НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Гулькевичского районного суда (Краснодарский край) от 24.09.2021 № 2-1662/2021230013-01-2021-002973-84

К делу № 2-1662/2021 23RS0013-01-2021-002973-84

Решение

именем Российской Федерации

Г.Гулькевичи 24 сентября 2021 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Хайрутдиновой О.С.

при секретаре Шевченко И.А.

с участием истца Блиско Н.В.

представителя ответчика Звозниковой Н.А., доверенность от 31.03.2021 года

представителя третьего лица М.И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Блиско Н.В. в интересах несовершеннолетнего Б.М.Р. к Администрации Муниципального образования Гулькевичский район о взыскании компенсации на ребенка инвалида, компенсации морального вреда

Установил:

Блиско Н.В. в интересах несовершеннолетнего Б.М.Р. к Администрации Муниципального образования Гулькевичский район о взыскании компенсации на ребенка инвалида, компенсации морального вреда, а именно просит взыскать с <адрес> в пользу Блиско Н.В. компенсацию двухразового горячего питания на ее сына Б.М.Р. ребенка-инвалида за период с 01.09.2018 г. по 31.12.2020г. в размере 54049,05 руб. (пятьдесят четыре тысячи сорок девять руб. пять коп.), материальную компенсацию за моральный вред причиненный ей и ее ребенку в размере 15 000 рублей (пятнадцать тысяч рублей). Восстановить сроки давности согласно статьи 200 п. 1 ГК РФ, т.к. администрация бездействовала все годы по вопросу принятия нормативных актов по обеспечению компенсацией за двухразовое питание для незащищенной прослойки населения, несовершеннолетнего ребенка - инвалида. Всего взыскать компенсацию в размере 69049,05 руб. (шестьдесят девять тысяч сорок девять рублей, пять коп.)

В обоснование требований Блиско Н.В. указала в заявлении, что она является мамой несовершеннолетнего ребенка-инвалида Б.М.Р. находящегося на домашнем обучении с 01.09.2018 г. по настоящее время. За период 01.09.2018 г. по 31.12.2020 компенсацию двухразового горячего питания на ребенка выплат не было. Выплаты поступили с января по май (24.05.2021 две выплаты) - 4700,16 руб. и 2027,52 руб. и 02.06.2021 одна - 737,28 руб. 2018 - 2019г. 165 учебных дней - 26345,55 руб., 2019 - 2020г. -165 учебных дней - 26345,55 руб., 2020г. - 85 учебных дня - 13571,95 руб. Таким образом в общей сложности 415 учебных дней, что составляет 54049руб.05 коп. (пятьдесят четыре тысячи сорок девять руб. пять копеек). Общаясь с родителями детей-инвалидов из других регионов, в апреле 2021 года ей стало известно, что ее сыну Б.М.Р. положена компенсация за питание, о которой в учебном заведении ей не сообщалось. 19.05.2021 она подала заявление в прокуратуру Гулькевичского района с просьбой провести прокурорскую проверку по факту нарушения прав ребенка-инвалида. Прокуратурой было установлено, что выплата компенсации за питание с соответствующей даты зачисления ребенка на домашнее обучение в образовательную организацию Гулькевичского района до 01.01.2021 не произведена. Прокуратура, района в адрес главы муниципального образования Гулькевичского района 04.06.2021 внесло представление о нарушениях законодательства об образовании и социальной защите инвалидов. 07.06.2021 в письменной форме ей было разъяснено, что она имеет право в порядке, установленном законодательством о гражданском и административном судопроизводстве, обратиться в Гулькевичский районный суд за защитой нарушенных прав и законных интересов. Она воспользовалась правом данным ей конституцией. В соответствии с п.2 ч,1 ст.41 Федерального закона №273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся с ОВЗ, включает в себя организацию питания обучающихся. Согласно ч.7 ст. 79 того же федерального закона, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются двухразовым бесплатным питанием. Таким образом, дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. №45 утверждено «Санитарно-эпидемиологические требования организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (СанПин 2.4.5.2409-08). Данными правилами установлены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях от ведомственной принадлежности и форм собственности и обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией горячего питания обучающихся. В соответствии с пунктом 6.8 СанПин 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3.5 - 4-х часов. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа. Пунктом 2 части 2 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено предоставление обучающимся меры социальной поддержки в виде обеспечения питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. На основании ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а в силу пункта 4 ст. 37 Федерального закона № 273-Ф3 обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов органами местного самоуправления. Частью 1 ст. 10 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 г. №2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» установлено, что финансовое обеспечение осуществляется за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов на основании нормативов и нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования в расчете одного обучающегося. Письмом Министерства образования науки России от 14.01.2016г. № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» предусмотрено, что дети- инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию в денежном эквиваленте. То обстоятельство, что должностными лицами не приняты своевременно надлежащие меры, направленные на соблюдение гарантированного законодательством права несовершеннолетнего ребенка на двухразовое питание, в том числе путем предоставления сухого пайка или денежной компенсации, не должно лишать ребенка - инвалида гарантированного законодательством денежной компенсации. Согласно Приказу Департамента Образования Администрации муниципального образования г. Краснодара стоимость двухразового горячего питания в общеобразовательных организациях на одного ребенка в день составляет в возрасте с 7- 11 лет - 159,67 рублей. В статье 39 Конституции РФ провозглашено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по вопросу, в случаи болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Материнство и детство, семья находится под защитой государства (ст.38 Конституции РФ). Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ в случае нарушения прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан), срок исковой давности по требованию, связанному с таким нарушением, начинается со дня, когда об обстоятельствах, когда узнал или должен был узнать любой из их законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства.

