НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Гулькевичского районного суда (Краснодарский край) от 06.06.2022 № 2-376/2022230013-01-2022-000227-93

Дело № 2-376/2022 23RS0013-01-2022-000227-93

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гулькевичи 06 июня 2022 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Соколенко А.В.,

при секретаре Переверзевой Н.С.,

с участием по средствам ВКС представителя Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу по доверенности Андриасьян С.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Амоян Р.С. к АО «ДСУ-7», Департаменту лесного хозяйства по Южному федеральному округу о взыскании ущерба причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,

установил:

Истец Амоян Р.С. обратился в суд с иском к ответчику АО «ДСУ-7» о взыскании денежных средств на восстановительный ремонт транспортного средства - МАЗДА 6, идентификационный номер (VIN): , 2017 года выпуска, г/н , в размере 168 900 рублей; понесенных расходов на: оплату услуг эксперта в размере 7 300 рублей; оплату государственной пошлины суда в размере 4 724 рубля.

Исковые требования обоснованы тем, что 24.11.2021 в 06 часов 10 минут он двигался на своем транспортном средстве - МАЗДА 6, идентификационный номер (VIN): , 2017 года выпуска, г/н , из г. Гулькевичи в г. Кропоткин, в это время на участке автодороги г. Гулькевичи - г. Кропоткин км. 0 + 990, перед его транспортным средством на проезжую часть упало дерево. Он принял все необходимее меры для предотвращения ДТП, но т.к. дерево упало быстро и неожиданно, а короткое расстояние не позволило так быстро остановиться его транспортному средству, то он допустил на него наезд, в связи с чем, пострадало его транспортное средство. 24.11.2021 старшим государственным инспектором дорожного надзора группы ДН ОГИБДД ОМВД России по Кавказскому району капитаном полиции Ц.А. было вынесено предписание , которым должностному лицу: главному инженеру АО «ДСУ-7» Г.С. в целях устранения нарушений законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения: ГОСТ Р 50597-2017, по факту ДТП произошедшего 24.11.2021, предлагается организовать выполнение мероприятий по устранению на а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин км. 0 + 990 посторонних предметов с проезжей части, в виде упавшего дерева. После произошедшего ДТП он обратился в ООО «Финансово-правовой центр «Экспертиза и оценка» для установления стоимости ремонта транспортного средства. Согласно экспертному заключению от 08.12.2021 стоимость ремонта его транспортного средства без учета износа, т.к. запасные части будут приобретаться новые, составила 168 900 рублей. Расходы по оплате услуг эксперта составили 7 300 рублей, что подтверждается квитанцией-договором от 08.12.2021. 16.12.2021 им на имя генерального директора АО «ДСУ-7» П.М. была направлена досудебная претензия о возмещении вреда связанного с ДТП. В связи с тем, что ответчик, по настоящее время, в добровольном порядке, отказался осуществить ему выплату денежных средств, в размере 168 900 рублей на восстановительный ремонт принадлежащего ему транспортного средства - МАЗДА 6, идентификационный номер (VIN): , 2017 года выпуска, г/н , и стоимость экспертного заключения 7 300 рублей, он вынужден обратится за защитой своих прав в суд. Также, по вине ответчика, ему пришлось нести дополнительные материальные затраты на оплату государственной пошлины суда в размере 4 724 рубля.

Определением Гулькевичского районного суда от 22.02.2022 в качестве соответчика привлечен Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу.

Истец Амоян Р.С. и его представитель по доверенности Ластовская В.В. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, на удовлетворении иска настаивают.

Представитель ответчика АО «ДСУ-7» по доверенности Круглова И.С. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований к АО «ДСУ-7» отказать.

