Дело № 12-12/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г.Гурьевск 19 марта 2021 года
Судья Гурьевского городского суда Кемеровской области Левченко Е.В.,
с участием представителя ФИО1 – защитника К., действующей на основании доверенности,
с извещением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу, поданную на постановление по делу об административном правонарушении от 11.12.2020 года в отношении ФИО1 по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
11.12.2020 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, которым он подвергнут административному штрафу в размере 20000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Гурьевский городской суд от ФИО1 поступила жалоба на вышеуказанное постановление, в которой он просит отменить вышеуказанное постановление, дело прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что квалификация действий по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ возможна только при условии непосредственного пользования недрами или каких-либо видов пользования, однако ООО «Сибирская золоторудная компания» в период 2019 года производственную деятельность не осуществляла; обязанности по составлению программы мониторинга недр недропользователем не предусмотрено законодательством и не предусмотрено для Общества условиями пользования недрами к лицензии №, а также что в проверяемый период с 2017 по 2019 он не являлся директором ООО «Сибирская золоторудная компания», приступил к исполнению своих обязанностей с 27.04.2020 года, в связи с чем, не мог обеспечить контроль за исполнением Обществом условий пользования недрами, предусмотренных лицензией и (или) требований технического проекта «Отработка месторождения россыпного золота на участке р. Малая Толмовая открытом раздельным способом в проверяемый период.
В судебном заседании защитник К. поддержала доводы жалобы.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора З. в судебное заседание не явилась, в ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав защитника К., исследовав письменные материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 00 мин. в ходе внеплановой проверки в отношении ООО «СЗК», расположенного по адресу: Гурьевский муниципальный район, участок Южно-Салаирская площадь месторождение россыпного золота р. МалаяТолмовая, лицензия № установлено, что ФИО1, являясь директором ООО «СЗК» не обеспечил контроль за выполнением требований законодательства в области окружающей среды и природопользования, а именно: в нарушение п. 7 условий пользования недрами лицензии №, п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», ООО «Сибирская золоторудная компания» не обеспечило контроль за соблюдением требований технического проекта «Отработка месторождения россыпного золота на участке р. Малая Толмовая (блоки С-35,36,37,38) открытым раздельным способом» в части обеспечения установленного уровня добычи минерального сырья в 2019 году; в нарушение требований п. 4 ст. 3, п. 4 ч. 2 ст. 22, пп. 2, 5, 6 ст. 23, ст. 31, ст. 32 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 01867БР, недропользователь в срок до 05 февраля года, следующего за отчетным в федеральный фонд геологической информации и его соответствующий территориальный фонд сведений о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых (форма № 5 ГР); в нарушение п. 10 условий пользования недрами к лицензии КЕМ 01867БР, п. 7, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», п. 3, п. 147 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71 «Об утверждении Правил охраны недр», абз. «в» п. 7 Приказа МПР РФ от 21.05.2001 № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации» директор ООО «Сибирская золоторудная компания» ФИО1 не обеспечил контроль за разработкой и согласование с территориальным органом Федерального агентства по недропользованию программа мониторинга недр, а также подготовкой отчета по результатам мониторинга окружающей среды за 2019 г.
По факту выявленных нарушений должностным лицом Росприроднадзора в отношении должностного лица директора ООО «Сибирская золоторудная компания» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено постановление о назначении наказания.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Основным видом деятельности ООО «Сибирская золоторудная компания» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы) (ОКВЭД 07.29.41).
ООО «Сибирская золоторудная компания» осуществляет добычу россыпного золота в границах лицензионного участка, расположенном в Гурьевском муниципальном районе Кемеровской области на основании лицензии на право пользования недрами КЕМ 01867 БР.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся создание и ведение единой системы федерального фонда геологической информации о недрах и его территориальных фондов; утверждение перечней первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, представляемых пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации по видам пользования недрами и видам полезных ископаемых, требований к содержанию геологической информации о недрах и форме ее представления, порядка представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является Российская Федерация, перечней геологической информации о недрах, представляемой пользователями недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации и передаваемой на временное хранение пользователям недр, порядка ее временного хранения пользователями недр; установление порядка представления образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах в государственные специализированные хранилища, их хранения, обработки и описания.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно п. 4 ч. 2, п. 2 ч. 2, п. 7 ч. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, согласованной и утвержденной в порядке, предусмотренном статьей 23.2 настоящего Закона, указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии).
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пп. 2,5,6 ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно ст. 31 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 32 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой пользователями недр, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в соответствии с настоящим Законом, и на основе государственной отчетности пользователей недр, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 147 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 № 71 «Об утверждении Правил охраны недр» при пользовании недрами осуществляется систематический контроль за состоянием окружающей среды и за выполнением природоохранных мероприятий. При выявлении необходимости применения более эффективных мероприятий по охране окружающей среды в проектную документацию вносятся необходимые изменения.
На основании абз. «в» п. 7 Приказа МПР РФ от 21.05.001 № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации» ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр осуществляют недропользователи и иные субъекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние недр. Условия, объемы и виды мониторинга определяются в процессе получения участков недр в недропользование.
В соответствии со ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении не принято во внимание, что ФИО1 назначен директором ООО «Сибирская золоторудная компания» Приказом от 27.04.2020 года №. В проверяемый период ФИО1 не являлся директором ООО «Сибирская золоторудная компания» и соответственно не может нести административную ответственность как должностное лицо.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях должностного лица директора ООО «Сибирская золоторудная компания» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.3.ч.1.ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении от 11.12.2020, вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора З., которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено административное наказание, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья: /подпись/ Е.В.Левченко
Подлинный документ подшит в материалах дела №12-12/2021 Гурьевского городского суда Кемеровской области