В судебном заседании Блиско Н.В. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что она является мамой несовершеннолетнего ребенка-инвалида Б.М.Р., находящегося на домашнем обучении с 01.09.2018 г. За период 01.09.2018 г. по 31.12.2020 выплат по компенсации двухразового горячего питания на ребенка не было. Прокуратурой района в связи с проверкой ее заявления в адрес главы Гулькевичского района было внесено представление, и ей в письменной форме было разъяснено, что она имеет право обратиться в суд. Просила взыскать компенсацию двухразового горячего питания на ее сына Б.М.Р. ребенка-инвалида за период с 01.09.2018 г. по 31.12.2020г. в размере 54049,05 руб., моральный вред в размере 15 000 рублей, восстановить сроки давности обращения в суд.

Представитель ответчика Звозникова Н.А. возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что Постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район от 7 декабря 2020 г. № 1863 «Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому» (с изменениями) вступило в силу с 1 января 2021 г., в связи с чем, выплата денежной компенсации производилась с указанной даты. Указанный нормативный правовой акт обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после его введения. Следовательно, выплата денежной компенсации до 1 января 2021 г. не производилась в связи с отсутствием правовых оснований, следовательно, требование Блиско Н.В. о взыскании компенсации с 01.09.2018 по 31.12.2020 учебные года, неправомерно. Также истец в расчете истица не учла дни когда ребенок был в санаториях. Поскольку спорные правоотношения затрагивают имущественные права истца, требования о компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.