В отзыве на исковое заявление представитель ответчика АО «ДСУ-7» по доверенности Круглова И.С. указала, что считает требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Между АО «ДСУ-7» (Подрядчик) и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края заключен государственный контракт от 30.12.2020 на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2021-2023 годах в Гулькевичском, Кавказском, Тбилисском и Новокубанском районах, в том числе а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин. Согласно п.1.2. Госконтракта «Номенклатура работ, проводимых Подрядчиком, определяется действующей Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402 (Приказ Минтранспорта)». В соответствии с п.12 Приказа Минтранспорта в состав работ по содержанию автомобильных дорог по полосе отвода входят работы по поддержанию полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозкой и утилизацией на полигонах. В соответствии с п.14 Приказа Минтранспорта в состав работ по озеленению входят работы по уходу за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, борьба с вредителями и болезнями растений, подсадка деревьев и кустарников. Сотрудниками ГИБДД по Кавказскому району, оформлявшими дорожно-транспортное происшествие 24.11.2021 с участием автомобиля МАЗДА 6, г/н , неверно указана километровая привязка места фиксации дорожно-транспортного происшествия, поскольку а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин имеет начало в Гулькевичском районе с 0 км. + 000 м., то есть от г. Гулькевичи в сторону г. Кропоткина, а в Кавказском районе а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин начинается с 7 километра. Полагает, что местом дорожно-транспортного происшествия (наезда автомобиля МАЗДА 6, г/н на упавшее дерево) необходимо считать 8 км. + 210 м. в Кавказском районе. АО «ДСУ-7» выполняет работы по содержанию а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин в Кавказском районе с 7 км. + 025 м. по 9 км. + 290 м. в длину (приложение №1 к Требованиям Заказчика к Госконтракту), а в ширину зона ответственности АО «ДСУ-7» ограничивается полосой отвода автомобильной дороги. Согласно ведомости размеров полосы отвода (таблица Э-20) технического паспорта а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин №03 ОП РЗ 03К-040 размер полосы отвода с 7 км. + 260 м. по 8 км. + 604 м. слева и справа составляет 11 метров от оси дороги. Согласно ведомости озеленения (таблица Э-15) этого же технического паспорта зеленые насаждения «лес» на балансе ГКУ КК «Краснодаравтодор» не состоят. Сотрудниками АО «ДСУ-7» были произведены замеры от оси а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин, 8 км. + 210 м. до места произрастания дерева. Согласно замерам расстояние от оси дороги до места произрастания дерева составило более 17 метров. Согласно «схемы места дорожно-транспортного происшествия» от 24.11.2021, составленной сотрудниками ГИБДД на месте ДТП, расстояние от оси дороги до места произрастания дерева составила 18,9 метров. АО «ДСУ-7» является подрядной организацией, которая выполняет работы по содержанию автомобильных дорог, элементов обустройства этих автомобильных дорог, а также зеленых насаждений находящихся на балансе Заказчика только в полосах отвода автомобильных дорог в соответствии с классификацией работ, определенной приказом Минтранспорта. Сотрудниками ГИБДД при оформлении ДТП был составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, поскольку это является мерой реагирование со стороны ГИБДД. В соответствии с чем, сотрудниками ГИБДД было вынесено предписание от 24.11.2021 об устранении посторонних предметом с проезжей части автодороги, которое было исполнено в установленный срок. Работы по очистке проезжей части а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин, 8 км. + 210 м. были начаты в 07 ч. 01 мин. экскаватором Cat432 Д2, г/н , что подтверждается данными системы ГЛОНАСС и путевым листом от 24.11.2021. АО «ДСУ-7» к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по выполнению государственного контракта не привлекалось, что свидетельствует о соблюдении АО «ДСУ-7» требований предусмотренных п.5.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения: «Посторонние предметы должны быть удалены: с проезжей части дорог и улиц, краевых полос у обочины и полос безопасности у разделительной полосы, тротуаров, с пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов в течение трех часов с момента обнаружения». Также необходимо отметить, что Истцу, по адресу указанному в претензии, 21.12.2021 был направлен ответ, который он в почтовом отделении так и не получил. Из толкования требований ст.15 ГК РФ во взаимосвязи со ст.1064 ГК РФ, для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; юридически значимую причинную связь между противоправным поведением и наступлением вреда; его размер. При этом отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии оснований для возмещения вреда. На основании вышеизложенного считает, что правовые основания для взыскания материального ущерба с АО «ДСУ-7» за вред, причиненный имуществу Истца отсутствуют, т.к. нет причинно-следственной связи между действиями (бездействиями) АО «ДСУ-7» по выполнению условий государственного контракта на содержание автомобильной дороги г. Гулькевичи - г. Кропоткин и причинением материального ущерба. В связи с изложенным считает, что АО «ДСУ-7» является ненадлежащим Ответчиком по исковым требованиям, заявленным Истцом. Полагает, что Истцу необходимо обратиться к лицам, ответственным за состояние и содержание зеленых лесных насаждений (деревьев), находящихся за полосой отвода автомобильной дороги. Тот факт, что АО «ДСУ-7» является подрядной организацией, выполняющей работы по содержанию а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин не свидетельствует о виновности в причинении материального ущерба Истцу. Просит в удовлетворении исковых требований Амоян Р.С. к АО «ДСУ-7» о взыскании материального ущерба отказать полностью.

Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу по доверенности Андриасьян С.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в их удовлетворении к Департаменту лесного хозяйства по Южному федеральному округу отказать, указал, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что земельный участок, на котором произошло ДТП, расположен на землях Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу.

В возражениях на исковое заявление указал, что Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства. Полномочия и функции, а также порядок финансирования деятельности Департамента определены в Положении, утвержденном приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 19.06.2015 №201. В свою очередь, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (Постановление Правительства Российской федерации от 23.09.2010 №736 (ред. от 09.03.2022) «О Федеральном агентстве лесного хозяйства»). В соответствии с ч.3 ст.90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог. Земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Пунктом 10.1 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Приказом Минприроды России от 10.07.2020 №434 утверждены правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечень случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Согласно п.8 Правил использования лесов в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов. Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160; б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра; в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты. Учитывая изложенное, юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении автомобильные дороги, обязаны осуществлять вырубку сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты. Содержание Правил использования лесов свидетельствует о том, что данный нормативный правовой акт является законом, подлежащим применению по данному спору. Применительно к п.б п.8 Правил использования лесов настоящему спору, согласно материалов дела, указанным лицом является АО «ДСУ-7». Как следует из информации, полученной из ГБУ Краснодарского края «Управление Краснодарлес», данным учреждением путем использования материалов лесоустройства, сведений публичной кадастровой карты Краснодарского края (сайт roscadastr.com) установлено, что участок дороги г. Гулькевичи - г. Кропоткин, на котором произошло ДТП относится к земельному участку с кадастровым номером , категория земель: земли поселений (земли населенных пунктов), вид разрешенного использования: для размещения лесопарков (для ведения лесного хозяйства). Кроме этого данные сведения о земельном участке с кадастровым номером подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, полученной Департаментом с помощью программы ТехноКАД-муниципалитет. В соответствии с ч.1.1 ст.84 Лесного кодекса РФ (Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений) органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов. В соответствии с ч.1 ст.116 Лесного кодекса РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов в пределах одного муниципального образования. Согласно вышеприведенных доводов, правовых норм Лесного кодекса РФ, применительно к содержанию ч.1.1 ст.84, ч.1 ст.116 Лесного кодекса РФ, Правил использования лесов, следует, что: лесные насаждения на данном земельном участке относятся к категории городских лесов и относятся к компетенции органа местного самоуправления; согласно сведений ГЛР земельный участок с кадастровым номером не относится к землям лесного фонда и, соответственно, не находится в компетенции Департамента; в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что земельный участок на котором произошло ДТП, относится к землям лесного фонда; обязанность по содержанию лесных насаждений на данной территории имеет АО «ДСУ-7». Учитывая изложенное, Департамент полагает, что исковые требования в части взыскания суммы в возмещение вреда с Департамента, не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица ГБУ Краснодарского края «Управление Краснодарлес» по доверенности П.Я. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление указал, что считает, что суду необходимо установить собственника земельного участка, на котором произрастало упавшее дерево, установить организацию, на которой лежит обязанность по содержанию данного земельного участка, на котором произрастало дерево. Согласно данным публичной кадастровой карты указанный земельный участок дороги относится к земельному участку с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, у ГБУ Краснодарского края «Управление «Краснодарлес» отсутствуют обязанности по содержанию лесных насаждений на указанной территории.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст.12 ГК РФ к одному из способов защиты гражданских прав относится возмещение убытков.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.79 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ, вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательств в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством (ст.1064 ГК РФ).

