекса РФ.

Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.

При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.

О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

В соответствии с ч. 1 ст. 181.3 Гражданского кодекса РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

В соответствии с положением со ст. 181.5 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

Согласно ст. 44.1 Жилищного кодекса РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может проводиться посредством: 1) очного голосования (совместного присутствия собственников помещений в данном доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование); 2) заочного голосования (опросным путем или с использованием системы в соответствии со ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ); 3) очно-заочного голосования.

В статье 46 Жилищного кодекса РФ указано, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п. п. 1 - 3.1 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме (ч. 1). Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.

Принимая во внимание понятие дворовой территории, содержащееся в приложении №2 к государственной программе Калининградской области «Формирование современной городской черты», которая объединяет в себе придомовые и прилегающие территории сразу нескольких многоквартирных домов, образующих один двор, суд приходит к выводу, что в данном случае заинтересованными лицами являются собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (абз. 10 п.п. 4 п. 7 Условий).

Таким образом, для принятия положительного решения об участии в программе и, соответственно, о доле софинансирования программы, необходимо согласие большинства собственников из числа не отдельного дома, а совокупности домов, образующих единую дворовую территорию, в частности многоквартирных домов <адрес >.

В данном случае кворум определяется не положениями Жилищного кодекса РФ, а в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 181.2 ГК РФ), и составляет простое большинство, то есть более 50 % от лиц, участвующих в собрании, при условии, что в собрании участвовало не менее 50% от общего числа заинтересованных лиц.

Таким образом, вопреки доводам истца, суд приходит к выводу, что решения общего собрания собственников многоквартирных домов №1,3,4,6 об участии в программе «Формирование современной городской среды Гурьевского городского округа 2018-2022 годы» с софинансированием 5% затрат на производство работ предусмотрено законом в качестве основания возникновения, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей и влечет для Иванова Д.В. гражданско-правовые последствия в виде оплаты фактически выполненных работ по благоустройству дворовых территорий как собственника жилого помещения в многоквартирном доме <адрес >

Решения по вопросам повестки дня общего собрания собственников многоквартирных домов №<адрес >, оформленные протоколами от 19.12.2017 года (по дому №1), от 11.11.2017 года (по дому №3), от 19.11.2017 года (по дому №4), от 11.11.2017 года (по дому №6), об участии в программе были приняты необходимым числом голосов собственников всех четырех домов, каких-либо нарушений при проведении общих собраний судом выявлено не было.

Доводы истца о нарушении его прав проведенным собранием 19.12.2017 года (по дому №1) и принятыми на нем решениями, суд признает несостоятельными, поскольку объективного подтверждения в ходе рассмотрения дела они не нашли и опровергаются письменными доказательствами по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Иванова Дмитрия Владимировича к МУП ЖКХ «Управляющая компания Гурьевского городского округа» о признании незаконным действий по начислению платы за «Благоустройство дворовых территорий» и исключении из оплаты жилищно-коммунальных услуг, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной мотивированной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29.10.2019 года.

Председательствующий: Пасичник З.В.