В письменном отзыве на иск Администрация Муниципального образования Гулькевичский район указала, что вопросы местного значения муниципального района отражены в статье 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С учетом положений статьи 15 Федерального закона № 131-Ф3, статей 9 и 79 Федерального закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение бесплатным питанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с абзацами 2, 3 части 5 статьи 20 Федерального закона № 131 ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Муниципальное образование Гулькевичский район является дотационным районом, и подпадает под действие пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Положения пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации до 1 января 2022 г. не распространяются на расходные обязательства по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также иные расходные обязательства, определенные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией) (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 15 октября 2020 г. № 327-Ф3 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году», вступил в силу с 15 октября 2020 г.). Согласно пункту 7 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», пункту 6 статьи 26 Закона Краснодарского края от 16 июля 2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Министерством образования и науки Российской Федерации в письме от 14 января 2016 г. №07-81 даны разъяснения об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому. Согласно письму дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте. В связи с чем, в целях повышения уровня социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в части предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием администрацией 7 декабря 2020 г. принято постановление № 1863 «Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому» (с изменениями). Порядок предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому устанавливает механизм предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), осваивающих основные общеобразовательные программы на дому муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования Гулькевичский район, процедуру обращения родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ за денежной компенсацией, размер денежной компенсации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением денежной компенсации. Финансовое обеспечение мероприятий по выплатам денежной компенсации обучающихся с ОВЗ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Гулькевичский район в рамках муниципальной программы «Развитие образования». Расходы на обеспечение выплаты денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, предоставляются в форме субсидий, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования Гулькевичский район на очередной финансовый год и плановый период. В силу статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Таким образом, обязанность по расходованию средств бюджета возникает только в том случае, если она прямо закреплена законом за публично-правовым образованием соответствующего уровня. Постановление администрации муниципального образования Гулькевичский район от 7 декабря 2020 г. № 1863 «Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей- инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому» (с изменениями) вступило в силу с 1 января 2021 г., в связи с чем, выплата денежной компенсации производилась с указанной даты. Указанный нормативный правовой акт обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после его введения. Следовательно, выплата денежной компенсации до 1 января 2021 г. не производилась в связи с отсутствием правовых оснований, следовательно, требование Блиско Н.В. о взыскании компенсации с 01.09.2018 по 31.12.2020 учебные года, неправомерно. Требование Блиско Н.В. о компенсации бесплатного двухразового горячего питания из расчета 159,67 руб. в день, неправомерно в виду следующего. Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 7 декабря 2020 г. № 1863 утвержден Порядок предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому. Первоначально, пунктом 1.3 порядка было установлено, что денежная компенсация выплачивается одному из родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ (далее - заявитель) в размере 130 рублей за один день обучения на дому, согласно учебному плану обучающегося, за исключением выходных, праздничных дней, каникулярного времени, периода болезни (с временным приостановлением учебного процесса), нахождения его в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (вне каникулярный период), в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации, на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся находится на полном государственном обеспечении. Однако, постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 2 марта 2021 г. № 275 в постановление № 1863 внесены изменения, согласно которым пункт 1.3 изложен в следующей редакции: «Денежная компенсация выплачивается одному из родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ (далее - заявитель) исходя из расчета стоимости одного дня двухразового питания обучающихся с ОВЗ осваивающих основные общеобразовательные программы на дому в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Гулькевичский район, утвержденного приказом управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район, за один день обучения на дому, согласно учебному плану обучающегося, за исключением выходных, праздничных дней, каникулярного времени, периода болезни (с временным приостановлением учебного процесса), нахождения его в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (вне каникулярный период), в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации, на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся находится на полном государственном обеспечении.». Указанное постановление вступило в силу после его официального обнародования и распространило свое действие на правоотношения возникшие с 1 января 2021 г. На основании постановления № 1836 (в редакции от 2 марта 2021г.) Управлением образования администрации муниципального образования Гулькевичский район 16 марта 2021 г. издан приказ № 175-о «О предоставлении денежной компенсации» (далее - приказ управления образования от 16 марта 2021 г. № 175-о), которым определен размер стоимости одного дня двухразового питания детей с ОВЗ, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных организациях администрации муниципального образования Гулькевичский район в сумме 92,16 рублей. Расчет данной суммы произведен на основании Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20). Приложением № 7 «Среднесуточные наборы пищевой продукции минимальные» к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 определены среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей от 7 до 18 лет (в нетто г., мл, на 1 ребенка в сутки), на основании которых производился расчет стоимости продуктов. Согласно приложению к приказу управления образования от 16 марта 2021 года № 175-о рассчитана суточная стоимость рациона питания одного дня на одного обучающегося в сумме 153,6 рублей. Таблицей 3 «Распределение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в организации» приложения № 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утверждено определение в процентном отношении потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в организации. Наиболее целесообразное следующее распределение рациона в процентном соотношении: 25% на завтрак; 35% на обед; 15% на полдник; 25% на ужин. Так как, порядком предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ОВЗ, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому устанавливает механизм предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед), управлением образования администрации муниципального образования Гулькевичский район определено, детям с ОВЗ, обучающихся в первую смену компенсация составляет 60% от суточного рациона питания одного обучающегося, что составляет 92,16 рублей (153,6 руб. х (25% -35%). Требование Блиско Н.В. о компенсации стоимости питания согласно приказу департамента образования Администрации муниципального образования Краснодар в размере 159, 67 руб. неправомерно, в связи с тем, что данный правовой акт не распространяет свое действие на муниципальные общеобразовательные учреждения муниципального образования Гулькевичский район. Поскольку спорные правоотношения затрагивают имущественные права истца, требования о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов местного самоуправления к такой ответственности, не имеется.