На основании п.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Как разъяснено в п.12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2 ст.1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

В судебном заседании установлено, что истец Амоян Р.С. является собственником автомобиля МАЗДА 6, идентификационный номер (VIN): , 2017 года выпуска, г/н (ПТС серия ).

Определением старшего инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД РФ по Кавказскому району Б.Е. от 24.11.2021 в возбуждении дела об административном правонарушении отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях Амоян Р.С.

Согласно указанному определению и смехе места дорожно-транспортного происшествия 24.11.2021 в 06 ч. 10 мин. на участке автодороги «Гулькевичи - Кропоткин» 0 км. + 990 м. произошло ДТП с участием автомобиля МАЗДА 6, идентификационный номер (VIN): , 2017 года выпуска, г/н , под управлением Амоян Р.С. с внезапно упавшим деревом на проезжую часть дороги.

В связи с ДТП автомобилю МАЗДА 6, г/н , принадлежащему истцу на праве собственности, причинены механические повреждения: переднего бампера, правого переднего крыла, правой передней блок фары, правой передней противотуманной фары, скрытые повреждения.

Для определения действительного размера ущерба транспортного средства Амоян Р.С. обратился к независимому эксперту.

Согласно экспертному заключению , выполненному ООО «Финансово-правовой центр «Экспертиза и оценка» 08.12.2021, общая стоимость ремонта с учетом износа составляет 117 700 рублей, общая стоимость ремонта без учета износа составляет 168 900 рублей.

Из схемы места дорожно-транспортного происшествия от 24.11.2021 следует, что упавшее на проезжую часть дерево находилось на полосе движения истца и обочине участка автодороги «Гулькевичи - Кропоткин» 0 км. + 990 м., расстояние от оси дороги до места произрастания дерева (корня) составляет 18,9 м.

Сотрудниками ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД РФ по Кавказскому району при оформлении материалов дела об административном правонарушении определено место ДТП на участке автодороги «Гулькевичи - Кропоткин» 0 км. + 990 м.

Между АО «ДСУ-7» и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края заключен государственный контракт от 30.12.2020 на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2021-2023 годах в Гулькевичском, Кавказском, Тбилисском и Новокубанском районах, в том числе а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин.

Согласно п.3 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства».

Согласно п.1.2. Госконтракта «Номенклатура работ, проводимых Подрядчиком, определяется действующей Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402 (Приказ Минтранспорта)».

В соответствии с п.6 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Приказа Минтранспорта в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы: 1) по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода; 2) по дорожным одеждам; 3) по искусственным и защитным дорожным сооружениям; 4) по элементам обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с п.8 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» Приказа Минтранспорта в состав работ по озеленению входят: 1) уход за посадками, обрезка веток для обеспечения видимости, уборка сухостоя, защита лесопосадок от пожаров, борьба с вредителями и болезнями растений, подсадка деревьев и кустарников; 2) скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков; ликвидация нежелательной растительности химическим способом; 3) засев травами полосы отвода, разделительной полосы, откосов земляного полотна и резервов с проведением необходимых агротехнических мероприятий по созданию устойчивого дернового покрытия; 4) художественно-ландшафтное оформление дорог (разбивка цветочных клумб, посадка живых изгородей и другие работы).