Представитель третьего лица М.И.Н. при разрешении спора полагался на усмотрение суда. Пояснил, что ребенок обучается в школе, находится на домашнем обучении. Справка школы дана согласно календарных дней без учета сведений о нахождении в санатории.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворении в части, по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации под охраной государства находятся жизнь и здоровье каждого гражданина. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Согласно ч. ч. 6, 7 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

В соответствии с п. 15 ч. 3. ст. 28 указанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 41 данного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

В силу ч. 1 ст. 37 выше указанного закона организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В соответствие с ч. 7 ст. 79 Федерального закона РФ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Из приведенных нормативных положений следует, что одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого, включая инвалидов и детей-инвалидов, на бесплатное получение общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов на эти цели определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 10 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае», финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Краснодарском крае осуществляется за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов на основе нормативов и нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования в расчете на одного обучающегося.

Таким образом, если ребенок - инвалид не посещает образовательное учреждение, за ним сохраняется право на получение бесплатного двухразового питания, однако обеспечение им осуществляется в иной форме - путем компенсации в натуральном виде (в виде продуктовых наборов), либо в денежном эквиваленте. Эта норма оговорена также в письме Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому".

Согласно ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Таким образом, дети-инвалиды, с ограниченными возможностями здоровья, имеющие статус обучающихся, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

В целях повышения уровня социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, в части предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием администрацией Гулькевичского района 7 декабря 2020 г. принято постановление № 1863 «Об утверждении Порядка предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому» (с изменениями).

Порядок предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому устанавливает механизм предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием (завтрак и обед) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), осваивающих основные общеобразовательные программы на дому муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования Гулькевичский район, процедуру обращения родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ за денежной компенсацией, размер денежной компенсации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением денежной компенсации.

Финансовое обеспечение мероприятий по выплатам денежной компенсации обучающихся с ОВЗ осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Гулькевичский район в рамках муниципальной программы «Развитие образования».

Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 7 декабря 2020 г. № 1863 утвержден Порядок предоставления денежной компенсации на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому.

Согласно пункта 1.3 Постановления № 1863 с изменениями внесенными Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 2 марта 2021 г. № 275, денежная компенсация выплачивается одному из родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ (далее - заявитель) исходя из расчета стоимости одного дня двухразового питания обучающихся с ОВЗ осваивающих основные общеобразовательные программы на дому в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Гулькевичский район, утвержденного приказом управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район, за один день обучения на дому, согласно учебному плану обучающегося, за исключением выходных, праздничных дней, каникулярного времени, периода болезни (с временным приостановлением учебного процесса), нахождения его в организациях отдыха и оздоровления, санаториях (вне каникулярный период), в организациях, предоставляющих услуги по реабилитации, на стационарном лечении в организациях здравоохранения, а также в других организациях, в которых обучающийся находится на полном государственном обеспечении.».

Приказом № 175-о Управления образования администрации муниципального образования Гулькевичский район 16 марта 2021 г. «О предоставлении денежной компенсации» определен размер стоимости одного дня двухразового питания детей с ОВЗ, обучающихся на дому в муниципальных общеобразовательных организациях администрации муниципального образования Гулькевичский район в сумме 92,16 рублей. Расчет данной суммы произведен на основании Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Из материалов дела следует, что 01.10.2018 Б.М.Р. установлена инвалидность, категория «ребенок-инвалид» на срок до 22.07.2029, что подтверждается справкой серия МСЭ-2017 от 04.09.2018.

Согласно заключению по результатам обследования ребенка, протокол от 25.06.2019, психолого-медико-педагогической комиссией г. Гулькевичи Б.М.Р. рекомендовано обучение в общеобразовательной организации по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (ФГОС НОО ОВЗ вариант 8.3).

Как установлено судом несовершеннолетний Б.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, обучающимся в МБОУ СОШ <данные изъяты> во 2 «А» классе, и с 01.09.2018 года находится на домашнем обучении.