Приказом Минтранспорта определен перечень основных технологических процессов с учетом специфики работ по содержанию автомобильных дорог. Соответственно состав работ, выполняемых Подрядной организацией по Госконтракту является исчерпывающим.

ОА «ДСУ-7» выполняет работы по содержанию автодороги г. Гулькевичи - г. Кропоткин в Кавказском районе на протяжении с 7 км. + 025 м. по 9 км. + 290 м. в длину (приложение №1 к Требованиям заказчика к Госконтракту); в ширину зона ответственности АО «ДСУ-7» ограничивается полосой отвода автомобильной дороги.

Согласно ведомости размеров полосы отвода (таблица Э-20) технического паспорта а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин размер полосы отвода с 7 км. + 260 м. по 8 км. + 604 м. слева и справа составляет 11 метров от оси дороги.

Из ведомости озеленения (таблица Э-15) этого же технического паспорта следует, что зеленые насаждения «лес» на балансе ГКУ КК «Краснодаравтодор» не состоят.

Согласно акту обследования а/д с а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин с 7 км. + 025 м. по 9 км. + 290 м. в Кавказском районе от 25.11.2021, начальником СУ-4 (ст. Кавказская) Б.В. и производителем работ СУ-4 (ст. Кавказская) Б.А. 25.11.2021 в 10 ч. 30 мин. выполнено обследование а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин с 7 км. + 025 м. по 9 км. + 290 м. в Кавказском районе в связи с дорожно-транспортным происшествием ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированным сотрудниками ГИБДД в 06 ч. 10 мин. на автомобильной дороге г. Гулькевичи - г. Кропоткин, 0 км. + 990 м., произошедшего в результате падения дерева перед движущимся автомобилем МАЗДА 6, г/н . В ходе обследования установлено, что фактическим местом дорожно-транспортного происшествия является километровая привязка а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин 8 км. + 021 м. (справа) в Кавказском районе, поскольку а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин имеет начало в Гулькевичском районе с 0 км. + 000 м., то есть от г. Гулькевичи в сторону г. Кропоткина, а в Кавказском районе а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин начинается с 7 километра по 9 километр. В месте дорожно-транспортного происшествия а/д г. Гулькевичи - г. Кропоткин, 8 км. + 021 м. (справа) измерительной металлической рулеткой длинной 20 метров, заводской , проведен замер расстояния от оси дороги (разметка) до места произрастания дерева перпендикулярно оси дороги в глубь лесного массива (приложение фото места произрастания дерева), которое составило 17 метров 50 сантиметров (выкопировка из публичной кадастровой карты Росреестра на земельный участок кадастровый , выкопировка из проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге г. Гулькевичи - г. Кропоткин Кавказский район 7 км. + 025 м. - 9 км. + 290 м.).

Суд, с учетом представленных в дело доказательств, установил, что фактическим местом дорожно-транспортного происшествия, зафиксированным сотрудниками ГИБДД в 06 ч. 10 мин. 24.11.2021 на автомобильной дороге г. Гулькевичи - г. Кропоткин, произошедшего в результате падения дерева перед движущимся автомобилем МАЗДА 6, г/н , принадлежащим истцу, является километровая привязка автомобильной дороги г. Гулькевичи - г. Кропоткин 8 км. + 021 м. (справа) в Кавказском районе, на земельном участке кадастровый .

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок кадастровый , категория: земли населенных пунктов для ведения лесного хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Кропоткин, правообладатель - Россия.

Согласно ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу подп.2 п.3.9 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 , органом осуществляющим владение, пользование, распоряжение лесными участками в Краснодарском крае, находящимися в государственной собственности является Министерство природных ресурсов Краснодарского края.