Согласно ответа Государственного казенного учреждения Краснодарского края управление социальной защиты населения в Гулькевичском районе Б.М.Р., 21.07.2011г.р., проходил курсы реабилитации в ГКУ СО КК « Гулькевичский реабилитационный центр» в периоды: 21.11.2019 - 06.12.2019 в отделении дневного пребывания в полустационарной форме услуга «обеспечение горячим питанием» выполнена в полном объеме, периодичность 3 раза в день в период курса реабилитации; 01.12.2020 - 24.12.2020 в отделении кратковременного пребывания в полустационарной форме услуга «обеспечение горячим питанием» не предусмотрена; 12.05.2021 - 04.06.2021 в отделении кратковременного пребывания в полустационарной форме услуга «обеспечение горячим питанием» не предусмотрена; 08.09.2021 еще проходит реабилитацию, предположительно до 01.10.2021 в отделении кратковременного пребывания в полустационарной форме услуга «обеспечение горячим питанием» не предусмотрена; в ООО «Санаторий Парус» получал санаторно-курортное лечение с 16.05.2018 и с 23.09.2020 по 13.10.2020.

На основании Постановления №1836 (в редакции от 02.03.2021) Управлением образования администрации муниципального образования Гулькевичский район 16.03.2021 издан Приказ №175-о «О предоставлении денежной компенсации», которым определен размер стоимости одного дня двухразового питания детей с ОВЗ, обучающихся на дому, в сумме 92,16 рубля.

Данный расчет суд признает верным, доводы истца о том, что оплате подлежит компенсация в размере 153,60 рубля в день, основаны на неверном толковании норм права, поскольку данная сумма составляет стоимость трехразового питания.

При определении суммы, подлежащей взысканию в пользу истца в счет компенсации на питание, суд полагает возможным применить размер компенсации, установленной на 2021 год, а именно 92,16 рубля.

Сторонами не оспаривалось, что за период 01.09.2018 г. по 31.12.2020 выплат за компенсации двухразового горячего питания на ребенка не было. Выплаты произведены с января по май (24.05.2021 две выплаты) - 4700,16 руб. и 2027,52 руб. и 02.06.2021 одна - 737,28 руб., исходя из расчета 92,16 рубля, стоимости одного дня двухразового питания детей с ОВЗ.

В связи с изложенным, с Администрации Муниципального образования Гулькевичский район в пользу Блиско Н.В. подлежит взысканию компенсация бесплатного двухразового горячего питания на Б.М.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере 32716,80 (тридцать две тысячи семьсот шестнадцать рублей восемьдесят копеек) за период 2018-2019 г. (155 дн.), 2019-2020 г. (139 дн.), с 01.09.2020 г. по 25.12.2020 г. (61 дн.) из расчета 92 рубля 16 копеек за каждый учебный день.

В остальной части требования удовлетворению не подлежат.

Доводы представителя истца о том, что выплата денежной компенсации до 1 января 2021 г. не производилась в связи с отсутствием правовых оснований, не может служить основанием для отказа в выплате компенсации, поскольку организация питания обучающихся является обязанностью образовательного учреждения и не может служить основанием нарушения права обучающегося с ОВЗ на получение компенсации на питание.

Блиско Н.В. заявлены требования о компенсации морального вреда причиненного ей и ее ребенку.

На основании ст. ст. 150, 151 Гражданского кодекса РФ, здоровье и личная неприкосновенность гражданина являются личными неимущественными правами. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из степени причиненного вреда и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Суд полагает, что поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ей и ее сыну вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 ГК РФ не представлено, то оснований для удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда суд не усматривает.

В силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу требований пункта 2 статьи 199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Блиско Н.В. заявлены требования о взыскании суммы за питание за период с 01.09.2018 г. по 31.12.2020г. В суд истец обратилась 06.08.2021 года, то есть в пределах срока исковой давности, предусмотренного ст. 196 ГК РФ. Ответчиком о пропуске срока не заявлено. В связи с чем, суд полагает, что требования истца о восстановлении срока заявлены излишне.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск Блиско Н.В. в интересах несовершеннолетнего Б.М.Р. к Администрации Муниципального образования Гулькевичский район о взыскании компенсации на ребенка инвалида, компенсации морального вреда удовлетворить в части.

Взыскать с Администрации Муниципального образования Гулькевичский район в пользу Блиско Н.В. компенсацию бесплатного двухразового горячего питания на Б.М.Р., 21 июля 2011 года рождения, в размере 32716,80 (тридцать две тысячи семьсот шестнадцать рублей восемьдесят копеек) за период 2018-2019 г. (155 дн.), 2019-2020 г. (139 дн.), с 01.09.2020 г. по 25.12.2020 г. (61 дн.) из расчета 92 рубля 16 копеек за каждый учебный день.

В остальной части требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 24 сентября 2021 года.

Судья Гулькевичского

районного суда О.С. Хайрутдинова