В порядке ст.83 Лесного кодекса РФ и с учетом Положения о Министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 №1250, министерство обеспечивает отдельные полномочия Российской Федерации в отношении земель лесного фонда на территории Краснодарского края, как орган государственной власти субъекта Российской Федерации и наделено полномочиями по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организации и проведению соответствующих аукционов); по принятию решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования; по заключению соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда; по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

В соответствии с п.п.4.1.2 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19.12.2016 №459) контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляет указанный орган.

Согласно п.п.б п.2 Указа Президента РФ от 27.07.2010 №1074 «О федеральном агентстве лесного хозяйства» Федеральному агентству лесного хозяйства переданы функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

Согласно ч.1 Положения «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Согласно ч.4 Положения «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно п.5.17 вышеуказанного Положения «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций.

На основании ч.2 Положения «О Департаменте лесного хозяйства по Южному федеральному округу», утвержденного Приказом Рослесхоза от 19.06.2015 №201 Департамент является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, действующим на территории Северо-Кавказского, Крымского и Южного федеральных округов.

Согласно п.2, п.7, п.8 ч.9 вышеуказанного Положения «О Департаменте лесного хозяйства по Южному федеральному округу», Департамент в пределах своей компетенции принимает участие в проведении государственной инвентаризации лесов; в организации и обеспечении государственного лесопатологического мониторинга в лесах, расположенных на землях лесного фонда; в осуществлении оценки эффективности исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий в области лесных отношений.

Согласно п.2 ч.10 Положения «О Департаменте лесного хозяйства по Южному федеральному округу», Департамент осуществляет функции получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него полномочий.

Согласно требованиям ч.1 ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о доказанности наличия всех условий, необходимых для возложения на Федеральное агентство лесного хозяйства гражданско-правовой ответственности за причиненный материальный ущерб истцу. В свою очередь Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу является главным распорядителем и получателем денежных средств, в связи с чем, гражданско-правовая ответственность должна быть возложена именно на него.

Учитывая, что в силу ст.ст.15, 1064 ГК РФ под убытками, ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, суд считает, что возмещению подлежат расходы, которые необходимы для восстановления имущества, поврежденного падением дерева, в том виде, в котором оно существовало до данных обстоятельств.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному иску является Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу и именно с Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу в пользу истца Амоян Р.С. подлежит взысканию сумма ущерба в размере 168 900 рублей, к АО «ДСУ-7» в удовлетворении исковых требований Амоян Р.С. надлежит отказать, так как оно является ненадлежащим ответчиком.

Доводы представителя ответчика - Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу о том, что обязанность по содержанию лесных насаждений на данной территории имеет АО «ДСУ-7», суд находит несостоятельными, поскольку дерево произрастало за полосой отвода автомобильной дороги, в то время как зона ответственности АО «ДСУ-7» ограничивается полосой отвода автомобильной дороги.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса.

В силу ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истец Амоян Р.С. понес затраты на оплату услуг эксперта по определению стоимости ремонта – 7 300 рублей (квитанция - договор от 08.12.2021); оплатил государственную пошлину в размере 4 724 рубля (квитанция от 18.01.2022).

Поскольку решение суда принято в пользу Амоян Р.С. с ответчика в пользу истца подлежат возмещению расходы по оплате услуг эксперта в размере 7 300 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 724 рубля, исчисленной согласно требованиям ст.333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Амоян Р.С. к АО «ДСУ-7», Департаменту лесного хозяйства по Южному федеральному округу о взыскании ущерба причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия - удовлетворить частично.

Взыскать с Департамента лесного хозяйства по Южному федеральному округу в пользу Амоян Р.С. в счет возмещения материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия 168 900 рублей, расходы за проведение экспертизы в размере 7 300 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4 724 рубля, всего 180 924 (сто восемьдесят тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля.

В удовлетворении исковых требований Амоян Р.С. к АО «ДСУ-7» о взыскании ущерба причиненного в результате дорожно- транспортного происшествия - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 10 июня 2022 года.

Судья

Гулькевичского районного суда А.В. Соколенко